Новейшее совершенствование религии и зарождение свободомыслия на островах Океании
Новейшее развитие религии и зарождение свободомыслия
на островах Океании
Зачатки свободомыслия
Полинезийцы
достигли сравнительно высокого уровня общественного и культурного развития.
Поэтому не удивительно, что у них отмечались и отдельные факты критического
отношения к религии, зачатки свободомыслия.
Уильям
Маринер, молодой англичанин, проживший несколько лет (1806-1810) на островах
Тонга, рассказывает о вольнодумном образе мыслей "короля" Финоу, который
не верил рассказам жрецов о богах, а традиционные обряды выполнял с большой
неохотой. Финоу говорил, что боги помогают на войне той стороне, у которой
лучше вожди и воины. Жрецы считали его безбожником. Когда Финоу постигло
несчастье - умерла его любимая дочь, - они объясняли это как наказание богов за
вольнодумство.
Еще
более любопытный факт произошел на Гавайях. Король Камехамеха II (сын
основателя династии) в самом начале своего правления (1819), видимо под
влиянием сношений с европейскими и американскими моряками, решил отменить
старую религию. Начал он с того, что нарушил самое строгое табу: вошел к своим
женам и стал вместе с ними есть. Это было неслыханным делом. Не дав опомниться
окружающим, Камехамеха издал указ об отмене старой религии. Предписывалось
уничтожить святилища и статуи богов, прекратить жертвоприношения. Система табу
отменялась. Этот революционный акт стоял в ряду целой системы прогрессивных
реформ, которые должны были европеизировать общественный и политический строй
Гавайских островов.
Однако
выиграли от этих реформ лишь христианские миссионеры, которые появились на
островах в 1820 г. и нашли почву для своей проповеди расчищенной.
Движение паи-марире
Деятельность
христианских миссионеров в Полинезии шла рука об руку с колониальным грабежом.
Поэтому сопротивление колонизаторам нередко принимало формы борьбы против
христианства (убийства миссионеров и т. п.).На Новой Зеландии многолетняя
борьба маори против расхищения их земель колонизаторами вылилась в религиозное
движение паи-марире, или хау-хау (1864-1868)- своеобразное сплетение древних
верований с христианскими идеями. Сторонники этой религии верили в свою
неуязвимость и, доводя себя до экстаза, с магическими жестами и возгласами
("хау!") шли в бой. Эта религиозная форма, однако, не помогла
маорийцам в их борьбе против завоевателей: война окончилась их поражением.
В
настоящее время христианство (в разных вероисповеданиях) целиком господствует
на островах Полинезии.
Мессианские движения
В
большей части Меланезии и Микронезии, напротив, сохраняются старые верования.
Но в Меланезии за последнее время замечено характерное явление: недовольство
населения, угнетаемого колониальными торговцами, плантаторами, чиновниками, миссионерами,
прорывается то и дело вспышками, принимающими зачастую религиозную форму.
Появляются проповедники, объявляющие себя пророками, ясновидцами, мессиями, учат
народ отказываться от общения с европейцами, уходить из миссионерских поселков
и школ. Распространяются идеи, что белые скоро уйдут или будут изгнаны, а
островитяне получат много товаров, которые будут привезены на большом пароходе.
Местами вспыхивает вера в скорое воскресение всех умерших. Суеверные
островитяне покидают миссионерские школы, уходят в горы, возобновляют старые
обряды, пляски. Местами распространяется массовая истерия. Подобные мессианские
(или милленаристские) движения, которые эпизодически возникали еще раньше
(например, на Фиджи "движение Тука" с 1873 г. и др.), участились после первой мировой войны, а после второй мировой войны охватили
постепенно большую часть островов Меланезии. Они насчитываются за последние
годы десятками и привлекли к себе внимание ряда исследователей: о
милленаристских движениях. Меланезии есть хорошие работы Жана Гийара, Андреаса
Ломмеля, Тибора Бодроги, особенно Питера Уорсли*. Некоторые из этих движений
приняли крупные размеры, длятся подолгу, и колониальной администрации не
удается даже жестокими мерами их заглушить. Наиболее известные из этих
движений: "безумие Ваилала", охватившее в 1919-1931 гг. значительную
часть колонии Папуа (Южная Новая Гвинея); движение "Джон Фрум" (с 1938 г.) в южной части Новых Гебрид; движение "масинга" (с 1945 г.) на южных Соломоновых островах; движение Палнау (1946-1954) на островах Адмиралтейства.
*
(См. П. Уорсли. Когда вострубит труба. М., 1963.)
Некоторые
из этих движений продолжаются и теперь. В отдельных случаях они постепенно
теряют свое первоначальное боевое содержание.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mifoteka.ru