Принципы и методы социальной работы, цели, задачи
Принципы и методы социальной работы, цели, задачи
Старость — это объективный социальный риск, поэтому
необходимо создать условия и предпосылки для адаптации к ограничениям
жизнедеятельности в пожилом возрасте. Пожилые
граждане особенно престарелые и долгожители, нуждаются в гарантированном
обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище,
полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды
жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности,
человеческом общении и понимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а
также достойном погребении после кончины.
Основная цель социальной политики – это достижение социально–экономического
и морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.
2 цель - способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законных
интересов пожилых людей, в том числе на социальное обеспечение;
3 цель - содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей,
утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;
4 цель - добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого
возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
5 цель - предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное
обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной
жизни в старости;
6 цель - участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения
и проблем пожилых людей;
7цель - способствовать привлечению
дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному
обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу
общественности, используя участие негосударственных структур.
В основу этой
деятельности положены следующие основные принципы;
1. предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
2. содействие практической реализации прав и законных
интересов, обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение
устранения их от активной общественной жизни;
3. соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан
при получении социальной помощи и услуг;
4. дифференциация подходов к разрешению проблем различных
групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их
положение;
5. выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной
помощи и обслуживании;
6. адресность при предоставлении социальных услуг с
приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и
жизни;
7. использование новых технологий социальной работы,
направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;
8. ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых
людей;
9. обеспечение
информированности всего населения о положении пожилых людей в обществе, о
правовых гарантиях и возможностях получения социальной помощи и услуг в пожилом
возрасте.
Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации,
становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть
использована также для содержательной характеристики социальной работы как
особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут
быть включены следующие формулы.
2.Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи
нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные,
неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и
пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет
спонсорской помощи, международного сотрудничества.
3.Соотнесение
общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом
общества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на
всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательств
распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов
помощи).
4.Согласование общественных норм и представлений о норме
нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режим переговоров,
завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем
необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи.
5.Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы Активизация
возможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяет
рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент,
так и в будущем. С другой стороны, только развитие у
лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и
ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей
степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной
востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками
должна формулироваться задача - поддерживать активную жизненную позицию клиента
социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта
самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально
приемлемом уровне.
6.Облегчение использования (обеспечение доступности)
общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к
управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен
владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких
обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка
нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с
ресурсными источниками.
Учитывая тот факт, что социальная работа является
универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее
методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук. Их
можно разделить на несколько групп:
1- Общефилософские принципы, лежащие в основе всех
наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы
детерминизма, отражения, развития.
2. Общие принципы социальных (общественных) наук:
принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости,
гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.
3. Социально-политические
принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и
направленности социальной работы от социальной политики государства.
4. Организационные
принципы — социально-технологическая компетентность кадров, принципы
контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и
обязанностей, полномочий и ответственности.
5. Психолого-педагогические
принципы
6. Специфические принципы социальной работы,
определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг
населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности,
вариативности социальной помощи, гармонизации общественных групповых и
личностных интересов и др.
Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной
помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного,
национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться
каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть
обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части
их.
Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости
принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с
конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не
ограничиваться только стандартным набором мероприятии, ориентированных на
«среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по
предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов
Принцип клиентопроцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех
случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Основан
на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий,
даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам.
Принцип опоры на
собственные силы подчеркивает
субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд
ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения,
устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми.
Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая
социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание
социальной помощи своему населению.
Принцип
конфиденциальности связан
с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной
информация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему или
его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях,
негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах,
криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться
только в профессиональных целях. Она не должна разглашаться.
Принципы социальной
работы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Знание об окружающей нас социальной
действительности — это важнейшее орудие практического воздействия на нее.
Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие
из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах. Они дают
ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и
операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения
конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются
междисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальной
работы как вида деятельности. Поэтому их делят на экономические, правовые,
политические, социально-психологические, медико-социальные,
административно-управленческие и др.
Все методы социальной работы можно разделить на две группы:
1) методы решения задач;
2) методы получения знания.
К методам решения задач относятся следующие.
Социологические
В своей деятельности
социальные работники обращаются, прежде всего, к таким социологическим методам,
как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные,
неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет,
кинофильмов, публичных выступлений).
Психологические
Специфика психологических методов заключается в том, что они
направлены на изучение человеческой психики.
Другие методы
Роль социологических и психологических методов в социальной
работе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работники
получают информацию об условиях жизни людей, а также их личностных
особенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы,
требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические,
педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические и
медико-социальные.
Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей,
обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.
Значение педагогических методов обусловлено тем, что в
своей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемами
воспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационные
методы связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социально
незащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методам
объясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается на
определенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должны
владеть финансово-экономическими методами, направленными не решение
проблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.
Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарным
просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.
Многообразие методов социальной работы не означает, что все
они используются при решении каждой из ее задач. Выбирая определенные методы,
социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним. К методам получения знания относятся:
Коммуникативные
Социальная работа
является частным случаем коммуникации. В процессе коммуникации знание выступает
как информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными
методами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общения
между людьми, которые обмениваются информацией.
Философские
Поскольку знание получается в результате познания человеком
окружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии
(или теории познания).
Познание включает в себя
не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.
Процесс становления
социальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов и
носит плюралистический характер.
Список литературы
1. «Общая психология» Гуманитарный
издательский центр «Владос», Москва 1999 г.
2. «Социальная работа. Теория и
организация» Минск «Тетра Системс» 2005г.
3. «Социальная работа для студентов
вузов» Ростов – на – Дону «Феникс» 2000 г.