Правовое регулирование медицинского обслуживания
Введение
Предметом
общей теории правового обеспечения являются правовые и государственные явления,
закономерности их возникновения, развития конечных судеб. Право как регулятор –
это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве
институционного нормативного образования. Научной категорией, через которую
реализуется такая научная перспектива, является понятие правовое регулирование.
Это один из основных вопросов контрольной работы. Второй вопрос контрольной
работы – это особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам
населения. Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все
сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную
ситуацию. В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы
медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая
стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Целью контрольной
работы является анализ принципов правового регулирования, а также, выявление особенностей
оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Предметом
исследования являюся правовое регулирование и медико-социальная помощь.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих
задач:
– дать
определение понятию «правовое регулирование»;
– выяснить
каков механизм правового регулирования;
– охарактеризовать
принципы правового регулирования;
– установить
особенности оказания медико-социальной помощи городскому и сельскому населению;
– выявить
предмет регулирования и круг лиц в распоряжении главы администрации
Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 – р.
1. Понятие
принципов правового регулирования
1.1
Определение правового регулирования
Правовое
регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия всегда
осуществляется посредством своего «инструментария», особого, свойственного только
праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые
ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках
определенных типов, «моделей» юридического воздействия на общественные
отношения.
Это понятие –
не просто несколько иной словесный оборот выражению «право – регулятор», а
особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая
специфический понятийный ряд.
Итак, правовое регулирование можно определить как
процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических
норм (норм права). Основывается на предмете и методе правового регулирования.
Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется
соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с
государственным управлением, являются предметом административного права. Под
методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм
на общественные отношения [1].
1.2 Механизм
правового регулирования
Отличительная
черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм.
Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен
как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается
результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Механизм
правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой
действительности, относящихся к догме права, т.е. комплекс последовательно
связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный
характер.
Под строго
инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования выделяются
три основных звена:
1) юридические
нормы – основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права
закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость
определенного поведения субъектов;
2) правовые
отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при
наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные
возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных
юридических прав и обязанностей, и следовательно, – переключающих правовую энергию
юридических норм на уровень конкретных субъектов – носителей прав и
обязанностей;
3) акты
реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает
запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается
ситуация (дело).
1.3 Принципы
правового регулирования.
Правовое
регулирование должно соответствовать общим принципам построения системы
правового регулирования:
– принцип
адекватности мер государственного регулирования: государство должно
использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно
необходимы для разрешения сложившихся проблем;
– принцип
устранения избыточных ограничительных мер: меры прямого государственного
регулирования могут вводиться только в целях защиты жизни, здоровья и имущества
граждан, важнейших интересов общества и государства;
– принцип
общего (недискриминационного) регулирования: применение специального регулирования,
отличного от общих (для других сфер экономики и социальной жизни) регулятивных
правил, допустимо лишь в случаях, если отсутствие такого специального
регулирования нарушает конституционные права граждан или содержит явную угрозу
национальной безопасности;
– принцип
приоритетного использования диспозитивных методов государственного
регулирования: императивные правовые нормы, могут применяться только для защиты
важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет
должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений, допускающим
свободный выбор участниками форм и способов реализации своих прав и
обязанностей;
– принцип
функциональной определённости: государственные органы, участвующие в регулировании,
не могут совмещать функции государственного управления, контроля, надзора и
регулятивные функции, а также функции разрешения споров, управления
хозяйствующими субъектами на тех же рынках;
– принцип
гармонизации: российское законодательство не должно содержать норм, создающих
условия для изоляции России от глобального информационного обмена, систем
международной электронной торговли и охраны объектов интеллектуальной
собственности; нормы российского законодательства должны соответствовать
основным подходам, выработанным и успешно применяемым в международной
(зарубежной) практике, а также обеспечивать совместимость российского
законодательства с лучшими подходами к регулированию данной области в мировой
практике [3, с. 135].
2
Особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения
2.1 Право
граждан на медико-социальную помощь
При
заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на
медико-социальную помощь, которая включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и
зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными,
нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной
нетрудоспособности.
Медико-социальная
помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами
в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения,
а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане
имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной
системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской
Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам
обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Граждане
имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ
добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий,
учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Граждане
имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими
изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными
средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их
обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью
определяются Правительством Российской Федерации.
Граждане
имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая
производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в
соответствии со статьей 53 настоящих Основ.
Дети,
подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой,
имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Работающие
граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы
санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц,
окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане,
признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается
одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работающие
граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в
течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без
предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания [4].
2.2
Оказание медико-социальной помощи городскому населению
Учреждения здравоохранения составляют основу системы организации
медицинской помощи населению России. В соответствии с Положением о Министерстве
здравоохранения Российской Федерации, все учреждения должны быть сгруппированы
следующим образом:
2)
учреждения
государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
3)
аптечные
учреждения [5, с. 45–50].
В соответствии с данным приказом, лечебно-профилактические учреждения
представлены больницами, диспансерами, амбулаторно-поликлиническими
учреждениями, учреждениями системы охраны материнства и детства, станциями
скорой медицинской помощи и переливания крови, учреждениями здравоохранения
особого типа и санаторно-курортными учреждениями. Структуры государственного
санитарно-эпидемиологического надзора включают в себя учреждения санитарно – эпидемиологические
и учреждении профилактической медицины. Аптечные учреждения объединяют аптеки,
аптечные базы, аптечные склады и контрольно-аналитические лаборатории, которые
контролируют качество выпускаемых лекарственных средств.
Перечисленные выше лечебно-профилактические учреждения оказывают
медицинскую помощь различным группам населения [6, с 16].
Стационарная медицинская помощь взрослому городскому населению.
Внедрение
экономических методов управления системой здравоохранении, «ведение системы
обязательного медицинского страхования и потребность в повышении конкурентоспособности
лечебно-профилактических учреждении с учреждениями платой медицины способствует
структурной реорганизации всей системы оказания медицинской помощи населению,
которая в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:
– больницы (отделения) с высоким уровнем интенсивности протекания
лечебно-диагностического процесса. В этих стационарах людям оказывается
экстренная медицинская помощь (травмы, острый инфаркт миокарда и т.д.), они
оснащены необходимым современным медицинским оборудованием, лучшими врачебными
кадрами, необходимыми лекарственными средствами и др. После купирования острых
состояний пациента переводят в другое лечебное учреждение. Потребность в таких
стационарах составляет в среднем 10% общей коечной мощности;
– этапные стационары – больницы или
отделения, ориентированные на лечение плановых больных. Эти стационары имеют свои
стандарты кадрового обеспечения, оснащения оборудованием и медикаментами в
зависимости от предъявляемых к ним технологических требований и от своих
финансовых возможностей. Примерная потребность в больничных учреждениях этого
типа составляет 50–60% общей коечной мощности;
– больницы (отделения) для долечивания и
осуществления медицинской реабилитации граждан. Эта сеть медицинских учреждений
в настоящее время у нас в стране развита недостаточно. В связи с этим больные с
последствиями (травм, инсультов и других заболеваний фактически не имеют возможности
получать стационарную реабилитацию. Потребность в этих видах медицинской помощи
составляет около 20% общей коечной мощности;
– медико-социальные больницы (отделения) или
больницы сестринского ухода (хосписы). В такие учреждения направляют пациентов
как органы и учреждения здравоохранения, так и органы социального обеспечения.
Потребность и таких учреждениях составляет в среднем 10–20% обшей коечной
мощности. Особое внимание в них должно быть уделено созданию лечебноохранительного
режима, обеспечению поддерживающего лечения и ухода за больными.
Кроме перечисленных выше стационарных учреждений, сохраняются и
развиваются федеральные и региональные центры специализированной медицинской
помощи различных профилей, в которых применяют новейшие медицинские технологии
по лечению и диагностике заболеваний.
Городская больница является ведущим больничным учреждением, основной
задачей которого является оказание гражданам высококвалифицированной
лечебно-профилактической помощи на основе внедрения в практику работы современных
методов профилактики, диагностики и лечения больных с учетом последних достижений
науки и техники. Возглавляет больницу, гак же, как и поликлинику, главный врач,
который отвечай за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и
финансовую деятельность данного учреждения [7, с. 107 – 110].
2.3 Оказание медико-социальной помощи сельскому населению
В настоящее время число сельских жителей в России составляет около
39,8 млн. чел., или 27% всего населения. Особенности организации медицинской
помощи сельскому населению связаны с характером работы и условиями жизни граждан,
проживающих в сельской местности: значительно меньшая плотность населения, что
обусловлено большим радиусом их расселения; сезонный характер работы; вопросы
профессиональной вредности; не всегда хорошее состояние дорог и др.
Различают 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям:
сельский врачебный участок; районные медицинские учреждения; областные медицинские
учреждения,
На этапе сельского врачебного участка основными
учреждениями являются: фельдшерско-акушерский пункт и сельская участковая больница
или самостоятельная врачебная амбулатория, где больным оказываются как доврачебная,
гак и первая квалифицированная врачебная помощь, проводятся различные
санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Сеть этих учреждений строится в зависимости oт дальности расположения
и величины населенных пунктов, радиуса их обслуживания, состояния экономики
района и состояния дорог. Все медицинские учреждения, входящие в состав врачебного
участка, организационно объединены и работают по единому плану под руководством
главного врача участковой больницы.
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – ближайшее медицинское
учреждение, в которое обращаются сельские жители за медицинской помощью.
Фельдшерско-акушерский пункт – одна из особенностей структуры органов сельского
здравоохранения, обусловленная необходимостью максимального приближения пунктов
оказания медицинской помощи к населению. Рекомендуемый норматив числа
жителей для организации ФАП – 700 и более человек, при расстоянии до ближайшего
медицинскою учреждения не менее 5 км. Если расстояние до ближайшего
медицинского учреждения превышает 7 км. го ФАП можно организовать в
населенных пункте с числом жителей oт 300 до 500 чел.
Сельская участковая больница (СУБ) или самостоятельная врачебная
амбулатория (поликлиника) – основное медицинское учреждение сельскою врачебною
участка. В любой участковой больнице должна оказываться амбулаторная,
стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах,
неотложная хирургическая, травматологическая и стоматологическая помощь.
Врачи участковой больницы и фельдшера фельдшерско-акушерских
пунктов ведут амбулаторный прием взрослых и детей, оказывают больным помощь на
дому, а также оказывают им неотложную помощь.
Районными медицинскими учреждениями являются: центральная районная больница,
номерные районные больницы, Центр Госсанэпиднадзора сельского района, противотуберкулёзный
диспансер, медико-санитарная часть и другие учреждения, расположенные в районном
центре (городе или селе).
Областные медицинские учреждении (республиканские, краевые) – областные
больницы. Областная больница – основное учреждение третьею этапа, обеспечивающая
население области высококвалифицированной специализированной консультативной поликлинической
и стационарной медицинской помощью в полном объёме.
При областной больнице должен иметься пансионат для больных,
поскольку они приезжают со всей области и нуждаются в месте жительстве на время
обследования и уточнения диагнозов, если только они не госпитализируются сразу
же [7, с. 111 – 113].
3. Распоряжение
главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 – р. об организации
адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны
организациями Краснодарского края
1) предмет регулирования:
1. Оказывать необходимое содействие руководителям организаций в выполнении постановления Совета Федерации товаропроизводителей Кубани, правления Краснодарской торгово-промышленной палаты, президиума Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств от 18 мая 2001 года «Об организации адресной социальной помощи участникам Великой Отечественной войны предприятиями, хозяйственными организациями и предпринимательскими структурами Краснодарского края».
2. Образовать при исполнительных органах местного самоуправления рабочие группы по взаимодействию с представителями коммерческих организаций по оказанию адресной социальной помощи наиболее нуждающимся инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, включив в состав представителей органов местного самоуправления, в том числе органов социальной защиты населения, военных комиссариатов, советов ветеранов и средств массовой информации.
3. Рекомендовать руководителям коммерческих организаций Краснодарского края организовать индивидуальное шефство над инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории Краснодарского края, для оказания им постоянной адресной социальной помощи, в первую очередь одиноко проживающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
2) круг лиц: инвалиды и участники Великой Отечественной Войны [8].
Заключение
Целью контрольной работы являлся анализ принципов
правового регулирования, а также, выявление особенностей оказания
медико-социальной помощи отдельным группам населения. Анализ результатов
позволяет сделать следующие выводы:
1) Изучение показало, что правовое
регулирование – это процесс воздействия государства на общественные отношения с
помощью юридических норм.
2) В ходе работы выявлено,
что механизм правового регулирования это комплекс фрагментов правовой
действительности, и он состоит из: юридических норм, правовых отношений, актов
реализации прав и обязанностей.
Что касаемо
принципов правового регулирования – они должны соответствовать общим принципам
построения системы правового регулирования:
3)
Установлено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях
граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает
профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую
и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за
больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной
нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается по разным
направлениям, в зависимости от того на какую группу населения она будет
направлена.
Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и
обобщения способствуют более глубокому пониманию предмета правовое обеспечение
в социальной работе.
Список
использованных источников
1 Internet resource: #"#">http://www.preodolenie.ru/lib3–01–2.shtml
5 Павленок П.Д. Руднева М.Я. Технологии
социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/ под ред.
проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
6 Технологии социальной работы в различных
сферах жизнедеятельности: Учебное пособие/ под ред. проф. П.Д. Павленка. –
М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.
7 Назарова Е.Н. Основы
социальной медицины: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2007. – 368 с.