Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека
Содержание
1. Смыслоопределяющая функция религии в
социальной жизни человека
2. Милосердие и благотворительность в
традиционных российских конфессиях
Библиографический список
1. Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни
человека
Под религией обычно понимается особая
духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в
высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Религия
конституирует отношение человека к сверхъестественным, потусторонним силам.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и
долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной
и тайной силе.
Всякое религиозное учение
оформляется в процессе ответов на три взаимосвязанных вопроса:
а) есть ли Абсолют (Бог)?
б) как его познать?
в) как к нему практически
относиться?
В зависимости от
характера ответов на эти вопросы определяется понимание сущности религии.
Наиболее известны следующие определения:
а) вера в
сверхъестественное (Плотин),
б) восстановление связи с
Богом как Полнотой Бытия,
в) особое чувство
зависимости человека от бесконечного (Р. Шлеермахер),
г) символика первобытных
мифов о природе (М. Мюллер),
д) вера в невидимые
духовные существа (Э. Тайлор),
е) олицетворение и
умилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер),
ж) фантастическое
отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над
человеком (Ф. Энгельс),
з) чувство священного
(Дж. Хаксли),
и) универсальный невроз
навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З.
Фрейд),
к) ритуальная культивация
социально принятых ценностей (Д.Фишер),
л) вера в судьбу (Д.Б.
Пратт),
м) система истин,
способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед),
н) стремление отстоять во
что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Дж. Дьюи).
Безусловно, одно взятое в
отдельности определение не может передать всю полноту сущности религии, как
совокупности отношений между человеком и Абсолютом. Каковы бы ни были различия
в определении понятия религии, все исследователи согласны с тем, что она
выполняет важнейшие функции в общественной жизни. Для отдельно взятых
человеческих индивидов, как полагает М. Йингер, религия является средством
решения «последних, конечных» проблем жизни, выступает как «отказ
капитулировать перед смертью».
Религия отражает
стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом. В
зависимости от направлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить
на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. Эгоцентрическая
религия предполагает в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановление
духовной связи индивида со своим подлинным «Я» как вселенносоразмерным
микрокосмом на основе принципа «Познай самого себя». Подчас индивидуальный
микрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая и
вечно пребывающая в «Я» вся историческая смена людей, начиная с Адама и Евы.
Этот вид религии способствует духовному совершенствованию, раскрытию
творческого потенциала личности.
Социоцентрическая религия
отражает стремление родового человека или определенных общественных групп к
всеединству своих сущностных сил посредством воплощения искомой духовной
целостности в избранном сакральном объекте. Основные разновидности
социоцентрической религии – культы личности, государства, партии, избранного
народа или социального класса, техники, науки. Процесс совершенствования
индивидуальности человека может стимулироваться или тормозиться в зависимости
от основных положений этой религии.
Космоцентрическая религия
ориентирована на установление (восстановление, воспроизводство) связи людей с
Богом, богами, энергетическим центром Вселенной, средоточием всех космических
сил. Многие школы буддизма отрицают существование бога. Согласно их учению
человек постоянно связан с космическим первоистоком и имеет возможность
спастись через приближение к оси «колеса жизни», т.е. достигая состояния
полного покоя (нирваны). Космоцентрические религии существуют в формах теизма,
пантеизма и атеизма.
Подразделение религий на
эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические позволяет применять
понятие религии как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению к
большим социальным группам, обществу.
Религия осмысливает и в
различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и
Абсолюта. Эта связь может полагаться:
а) как изначально
непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению;
б) как ориентация на
достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала –
непосредственной связи;
в) как подлежащая
постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в
целостном ряду поколений людей.
Религия выполняет ряд функций и
играет важную роль в обществе. Выделяются следующие функции религии: мировоззренческая,
коммуникативная, регулятивная, компенсаторная, культурнотранслирующая, интегрирующе-дезинтегрирующая,
легитимирующе-разлегитимирующая.
Религия
вооружает верующих определенным мировоззрением, имеющим особенности в
зависимости от вида религии. Система взглядов на человека, общество, природу
получает отражение в миропонимании (объяснение мира в целом и отдельных
процессов и явлений в нем); миросозерцании (отражение мира в ощущении и
восприятии); мирочувствовании (эмоциональное приятие или отвержение);
мироотношении (этическая оценка) и т.д. Религиозное мировоззрение раскрывает
смысл и цели жизни человека. Оно помогает верующему подняться над
ограниченностью бытия, делает его жизнь осмысленной и одухотворенной,
мотивирует его поведение.
Коммуникативная функция
религии осуществляется в процессе реального общения. Обмен информацией, ритуальное
взаимодействие между верующими осуществляются в соответствии с определенными
требованиями, моральными нормами, выполнение которых позволяет создать
атмосферу любви, уважения, дружелюбия.
Регулятивная функция
религии проявляется в том, что деятельность, сознание и поведение верующих
людей определяются религиозными идеями, ценностями, традициями, обычаями,
установками, мнениями.
Культурнотранслирующая
функция проявляется в сохранении и развитии некоторых слоев культуры
(письменность, архитектура, музыка), имеющих религиозную направленность. В то
же время деятелями церкви уничтожалось культурное наследие, имеющее
антирелигиозный характер.
Интегрирующе-дезинтегрирующая
функция религии состоит в том, что религия в одном случае, сплачивает верующих
людей, а в другом – разъединяет их. Объединение происходит в случае
принадлежности людей к единому вероисповеданию. Противоположная тенденция
наблюдается тогда, когда в обществе происходит противостояние различных
конфессий, что вызывает у людей недоверие, подозрение и вражду по отношению к
инаковерующим.
Легитимирующе-разлегитимитирующая
функция заключается в утверждении законности некоторых институтов,
государственных, политических, правовых, отношений, норм и отрицании
правомерности некоторых из них. Легитимирующая функция религии проявлялась,
например, в освещении церковью царской власти. Примером разлегимитирующей
функции религии является прошедшая под религиозным лозунгом революция в Иране,
когда на смену светской власти к руководству страной пришли высшие духовные
лица.
Компенсаторная функция
заключается в том, что из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего
социального, религия выполняет роль иллюзорного компенсатора. Согласно
религиозным канонам провозглашается равенство всех людей перед Богом, что
облегчает психологическое состояние людей, находящихся в тяжелых социальных
условиях. Решение всех неразрешенных проблем переносится в иллюзорный
потусторонний мир.
Религия
является универсальной формой общественного сознания. Если наука, философия,
искусство опосредованно влияют на поведение людей, то право, мораль, идеология
непосредственно определяют человеческое поведение. Универсальность религии
проявляется в том, что будучи способом духовно-практического и чисто духовного
освоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, она оказывает как
опосредованное (воздаяния, исходящие от Божества), так и непосредственное
(наказания и поощрения, исходящие от служителей религии) влияние на поведение
людей.
В отличие от науки,
достигающей наилучших результатов в изучении окружающей действительности,
религия играет ведущую роль в открывании смыслов жизненной целостности
индивида, общества, космоса.
Религия предлагает и
сакрализирует смыслы жизненных целостностей, как по причине их исключительной
ценности для человека, так и по причине их таинственности. В течение
длительного времени религия накопила множество способов интуитивно-мистического
осмысления природных целостностей и иррациональных эффектов человеческого
действия.
Религия в исторической
культуре человечества предстает сложным и многообразным духовным явлением. Она,
пронизывая всю нравственно-этическую сферу жизни людей, наполняет ее высшим
смыслом. Она выполняет и вполне определенную социально-регулятивную роль.
Оказывая значительное влияние на процесс становления личностного сознания,
религия содействует социальной интеграции общества.
Э. Дюркгейм, указывая на
специфику социальной функции религии, отмечал, что религиозные представления
выражают коллективные реальности, а потому авторитетны для индивидов. Он
полагал, что категории всецелости, общества и божественности являются
различными аспектами одного и того же понятия «божественное социальное», а
религия представляет идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию
людей и целостность общества. Существо религии – в сакрализации базовых
социальных связей. Дополняя определение религии как связи человека и общества с
Абсолютом подходом Дюркгейма, можно определить религию как поиск и установление
сакральных связей, благодаря которым индивид и социальные группы приобретают
необходимую целостность.
Религия стремится достичь
подлинного бытия, преодолевая все пороки и несовершенства, предостерегает людей
от ошибок. Она указывает цели и средства, намечает пути к гармонии и
совершенству.
По мнению М. Вебера,
религия – основа ценностной рациональности: в рамках религии возможно
формирование смысложизненных задач; система религиозных разрешений и запретов
составляет основу нравственности.
В религиозной морали
выступают две группы ценностей: человеческие и сверхчеловеческие. Смысл
человеческой жизни заключается в религиозном служении. Утверждается, что только
соответствующее религиозным канонам поведение, может быть нравственным.
Как
специфически-мировоззренческая форма сознания, религия имеет два уровня
состояния: рациональный, представляющий систему понятий и представлений о мире
и чувственно-эмоциональный, выражающийся в различных обрядах и т.п. Эти уровни
религиозного сознания представляют собой духовно-социальную систему ценностей
общества, в которых выражается потребность людей в интимно-эмоциональном
переживании причастности своего сугубо личного существования с существованием
Всеобщего мира.
Э. Фромм писал, что в
религии могут проявиться две тенденции: авторитарная и гуманистическая. В
первом случае проявляется авторитарная природа религии. Бог, олицетворяя высшую
силу и власть, находится вне человеческого мира и управляет им. Во втором
случае раскрывается гуманистический потенциал религии. Несмотря на
трансцендентность бытия Бога, он не господствует над человеческим миром.
Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он обязан раскрыть свою
божественную сущность, постоянно выходя за свои пределы, приобретая новые
возможности. Вера в безграничные человеческие возможности человека способствует
постоянному развитию и совершенствованию его личности.
Религия является одной из
необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на
основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования
общества и индивида. Она способствует космизации человеческого бытия, широко
раздвигая рамки земного существования. Бурное развитие научного знания в XYIII-XIX вв. породило у многих мыслителей скептическое отношение к
религии. Предполагалось, что в ближайшем будущем религиозное мировоззрение
окончательно уступит место научным взглядам на природу, общество и человека.
Однако общественное развитие в ХХ веке не подтвердило прогнозов о неминуемом
крушении религиозной системы ценностей. Жизнь показала, что религию нельзя
рассматривать как пережиток общественного сознания и что ее роль в обществе,
как важного социального института, сохраняется.
Россия – страна,
отличающаяся исключительной множественностью и многообразием религий.
Современные исследователи насчитывают свыше семидесяти религиозных направлений,
исповедуемых более 150 народами России. Чисто условно к числу «основных» или
традиционных российских религий следует отнести: православие, ислам, буддизм,
иудаизм. Рассмотрим, как идеи милосердия и благотворительности получили
отражение в учениях этих конфессий.
2. Милосердие и
благотворительность в традиционных российских конфессиях
религия функция милосердие благотворительность
В
восточно-христианской церкви с момента ее возникновения традиционно важное значение
имели милосердие и благотворительная деятельность. В православном учении
считалось, что в познании бога участвовали чувства человека не только
«физические» (зрение, слух и т.п.), но и «духовные» - любовь, скорбь,
сострадание и т.п. На пути к богу сострадание к другому человеку, милостыня
играли функцию «спасения».
В Византии милосердие
почиталось особой добродетелью. Проявление милосердия включало готовность
подать милостыню убогому, оказание сострадания увечному. При византийских монастырях
имелись странноприемные дома и больницы.
Принятие христианства
способствовало повышению уровня нравственности древнерусского общества. Главной
христианской заповедью стала любовь к ближнему. Реализация этой заповеди
направлялась преимущественно в одну сторону: «любовь к ближнему полагали прежде
всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали
милостыню» – отмечал В.О. Ключевский. По мнению различных исследователей,
благотворительность в России изначально была необходимым условием личного
нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.
Считалось, что подача милостыни способствовала повышению уровня духовного
совершенствования благотворителя.
Вводя православное
христианство на Руси, князь Владимир воплощал в жизнь положения христианского
учения о милосердии к людям, заботы о ближнем. По свидетельству Начальной
летописи, он велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать
кушанье, и питье, и деньги из казны». Тем, кто не мог ходить, князь велел на
телегах привозить хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас. Стремясь придать
благотворительной деятельности организованный характер, князь Владимир в 996 г.
издает Указ, в котором общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства
в лице патриарха и других подчиненных ему церковных структур.
При князе Владимире
появляются «богадельни, гостиницы, дома странноприимства, лекари и все люди
увечные … были подсудны одним Епископам». На их содержание определялась
«десятина» (от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.).
Инициативу по оказанию
помощи нуждающимся людям с самого начала взяла на себя православная церковь и
сохраняла ее до правления Петра I.
В православном учении
концепция милосердия занимает центральное место. В нем милосердие понимается
как образ жизни церковного организма. Милосердие несовместимо с прагматизмом.
Оно оказывается не во имя себя или даже другого, а ради всевышнего. Посредством
милосердной деятельности устанавливаются бытийные связи со сверхличными началами,
с Богом. Следование по пути проявления милосердия и является путем к спасению.
Милосердие предстает как общечеловеческая норма и ценность. Милосердие – это
путь любви между людьми, это открытость и сердечность в их отношениях, в основе
которых лежит уважение и соблюдение человеком прав других членов общества.
Постепенно православные
храмы и монастыри становятся центрами благотворительности, размах деятельности
которых был иногда весьма впечатляющим. Перед нашествием татаро-монгол в
Киевской Руси насчитывалось около 120 монастырей. Помощь, оказываемая
нуждающимся, была разнообразна. Она выражалась в постройке жилища, и в выкупе
пленных, и в обучении ремеслам и в обеспечении необходимыми продуктами питания.
При монастырях строились также больницы и богадельни, деятельность которых
имело значение не только практическое, но и нравственно-воспитательное.
В Х-ХIII веках получила распространение
социальная помощь не только через монастыри, но и через приходы. Церковные
приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов,
помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые
деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны. Приходы сыграли большую роль в
распространении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от
тиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраивались приюты для
подкидышей и сирот.
В домонгольский период
церковная благотворительность существовала наряду с частной милостыней и
светским попечением о бедных. В период же татаро-монгольского нашествия
милосердная и благотворительная деятельность осуществлялась лишь духовенством,
которое было освобождено от татарских даней и поборов. В монастырях находили
приют и получали помощь тысячи людей.
Со второй половины XIY в. получили распространение
монастыри нового типа – с крупным землевладением и хозяйством.
Монастыри-вотчины скупали землю и становились крупными землевладельцами, они
приобретали функции сильных, «могутных», которыми обладали раньше только
князья.
В этот период важное место
в деятельности монастырей занимало бесплатное обучение грамоте бедных детей,
сирот. В этих целях открывались приюты при монастырях, церковно-приходские
школы. Так, Виленское Св.Троицкое Братство организовывало обучение «убогих
сирот» русскому, греческому, латинскому и польскому языкам, поддерживало
материально «людей ученых, духовных и светских, для школьной науки». На
Рождество и Пасху братство давало милостыню нищим, больным, заключенным.
В годы правления Петра I церковная благотворительность была
поставлена под жесткий контроль. Дело общественного призрения все более
приобретало государственный характер. Все большую роль в деле социальной помощи
нуждающимся людям стали играть государственные и частные благотворительные
структуры.
Тем не менее милосердно-благотворительная
деятельность православной церкви и в послепетровский период не прекращалась. В
рамках благотворительных обществ при Русской православной церкви
функционировали больницы и лечебницы для тяжелобольных, психически больных,
инвалидов, в которых обслуживающий персонал состоял из сестер и братьев
милосердия из числа мирян и послушников монастырей. В столовых и чайных
нуждающиеся питались бесплатно. В церковно-приходских школах и производственных
мастерских велось бесплатное обучение детей из бедных семей грамоте и
какому-нибудь ремеслу.
Активное участие в начале
ХХ века Русская православная церковь принимала в благотворительном движении за
трезвость. На благотворительные боны (чеки), которые распрстраняло общество
борьбы за трезвость, можно было приобрести только продукты питания и
запрещалось получать винно-водочные изделия.
В советский период
благотворительность как одна из форм социальной помощи была официально
запрещена. Государство взяло на себя заботу о социальном обеспечении и
социальном страховании населения. В 1990 г. официальный запрет на
благотворительную деятельность был отменен и в настоящее время сфера и объем
социальной помощи нуждающимся Русской православной церкви заметно расширились.
Появилось много православных благотворительных фондов и обществ, которые
оказывают индивидуальную и групповую (беженцы, мигранты и т.п.) помощь,
финансирует социальные программы благотворительного характера. Значительное
число верующих участвует в милосердно-благотворительной деятельности. Наиболее организованно
милосердно-благотворительная работа проводится в епархиях, в большинстве
которых имеются социальные комитеты, комиссии, фонды и отделы, занимающиеся
вопросами благотворительности и социального служения. Многие епархии оказывают
постоянную помощь детским домам, яслям и приютам. Они также организовали сеть
благотворительных столовых и богаделен, патронажных служб и магазинов для
неимущих. Не остаются без внимания и помощи больницы, общества инвалидов и
тюрьмы. Отдел церковной благотворительности и социального служения оказывает
епархиям, приходам и монастырям регулярную материальную помощь и
консультативное содействие. В нем издается ежемесячный вестник «Диакония»,
который получают все епархии.
Необходимо отметить также
милосердно-благотворительную деятельность различных православных братств и
сестричеств, объединенных в Союз православных братств, Всецерковного
православного молодежного движения, Православного общества «Радонеж»,
Православного благотворительного братства во имя Всемилостливого Спаса,
Православного просветительско-благотворительного братства «Сретенье», Союза
«Христианское возрождение» и др.
Кратко назовем основные
направления деятельности Русской православной церкви в сфере социальной помощи
населению.
2) Антиалкогольная
программа. Работа в этом направлении проводится по принципу «семейных общин
трезвости», где в процессе лечения алкоголиков проводятся беседы и консультации
с их родственниками в целях создания необходимого психологического климата в
семье, способствующего выздоровлению больного. В конце 90-х гг. работало 25
семейных клубов.
3) Работа с заключенными.
Во многих исправительно-трудовых колониях духовные лица общаются с осужденными.
В ходе задушевных и непринужденных бесед священнослужитель или верующий –
мирянин строит, как правило, свое общение на нравственно-психологичекой основе,
исключающей укор, назидание с позиции морального превосходства, негативную оценку
личности осужденного. Такой подход, когда правонарушитель отделяется от своего
преступления и принимается как жертва злой воли, когда проявляется высокий
уровень сочувствия и сострадания, позволяет создать духовному лицу
нравственно-психологическую атмосферу, в которой открыто проявляются
искренность, сердечность, взаимопонимание людей, что способствует моральному
оздоровлению заключенных.
4) Оказание
консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
5) Оказание помощи
жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Весьма характерно, что
милосердная и благотворительная деятельность проводится среди людей независимо
от национальной и религиозной принадлежности, что способствует гармонизации
национальных и этноконфессиальных отношений.
6) Помощь престарелым и
инвалидам. Забота о престарелых больных, инвалидах постоянно находится в фокусе
внимания представителей Русской православной церкви. Типичным примером этого
является деятельность православного общества «Надежда и спасение», члены
которого оказывают разнообразную помощь престарелым людям на дому. Это общество
проводит также благотворительные вечера для участников Великой Отечественной
войны, инвалидов и престарелых.
Даже такое краткое,
далеко не полное перечисление основных направлений деятельности Русской
православной церкви говорит о том, что в настоящее время значительно
расширилось влияние и выросло ее значение в жизни российского общества.
Проблема милосердия
занимает в исламе большое место. О необходимости милосердного отношения к
окружающим людям часто упоминается в Коране. При этом
милосердно-благотворительная деятельность в учении ислама рассматривается как
служение Аллаху, как необходимое условие лучшей будущей жизни в потустороннем
мире.
В мусульманском
вероучении говорится о необходимости проявления как общественной заботы о всех
нуждающихся, так и индивидуальной сострадательности. Мусульманин обязан гуманно
относиться к любому человеку, попавшему в затруднительное положение, в том
числе и к побежденному и рабу. Особенно внимательно ислам обязывает относиться
к сиротам и не жалеть средств на пожертвование им.
Особенно большое внимание
в Коране уделяется благотворительности. По словам Мухаммеда: «Только два рода
людей среди моих последователей заслуживают зависти: муж, одаренный научным
знанием, которым делится на пользу человечества, и богач, тратящий свое
состояние на пользу своих братий».
По утверждению Корана, милостыня
освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две
формы: «закят» и «садака». Возникнув первоначально как милостыня, закят
превратился впоследствии в налог в пользу нуждающихся мусульман, выплачиваемый натурой,
собираемый в определенное время – в праздники или в другие священные дни. Закят
должен был уплачиваться с имущества, превышающего определенный минимум, в
размере 2,5%, с продуктов земледелия – 10%, с добычи золота, серебра,
драгоценных камней, продуктов моря – пятую часть (20%). Платить закят обязаны,
согласно Корану, все взрослые дееспособные мусульмане. Получать закят могли
бедные, несостоятельные должники, участники войны за веру, путники, не имеющие
средств на возвращение, сборщика закята.
В отличие от
обязательного для подавляющего числа мусульман закята, садака означает
добровольное пожертвование в пользу нищего, бедного, калеки или в пользу храма.
Этот вид милостыни совершается из внутренних побуждений, совершенно бескорыстно
каждым, имеющим такую возможность мусульманином. Садака может выступать в трех
видах:
а) единичный акт
благотворительности;
б) искупительное
действие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания, например
поста, идущий на благотворительные цели;
в) выделение имущим части
своих доходов в пользу неимущих.
Принимать милостыню
(садака) имеет право лишь человек, который не в состоянии сам ее давать.
Рекомендуется мусульманам
также оказание помощи путем прощения долгов, представлением услуг и жилья,
прощения долга и обязательств, посещения больных и умирающих и т.п.
Состоятельные люди могут жертвовать земли и недвижимости в виде вакфа –
неотчуждаемого имущества, предназначенного для общей пользы.
В годы советской власти,
за исключением периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проводилась
политика, ориентированная на изживание мусульманской благотворительности и
только закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 09 октября
1990 г. и закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» от 25 октября
1990 г. открыли возможность развития милосердной и благотворительной
деятельности мусльманских религиозных организаций и верующих. Разрешалось
использовать в благотворительных целях пожертвования зарубежных религиозных
организаций, фондов и частных лиц.
Большую работу по
оказанию помощи нуждающимся проводит Департамент благотворительности и
милосердия, созданный при Духовном управлении мусульман Центрально-Европейского
региона. Активисты Департамента систематически посещают обитателей домов престарелых,
одиноких мусульман на дому, приносят им подарки, религиозную и мусульманскую
литературу, помогают в уборке помещений, читают суры из Корана. Подобная
милосердно-благотворительная деятельность ведется во многих муфтиятах. При них
создаются благотворительные фонды, оказывающие особенно большую помощь сиротам,
одиноким престарелым людям, инвалидам. Исламские религиозные организации и
рядовые мусульмане оказывают также большую гуманитарную помощь людям,
независимо от их национальности, пострадавшим от стихийных бедствий и военных
конфликтов в различных районах страны.
В настоящее время заметно
усилилось влияние ислама на общество, и особенно на подрастающее поколение.
Духовные руководители мусульман активно выступают с предложениями,
направленными на укрепление мира и сотрудничества между людьми различной
национальности независимо от вероисповедания.
В иудаизиме благотворительность
и милосердие занимают важное место. Одним из основных принципов этого
вероучения является сочувствие и сострадание к униженным, бедствующим, больным
и нуждающимся людям. Помощь, сочувствие и милосердное отношение к бедным и
нуждающимся является высшей религиозной добродетелью. При этом своеобразна
трактовка милостыни. Согласно Талмуду, принимающий подаяние, оказывает дающему
большую услугу, чем последний оказывает бедному. Считается, что акты
благотворительности и милосердия являются выполнением воли Бога и проявлением
высшей религиозной добродетели. Причем милосердие и сострадание
распространяется и на неодушевленный мир.
В Талмуде по отношению к
окружающей среде был выдвинут принцип «не губи» (по еврейски баал ташхит).
Запрещалось уничтожать или портить вещи или продукты питания, которые могли бы
использоваться другими людьми. Проявление чувства и заботы к человеку выражала
библейская заповедь: «Люби ближнего твоего как самого себя» (Левит 19:18). Со
временем это положение стало пониматься как необходимость оказания другому
человеку какой-либо услуги, т.е. требовалось совершение добрых дел для
окружающих.
Совершение добрых дел могло
быть в разнообразных формах: от моральной поддержки и сочувствия до
материальной помощи. В иудаизме к добрым делам, угодным Богу, относят:
гостеприимство и предоставление пищи голодным, одежды и обуви нуждающимся,
посещение и уход за больными, погребение умерших и проводы в последний путь,
утешение скорбящих по умершим, выкуп попавших в плен и выдача замуж невест из бедных
семей. Причем, характерно, что благотворительность и милосердие могли
оказываться нуждающимся людям других национальностей.
Законы Моисея
предписывали при сборе урожая опавшие колосья и несжатые края поля оставлять
беднякам. Забытый на поле сноп могли взять вдовы, сироты, пришельцы. Они же раз
в три года получали десятую часть всех продуктов земли. Беспроцентную ссуду
могли получить все нуждающиеся независимо от происхождения. В то же время
рекомендуется с целью профилактики лени и безделья людей, просящих помощь,
проверять их истинное материальное положение. Наиболее предпочтительным
считалось создать условия для нуждающегося самому заработать себе на жизнь.
Вместе с тем многодетным, больным и старым людям, явно нуждающимся в помощи,
запрещалось от нее отказываться.
В настоящее время
наблюдается возрождение милосердно-благотворительной деятельности еврейских
религиозных общин, которая была официально запрещена в советский период.
Возникли десятки благотворительных центров, в которых оказывается разнообразная
помощь инвалидам и пожилым людям, в том числе прокат медицинского оборудования,
медицинские консультации, работают благотворительные столовые, практикуется
доставка на дом горячих обедов для самых немощных. Проводятся также встречи
религиозных праздников и различные культурные мероприятия. Следует отметить,
что объем благотворительной помощи еврейских религиозных организаций, как
правило выше, чем у других аналогичных организаций других конфессий.
Важнейшим положением
вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием, поэтому
не случайно милосердие, любовь, сострадание являются основополагающими
понятиями в учении буддизма. Согласно идее перерождения, после смерти живого
существа происходит его новое рождение с новыми страданиями. Форма нового
перерождения определяется кармой, которая представляет сумму всех поступков и
помыслов существа во всех предыдущих перевоплощениях. По закону кармы любые
поступки, слова, намерения и мысли человека имеют положительное или
отрицательное моральное значение. Хотя всё в данной жизни человека определено
его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах,
словах, действиях. В этой частичной свободе и заложен путь к спасению.
Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Таким образом, для буддизма
характерна идея опоры человека на собственные усилия для достижения спасения, а
также идея о равенстве людей.
Важной этической
заповедью буддизма является щедрость в благотворительности. Монахам запрещалось
трудиться, они должны были жить милостыней. В этой связи щедрость мирян
рассматривалась как праведный акт. Основной принцип в реализации чувства
милосердия и сострадания в буддизме – нацеленность на конкретный результат,
активное сострадание в реальном времени и при реальных условиях.
В нашей стране буддизм
получил распространение в Бурятии, Калмыкии, Туве, бурятских национальных
районах Иркутской и Читинской областей. В настоящее время буддийские
религиозные организации и общины имеются также во многих городах России: в
Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и др. Ими организуются
семинары и лекции видных буддийских наставников и монахов, проводятся различные
мероприятия, где присутствующие получают бесплатно или по минимальной цене
научную и религиозную литературу, одежду, «секонд-ханд». Активистами буддийских
общин проводятся вечера отдыха и дружбы.
В настоящее время идет
процесс объединения усилий религиозных и государственных органов по развитию
милосердно-благотворительной деятельности.
Библиографический
список
1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в
исламе. - М.: Наука, 2010.
2. Бербешина З.А. Этика и практика
социального работника / Теория и практика социальной работы: проблемы,
прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.:
Наука. 2009.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного
духа. – М.: Наука, 2008.
5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни.
- Минск, 2008.
6. Шадриков В.Д. Духовность как
реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2.
7. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное
пособие. – М.: Наука, 2010.
8. Гессен Ю. История еврейского народа в
России. – М.: Наука,2008.
9. Гуревич П.С. Философия культуры:
Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
10.
Гусейнов А.А.,
Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.