Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    115,43 kb
  • Опубликовано:
    2010-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра Экономики и государственного управления

Специальность «Государственное и муниципальное управление»






ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции


Заведующий кафедрой:

доктор экон. наук, профессор

Л.Г. Соколова

Нормоконтролер:

канд. экон. наук, доцент

В.В. Мартынихин

Руководитель дипломного проекта: аспирант

Студент гр. : _______________________



Иркутск, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие молодежи, молодежной политики

1.2 Основы формирования молодежной политики

1.3 Понятие активной гражданской позиции

1.4 Понятие детских и молодежных общественных объединений

ГЛАВА 2. Анализ молодежной политики иркутской области

2.1 Анализ исполнительных органов, занимающихся вопросами молодежной политики в Иркутской области

2.2 Зарубежный опыт реализации молодежной политики

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ АГИТАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ПРОЯВЛЕНИЮ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Политическое поведение и гражданская позиция молодежи

3.2 Предлагаемые меры по активизации молодежи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.

Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности на социальные, политические и экономические процессы, развития территорий, и как следствие на молодежную политику. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитостью инфраструктуры в местах проживания населения, возможности свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.

Анализируя геополитические особенности, можно сделать вывод, что российское государство как никто другой нуждается в достаточно серьезной научно продуманной молодежной политике - механизма включения молодежи в развитии территории.

Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, составляет в Иркутской области около 50 %, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках, которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой - создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей [31].

Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.

Сделать молодежную политику эффективной адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием - первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Данная работа представляет собой анализ различных сторон социальной жизни молодежи и практики реализации молодежной политики, основанный на информационно-аналитических, статистических материалах, данных социологических исследований.

Статистические материалы, представленные в проекте, были получены от комитета по статистике, структурных подразделений администрации Иркутской области, иных органов исполнительной власти области (комитета по молодежной политике, комитета по культуре).

Мнение молодежи о себе и о различных аспектах социальной жизни представлено в виде анализа данных, полученных в ходе социологических исследований и мониторингов, проводившихся на территории города и района.

Информация о практике реализации молодежной политики в Иркутской области, механизмах и путях решения молодежных проблем подготовлена на основе отчетов и аналитических материалов комитета по молодежной политике, физической культуры, спорту и туризму.

В данной работе представлен анализ статистической информации о состоянии молодежной среды в муниципальных образованиях области, роль и влияние определенных тенденций молодежной среды отдельных территорий на общее состояние молодежи области как социальной группы.

Систематизированную и обобщенную информацию о положении молодежи, процессах, протекающих в молодежной среде, основных проблемах, стоящих перед молодыми жителями области, а также о путях решения этих проблем, мероприятиях молодежной политики содержит данный дипломный проект.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода формирования системы общенациональных молодежных проектов, которые будут понятны и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

Глава 1. Теоретические основы формирования молодежной политики

1.1 Понятие молодежи, молодежной политики

На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В. Даля (середина XIX в.) понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола», а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [16].

В современных трактовках под молодежью принято понимать социально-демографическую группу, включающую выделенных на основе обусловленного возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей.

Приведенные определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: «Молодежь - это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели». В данном учебном пособии указывается также и возрастной интервал группы, подпадающей под понятие «молодежь» - 16 - 30 лет [2].

Однако в действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь однозначной и бесспорной. На самом деле границы молодежного возраста очень подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания, и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.

Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии т.н. ранней молодости: отрочество и юность. До начала - середины ХХ века период отрочества определялся в границах 10-14 лет, период юности - в границах 14-18 лет. Период с 18 и примерно до 21-22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.

Однако изменения, которые принес с собой ХХ век в жизнь общества, отразились и на определении возрастных границ молодежи. С одной стороны, ХХ век стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального и высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы [27].

С другой стороны, существенные коррективы в определение возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи; к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому на сегодняшний день в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14-16 лет и до 25-30 лет [3].

Кроме возрастного признака (количественная характеристика), к основным характеристикам молодежи как социально-демографической группы относятся и качественные характеристики: особенности социального положения молодых людей, их место и функции в социальной структуре общества, а также характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.

Эти характеристики также во многом подверглись значительным изменениям. В сравнении с молодежью начала ХХ века, современная молодежь как социальная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Сознание молодых более адаптировано к современным реалиям, чем старшее поколение. Все это в совокупности предоставляет молодежи больше ресурсов и возможностей для успешного социального старта и ускоренного продвижения в сторону повышения своего социального статуса [ 32].

Однако все эти позитивные моменты порой не могут перевесить негативные факторы (объективные и субъективные), которые часто создают препятствия и барьеры для реализации личностных возможностей молодежью в полном объеме. В процессе социализации молодежь испытывает влияние нескольких относительно автономных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, общества сверстников, молодежных и юношеских организаций, неформальных объединений, средств массовой коммуникации и т.д. под влиянием этих факторов и в зависимости от систем воспитания и нравственных установок, характерных для данного общества, у молодых людей вырабатывается специфическое молодежное мировоззрение и стиль жизни - субкультура.

Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев и образа жизни, которые при определенных условиях могут предрасположить молодого человека к отклоняющемуся, асоциальному поведению, крайние проявления которого выражаются во вхождении в криминальные молодежные группировки, приобщении к наркотикам, алкоголю, пустому времяпровождению и т.д. Совокупность этих угроз и опасностей, постоянно сегодня сопровождающих жизнь молодого поколения, дает серьезные основания для отнесения молодежи к группе повышенного социального риска.

Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек только начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга и отдыха - все эти вопросы имеют объективный характер и от их решения во многом зависит положение молодежи в обществе. В целом молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества [29].

Все эти вопросы можно успешно решать только при поддержке общества. Большинство качественных показателей, характеризующих положение молодежи как социально-демографической группы общества, включая ее правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическую активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры и т.п., напрямую связаны с уровнем социально-экономического развития общества. Именно поэтому во всех развитых странах молодежная политика составляет важную часть государственной политики: именно государство должно брать на себя большую часть ответственности по созданию благоприятных условий для развития молодого поколения своих граждан.

За последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ общества произошли весьма заметные изменения в самосознании российской молодежи. Современное юношество стало принципиально иным, чем прежние поколения. Его отличает большая открытость, но и одновременно, как подчеркивают многие отечественные исследователи, большая заземленность взглядов и интересов. Многие из них не строят и не пытаются строить свою жизнь в соответствии с определенными принципами и только приспосабливаются к определенным обстоятельствам. Значительная часть современной российской молодежи особо не утруждает себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом, материальным благополучием, которой должно как бы свалиться на них. Представители этой части молодежи словно плывут по течению, хотят куда-то уехать, главным образом в Америку, Францию и в другие страны [32].

Во многом такая оценка самосознания современной российской молодежи является справедливой. Современная массовая культура, во многом заимствующая западные культурные образцы, оказывает громадное влияние на формирование морально-этическим ценностей и норм современной российской молодежи: «Цивилизационный слом, происходящий в России, искусственно навязывает российской молодежи самое примитивное в индустриальном обществе сознание, которое в самих США преодолено и существует лишь в мифологизированной форме в масс-культуре, чем моложе сегодня житель России, тем больше шансов у него стать носителем сознания полуграмотного и полупьяного «покорителя Дикого Запада» с «вечным пальцем на спусковом крючке» .

Эффективно противодействовать этим тенденциям возможно только в рамках продуманной и действенной социальной политики. Одним из наиболее эффективных способов на сегодня является создание возможностей для самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государства и социальных институтов. Так, одним из направлений современной российской молодежной политики является поощрение развития всяческих форм самоорганизации молодежи. Многие политические партии и движения, например, партия «Единая Россия», имеют свои молодежные отделения. В последние годы молодежь и сама все чаще начинает создавать свои организации, самодеятельные объединения и т.д.

Круг основных проблем молодежи традиционно связан с ее спецификой как особой социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. В практическом смысле эти проблемы образуют целый комплекс проблем т.н. «жизненного старта», включающий вопросы получения образования, начала трудовой жизни, формирования семьи, интернализации сформированных в детском возрасте норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, закладывания основ для последующего успешного профессионального роста и продвижения и т.д.

За последние десятилетия из-за общего кризисного социально-экономического состояния российского общества все эти традиционные молодежные проблемы значительно усугубились и обострились.

Прежде всего, сегодня в стране идет интенсивный процесс депопуляции молодежи. По данным Государственного доклада о положении молодежи и государственной молодежной политики, число граждан к концу тысячелетия в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн. человек, или 22% от численности населения страны [30].

Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему остается безработица. В возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она является в несколько раз выше, чем в других возрастных категориях, а в структуре зарегистрированных безработных около трети составляют молодые люди.

Среди работающей молодежи значительная часть сегодня начинает свою трудовую жизнь в стесненных обстоятельствах (с низкой зарплатой и т.д.). Это изначально накладывает ограничения на возможности выбора профессии. В целом среди молодежи изменилась мотивация профессионального выбора: на смену выбора будущей профессии исходя из склонностей и интересов личности, пришел принцип профессионального выбора исходя из размера оплаты будущего труда. Сегодня значительное число выпускников не работает по полученной специальности: данные ученых показывают, что деятельность 45% молодежи не соответствует их профессиональной подготовке. Многие молодые люди ушли и продолжают уходить из своей профессиональной сферы в сферу «свободных» трудовых отношений: так, например, на сегодня среди 2,5 млн. «челноков» и полумиллиона охранников молодежь составляет более 90% [27].

Социальный статус молодежи непосредственно связан с их деятельностью: учебой или работой. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде сегодня относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами, и коммерциализация, зачастую сопровождающаяся криминализацией их трудовой деятельности.

Криминализация и коммерциализация затронула не только трудовую сферу молодежи, но и сферу их досуга, во многом сегодня определяя образ и стиль жизни молодых людей. Эксперты с тревогой отмечают все больший рост криминализации среди молодежи. С одной стороны, молодежь все чаще становится субъектом противоправных деяний. Происходит постепенное омоложение преступности. Так, например, в 1996 г. возраст 62,4 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. - 16-17 лет, 367,5 тыс. - 18-24 года, 244,3 тыс. - 25-29 лет . Особо тревожит усиление группового характера молодежной преступности: за последние годы в России заметно увеличилось число подростков, совершающих групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в ряде регионов достигают и 70% [16]..

С другой стороны, молодежь сама все чаще становится объектом нападения противоправных действий. Социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. В этой связи приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей.

Проблему безопасности молодежи сегодня особенно усугубляет угроза распространения наркомании. Сегодня большую часть потребителей различных психоактивных веществ составляют подростки и молодежь в возрасте от 13 до 24 лет. В общей сложности за последние пять лет по России в 14 раз увеличилось число детей и подростков, попавших в учреждения здравоохранения из-за употребления наркотических и токсических веществ. В Республике Татарстан, по данным Уполномоченного по правам человека в РТ Р.Г. Вагизова, среди потребителей наркотиков доля лиц, не достигших 30-летнего возраста, составляет 76% [33]. .

Массовое распространение наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде во многом объясняется стремлением современных подростков уйти от реальных проблем в иллюзорный мир. Наркомания является одним из таких способов. Другим не менее опасным способом, распространенным среди молодежи, является попытки суицидов (самоубийств). В России на протяжении уже многих лет эти показатели остаются стабильно высокими. Так, по данным статистики, в 1999 г. по России в целом добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс. человек. При этом нужно учесть, что на каждую подобную акцию приходится 7 - 10 неудачных суицидных попыток, которые, как правило, не фиксируются [30].

Эти и другие негативные тенденции сегодня становятся мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу как для самой молодежи, так и для нормального функционирования всего общественного организма. По мнению специалистов, причины роста наркомании, токсикомании, алкоголизма, усиление криминализации молодежной среды и т.п. в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых бы стоило упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные наборы норм и стандарты поведения.

Все негативные последствия такой неблагоприятной ситуации возможно эффективно снижать только в рамках осуществления адекватной молодежной политики, проводимой на уровне государства и общества. В России сегодня осуществляется государственная молодежная политика, основными целями которой являются:

·        содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

·        недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

·        создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

·        расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

·        реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется на путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики в РФ строится на следующих принципах:

·        принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

·        принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

·        принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

·        принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики .

Разработка практических мер по осуществлению государственной молодежной политике была осуществлена в дном из основных документов по развитию государственной молодежной политики - федеральной программе «Молодежь России», одобренной Указом Президента России от 15 сентября 1994 г №1922. Позднее эта программа приобрела статус президентской [29]..

Данная программа содержит 15 подпрограмм, в том числе подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, подпрограмму создания системы информационного обеспечения молодежи и т.д. Согласно этим подпрограммам, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов формируется комплекс социальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и информационной поддержки, служб помощи молодой семье, молодежных досуговых центров и т.д.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. При этом на уровне регионов направления государственной молодежной политики могут расширяться и дополняться. В силу этого в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, дополнительно регулирующие отдельные вопросы молодежной политики. Так, например, в Республике Татарстан в 1993 г. был принят специальный Закон «О молодежи». Кроме того, в 1999 г. в нашей республике был принят Закон «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», согласно которому молодым нуждающимся семьям, т.е. семьям в первые три года после заключения брака (а в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которых один или оба супруга не достигли возраста 30 лет, государство оказывает содействие в улучшении жилищных условий, включая приобретение, строительство или реконструкцию жилья на льготных условиях [33]..

Учитывая весь этот комплекс мер, которые сегодня государство осуществляет в рамках государственной социальной политики, можно сделать вывод об удовлетворительном в целом, внимательном отношении государства и общества к проблемам и потребностям молодежи. В то же время реализуемой государством молодежной политике порой не хватает принятия конкретных мер и решений, направленных на решение проблем отдельных групп молодежи. Возможно, для этого необходимо создание специально координирующего молодежную политику государственного органа (или восстановление ликвидированного в 2000 г. Государственного комитета РФ по делам молодежи).

Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи [30]..

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе .

Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”. Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.

Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во-вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи [33]..

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

1.2 Основы формирования молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:

·        ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

·        приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;

·        ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;

·        единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

·        обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

·        признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

·        осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

·        преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [6]..

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

·        возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

·        создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

·        содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

·        воспитания и образования молодежи;

·        реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

·        использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

·        создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

·        недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода в рамках образованной Правительственной комиссией по делам молодежи. Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом:

·        целей и конкретных задач государственной политики, признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;

·        реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении социально-экономической политики, в том числе в области государственной молодежной политики;

·        актуальности и специфики социальных проблем молодежи, в том числе различных возрастных, профессиональных и иных групп молодых граждан.

С учетом названных положений приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:

·        воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;

·        воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

·        воспитание гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;

·        воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений [7].

1.3 Понятие активной гражданской позиции

Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения <#"474680.files/image001.gif">

Рис. 3.1. Ассоциативные чувства, которые испытывает молодежь, когда слышит слова «Россия», «Российская Федерация»

Рассматривают политику как комплекс средств, методов и мероприятий для достижения блага всего общества 36,4% опрошенных, считают, что политика - это деятельность отдельных людей и групп для получения доступа к власти и использования её в своих целях 40,7% респондентов. Обращает на себя внимания и достаточно высокая доля тех, кто затруднился при ответе на этот вопрос - 20,1%, т.е. тех, кто не задумывался о том, как они понимают политику.

Рис. 3.2. Мнение молодежи о понятии «политика»

Проведённое исследование показывает, что основная часть молодёжи Иркутской области не проявляет активного интереса к политике, около половины молодых людей ограничиваются тем, что иногда слушают по радио или телевидению информацию о политических событиях (42% опрошенных), 24,6% респондентов ответили, что не интересуются политикой. Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% опрошенных, испытывают высокую степень интереса к политике и допускают своё участие в выборах в качестве кандидата 6,6% опрошенных.

Телевидение является для молодёжи Иркутской области главным источником получения информации политического характера, 68,8% респондентов ответили, что часто получают информацию о политике из телевизионных программ. Прессу назвали важным источником получения информации 39,3% опрошенных, никогда не получают информацию о политике из прессы 7,9% респондентов. «Интернет» молодые люди не часто используют для получения информации о политических событиях, 34,8% ответили, что этот источник используют редко, 28,8% - никогда. Радио для современной молодёжи не относится к важнейшим источникам получения информации. Ответили, что редко используют радио для получения информации политического характера 45,2% опрошенных, никогда не используют - 17,7% респондентов. От друзей, родственников и знакомых около половины опрошенных молодых людей редко получают информацию о политической жизни (49,2%). На работе и в учебном заведении информацию о политических событиях в стране и регионе так же получают не часто, 48,1% ответили, что получают её редко, 13,4% - никогда.

Электоральную активность молодёжи Иркутской области нельзя назвать высокой. Только 39,7% опрошенных ответили, что всегда принимают участие в выборах в федеральные органы власти, 30,1% принимают участие иногда.

Рис. 3.3. Активность участия молодежи в выборах в федеральные органы власти

Анализ результатов проведённого исследования показал, что участие молодых людей в политических выборах зависит от их уровня, на региональных выборах всегда принимает участие меньше респондентов, чем на федеральных (32,1%) и на муниципальных меньше, чем на федеральных (28,1%).

Около половины опрошенных нами респондентов, считают, что их участие в выборах не может значительно повлиять на ситуацию в стране, на расстановку политических сил: 31,3% респондентов на вопрос о возможности своего влияния ответили «скорее нет», 19,6% - «нет». Уверены в своей возможности влиять на политическую жизнь страны только 15,7% опрошенных, ответили «скорее да» 22,8% респондентов.

Рис. 3.4. Мнение молодежи на влияние ситуации в стране при участии в выборах

Молодёжный абсентеизм является одной из актуальных проблем современного Российского общества. Те респонденты, которые никогда не принимали участия в выборах, объяснили это тем, что сомневаются в том, что их участие в выборах может что-либо изменить (20,4%), отсутствием свободного времени (15,5%), и отсутствием интереса к политике (11,2%).

Респондентам было предложено на выбор несколько утверждений о месте и роли молодёжи в политической жизни страны. Анализ ответов на этот вопрос показал, что большая часть опрошенных молодых людей признают важность и значимость участия молодёжи в политической жизни страны. 48,6% опрошенных согласились с утверждением, что «В руках молодых - будущее страны, они должны быть политически активны» (в 2007 году так считало 33,6% опрошенных), 37,6% опрошенных выбрали утверждение «Участие молодёжи в политике - это возможность высказывать свои взгляды, отстаивать свои права и интересы». Существуют среди молодёжи и скептические настроения по поводу участия молодёжи в политической жизни. Считают, что «Молодым людям не хватает жизненного опыта, политикой должны заниматься зрелые люди» 21,9% опрошенных, выбрали утверждение «Молодёжь должна учиться, а не заниматься решением политических вопросов, в которых плохо разбирается» 18% респондентов, а с тем, что «Молодёжь - несамостоятельна, некомпетентна в вопросах политики» согласились 12,7% опрошенных.

Считают эффективными для отстаивания своих интересов активные формы протеста 39,5%, но является и довольно высокой доля тех, кто не считает политический протест эффективной формой отстаивания своих интересов (23,6%). Приемлют для себя только пассивные формы протеста (сбор подписей, написание заявлений, просьб) 8,1% респондентов.

На вопрос: «Какой из нижеперечисленных партий вы отдаёте наибольшее предпочтение?» 65,2% респондентов ответили - «Единая Россия». Второй по популярности среди молодёжи является политическая партия «ЛДПР», ей отдают предпочтение 9,8% опрошенных, на третьем месте политическая партия «Справедливая Россия» - 5,8%. Политическую партию «КПРФ» выбрали 3,8% опрошенных, «Яблоко» 1,9%. На вопрос «За какую из партий вы бы никогда не стали голосовать» 35% ответили - «ЛДПР», 20,8% - «КПРФ», за партию «Яблоко» не стали бы голосовать 16,3% опрошенных, за политическую партию «СПС» - 9,5%, за политическую партию «Единая Россия» - 6,5%.

Анализ результатов ответа на вопрос: «Какие общественные движения вы знаете?» показал, что молодые люди в Иркутской области не осведомлены о деятельности таких организаций или очень мало о них знают. Респонденты назвали общественные организации: «Молодая гвардия» (9%), «Зелёные» (9,1%), к общественным организациям отнесли так же политические партии «Единая Россия» и «ЛДПР». К молодёжным движениям были отнесены некоторые молодёжные субкультурные группы.

Деятельность Президента Российской Федерации Медведева Д.А. оценивается молодёжью Иркутской области довольно высоко. 42,5% оценивают его деятельность положительно, 37,8% - скорее положительно, 5,3% оценивают её отрицательно, 9,8% - скорее отрицательно.

Рис. 3.5. Оценка деятельности Президента РФ Медведева Д.А.

Более высокий, чем у Медведева Д.А., рейтинг популярности у бывшего Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., 67% опрошенных оценивают её положительно (в 2007 году - 70%, в 2008 - 60,7%), 22,6% - скорее положительно, 3,8% оценивают её отрицательно, 4,2% - скорее отрицательно.

Рис. 3.6. Оценка деятельности председателя Правительства РФ Путина В.В.

Ответы на вопрос: «Кого из современных политиков Вы можете перечислить?» показали, что наиболее известными политиками для молодёжи Иркутской области являются Путин В.В. (70,4%), Медведев Д.А. (47,5%), Жириновский В.В. (35,7%). Зюганова Г.А. назвали 9,3% респондентов, Миронова С.М. - 7,7%. Среди политиков Иркутской области наиболее часто были названы: Есиповский И.Э. (29,2%), Якубовский В.В. (6,8%), 5,7% назвали бывшего губернатора Иркутской области Тишанина А.Г. Политиком Иркутской области назвали Чекотову Н.А. 4,3% опрошенных.

Наиболее значимыми правами и свободами для опрошенных молодых людей являются: право на жизнь (57,5%), свобода слова (51,5%), право на бесплатное образование (41,3%), право на бесплатную медицинскую помощь (41,1%). Наименее значимым для молодёжи являются право на объединения, включая право создавать профсоюзы - 5,2%.

Рис. 3.7. Значимость прав и свобод

На вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своей личной свободы?». 44% опрошенных молодых людей ответили, что чувствуют себя вполне свободными, 35,1% выбрали вариант ответа «чувствую некоторое ограничение своей свободы», не чувствуют себя свободными 9,3% опрошенных, 9,5% респондентов затруднились с ответом. Считают, что живут в свободной стране 63,8 % респондентов, не согласны с этим утверждением - 32,8% респондентов.

Рис. 3.8. Оценка уровня своей личной свободы

Анализ результатов проведённого исследования позволяет сформировать следующие выводы.

Наблюдается рост патриотических настроений среди молодёжи, увеличивается доля молодых людей, испытывающих позитивные чувства по отношению к своей стране.

Уровень интереса молодёжи к политике не является высоким, около половины молодых людей ограничиваются тем, что иногда слушают радио или смотрят информацию о политических событиях по телевизору. В то же время, большая часть опрошенных молодых людей считают, что молодёжь должна быть политически активной, что через участие в политике у них есть возможность отстаивать свои права и интересы.

Главной причиной молодёжного абсентеизма является то, что молодые люди сомневаются в возможности что-либо изменить в стране с помощью их участия в выборах.

Самой популярной у молодёжи Иркутской области является партия «Единая Россия», а самым популярным политиком - председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В [33].

3.2 Предлагаемые меры по активизации молодежи

Активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

В настоящий момент, как показал опрос, молодежь г. Иркутска не является достаточно активной. Наше предложение заключается в том, чтобы предпринять ряд мер, способствующих активации молодежи:

·       Информационное обеспечение (доступность информации): создание официального сайта Агентства по молодежной политике Иркутской области

·        Поддержка детских и молодежных общественных объединений

·        Проведение в ВУЗах и школах дни самоуправления, выбирать президента школы/факультета.

·        Патриотические мероприятия.

А в период предвыборных агитаций можно проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.)

Развитие информационных технологий на современном этапе неразрывно связано с развитием телекоммуникационной отрасли и Internet. Однако помимо коммуникативных функций, все более важной становится информационная составляющая этого комплекса, одной из важнейших функций которой является организация входящих и исходящих информационных потоков.

Основной составляющей информационной структуры Агентства по молодежной политике будет являться его официальный сайт. Функционально сайт будет обеспечивать своевременную подачу информации, организацию активной связи с молодежью.

Посетители сайта смогут задавать интересующие их вопросы и получать на них ответы, это будет обеспечивать обратную связь. Это очень простой и удобный способ оперативно отслеживать мнения, замечания, отзывы посетителей. Так же на сайте можно проводить опросы. Более развитым механизмом общения с посетителями сайта будет являться форум, этот механизм позволит выделить наиболее актуальный темы и обсудить их.

Сайт будет состоять из следующих основных разделов:

1. «Документы» - для публикации законодательных актов, регулирующих вопросы, связанные с молодежной политикой.

2. «Программы» - для публикации информации о программах, проводимых в рамках молодежной политики

3. «Форум»

4. «Горячая линия» - для предоставления консультаций по вопросам, интересующих посетителей сайта.

В современных условиях все более значимым для молодёжной политики становится поддержка самореализации молодого поколения. В связи с этим реальными субъектами молодёжной политики должны являться не только органы государственной власти, но и собственно молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет через созданные ими детские и молодёжные общественные объединения, что придает развитию молодёжной политики в России, регионе устойчивый характер, основанный на преемственности достижений и восприимчивости к актуальным вызовам.

Немаловажную роль в социальном становлении молодого человека, в развитии его личности играют детские и молодёжные общественные объединения. Деятельность общественных объединений направлена на разностороннее развитие детей и молодёжи.

Управлением по молодёжной политике министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области ведётся база данных молодёжных и детских молодёжных объединений. Согласно базе данных в 2006 году общественное движение в Иркутской области включало в себя 392 молодёжных и детских общественных объединения различной направленности, в 2007 году - 453 организации, в 2008 году - 846 организаций. Следует отметить значительный рост количества молодёжных и детских общественных объединений в Иркутской области и существенный рост численности членов общественных объединений[32].

При планировании мероприятий летней кампании агентством по молодёжной политике Иркутской области необходимо ставить следующие задачи:

-создание условий для безопасного отдыха детей;

-создание благоприятных условий для оздоровления и отдыха социально незащищенных детей, детей «группы риска»;

-повышение качества оздоровительных и образовательных программ, реализуемых при поддержке агентства по молодёжной политике Иркутской области;

-поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений через финансирование детского отдыха, занимающихся в течение года по социально-значимым программам;

-поддержка и распространение в Иркутской области лучших инновационных методик по работе с детьми через финансирование организаций - победителей областных конкурсов программ и распределение детских путевок по всем муниципальным образованиям Иркутской области;

-реализация основных направлений государственной молодёжной политики в Иркутской области.

Формирование условий для творческой, талантливой самореализации молодого поколения Иркутской области должно являться одним из основных направлений государственной молодёжной политики Иркутской области.

Управлению по молодёжной политике министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области совместно с вузами и детскими и молодёжными общественными объединениями необходимо разрабатывать и реализовывать ряд проектов, направленных на раскрытие и реализацию творческого потенциала молодых людей.

Так же для активизации молодежи необходимо проводить дни самоуправления в образовательных учреждениях.

День самоуправления является традиционной формой участия учащихся, как участников образовательного процесса, в оценке и формировании основных направлений и форм деятельности образовательного учреждения День самоуправления дает учащимся возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности, а также формирования комплексной оценки состояния дел в образовательном учреждении и доведения ее до сведения педагогического коллектива.

• вовлечение учащихся в активную общественную жизнь и управление образовательного учреждения;

• формирование у учащихся опыта организации и проведения общественных мероприятий;

• укрепление содружества между учащимися;

• развитие у учащихся творческих способностей, коммуникативных навыков общения;

• воспитание у учащихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений;

• развитие у учащихся опыта публичных выступлений;

• организация новых форм обратной связи образовательного процесса, комплексная оценка учащимися состояния образовательного процесса в образовательном учреждении.

День самоуправления должен проводится один раз в год. Учащиеся лицея и выпускники заменяют административные службы, преподавателей, проводят по расписанию уроки, классные часы и мероприятия для учащихся и учителей.

По итогам Дня самоуправления проводится заседание Административного совета, где определяются самые активные участники, анализируются итоги работы, выносятся рекомендации для проведения следующего Дня самоуправления.

Так же дни самоуправления можно проводить и в детских лагерях. Смысл дня - в самоуправлении. Дети одного из отрядов становятся вожатыми, а вожатые - одним из отрядов. Из детей выбирают директора, старшего педагога, старшего вожатого, физрука и вожатых всех отрядов (по 4-5 человек). Каждому объясняются его обязанности.

День самоуправления так же можно сделать днем выборов. Выборы проходят в четыре этапа: 1) Выборы партий в парламент лагеря. Парламент лагеря будет сос- тоять из членов партий занявших наибольшее количество голосов избира- телей в зависимости от процента проголосовавших за нее избирателей. Места в парламенте распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов. Например, голоса избирателей распредилились следующим образом: 1 партия - 30%, 2 партия - 15%, 3 партия - 20%, все остальные партии не набрали 5% и в общей сумме составляют 35% голоса в парламенте в этом случае распределяются (парламент состоит из 7 человек) так: 1 партия - 3 человека, 2 партия - 2 человека, 3 партия - 2 человека

Выборы начальника лагеря. Одновременно с выборами в парламент должны проходить выборы начальника лагеря. Список претендентов на должность начальника лагеря должен состоять только из членов младшего педагогического состава. Выборы начальника лагеря проходят в те же сроки, что и парламентские выборы, но по отдельным избирательным бюллетеням. Победу в выборах одерживает претендент, набравший наибольшее количество голосов избирателей.

Выборы в органы местного самоуправления проходят внутриотрядно. Выбираются два вожатых.

Распределение должностей в выбранном парламенте между парла- ментариями. Участвуют только члены парламента. Выборами в парламенте руководит выбранный начальник лагеря. Парламентарии выбирают из своих рядов: - заместителя начальника лагеря по воспитательной работе - заместителя начальника лагеря по административно-хозяйственной работе - методистов (5 человек)

Центральная избирательная комиссия состоит из 3 человек. Партийные списки должны содержать следующее: а) название партии б) девиэ (идею) в) список из 5-ти и более фамилий по порядку - 1 - лидер партии 2 - первый помощник лидера партии 3 - второй помошник лидера партии 4 и далее - члены партии Партийный список утверждается Центральной Избирательной Комиссией. Партии необходимо иметь программу, которую можно рекламировать и распространять среди избирателей.

. Во время самоуправления основной педагогический состав теряет юридическую силу, кроме ночного времени. В случае чрезвычайной ситуации, либо грубого нарушения режима вся власть полностью переходит основному педагогическому составу.

Должностные обязанности можно распределить следующим образом:

1.Руководитель лагеря:

- общие организационные вопросы;

- рабoта с педагогическим сoставoм;

- координация рабoты всех сотрудников лагеря.

2. Зам. начальника лагеря пo воспитательной рабoте:

- работа с методическим составом лагеря по организации и проведению общелагерных мероприятий и тематических дней;

- рабoта с отрядами пo участию в дневных и вечерних мерoприятиях;

- рабoта с группами пo ежедневнoму выпуску радиoпередачи и телевизионных передач.

3. Зам. начальника лагерных сборов по хозяйственным вопросам:

- вопросы хозяйственного обеспечения, лагеря;

- работа со столовой и организация дежурства по столовой;

4. Методисты отвечают за:

- жизнь и здоровье участников лагерных сборов;

- организацию и проведение общелагерных мероприятий;

- выполнение режимных моментов.

5. Отрядные вожатые отвечают за:

- жизнь и здоровье участников лагеря;

- участие отряда в общелагерных и тематических днях; - организацию и проведение отрядных мероприятий;

- психологический климат в отряде;

- выполнение режимных моментов;

- выполнение программы лагеря;

. Планерка выбранного педагогического состава собирается по требованию выбранного начальника лагеря.

Задания отрядам:

1. Создание политических партий;

2. Регистрация - сбор подписей под партийными списками и регистрация подписных листов;

3. Агитационная кампания партий;

4. Выступление лидеров партий, выборы.

Распределение времени на подготовку: отрядам Вожатые рассказывают о времени самоуправления в отрядах по приезду на базу, объясняют суть создания партий и предлагают формировать партии предварительно организаторам время и во время отрядных мероприятий.

Воспитатель может грамотно использовать такую форму игры в своих целях. Большой проблемой встанут для воспитателя первые 3-4 дня смены: нужно сделать уголок отряда, подготовить защиту отрада, сформировать отрад для работы в смене. И, конечно же, воспитателю нужно быстро увидеть каждого ребенка для индивидуальной работы с каждым. Естественно, здесь не обойтись без знания психологии.

Так же в день самоуправления можно имитировать выборы президента.

Цель - выбрать президента отрада, человека, который бы помогал воспитателем работать с отрядом, человека, организующего работу отряда. Кандидат набирает себе кабинет советников и вместе они образуют партию или блок. Их может быть несколько. За определенный промежуток времени партии (блоки) придумывают себе название и девиз, готовят программу и продумывают рекламную кампанию. Затем кандидаты со своими кабинетами представляют свои программы отряду - проводится пресс-конференция, во время которой незадействованная часть отрада представляет собой избирком. и избирателей. После представления программ партии получают право проводить рекламную компанию, цель которой - завоевать симпатии избирателей и собрать большее количество подписей в поддержку кандидата на пост президента отрада. Вечером избирком проводит выборы президента отряда.

Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя. Избиратели должны знать об уровне компетенции своих кандидатов. Кандидатам предлагается блиц-опрос из некоторого количества экономических, политических, биологических и др. вопросов. Актерские данные будущего президента, способность работать на большие аудитории тоже имеют немаловажное значение. Кандидатам предлагается станцевать как: больная обезьяна, пьяный пингвин, влюбленный осел, объевшийся медведь и т.д. Кандидаты набирают себе партию. Создавшийся кабинет во главе с кандидатом должен придумать свою программу. Пока партии работают, оставшиеся зрители-избиратели превращаются в представителей прессы и все вместе придумывают вопросы к кандидатам и партиям, чтобы задать их на пресс-конференции.

Каждая партия по очереди зачитывает свои программы. Потом она представляет свой рекламный щит. С этим рекламным щитом каждая партия до вечера может ходить и собирать подписи в поддержку кандидата. Затем подписи представляются в Избирком перед голосованием. Программы на больших листах вывешиваются в холле. А партия может заниматься агитационной деятельностью (деятельность оговаривается с избиркомом, указывается, что можно и что нельзя). На пресс-конференции кандидат и члены партии отвечают на вопросы журналистов (журналистами могут быть все ребята отрада). Назначается время выборов, оговаривается форма и правила их проведения (выступление главы Избиркома).

По требованию Избиркома предвыборная агитация заканчивается за 30-60 минут до выборов. Собираются листы с подписями. Избирком готовит во время агитации урну и бюллетени.

Избирком и воспитатель вскрывает урны, подсчитываются голоса, выносится решение. Готовится отчет о проделанной работе (воспитатель рассказывает всему отраду). Отрад поздравляет выбранного президента, и оглашаются права и обязанности президента отряда. Президент дает клятву отряду.

В ходе этого мероприятия следует обратить внимание на основную особенность современной избирательной системы - развитие избирательного законодательства и многопартийности, участие политических партий и общественных организаций в выборах. Формы проведения могут быть различные. Разнообразие лишь убедительно подчеркивает возможность и эффективность использования избирательных технологий в воспитательном процессе. В играх организаторами обращается внимание на соблюдение избирательных процедур, этапов избирательной кампании, использование в игре ролей основных участников избирательного процесса (члены избирательной комиссии, кандидаты, члены комиссий с правом совещательного голоса, представители "Политических партий», наблюдатели, журналисты и т.д.). Все территориальные комиссии обеспечат материально-техническое оснащение для проведения выборов (стационарные урны для голосования, переносные урны, кабинки для голосования, оргтехника).

Участники игры «Выборы» убедятся в том, что переход к демократическому правовому государству с сильным гражданским обществом невозможен сам по себе. В этом должны участвовать сами граждане, прежде всего, следуя демократическим ценностям и занимая активную гражданскую позицию, способствуя становлению демократических традиций в местном сообществе. Этот проект - реальные действия, направленные на просвещение избирателей, способствующие деятельности в рамках правового поля и укреплению доверия к процедуре выборов, к их результатам.

Организационно - ролевая игра «Выборы» может проводиться в детской оздоровительном лагере как для избрания лидера или органов детского самоуправления, так и для знакомства участников летней смены с избирательным законодательством, выборными технологиями, избирательным правом. И в игровом и обучающем контексте Игра организуется и проводится на основе действующего избирательного законодательства.

Педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря должен иметь представление о подготовке и проведении выборов, а также владеть основными понятиями и методиками проведения коллективных дел.

Предвыборная кампания и выборы являются моделью государственных выборов, но имеют ряд особенностей, продиктованных возрастом участников, ситуацией и целями деятельности. В процессе выборов происходит погружение ребенка (да и педагогов) в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов в ходе общения в контексте разнообразной деятельности, в результате чего происходит и самореализация, и саморазвитие ребенка, а, главное, формирование его гражданской активности и понимания основ устройства общества и государства.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школах необходимо уделять особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

В образовательных учреждениях во время классных часов необходимо рассказывать учащимся о подвигах великих людей, которые не раз спасали Родину, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувства любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.

Так же для повышения интереса молодежи к политике необходимо проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.). Агитационные листовки внешне оформляются по тем же принципам, что и рекламные. Основной момент выносится в центр листовки и выделяется шрифтом, а остальной текст имеет дополняющий характер. В листовке агитационного характера также должны указываться адреса и телефоны, по которым можно связаться с организаторами акции, к которой агитируют с их помощью.

Агитационные листовки можно распространять при помощи промоутеров, как и обычные рекламные листовки, либо раскладывать по почтовым ящикам жилых домов, либо раскладывать в крупные торговые центры, чтобы их брали все желающие. Информация, содержащаяся в листовках, поможет молодежи понять значимость выборов и свою роль при выборе власти.

На финансирование, предложенных нами мероприятий необходимо затратить 15 000 рублей на создание сайта (финансирование из городского бюджета) и ежегодно дополнительно затрачивать около 300 000 рублей на поддержку детских и молодежных общественных объединений. Эти деньги планируется затратить на:

1.      совершенствование научной и правовой базы молодежной политики (40 000 руб.);

2.      материально-техническое обеспечение организаций, реализующих мероприятия в сфере молодежной политики (30 000 руб.);

3.      кадровое и методическое обеспечение организаций, реализующих мероприятия по молодежной политике (30 000 руб.);

4.      организация трудоустройства и занятости молодежи (40 000 руб.);

6.      системное вовлечение молодежи в общественную жизнь (60 000 руб.);

7.      гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие молодежи (50 000 руб.).

Так же ежегодно на раздачу агитационных листовок перед выборами необходимо будет затрачивать 100 000 рублей из расчета, что час труда промоутера будет стоить 350 рублей в день и 25 000 рублей на печать листовок. Общая сумма ежегодных расходов составит 425 000 рублей (300 000 - финансирование из регионального бюджета, 125 000 рублей - финансирование из городского бюджета).

После внедрения предложенных программ молодежной политики необходимо оценить результаты и эффективность, потому что эффективность работы в сфере молодежной политики, должна быть измеряемой, выражаться в значении ряда социально значимых индикаторов по различным секторам социально-экономического развития страны и регионов. Это: снижение безработицы среди молодежи; увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня; рост числа молодежи и детей - членов общественных объединений и др.

В ходе реализации предлагаемых нами мер рассчитать экономический и социальный эффект в цифрах невозможно, можно только разработать показатели, по которым по истечению некоторого срока действия программы можно оценить воздействие, которое она окажет на поведение молодежи и реализацию молодежной политики.

Главным результатом после внедрения и реализации этих программ должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области.

В ходе реализации направления по повышению информированности населения и доступности информации возрастет мотивация молодежи в принятии активного участия в улучшении качества жизни населения и города в целом. Эти программы позволят изменить взгляды и жизненные приоритеты молодого населения города, а так же развить чувство значимости и причастности к его развитию.

При реализации этих программ будет существенно улучшена ситуация развития молодежной политики. Формирование культуры образа жизни, личного общения, повлечет за собой востребованность таких учреждений, как библиотеки и кинотеатры, а это в свою очередь улучшит их финансовое состояние. Молодежь будет вовлечена в развитие города и района, что повлечет за собой расширение его потенциала. Повышение активности молодежи повлечет за собой значительные изменения в области культуры, образования и других важных аспектах. Организация свободного времени молодежи так же влечет за собой уменьшение числа подростков, праздно гуляющих по улице в «поисках приключений», а значит, уменьшит число социально-негативных явлений.

Для дальнейшего эффективного проведения молодежной политики необходимо становление системы сбора информации об участниках молодежной политики, проведение исследований, моделирование и прогнозирование, анализ процессов в молодежной среде (используя данные постоянных социологических опросов, проводимых по определенной схеме), определение эффективности выполнения решений.

Подводя итоги, можно сказать, что в дальнейшем молодежная политика, получив свой официальный статус как одна из приоритетных сфер социального развития города, должна обрести целостный, системный характер.

Заключение

В последнее время очень много говориться о том, что молодежная политика должна быть, что она должна эффективно реализовываться, и направлена на молодежь. Но для того, чтобы это реализовать, необходимо сначала определится с сущностью молодежной политики.

Молодежь несет особую функцию, а точнее не сама молодежь, а молодежная культура. Она понимается как «феномен, связанный с процессами, посредством которых современное индустриальное общество «изымает» детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе».

Для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан разрабатываются меры по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, правовые основы деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи. В том числе, разработан проект ведомственной целевой программы «Внедрение эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов на 2006-2008 годы».

В современном обществе нельзя ограничиться традиционными подходами к молодежи и детям как «социально затратным» группам. Именно через развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания, участие в школьном и студенческом самоуправлении, молодежных и детских общественных объединениях, молодежных парламентах и правительствах достижим рост политического участия и гражданского самосознания молодежи, ее социальной лояльности.

Необходимо учитывать, что для качественного образования ключевой является неразрывность процесса обучения и воспитания - это отражено в действующем законе об образовании. Вопросы воспитания молодого поколения, его участия в развитии институтов гражданского общества отражены в содержании программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы.

Стоит добавить, что эффективность работы в сфере молодежной политики, должна быть измеряемой, выражаться в значении ряда социально значимых индикаторов по различным векторам социально-экономического развития страны и регионов. Это: снижение безработицы среди молодежи; увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня; рост числа молодежи и детей - членов общественных объединений и др.

Результаты социологических исследований, проведённых в течение последних лет, показывают, что политическое поведение молодёжи Иркутской области в значительной степени фрагментировано и не имеет единых для всех представителей данной социально-демографической группы характеристик. Отдельные группы молодёжи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения Российской Федерации.

В настоящий момент, как показал опрос, молодежь г. Иркутска не является достаточно активной. Наше предложение заключается в том, чтобы предпринять ряд мер, способствующих активации молодежи:

·       Информационное обеспечение (доступность информации): создание официального сайта Агентства по молодежной политике Иркутской области

·        Поддержка детских и молодежных общественных объединений

·        Проведение в ВУЗах и школах дни самоуправления, выбирать президента школы/факультета.

·        Патриотические мероприятия.

А в период предвыборных агитаций можно проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.)

На реализацию предложенных нами предложений необходимо потратить 440 000 рублей. Из которых на создание сайта потребуется 15000 рублей,

В ходе реализации предлагаемых нами мер рассчитать экономический и социальный эффект в цифрах невозможно, можно только разработать показатели, по которым по истечению некоторого срока действия программы можно оценить воздействие, которое она окажет на поведение молодежи и реализацию молодежной политики.

Главным результатом после внедрения и реализации этих программ должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области.

Список использованной литературы:

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237. Ст.132.

2.      Федеральный Закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995 г., № 27. Ст. 2503.

3.      Федеральный Закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999 г., № 18. Ст. 2206.

4.      Федеральный закон от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях» //принят Государственной Думой (с изменениями на 17 мая 1997 года)

5.      Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993 г., № 25. Ст. 903.

6.      Закон Иркутской области от 08.02.2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» // Восточно-Сибирская правда 02.03.2000

7.      Закон Иркутской области «о Государственной молодежной политике в Иркутской» (в ред. Законов Иркутской области от 30.10.2001 N 8/54-оз, от 18.11.2003 N 57-оз)

8.      Закон Иркутской области «об областной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской» (в ред. Законов Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз, от 02.04.2003 N 17-оз, от 29.11.2004 N 55-оз) Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 27 июня 2001 года N 9/7-ЗС

9.      Закон «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Закон Иркутской области от 15.05.1998 N 15-оз (ред. от 16.12.2005) "О муниципальной службе Иркутской области" (Принят Постановлением ЗС от 22.04.1998 N 20/5-ЗС)

10.    Закон Иркутской области «о государственной социальной программе Иркутской области » от 11.07.2001 г.

11.    Распоряжение главы Администрации Иркутской области от 17.06.2004 N 210-рг « о поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов»

12.    Постановление губернатора Иркутской области от 29.12.2001 г. № 181/636-п «О концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области»

13.    Постановление «Об областном конкурсе детских и подростковых клубов по месту жительства на соискание грантов от администрации Иркутской области». Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области 19 января 2000 года N 37/6-ЗС4)

14.    Постановление от 29 декабря 2001 г. постановление от 29 N 181/636-п «о концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области».

15.    Постановление от 11 мая 2004 г. N 293-п «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской» (в ред. постановления губернатора области от 28.01.2005 N 26-п, от 21.04.2005 N 172-п

16.    Постановление от 27 июня 2005 г. N 275-п Об общественном совете по вопросам молодежной политики при губернаторе Иркутской области.

17.    Постановление от 25 марта 2004 г. N 173-п «Об утверждении положения о конкурсе авторских вариативных программ в сфере реализации государственной молодежной политики на соискание грантов администрации Иркутской области».

18.    Обращение Совета Федерации ФС Российской Федерации № 33-СФ «К Правительству Российской Федерации по вопросу об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по ее реализации» от 08.02.2006 г.

19.    Положение от 27 июня 2005 г. N 118-п «Об агентстве по реализации программ общественного развития и молодежных проектов».

20.    Постановление от 20 июня 2007 г. N 33/7 - ЗС « О Положении о молодежном парламенте Иркутской области»

21.    Изменения и дополнения в закон Иркутской области «об областной государственной поддержке молодежных и детских организаций в Иркутской области»

22.    Доктрина по государственной молодежной политике. - М.: 2002. - С. 47

23.    Чупров В.И., Зубок Ю.А. Труд молодежи в общественном производстве // Социально-трудовые проблемы и пути решения. Ч 1. - М.: АТиСО, 1998. - С. 39.

24.    Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и экономическая политика. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 304 с.

25.    Социально-экономическое положение г. Иркутска, январь-декабрь 2005 г. / Федеральная служба государственной статистики. Иркутскстат. Иркутский отдел государственной статистики. - 2009. - 32 с.

26.    Статистический бюллетень «Иркутская область в цифрах и графиках», январь-декабрь 2009 г. / Росстат. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Иркутской области. - 2006. - 12 с.

27.    www.ampirk.ru

28.    www.oks.ru

29.    www.molodostrb.ru

30.    www.youth.minstm.gov.ru

31.    www.young.irkutsk.ru

Похожие работы на - Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!