Интернет как виртуальная реальность общества
Введение
Проблема виртуализации общества приобретает актуальность в
связи с постоянным ростом пользователей Интернета. Итак, согласно отчету
аналитической компании comScore, количество пользователей Интернета в мире
достигло 772 млн. человек за май 2007 года. А в России к 2007 году по данным
Фонда "Общественного мнения" Интернетом пользуются около 29,4 млн. человек,
что составляет 26% от общего населения России. Таким образом,
Интернет-аудитория за последние 5 лет существенно выросла (на 18%). Из них
около 40% респондентов "окунаются" в так называемый мир виртуальной
реальности ежедневно.
Представление об Интернете как виртуальной реальности?
Виртуальная реальность изначально рассматривалась как "киберпространство"
- "cyberspace". Впервые понятие возникло в фантастическом романе-техноутопии
"Neuromancer" У. Гибсона, где киберпространство изображается как
коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно
в разных географических местах, соединенные через компьютерную сеть друг с
другом и погруженные в мир графически представленных данных любого компьютера. В
1989 году Ярон Ланьер ввёл термин "виртуальная реальность".
С точки зрения феноменологии, социальную реальность можно
рассматривать как виртуальную. Согласно Б.С. Сивиринову, феноменологическая
социальная реальность была использована 5-балльная шкала, поэтому максимальный
СД =3,46, обладает теми же признаками, что и виртуальная, прежде всего - ее
рефлексивной основой.
Под виртуальной реальностью понимается "внутреннее
состояние" субъекта, которое может быть вызвано внешними причинами (природными
явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними
причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием).
Наш окружающий мир многообразен, в то время как возможности
человека воспринимать его ограничены. Но при этом сознание людей придает
действительности множество смыслов. В результате чего возникают системы
символов, в этом и проявляется символическая функция человеческого сознания, с
помощью которой и происходит виртуализация социальной реальности.
Виртуализация в таком случае - это любое замещение
реальности ее симуляцией/образом, не обязательно с помощью компьютерной
техники, но непременно с применением логики виртуальной реальности.
Таким образом, социальная реальность представляет собой
множество виртуальных социальных реальностей, одной из разновидностей которой
является Интернет. По Сулеру Интернет характеризуется ограниченным сенсорным
переживанием, множественностью личности и анонимностью, уравниванием статусов,
размыванием пространственных границ, растяжением и конденсацией времени,
неограниченной доступностью контактов.
Значит, с помощью Интернета может конструироваться сама
социальная реальность. То, что для нас виртуально, для других может
представляться реальностью "sui generis".
Возникает вопрос: "Насколько эта виртуальная социальная
реальность соответствует действительной реальности и как взаимосвязаны Интернет
и другие социальные реальности?" Для начала мы решили выяснить: как
респонденты воспринимают "социальную среду" и "Интернет-среду"
и себя в них.
Для этого было опрошено 23 студента ПГТУ, с помощью
разработанного нами инструментария, который основан на методе семантического
дифференциала Ч. Осгуда. На первоначальном этапе, на основе полученных корреляций
суждений, были сгруппированы шкалы в 5 факторов: оценка, реальность,
эмоциональность, значимость, сила. После чего было построено семантическое
пространство (СМ) для каждого объекта и вычислен семантический дифференциал (СД).
Также была разработана типология респондентов: "активные
пользователи", "пассивные пользователи", "non-пользователи
Интернета". Последние не представляли интереса для нашего исследования.
В результате анализа данных было выявлено:
Респонденты разделяют понятия "социальная среда" и
"Интернет-среда". Таким образом, можно сказать, что респонденты не
идентифицируют "Интернет-среду" с "Социальной средой" (СД=0,6329).
Также это проявляется в том, что "Социальная среда" более значима,
чем "Интернет-среда", средние значения по фактору "значимость"
- 0,72 и 0,14 соответственно.
Интересно, что проявление "социальной среды" не
так уж и реально для респондентов (среднее значение по фактору "реальность"
- 0,16). А для многих респондентов "Интернет-среда" является "полувиртуальной"
(среднее значение по фактору "реальность" - (-0,09)).
Респонденты одинаково оценивают "социальную среду"
и "Интернет-среду" не очень положительно.
"Активные" и "пассивные" респонденты
воспринимают себя по-разному в "социальной среде" и "Интернет-среде".
"Активные пользователи" представляют себя более эмоциональными в
"социальной среде" и оценивают себя в большей степени положительно в
ней, нежели "пассивные пользователи". Как оказалось, "активные
пользователи" представляют себя в социальной среде более эмоциональными,
более "сильными" и оценивают себя в большей степени положительно в
ней, чем в "Интернет-среде".
Это может объясняться тем, что "Интернет-среда" имеет
свои ограничения: для "активных пользователей" пропала новизна
Интернета, и также они более остро переживают сенсорную ограниченность, меньшие
возможности для проявления своей эмоциональности в "Интернет-среде", нежели
в "социальной среде".
Таким образом, респонденты выделяют "Интернет-среду"
из "социальной среды" как особую реальность, воспринимая ее как
"полувиртуальную" или "полуреальную".
Открытый контент в сети Интернет
Приведем некоторые результаты системного анализа явления
"открытый контент". Метод открытого контента - возникшее и
оформившееся в отдельный институт движение за коллективное создание и распространение
интеллектуальных продуктов (знаний, информации, идей). Движение существует в
виртуальной среде в виде открытых проектов: электронных энциклопедий и
библиотек, веб-журналов, открытых книг и открытых научных публикаций, сетевой
литературы, банков идей, дискуссионных форумов и форумов личного опыта,
открытых образовательных сред.
Участники проектов создают оцифрованные интеллектуальные
продукты, опираясь на представление об информации и знаниях как общественном
достоянии.
Открытый контент представляет собой:
1) методологию (в технологической и социо-технической ее
части) производства продуктов интеллектуального творчества и кооперации
индивидов на основе внеэкономических ценностей;
2) собственно продукты, созданные на основе указанной
методологии (статьи, образы, аудио-файлы, видео, книги, обучающие пособия),
публикующиеся в открытом доступе и в формате, который однозначно разрешает
копирование и/или дальнейшую модификацию и распространение информации;
3) культуру (ценности, цели и нормы кооперации и
самоорганизации), объединяющую участников проектов, задействующих (1) и (2).
Стратегический характер методологии открытого контента
обусловлен фактом опоры данного движения не на ценности тактического характера
(выгода, взаимная полезность, максимизация прибыли), а на ценность знания как
стратегического инструмента воссоздания и преумножения как общественных благ (образованность
- главная производительная сила постиндустриального общества), так и
генетического потенциала человечества (интеллект создается за счет приобретения
знания, и передается следующим поколениям). Данная методология поддерживает
приоритеты сохранения и эволюции человеческого рода вне конфессиональной или
классовой принадлежности (свобода, творчество, самовыражение, забота, развитие,
социальная связность, духовное самосовершенствование, участие в сохранении и
воспроизводстве культуры).
Эффективность методологии открытого контента достигается за
счет свободного участия в проектах неограниченного числа компетентных
участников и поддержания равенства их возможностей. Данный эффект известен из
теории принятия решений, когда нахождение наилучшего решения гарантировано,
если имеется полное множество гипотез и все гипотезы изначально равноправны.
В силу данного обстоятельства методология открытого контента
- эффективный инструмент развития гражданского общества, так как может
применяться для выработки рациональных и этичных решений методом общественного
дискурса, повышая эффективность разработки процедур и взвешенность результатов.
Социальная значимость методологии открытого контента
объясняется ее опорой на ценности кооперации, сотворчества, свободного
партнерства, что способствует возрождению сферы производства "общественного
достояния", или "общественных благ" и сохранению "сообществ".
Количественный рост приверженцев открытого контента и
проектов в разных областях общественного производства, а также энтузиазм
участников проектных сообществ, отражают стремление людей в разных странах к
реализации социальной энергии, не находящей применения в рамках традиционных
иерархических структур и официальных социальных институтов.
Движущие силы и социо-технический характер методологии
открытого контента открывают новые возможности для повышения эффективности в
области общественного производства по следующим направлениям:
1) Повышение рефлексивности социальных акторов в ходе
общественного дискурса, выстраивание стратегических ориентиров развития
территорий различного уровня (от местного самоуправления до глобального диалога),
профилактики идеологического террора, для экспертизы ситуаций.
2) В развитии открытого образования, - путем создания
интеллектуальных продуктов на основе кадровых и материальных ресурсов научных
сообществ.
3) Объединение в виртуальные структуры интеллектуального
потенциала региональных и отраслевых инновационных и образовательных центров,
отдельных ученых, талантливых преподавателей, студентов средствами современной
коммуникации в целостное информационное и социальное пространство для придания
импульса становлению постиндустриального сектора экономики.
3) В сфере государственного управления и развития
гражданского общества - для соединения вертикальных (административных) и
горизонтальных (сетевых, локальных) структур, перераспределения управленческих
функций между различными уровнями власти (нижние уровни вырабатывают мнение и
исполняют принятые решения, осуществляя самоконтроль, верхние этажи власти
осуществляют функции зондирования, координации и поддержания процессов), что
позволит снять остроту кризиса политического представительства и общественного
управления.
4) Для сохранения культурной идентичности и восстановления
локальных (этнических и национальных) идентичностей, разрушенных идеологией и
практикой модернизации, для поддержания жизни этносов и народов. Средства -
общественный дискурс, депозитарии культурного наследия (электронные музей и
библиотеки, музыкальные и видео-архивы), интеллектуальные технологии
жизнеобеспечения (рейтинги лекарственных средств, технологии рефлексивного
самоанализа и построения индивидуальной жизненной траектории, диалоговые
средства диагностики типического в психосоматической медицине и т.д.).
5) Для создания виртуального "Дома знаний" с целью
развития фундаментальных наук (наука о Земле, о человеке, о космосе) и решения
цивилизационных задач, в том числе за счет создания глобальных средств описания
и сквозного рубрицирования научной информации по всем предметным отраслям и
построения глобальной информационной общественной инфраструктуры.
Направление - преодоление аналитического подхода в науке,
целостное описание объектов, феноменов и процессов Вселенной, включая процесс
эволюции живого.
Интернет: новые возможности ведения бизнеса
Важнейшим ресурсом в постиндустриальном обществе становится
информация, источником которой служат информационные сети. Одним из основных
показателей развития Интернета является количественная и качественная динамика
пользователей сети. Если в 2002 году было зарегистрировано более полумиллиарда
пользователей Интернета, то в конце 2005 года "население" Глобальной
сети перевалило за миллиардную отметку, из них примерно 845 миллионов человек -
постоянные пользователи сети. Возникла целая "киберпопуляция" людей,
которые называют себя "граждане Сети".
Исходя из этого, целью данной работы является определение
новых возможностей, которые открывает Интернет для более успешного и
результативного ведения бизнеса.
Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни
современного общества - атрибут, который оказался не просто неким новым
фрагментом социальной жизни, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в
целом. Интернет плотно вошел во все сферы нашей жизни.
Популярный журнал делового мира "Бизнес уик" определил
ближайшее будущее как "эпоху Интернета". Новая информационная
технология, представленная услугами сети Интернет, получил широкое признание в
деловой сфере. По оценкам аналитической фирмы "International Data Corp"
(США), в последние годы текущего столетия следует ожидать увеличения числа
бизнес-пользователей сетью с 3,1 до 88 млн. подключений.
Динамичный рост сферы услуг и активное использование
Интернета в коммерческой деятельности предприятий оказывает значительное
влияние на сферу бизнеса. Высокие темпы и дальнейшие перспективы развития сети
Интернет связаны, прежде всего, с трансляцией сети основных функций рынка -
рекламы фирм и их продукции, прямые контакты между потребителями и
производителями продукции с использованием электронных денег и т.д.
В результате этого рынок может расшириться до глобальных
масштабов, увеличится скорость его операций и эффективность. Теперь в Интернете
работают не только специалисты в области компьютерных информационных
технологий, но и все более широкие слои общества. Коммерческие пользователи
Сети становятся самой быстро возрастающей частью пользователей "всемирной
паутины". Постоянно увеличивается число компаний, разрабатывающих для
поддержания бизнеса интернет-стратегии.
За последние несколько лет начал стремительно развиваться
рынок Интернет - услуг, к которым относят не только услуги доступа к
компьютерной сети, но и профессиональные услуги, связанные с решением
маркетинговых задач в сети Интернет.
Интернет в маркетинге открывает неограниченные возможности
деятельности, которые просматриваются уже сейчас. Единственным ограничением
этой деятельности является в настоящее время отсутствие законодательных
документов, определяющих правовое поле сделок, заключенных посредством
электронных средств коммуникации. Это и право электронной подписи и моменты
передачи прав собственности.
Но даже не смотря на отсутствие этих законодательных
документов в сфере индустриального маркетинга, Интернет является незаменимым
инструментом, позволяющим выполнять задачи, решение которых ранее для
производителей промышленной продукции было невозможным. Это и оперативное
доведение до потенциального потребителя возможностей предприятия в той или иной
сфере деятельности путем размещения сайта, и возможность сделать прозрачными
склады готовой продукции, т.е. приблизить продукцию к потребителю посредством
размещения WEB-витрин, и оперативный обмен информацией, необходимой для
заключения сделок.
Интернет также позволяет значительно сократить затраты на
рекламную компанию, т.к. информация, представленная в Интернете, может быть
доступна в любых уголках земного шара и в любое время.
Возможности Интернета применительно к маркетингу огромны и
могут быть использованы прежде всего в следующих направлениях: реклама (размещение
информации о продукте, рассылка электронных писем, участие в телеконференциях);
стимулирование сбыта; связи с общественностью (публикации пресс-релизов, предоставление
текущей информации для акционеров, для общественности, усиление узнаваемости
организации, ответы на вопросы относительно организации и о ее продуктах и т.д.);
продажа товаров через Интернет (электронная торговля); проведение маркетинговых
исследований; предоставление послепродажных услуг (консультирование, информация
по запросам).
В отличие от пассивной, нисходящей на потребителя модели
маркетинга, Интернет позволяет осуществить взаимодействие поставщиков и
потребителей, при котором последние сами становятся поставщиками, в частности,
поставщиками информации о своих потребностях.
Все более активное использование Интернета в бизнесе связано
с существенной степенью повышения его эффективности. Так, осенью 2002 года в
США было проведено исследование эффективности ведения бизнеса с помощью
Интернета среди владельцев, менеджеров и сотрудников 1026 компаний
производственного, торгового (оптового и розничного) секторов экономики.
Результаты исследования показали, что существует тесная
взаимосвязь между отдельными операционными направлениями использования
Интернета и улучшениями финансовыми показателями (Маркетинг в России и за
рубежом, №3, 2002). Это лишний раз подтверждает огромный потенциал развития
Интернета в бизнесе.
Основными факторами, сдерживающими темпы роста использования
Интернета в бизнесе, являются: во-первых, отсутствие гарантий в защите
информационных потоков и баз данных; во-вторых, успешное развитие бизнеса
возможно лишь в "правовом поле", то есть в рамках законодательно
установленных и жестко соблюдаемых правил.
Во-первых, Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и
становится все более необходимым атрибутом успешного ведения бизнеса в связи с
активным ростом Интернет-рынка. Во-вторых,
Интернет открывает огромные возможности, упрощает и
способствует повышению эффективности (в частности, прибыли) деятельности
компаний. В-третьих, Интернет - это инструмент, который позволяет поднять
маркетинговую деятельность компании на новую ступень.
Интернет в маркетинге - это переход от первобытного маркетинга
к современному маркетингу, который по своему значению сравним с переходом от
товарного обмена к денежным отношениям.
Заключение
XXI век ознаменовался появлением нового типа информационного
пространства - пространства, созданного с помощью цифровых телекоммуникационных
технологий. Стремительность его освоения пользователями превышает скорости
внедрения и освоения обществом телефона, кабельного телевидения, автомобиля и
других наиболее важных технических новинок современности.
Сообщество пользователей глобальной сети Интернет, являясь
открытой самоорганизующейся системой, создало новые способы и методы
объединения интеллектуальных ресурсов для решения насущных задач в
фундаментальных и прикладных исследованиях, в образовании и культуре, а также в
сфере управления общественными отношениями, начав решение задачи построения
общества знания и "сетевой солидарности" на основе
информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Список литературы
1.
Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в Росси
и за рубежом. - 2008. - №3.
2.
Успенский И.В. Интернет-маркетинг. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2008.
3.
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии
знания / Питер Бергер, Томас Лукман. - М.: Медиум, 2005.
5.
Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические
исследования 2006, № 1.
6.
Корсунцев И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная
реальность: философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А. Носова; Рос.
акад. госслужащих при президенте РФ. - М., 2007.
7.
Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? //
Социологические исследования. 2007. № 2.
8.
Иноземцев В. Расколотая цивилизация. М.: Аcademia - Наука, 2005.
9.
Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное
общество. - 2005. - № 4.
10.
Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2008.
11.
Кулик А.Н. E-democracy и электронная демократия: западная концепция в
российском контексте. "Проблемы становления гражданского общества в России".
"Материалы научного семинара". Вып. №4. М., 2007.