Как полюбить чтение?
Как полюбить чтение?
Мелешкова Н.О.
Сегодня
мы будем говорить о том, как поддержать наших детей в их любви к чтению. Я
постараюсь не сводить эту беседу к ныне популярному брюзжанию, что мол
«уткнулись все в телевизоры – к книге никто не притронется!» Вместо этого, давайте
попробуем разобраться, отчего ребята не желают читать, на самом ли деле это так,
и что мы, взрослые, в силах предпринять для улучшения ситуации.
Трудности, о которых мы не задумываемся
Одна
из причин неприязни к чтению лежит прямо на поверхности. Не читают, потому что
трудно! А чтобы нам с вами трудность эту понять, необходимо определить, чем же
является чтение. Итак, чтение – это получение информации, которая сохраняется с
помощью специальных знаков-букв. Читая, каждый из нас, сам того не подозревая, раскодирует
то, что зашифровано в этих знаках.
Поэтому,
прежде чем посадить малыша за букварь, ему необходимо много играть с различными
изображениями и знаками. В какой последовательности нам нужно предлагать
ребятам такие занятия и игры?
Первым
шагом должно быть ознакомление с различными зрительными образами. Начинайте с
конкретных изображений. Например, спрашивайте, что нарисовано на картинке.
Постепенно переходите к более абстрактным изображениям. Так, сейчас можно
купить лото, в котором на место нарисованного арбуза нужно положить карточку с
кружочком, на место альбома – карточку с прямоугольником и т.д.
На
следующем этапе ребёнок должен разбирать картинки на части и собирать их
обратно в единое целое. Здесь нас выручат всем известные пазлы и кубики.
И,
наконец, мы должны предложить ребятам игры, в которых им нужно разгадать
сообщения скрытые в тех или иных зрительных знаках. Самым элементарным
вариантом здесь выступают настольные игры с фишками и кубиком, в которых ребята
соревнуются в прохождении различных маршрутов. Как правило, в них большое
количество знаков, сообщающих о том, куда и как нужно передвигать фишки, чтобы
добраться до желаемой цели.
И,
в общем, все разновидности лото, домино, мемори, пазлов, поиск сокровищ по
незатейливым картам, и даже знаки дорожного движения являются нашими большими
друзьями на этом пути. Взяться учить ребёнка чтению до того, как он будет «на
ты» в обращении со всеми этими изображениями, равносильно тому, что ждать от
человека, который не поднимал голову, не сидел, и не ползал на четвереньках, что
он с лёгкостью поднимется на ноги и пойдёт.
Иногда
мы видим, что соседская дочка или сынок уже в три года читают. И, подгоняемые
родительскими амбициями, мы принимаемся требовать того же и от своих детей. В
связи с этим мне хочется признаться, что я никогда не видела людей, которые бы
не умели читать. Но те, кто с ужасом вспоминает, как их пытались этому обучить,
встречаются периодически.
Выбор методики
Существует
огромное количество методик. В каждой из них есть свои преимущества. Если у
вашего малыша не ладится с чтением, посоветуйтесь с преподавателем и логопедом
о том, какой из существующих способов лучше подойдёт именно вашему ребёнку. Раз
не удаётся научить его читать одним методом, вероятно, это получится сделать
другим. При разговоре со специалистом, попросите рассказать об особенностях и
принципах используемых им приёмов и о том, как они работают.
Любознательность
Ничто
не способно подтолкнуть любовь к чтению сильнее стремления узнавать новое. В
норме любознательность заложена в природе каждого человека, особенно молодого, а
тем более ребёнка.
То,
что мы нередко «ленивы и нелюбопытны» является результатом негативных влияний.
Люди, которым с детства были внушены некоторые психологические установки, отказываются
от познания и размышлений. Это могут быть вариации на тему того, что «умным
трудно живётся», «меньше знаешь – крепче спишь», и сообщения о бедной
любопытной Варваре, которой «на базаре нос оторвали». Родители, придерживающиеся
подобных убеждений, без труда наградят ими своих детей.
Временами,
сами не сознавая того, мы подводим ребят к пассивности в изучении людей и мира.
Такое случается при нахождении семьи в состоянии конфликта и кризиса.
Пятилетний мальчик изводит всех расспросами, «почему мама плачет», «почему папа
ушёл», и «добрая или злая бабушка», а у нас нет сил, времени и умений ему
отвечать. Нам и погулять-то с ним порой некогда. И мы реагируем раздражением. В
результате ребёнок связывает наше недовольство не с семейной ситуацией, а с ним
самим и его расспросами. Так он приходит к ложному выводу, что сильная
заинтересованность чем либо, вызывает недовольство других.
Но
в вопросах познания нужно учитывать, что детям гораздо сообразнее получать
информацию из непосредственного взаимодействия с людьми и природой, чем с
книжных страниц. Поэтому в своём стремлении усадить юных чтецов за азбуку нам
нужно не перегнуть палку. Воспитатели некоторых детских садов, направленных на
ускоренное развитие, жалуются, что ребята постоянно читают, считают, пишут и
разговаривают на иностранных языках. И в их плотном графике трудно найти время
на прогулки и игры. Переусердствовав в обучении ребёнка, как и в чём бы то ни
было, мы можем получить реакцию совершенно обратную ожидаемой.
Книга и телевизор
В
борьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал телевизор. Сражение
это часто неравное. Сообщения, поступающие с голубых экранов, требуют от нас
меньших умственных, физических и эмоциональных усилий для их восприятия. Нам не
нужно в своей фантазии конструировать образы того, о чём идёт речь.
Кинематографами и мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой ли
совестью или скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источнику
знаний.
На
помощь книге может прийти только искренняя любовь к ней взрослых. Когда в доме
много книг, их читают, передают из поколения в поколение, они доступны для
пользования, их обсуждают между собой, у ребёнка сложится о них представление
как о привычной и необходимой части быта и жизни. Тоненькие и толстые переплёты
должны присутствовать в семье и занимать в ней важное место.
Если
же сами мы не читаем, а просиживаем перед телевизорами, то нам не следует
надеяться, что ребёнок наш однажды произнесёт: «Мама, выключи мультик. Пойду, почитаю
на ночь!»
Как относиться к компьютеру
В
продолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения многих часов
за компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную паутину» в нежелании детей
читать.
Но
сам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом детского
воспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих малышей с мышками
у мониторов, всегда отражают нечто, сформированное до того, как ребята там
оказались. Часто, проанализировав собственное раздражение на пребывание детей у
компьютеров, перед нами встают вопросы развития их интересов. Когда человек
любит читать, то и во всемирной сети он выберет это занятие. Если же в
физическом мире он предпочитает что-то иное, он останется верен своим
пристрастиям и в виртуальном пространстве.
Наказание или награда?
«Почитаешь,
пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно! Все каникулы будешь читать!»
Такое использование чтения, как отработку для искупления грехов плохого
поведения, развивает у ребёнка представление о нём как о скучном и тягостном
наказании. Такими методами мы скорее не научим ребёнка чтению, но подвигнем его
к изобретению способов избегания этой экзекуции. Ежели, наказывая ребят чтением,
сами за занятие это берёмся мы крайне редко, то дети будут мечтать о моменте, когда
они вырастут и избавятся от каторги чтения на века, как в их глазах это сделали
мы, их наставники.
К
тем же результатам приводит наказание малышей, за ошибки, совершаемые в
процессе обучения чтению. Гораздо эффективнее рассказывать им о том, что в
чтении уже удаётся.
Самый
верный путь заинтересовать ребят познанием через книгу - это самим относиться к
нему как к подарку и отдыху. Наказанием может стать только лишение случая
почитать, но никак не общение с любимым произведением.
В
некоторых семьях, взрослые охотно читают детские сказки и истории. И, наблюдая,
с каким удовольствием делают это родители, вслед за ними дети стремятся
прочесть те же произведения и пережить схожие эмоции. Иногда за интересной
книжкой в такой семье выстраивается целая очередь.
Как не судить о вкусах
Такое,
чтобы человек ничего не читал вообще, встречается крайне редко. Сами не замечая
того, мы читаем объявления в газетах и на рекламных щитах, инструкции к бытовой
технике и чистящим средствам. Разногласия обычно возникают не из-за того, читать
или не читать, а из-за того, что читать именно. Что нам необходимо учитывать в
этом вопросе?
С
одной стороны, проживая в доме, где принято листать Cosmopolitan, не стоит
полагать, что сын или дочь на сон грядущий решат перечесть историю Древней
Индии.
С
другой стороны, нас огорчает, когда дети не разделяют наших вкусов, останавливая
выбор на том, что предпочитают их сверстники и вместо «Братьев Карамазовых»
увлечены неким «Гарри Поттером». Нам следует помнить, что ребёнок, входит и
адаптируется в кругу своих ровесников, читая и обсуждая то, что в нём популярно.
И даже если нас пристрастия ребёнка не устраивают, мы должны учитывать, что с
этими ребятами он вместе будет жить, учиться работать, и создавать собственною
семью.
В
случае же полного отрицания и осуждения того, что читают ваши дети, возможно, стоит
серьёзно задуматься о круге их общения.
Заключение
В
основном, мы говорили не о технической, а об эмоциональной составляющей чтения.
Вместе с читателями мне хотелось задуматься о возможности сделать это занятие
приятным и захватывающим для наших детей. Ну, или, по крайней мере, найти
способы их от него не отвратить.
Следует
помнить, что гораздо сильнее чтения, телевизоров, и чего бы то ни было, дети
любят своих родителей и берут с них пример. Поэтому, найдите минутку и
обратитесь к самим себе. Постарайтесь понять, за что вы любите или не любите
чтение, почему, порой, на него не хватает времени, отчего останавливаете свой
выбор не на книге, а на чём-то ином. Разобравшись с собственным отношением к
книге, мы способны помочь нашим детям сделать её хорошим и добрым другом на всю
их грядущую жизнь
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru