Ислам и медицина
ИСЛАМ («предание себя
бог», покорность») – одна из мировых религий – сыграл значительную роль в
истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на
различные сферы жизни многих стран мира, а также жизни и здоровье отдельных
личностей.
В чисто религиозном плане
его рождение связано как с влиянием и развитием предшествовавших ему религий - христианства,
иудаизма, язычества и других, так и с эволюцией религиозного сознания жителей
Аравии. Появились люди (ханифы), отрицавшие многобожие и поклонение идолам,
признававшие единого бога – Аллаха Всевышнего, Достойного, Великого и т.п.-
всего 99 прекрасных аналогичных имен.
Ислам основывается на
пяти «столпах» (арканах), или основных религиозных правилах. Эти пять «столпов»
следующие:
1. Аш-шахада – вера в единственность Аллаха – основа единобожия
(ат-таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва – да
благословит его Аллах и приветствует - саллаллалу алайхи ва салам – с.г.в);
2. Ас-салат – ежедневная пятикратная молитва;
3. Ас-саум – обязательный ежегодный пост в течение месяца Рамадан;
4. Аз-закят – обязательный налог с богатых в пользу бедных с
целью «очищения» имущества, богатства, уплата которого делает безгрешным
пользование этим состоянием;
5. Ал-хадж – один в раз жизни тем, кто имеет возможность
совершить паломничество в Священную Мекку.
Современный Ислам –
вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия,
насчитывающая до 1 млрд. мусульман. Мусульманские общины существуют в более чем
120 странах мира, в 35 из них мусульмане составляют большинство населения
(более 80% населения Северной Африки, Западной Азии и т.д.).
В отличии от религии Шариат
означает детальный свод законов поведения, канонов поклонения, стандартов
морали и жизни, законов, предписывающих и позволяющих, что разграничивает истинное
и ложное. Данный основной закон время от времени подвергался модификациям, хотя
каждый пророк имел одну и ту же веру в Единого Аллаха, хотя они приносили с
собой различные Шариаты (законы), соответствующие условиям жизни народа и
времени.
Внедрение Ислама в
сознание людей происходило мирным путем, методом убеждения, как правило, без применения
силы, о чем неоднократно подчеркивается в священной книге – Коране. В тоже
время он повелевает проявлять беспощадность к врагам Ислама при вооруженных столкновениях,
так как погибшие за веру мусульмане на том свете сразу попадают в Рай, но если
мусульманин убивает своего единоверца – в Ад. Почему – потому что жизнь,
имущество и честь, а тем более религия неприкосновенны, и каждый мусульманин должен
их достойно защищать.
Успех Ислама как религии
и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами.
В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Мухаммада (с.г.в.),
вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного
и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традициям
с решительными новшествами, принципиальность с гипкостью, демократизм с единовластием,
мягкость с суровостью и решительностью.
Единобожие (ат-таухид,
аш-шахада) означает, что Аллах в Исламе Единый и Единственный бог, Творец этого
мира и всех людей в нем, вся власть и господство принадлежит Ему одному, все поклоняются
и повинуются Аллаху, у Него не может быть никаких сотоварищей, Он не родил и не
был рожден. Бог – господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада (с.г.в.) в
качестве своего посланника, наместника и халифа (заместителя) в этом мире.
Верность Исламу мусульманами
подтверждается следующими словами:
«Нет никакого божества кроме
Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» ( Ля иляха илляЛлаху Мухаммадур-расулуллах).Вера
в Аллаха противопоставляется многобожному язычеству и религиям, в которых наряду
с Богом поклоняются и другим, обращаясь к ним с мольбами. В Коране многократно подчеркивается
то, что все в мире происходит лишь с ведома Творца, по его решению и Воле. В угодное
себе время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет
их на суд, где каждому по своим поступкам будет воздано низвержением в Ад
(джаханнам) или блаженством в Раю (ал-джанна).
Коран, завершающая Священная
книга, ниспосланная Аллахом людям через Пророка Мухаммада (с.г.в.). Все, что изложено
в Коране, является словом Всевышнего, которое ниспосылалось Господом через
ангела Джабраила (Гавриила) частями в течение 23 лет. При жизни порока текст благодатного
Корана передавался по памяти, и лишь в 650 – 656 годах специальной комиссией был
подготовлен список Корана
Священное писание заняло выдающееся
положение, как во всех сферах жизни общества, так и в жизни каждого мусульманина.
Оно стало источником религиозных предписаний, социальных установлений и стандартов
общения. Коран содержит также рассказы о пророках былых времен (в том числе об Иисусе
Христе, Давиде,Моисее), об истории разных народов, о грядущем Судном дне, когда
божьи рабы (люди) будут держать ответ перед Вершителем судеб за свою веру и благочестие,
о Рае и Аде.
Взгляд на ислам сточки
зрения медицины
Интерес с точки зрения медицины
представляет процесс чтения Корана. Правила чтения священной книги изложены в «Тажвиде»,
которые предписывают читающему, где необходимо сделать передышку, короткие,
средней долготы и глубокие вздохи, соблюдать правильность и долготу
произнесения отдельных слов и т.д. Чтение Благодатного Писания в соответствии с
этими указаниями способствует увеличению объема легких, количества воздуха,
поступающего через кожу человека, а, следовательно, укреплению его здоровья и продлению
жизни.
Всякие свои помыслы,
действия, намерения (подьем с постели, прием пищи, приступление к намазу,
работе и т.п.) верующий должен начинать с именем Бога: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого
шайтана. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (Агузу билляхи минаш-ш-шайтанир-р-ражим.
Бисмилляхир-рахманир-рахим). Второй компонент Ислама – намаз, наивысший из обязательных
обрядов, предписанных Аллахом. Мухаммад (с.г.в.) сказал: « Намаз основа религии.
Совершающий намаз укрепляет свою веру. Не совершающий намаз, поистине рушит свою
веру ».
Начинается подготовка к намазу
с омовения, при котором сначала после туалета производится подмывание органов выделения
(или срамных органов) «истинджа», а затем и других органов, т.е. «тахарат».
Процедура «тахарата» состоит
в следующем: необходимо по три раза чистой водой помыть руки до запястьев,
прополоскать рот, нос, вымыть лицо и руки до локтей, влажными руками провести по
голове, протереть уши пальцами и шею, а также помыть ноги до щиколоток.
Все движения, все действия,
совершаемые нашими двигательными аппаратами (руки, ноги, туловище) при исполнении
намаза направлены на оздоровление организма молящегося.
Так, омовение – это как бы
водная процедура: успокаивает нервы, очищает от пыли и грязи, пота и т.д., а также
с водой уходят болезнетворные микробы.
Сам процесс намаза –
пятикратной ежедневной молитвы - по внешним признакам напоминает как бы выполнение
физических упражнений; при выполнении обязательных определенных действий человек
избавляется от излишней биоэнергии; например, при так называемой «сажда», когда
молящийся голыми ногами, обеими руками, лбом и кончиком носа касается пола,
коврика или земли.
Каждый цикл («ракаат»),
выполняемый при молитве сопровождается чтением соответствующей суры; при намазе
совершаются такие циклы: стоя прямо на ногах, ладонь правой руки кладется на левую
руку и прижимаются к груди («кыйам»); при этом большой палец правой руки находится
на запястье левой, где расположена точка, «усмиряющая» болезни горла.
Одновременно мизинец той же руки охватывает с противоположной стороны запястье левой,
где находится точка, связанная с сердечной деятельностью.
Следующее действие молящегося
– поясной поклон («рукуг»), когда туловище наклоняется на 45 градусов параллельно
земле, руки кладутся на колени и потом выпрямляются. Затем выполняется земной поклон
(«сажда»), после садятся на колени и второй раз совершают земной поклон.
В конце намаза молящийся,
сидя на коленях («аттахият») поворачивает голову направо, затем налево и глядя перед
собой словами «Аллаху акбар» (Бог велик) завершает молитву.
Соприкасаясь при намазе с
определенными точками своего организма (тела) человек проводит как бы точечную терапию,
не прибегая при этом, к помощи игл, прижигания (применяемого в восточной лечебной
практике), массажа и других процедур, направленных так же на повышение жизнедеятельности
и долголетия.
В Оксфордском университете
(Англия) в результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что земные
поклоны – «сажда» при и совершении намаза улучшает деятельность головного мозга.
Когда человек совершает земной
поклон приток крови в головной мозг резко увеличивается, давление в сосудах мозга
повышается и сосуды расширяются. Когда молящийся выпрямляется с поклона, сосуды
сжимаются, поскольку давление на них уменьшается. В результате многократных поклонов
стенки сосудов укрепляются, делаются более упругими и сильными.
Между тем известно, что различного
рода отложения на стенках сосудов сужают просвет для кровотока, приводят к ломкости
и утрате эластичности сосудов. Следовательно, религиозные обряды, в частности намаз
и пост, обогащают человека не только духовно, но оздоравливают также и с физической
точки зрения.
В указанном университете показали
положительное влияние пятикратного выполнения намаза в строго определенное время
суток на суставы человеческого организма, которых всего 360, и почти все они участвуют
в движениях нашего тела в течении дня. Но, оказывается, существует время, когда
отложение солей в суставах достигает своей критической точки и это – время намаза.
Читая намаз человек, сводит к минимуму отложение солей в суставах и вероятность
заболеваний, связанных с этим.
Полученные исследователями
топографические снимки головного мозга молящегося дают основание сделать вывод
о том, что возникающему у человека в такие моменты ощущениях спокойствия,
уединения и возвышенности соответствует усилению активности передних долей мозга
и снижению активности задних, теменных долях. Состояние благоговения у отправляющего
религиозный обряд человека определяется работой миндалевидного тела мозга, преобразующего
определенный тип движений в то или иное эмоциональное состояние.
Религиозные ритуалы,
считают профессора, воздействуют на две главные подсистемы человеческого организма:
первую – активизирующую эндокринную систему, повышающую кровяное давление,
учащающую дыхание и пульс, и вторую – отвечающую за успокоение, замедляющую пульс
и дыхание, регулирующую рост клеток, пищеварение, отдых и сон.
В зависимости от того,
какая подсистема или обе сразу активизируются при отправлении религиозных
обрядов, верующий испытывает состояние религиозного экстаза, полное слияние с объектом
поклонения – Аллахом.
При чтении намаза человек
отключается от мирских забот, всевозможных невзгод, стрессов, думает только о молитве;
он приходит в состояние удовлетворенности, умиления, нервы успокаиваются,
дыхание становится равномерным, все действия намаза выполняются неторопливо,
плавно. И такое состояние молящийся приобретает минимум, пять, раз на дню примерно
от 30 минут до одного часа каждый раз, – какой же это «бальзам» для организма!
Видимо этот обряд –
намаз, во многом способствует воспитанию духовно (Вера в бога) и физически
здоровых, сильных мужчин, которые за два с половиной столетия (632-900 годы)
распространили Ислам почти во всех странах, расположенных на территории Азии,
Африки, части Европы и других континентов земного шара.
Пост в
месяц Рамадан и его медицинский аспект
Пост
(арабск. — Ас-саум, тат. Ураза) — третий по порядку и значимости из «столпов»
Ислама, обязательное исполнение которого предписано в Коране, а вообще-то пост
восходит к доисламской практике, так как все небесные религии имеют много
общего.
Пост
предохраняет, защищает человека от многих заболеваний, физических и психических
расстройств. Суть мусульманского поста заключается в том, что в светлое время
дня (за 2 часа до восхода солнца и до его Заката) запрещается прием пищи, питье
курение, употребление наркотических веществ, выполнение супружеских
обязанностей, сквернословие и т.д., и т.п. в течение 28—30 дней в месяц Рамадан
по лунному календарю; (окончание Уразы зависит от восхода новой луны). С
заходом солнца в вечернее и ночное время часть запретов снимается.
В
священный месяц Рамадан рекомендуется проводить время в размышлениях, беседах,
чтении мусульманской литературы; необходимо улаживать ссоры, раздавать
милостыню и совершать другие богоугодные дела и поступки.
Обычай
соблюдения Поста есть и у немусульманских народов, но там запрет на потребление
только части пищевых продуктов (в основном высококалорийных и животного
происхождения) и не ограничено суточное время потребления пищи. Поэтому если
эта категория постящихся теряет 1—2 кг веса, то мусульмане 4—6 кг за месяц
Рамадан.
Исследования
научных работников из мусульманских стран показали, что в период уразы в
человеческом организме происходят такие изменения.
а) ураза
укрепляет иммунитет организма и предохраняет, следовательно, от различных
болезней. Деятельность лимфоцитов увеличивается до 10 раз и происходит
количественный рост клеток;
б) это
хороший обычай, предохраняющий от ожирения;
в) в
период уразы ввиду увеличения натрия в крови тормозится процесс отложения солей
кальция, а это, в свою очередь, нейтрализует камнеобразование;
г) во
время уразы из организма выводятся токсичные вещества, попадающие в
человеческий организм через искусственные и консервированные продукты, загрязненные
воздух и воду, лекарственные препараты и т.п.
д.) пост
благотворительно влияет на нервную систему, успокаивая ее, уравновешивает
характер, регулирует половую потенцию
Зякят
Четвертый
«столп» Ислама предусматривает необходимость существования в обществе
постоянного учреждения для оказания помощи старикам и слабым людям, которые не
находят пути приобретения хлеба насущного.
Для
этого Шариат в обязательном порядке предписывает уплату закята своего рода
налога в пользу нуждающихся мусульман. Закят вносится только с имущества,
нажитого честным путем - «халал мал».
В
Священной книге о необходимости добровольного, но обязательного внесения в фонд
оказания помощи нуждающимся материально обеспеченными добропорядочными мусульманами
говорится во многих главах. Пророк Мухаммед (с.г.в.) сказал: «имущество свое
берегите путем внесения закята, болезни свои лечите подачей милостыни
(садака)». Уплата закята очищает, делает безгрешным пользование богатством —
имуществом, товарами, скотом и т.д. с которого он уплачен.
Ежегодный
размер взноса по нынешним меркам установлен 2,5% от всех запасов богатства, а
по скоту, продукции земледелия и некоторым другим предусмотрена своя
дифференцированная ставка налога. Например, с продуктов земледелия в размере
одной десятой части урожая (минимум — 975 кг), облагаемый нижний предел по скоту
— 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец, золоту и серебру — 20 динаров или 200
дирхемов, по некоторым металлам и другим полезным ископаемым — 20 %.Сумма
закята, вносимого в соответствующий фонд, зависит от трех факторов. Во-первых,
от такой постоянной величины, как вес золота в 84 грамма. Вторым показателем
является цена одного грамма этого драгоценного металла на данное время.
Например, в 2002 году в коммерческом банке «Ак Барс» (г. Казань) золото 1-го
сорта продавалось по цене 290 рублей за один грамм. Третьим множителем
арифметического действия служит размер в 2,5 % (или 1/40 часть) стоимости
имущества, с которого подлежит сделать взнос в указанный фонд.
Так, в
2002 году сумма закята, которую было необходимо внести, определяется следующим
образом: 84x290=24360 рублей. Если имущество, неиспользуемое в течении года для
личных потребностей (находящееся «без движения») превышает такую сумму, с него
нужно внести закят в размере 2,5% и для 2002 года минимальная сумма закята
составит: (24360x2,5): 100= 609 рублей.
Следовательно,
в том случае, когда стоимость аналогичного имущества выше указанной суммы
(24360 рублей), необходимо отчислить 2.5% закята, а если стоимость ниже
указанной суммы, то закят вносить необязательно.
Собранные
таким образом средства используются на помощь неимущим; беднякам; больным
обездоленным; жалование сборщикам закята; не мусульманам, заслуживающим
поощрения; несостоятельным должникам; путникам, не имеющим средства для
возвращения домой. В наших условиях закят, как правило, вносят на возведение
мечетей, медресе, выпуск мусульманских книг, домов для престарелых, детских
домов и других подобных заведений и на их содержание (приобретение
оборудования, инвентаря, продуктов питания и т. п.), а также на оказание
материальной помощи больным, местам заключения и на прочие богоугодные деяния.
Осуществляемое
на этой основе социальное обеспечение должно исключить существование в
Исламском обществе хотя бы одного человека, не имеющего необходимых средств
существования.
Земли,
пашни, луга и леса, дома и дворы, одежда, книги, посуда и орудия труда не
являются объектом обложения этим видом мусульманского налога.
Эти
меры, направленные на создание страхового фонда, в конечном счете,
предусматривают основную цель — как поддержание здоровья, так и оказание в случае
необходимости медицинской помощи больным, немощным, материально необеспеченным
мусульманам Исламского мира.
Последним
пятым «столпом» Ислама является хадж, т. е. паломничество в благословенную
Мекку к священной Каабе и в Медину для поклонения Аллаху. В Коране записано:
«Те
люди, которые имеют возможность обязаны ради Аллаха совершить паломничество* к
главному Храму» (Сура «Аль Имран», 97)
Во время
хаджа посещаются мусульманские святыни в Мекке, (ее окрестности, долины Мина и
Музда-лифа, Арафат), где родился Мухаммед (с.г.в.), длительное время жил там,
ему Аллахом было ниспослано пророчество; и в Медине, городе, в котором Пророк
(с.г.в.) жил последние десять лет, где он и похоронен, рядом с ним покоятся
первый и второй «праведные» халифы — Абу Бакр и Умар.Большой обязательный
(фарз) хадж начинается на восьмой день месяца Зуль-Хиджа по мусульманскому
календарю, а малый (добровольный) — Умра в любое время года.
Перед
вступлением на землю аль-Харама (специально обозначенной территории вокруг
Мекки) мусульманской святыни — паломники выполняют ряд очистительных обрядов:
омовение, обрезание волос, ногтей, т. е. вступают в состояние ихрама.
В
состоянии ритуальной чистоты— тахарата, мужчины надевают на себя специальное
одеяние — ихрам (обматывают голое тело двумя кусками белой ткани), голова
остается непокрытой, на ноги надевают сандалии. В обряде принятия ихрама
отражается всеобщее равенство и единство мусульман, независимо от их
имущественного и социального положения в обществе. Женщины остаются в своей обычной
одежде.
После
вступления в Мекку паломники, совершив полное омовение, направляются в Масджид
аль-Харам.
В число
обязательных ритуальных действий хаджа также входят: таваф семикратный обход
Каабы, сай — бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, вукуф — стояние на горе
Гарафат, проведение ночи на горе Муздалифа и в местечке Мина, бросание камней в
три столба и принесение жертвы.
Если
состоятельный человек по какой-либо причине не может совершить хадж, его
выполнение можно поручить другому лицу, оплатив все расходы, связанные с
исполнением данного обряда.
Женщина
может совершить хадж только в сопровождении мужчины из числа близких
родственников: мужа, сына, отца, родного брата.
Во время
хаджа верующие должны совершать молитвы, произносить славословия Аллаху.
В
десятый день Рамадана, в любое время между восходом солнца и полуднем, бросают
по семь камешков в три столба, т. е. в Шайтана.
Обряд
жертвоприношения связан с тем, что у Ибра-хима долго не было детей, и он
поклялся, что может даже принести в жертву своего ребенка, если Бог пошлет ему
такую радость. Действительно, у него родился сын Исмаил; когда он подрос Аллах
напомнил Ибра-химу о его клятве. Когда Ибрахим вел сына на заклание, Шайтан
нашептывал ему, что отец ведет его на убиение; но Исмаил прогнал Шайтана,
сказав, что воля отца для него свята. Во время закалывания острейший нож
свертывался как тесто и не резал, тут совершилось чудо — Бог послал для
жертвования барана и отсюда установился порядок приношения в жертву животных (а
не людей): баранов, овец, верблюдов или коровы. Мясо животного полагается, есть
самому и часть раздать людям — беднякам, близким и друзьям
ислам мусульманин коран паломничество
Ислам на
страже физического и духовного здоровья
В
отличие от других религий Ислам имеет ряд особенностей, в частности еще и
такие.
В одном
из хадисов указывается, что обрезание (араб, хатана) крайней плоти
новорожденного ребенка мужского пола по примеру Посланника (с.г.в.) Аллаха
(проделано им после рождения внуков аль-Хасана и аль-Хусейна) должно совершаться
на седьмой день после рождения. Избавление от ненужной пленки, которая могла бы
быть «укрывательницей» болезнетворных микробов, грязи и с медицинской точки
зрения является не лишней процедурой. При этом повышается чувствительность
этого органа при сексуальных отношениях; в настоящее время эта «операция»
выполняется в больничных условиях, что исключает возможные осложнения. Обряд
обрезания осуществляется не только мусульманами, но и другими нациями, в
частности, евреями, что свидетельствует о гигиеничности этого мероприятия. При
этом у евреев обрезание является обязательным, так как на это есть прямое
указание в Ветхом Завете Библии. Кстати, и Иисус был обрезан на седьмой день
после рождения. По установившейся традиции у мусульман этот обряд выполняется не
обязательно сразу после рождения ребенка, а в любом возрасте нечетных лет (1,
3, 5 и так далее до наступления совершеннолетия, т.е. до возраста 10-14 лет).
В
процессе жизнедеятельности люди должны опираться на определенные закономерности
здравого образа жизни. Поэтому Шариат поведение мусульман ставит в очень
жесткие рамки. Достаточно указать, что если за измену супругу в Европейских
странах жена может быть только выгнана (развод), то прелюбодеяние, как это и
предписано в Коране, в некоторых мусульманских странах карается всенародным
побиением камнями до смерти.
Запреты
на употребление спиртных напитков, свинины, на азартные игры, религия так же
обосновывает вредностью их для человеческого организма.
Алкоголь
- это все, что опьяняет — воздействует на отдельные участки головного мозга,
приводит к обильному выделению норадреналина, дофамина, называемых
катехоламинами. Насыщение крови этими веществами временно создаёт ощущение
легкости, приподнятого настроения. При постоянных выпивках организм
подвергается сильному отравлению, пропадает аппетит и сон, снятся кошмары.
Кровеносные сосуды очень быстро выходят из строя, организм алкоголика быстро
изнашивается и рано стареет как следствие — инфаркт или паралич, цирроз печени,
другие болезни и печальный конец — смерть.
Рассматривая
вопрос о запрете на потребление мяса свиньи, так же обратимся на результаты
исследований ученых мусульманских государств. Итогом их работы явилось
установление веских аргументов в пользу запрета, поскольку от свиньи человеку
передается около 27 болезней, в том числе цирроз печени, расстройства желудка,
атеросклероз, выпадение волос, склероз, ревматизм и т. д.
В
священном писании много и подробно говорится о дозволенном и запретном (халале
и хараме), указываются границы между ними с тем, чтобы оградить правоверных от
совершения греховных действий, а, следовательно, свернуть от путей ведущих в
Ад. Что же из себя представляет халал и харам?
Халал
все то, что дозволено мусульманской религией и соответствует законам Шариата.
Харам,
наоборот, запрещенные и осуждаемые Кораном деятельность, действия, некоторые из
которых приведены ниже.
Путей
накопления харам средств много и, естественно, использование такого имущества
даже на богоугодные цели не облегчит положение его собирателей в потустороннем
мире.
Коран не
одобряет действия таких проповедников Ислама, которые на разного рода
торжествах собирают подаяние «садака» в виде платков, духов и т.п., а так же в
денежной форме. Эти деньги следовало бы передать на строительство и содержание
мечетей, Мадраса, содержание детских домов, домов инвалидов и инвалидов и
престарелых, мест заключения и тому подобные благородные цели. Однако некоторые
из них используют такие средства на личные нужды, щенной книге сказано: В
мусульманских странах пятница является выходным днем, а в других государствах
правоверные так же по возможности стараются провести его как праздник, приводя
жилища в праздничный вид, наряжаясь в лучшую одежду, готовя соответствующую
пищу. Мужская половина жителей обязана дневной намаз совершать в мечетях.
Высокоторжественный праздник рождения пророка Мухаммеда Маулит, отмечаемый 12
рабиавваль, длится он целый месяц. Точная дата рождения посланника Аллаха
неизвестна, поэтому отмечают в день его смерти. Торжества в разных
мусульманских странах проводятся по-разному; в частности в Пакистане,
Маулиду-н-набий - дата рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.), - официальный
праздник, отмечаемый в течение трех нерабочих дней. Хиджра явилась важнейшей
причиной формирования и распространения Ислама из узких рамок одного племени и
создания условий для превращения мусульманской общины в государство.
Хиджра
так же явилась отправной точкой нового летоисчисления по лунному календарю,
согласно которому в году 354 дня; новый отчет времени начался с первого дня
месяца Мухарам (16 июля) 622 года. Каждый год самыми большими праздниками
мусульман являются два гаита: по случаю завершения великого поста (уразы) и
жертвоприношения с участием священнослужителей разных рангов.
Ураза
байрам (Ид аль-фитр) проводится по окончании священного месяца Рамадан в честь
окончания поста и длится 3-4 дня. В праздничные дни, начинающиеся с общей
специальной молитвы (гаит намазы) в мечетях проводятся торжественные трапезы,
навещание родственников и друзей, раздача милостыни, дарения подарков, а так же
желательно посещение могил предков.
В
течение всего месяца Рамадан, правоверные организуют, как правило, на дому
трапезу разговения небольшого круга родственников, друзей, соседей; в мечетях
так же ежедневно проводят аналогичное мероприятие, где принимают участие не
только пришедшие на молитву (ахшам намаз), но и любой постящийся.Следующим
главным праздником мусульман всей планеты является Курбан байрам ( Идал адха),
отмечаемый через 70 дней после окончания поста. Этот праздник проходит в день
завершения паломничества в Мекку (хадж), когда паломники совершают обряд
жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении пророка Ибрахима.
В
течение 3-4 праздничных дней, не только собравшиеся в Мекке паломники, но и
состоятельные мусульмане по всему миру должны приносить в жертву одну овцу или
козу (1 человек), или 1-10 человек одну голову верблюда или крупного рогатого
скота. При этом животное должно быть здоровое и определенного возраста.
Мясо
животного, как правило, делится на 3 части, из которых одна идет на праздничную
трапезу семьи, другая - на торжественный стол с родственниками и друзьями, и
третья часть раздается тем неимущим, которые материально не в состоянии
самостоятельно приобрести жертвенное животное, но чтобы все же и у них было
праздничное настроение.
Такие
торжества, проводятся с участием священнослужителей или им подобных верующих,
но отдельные из них прикарманивают садака, приумножая тем самым своё
харам-имущество и ввергая себя в. грех. Аллах предупреждает священнослужителей
и других лиц, участвующих на этих торжествах, чтобы алчная натура некоторых из
них не превращала эти праздники в своего рода бизнес - «делание денег и
состояния».
К
источникам харам-имущества можно отнести так же в частности такие действия,
деяния, поступки божьих рабов, в результате которых получается доход.
Выращивание и реализация продукции свиноводчества, поросят и мяса, как в свежем
виде, так и с изготовлением консервов, шпига, копченостей и т.п. как
коллективными хозяйствами, предприятиями, так и отдельными гражданами,
считающими себя правоверными. Последние, правда, стараются оправдать свои
действия тем, что они, дескать, делают это ради денег, а сами в пищу свинину не
используют, но это в действительности самообман, так как использование средств,
заработанных нечистым путем, так же запрещено.
Добывание
денег путем изготовления наркотических средств, самогоноварения и реализация
такой и иной аналогичной отравы, как и их потребление, а так же за счет
выигрышей при азартных играх являются запретными действиями. Суров закон
Шариата и в отношении лиц, зарабатывающих богатство путем ростовщичества, т.е.
риба, когда взаймы дается меньшая сумма, чем возвращается должником; дебитор
доплачивает проценты, оговоренные при составлении договора на предмет
предоставле-ния кредита. Коран осуждает такие действия. Аналогично осуждается
религией и взятка (риш-ват), когда за какие-либо услуги с целью, например,
ускорения и положительного решения сомнительных вопросов «толкачам» дается
«мзда» Из вышеприведенных примеров вытекает, что правоверным необходимо
удерживаться от харама, являющегося деятельностью противоречащей канонам Корана
и хадисов. Тем, кто проникся верой и поступает добродетельно в полном
соответствии с указаниями священного писания, Аллах Всевышний одарит такими
благами, которые не идут ни в какое сравнение с мирскими усладами.