Кавказ и проблема наций
А.С.
Лопатин «КАВКАЗ И ПРОБЛЕМА НАЦИЙ»
Для каждого мыслящего
человека важна идея самоопределения, самоосознания. Кто Я и зачем Я? Такая
постановка вопроса свидетельствует о стремлении разума постичь суть своего
существования. Все мы люди - человеки. Здесь наше единство – быть людьми – как по
форме, так и по содержанию. Нам присуще различие, и это есть многогранность
человеческой природы, но, не смотря на всю эту разницу в цвете кожи, разрезе глаз,
особенностях артикуляции, наша природа – Любовь.
Культура – динамическая
характеристика творческого разума, то, чем человек отличается от других видов
существ. Создавая мифы и легенды, человек пытался осмыслить закономерности в природе,
космосе, обществе. Так появляются первые искусства: музыка, танец, архитектура и
скульптура, литература. Духовная культура синтезировала многовековой опыт человеческих
отношений и взаимоотношений, создавая нравственные каноны суть которых –
общечеловеческие ценности. Именно они – живые свидетели единства мирового сообщества,
хранители человеческого достоинства и эталоны человеческого качества.
Проблема взаимоотношений
людей, испокон веков живущих на Кавказе, имманентна проблеме наций и самоопределения.
Кавказ – второе, после Гималаев живописное место, ставшее оплотом древней культуры.
Именно сюда, согласно последним исследованиям, проникает «ведическая культура».
Зафиксированная в сознании древних – «протокавказцев», она находит свое отражение
в виде литературного памятника – «Нарты», эпической поэмы. Сменившие древний уклад
жизни христианство, а потом и ислам, кардинально изменили человеческое бытие, столкнув
войной отважные народы. Одни стали возвышать себя над другими, запутались в религиозных
спекуляциях и сошли с пути истины. Вместо вопроса «кто Я и зачем Я?», стали спрашивать:
«кто Ты и откуда Ты?». Вместо человеческих качеств, стали проявляться животные:
агрессивность, жестокость, страх, ненависть. О любви чистой люди забыли. Войны,
насилие, грабеж – стали распространенным явлением. Здесь отметим объединение людей
по родственным связям, что характерно для мусульманского мира. Это объединение не
есть объединение, основанное на узах любви, но основанное на политико-экономической
выгоде членов рода. Такие отношения в ХХΙ
веке
– свидетельство атавизма и эгоизма. Эгоизм – признак безнравственности.
Безнравственность –
утрата культуры – мера массового человека. Любовь – мера настоящего человеческого
существа, стремящегося к самосовершенствованию.
Говоря о европейских нациях,
Хосе Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» выделяет три этапа их формирования:
1 этап – сугубо европейский
инстинкт побуждает мыслить государство как слияние разных народов для политического
и духовного сотрудничества в силу близких географически, этнически и лингвистически
дистанций;
2 этап – период консолидации,
когда «не свои» - воспринимаются «чужими», то есть другие народы, живущие за пределами
нового государства, видятся враждебными. Возникает национализм, хотя имеет место
быть сотрудничество: экономическое, интеллектуальное и духовное;
3 этап – государство окончательно
упрочилось и возникает новая цель – присоединить народы, с которыми еще вчера враждовали.
Здесь формируется и растет убеждение в родственности «соседей» по духу и складу.
Вызревает новая национальная идея: создание национального союза перед лицом народов
более отдаленных и все еще «чуждых».
Имея место быть, данные
этапы актуальны не только для европейского мышления, но вообще для всего людского
мышления сегодняшнего времени. Соотнося вышеуказанные характеристики национально-государственного
формирования с проблемой наций на Кавказе, можно также убедиться в реальности перечисленного:
1 – «национальные» республики
(республики Северного Кавказа) имеют много общего в культуре и экономике, географии
и филологии;
2 – общая территория Северного
Кавказа как «государство» в государстве воспринимается таковой: «Я – горец, Кавказ
– мой край родной!». Кто не «горец» - «тот враг», хотя может это и не говориться
вслух…
3 – понимание самоограниченности
и стремление к более тотальному сплочению – объединению, присоединение к себе соседних
регионов…
Надо отметить, что сама
идея «горца - воина», «горца - пастуха», «горца - хозяина», «горца-родителя» интересна
и велика, но окончательно не сформирована в силу временных обстоятельств – еще не
до конца осуществлен второй этап по Х. Ортегги-и-Гассет, не говоря уже о третьем.
Видится альтернативный способ
осуществления задуманного (самоопределения – саморазвития) – отказ от всего имеющегося
и выработка нового на основе лучшего из ранее существующего. Здесь ложная религиозно
– политическая борьба не должна иметь место быть. Доминирующие религии на Кавказе
– ислам и христианство могут сосуществовать, сотрудничать, помогать друг –
другу, руководясь своей сутью – общечеловеческими ценностями. Человеческое сознание
сначала через религию, затем посредством реальной нравственности общечеловеческих
ценностей достигает духовного видения мира как единого целого организма, когда насилие
не уместно в силу осознания Любви. Любовь как мера человека – есть краеугольный
камень общечеловеческих ценностей. Остальные: истина, долг/закон, мир, ненасилие
– есть её следствия. Любовь – причина Бытия. Любовь – энергия Абсолюта –
чистого Бытия.
Национальная мегаидея, фундаментом
которой является «чистая Любовь» - есть новый виток развития человечества как «большой
нации» людей:
1.
Человечество
– одна «большая семья»;
2.
Отношения
в «семье» построены на общечеловеческих ценностях;
3.
Пусть
существуют все религии, культуры, традиции, но проповедуют и практикуют не то, что
разделяет, а то, что объединяет – Любовь чистую;
4.
Есть
только одна религия - религия Любви;
Любовь – движущая основа
качеств, делающих человека человеком, а также условие трансформации его: посредством
чистой любви человек движется от невежества к высокой культуре и становится сверхчеловеком.
Prema/чистая
Любовь – есть внутренняя сущность человека, человек – воплощение чистой Любви/premasvarupa.
Посредством Любви человек достигает внутреннего мира и связи со своим внутренним
Я – Атман. Через Любовь человеку открывается истина мироздания, живя по принципу
«помогай всегда, не вреди никогда», человек утверждается в праведности – ДХАРМА
– живет в соответствии с законом. Отсюда гармония с самим собой, окружающим миром,
космосом, природой. Осознав себя как чистый Атман – сверх Я, человек эволюционирует,
становится «великой личностью» - МАХАТМОЙ.
Таким образом, строя жизнь,
основанную на общечеловеческих ценностях, достигаем мир во всем мире: в Европе,
в Азии, везде.
Истина – закон/дхарма –
мир – Любовь – ненасилие – есть основа будущего человеческого сообщества, центром
которого будет Россия.