Городская выборка
|
Сельская выборка
|
Уровень ИИ
|
Среднее значение
|
Уровень ИИ
|
Среднее значение
|
ПД
|
2,16
|
ПД
|
2,7
|
ВСИ
|
3,24
|
ВСИ
|
2,16
|
Л
|
1,13
|
Л
|
2,31
|
МИ
|
1,62
|
МИ
|
1,08
|
структура
интегральный индивидуальность
Согласно полученным данным в городской и сельской выборках
обнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделено
одинаковое количество значимых факторов, показатели средней насыщенности
каждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровню метаиндивидуальности
и психодинамическим особенностям, что свидетельствует о приблизительно
одинаковом вкладе показателей данных уровней в приспособительную деятельность
старших школьников.
Различия связаны с более значимым влиянием особенностей
познавательных функций (уровень вторичных свойств индивида) в структуре
индивидуальности у городских школьников и личностных качеств у сельских
школьников.
Как видно из таблицы 1, в городской выборке один из пяти факторов
(2-й) является полным, то есть содержащим показатели всех уровней интегральной
индивидуальности, а остальные четыре — частичными, но тем не менее они содержат
показатели 3-х уровней ИИ.
В сельской выборке из пяти факторов один полный (1-й), один фактор
содержит показатели 3-х уровней ИИ (3-й) и 2 фактора состоят из Показателей 2-х
уровней (2-й и 5-й факторы). То есть по сравнению с сельской выборкой у
городских школьников обнаруживаются более Упорядоченные, целостные структуры
ИИ, хотя как в той, так и в других выборках обнаружено одинаковое количество
полных и частичных факторов.
3. Количество облических зависимостей в структуре ИИ.
У городских школьников выявлена одна облическая зависимость между
показателями психодинамического уровня, в то время как у сельских школьников —
три облические зависимости, одна между психодинамическими свойствами и две
между свойствами личностного уровня. Эти данные говорят о том, что у школьников
сельского социума структуры интегральной индивидуальности более пластичны и не
так жестко детерминированы, как у школьников городского социума.
Таким образом, внешняя детерминация (принадлежность к различному
социуму) оказывает воздействие на структурирование интегральной
индивидуальности. Однако следует отметить, что это влияние — результат не
только одностороннего процесса (специфических условий жизнедеятельности,
обстоятельств и т. д.), это и результат встречного процесса — процесса развития
специфических внутренних особенностей индивидуальности, проживающей, в
частности, в конкретном социуме. Внешняя и внутренняя детерминация не
взаимоисключающие понятия, они являются взаимодействующими факторами.. «Строго
говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития,
самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом
процессе развития как его внутренним причины), а внешние причины выступают как
условия, как обстоятельства» (С. Л. Рубинштейн «Человек и мир», 2007).
Это подтверждают полученные данные. Особенности структурирования
ИИ показывают специфику внутренних условий индивидуальности в условиях
различного социума — значимость познавательны)! особенностей в деятельности у
городских школьников и, напротивj личностных — у сельских; более целостные, сформированные
структуры индивидуальности у городских школьников, но более пластичные, менее
жестко заданные — у сельских.
2.
ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СПЕЦИФИКУ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологических
качеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания была
предметом исследования в трудах целого ряда отечественных психологов. Ее
изучали Л. Баркан, Л. И. Божович, М. И. Буянов. А. Бодалев, А. И. Захаров, И.
С. Кон, С. В. Ковалев, А. Е. Личко, £. В. Макарова, Т. М. Мишина, В. Н.
Мясищев, А. Н. Обозова, р. А. Смехов, В. Я. Титаренко, Э. Г Эйдемиллер, В. В.
Юстицкий и др. Подходы к рассмотрению роли семьи в формировании личности ребенка
связаны, в большинстве случаев, со следующими аспектами анализа:
■ структурой семьи (полная — неполная);
■ стилями воспитания (авторитарный, демократический и т.
д.);
■ уровнем эмоциональных контактов каждого члена семьи с
ребенком (негативные отношения, позитивные отношения);
■ психосоциальными особенностями составляющих семью лиц
(лица с аддиктивным поведением, родители, страдающие алкоголизмом и
наркоманией, акцентуированные личности и т. д.);
■ типами патогенного родительского поведения. Исследование
указанных аспектов семейной ситуации составляет «объективную картину» жизни
семьи, то есть картину, какой она представляется исследователю. Но на
сегодняшний день не менее актуальной и в практическом аспекте мало изученной
является проблема исследования «внутренней картины семьи» в восприятии ее
самими членами семьи.
Значимость такого подхода обусловлена уже тем, что «без ответа
остаются пока многие важные вопросы: о сущности и структуре семейных
представлений, путях их формирования, способах, какими они оказывают воздействие
на жизнь семьи, видах их нарушений и причинах этого».
В то же время новейшие исследования в изучении обыденного
сознания, «наивных представлений», «ситуационныхсценариев» и процессов
каузальной атрибуции создают благоприятную основу для использования этих
методов анализа и в области исследования семейных представлений, их влиянии на
формирование и развитие личности ребенка. Проведенные исследования, в частности
Б. М. Величковским, показали ошибочность широко распространенного мнения о том,
что представления человека о той или иной ситуации формируется исключительно
тогда, когда он с ней сталкивается. Напротив, уже имеющийся у человека к
Моменту встречи с такой ситуацией «сценарий» ее развития во многом
предопределяет то, что он увидит в ней и как ее воспримет.
В нашем исследовании мы поставили задачу — изучить особенности
восприятия образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьях, а также
установить индивидуально-психологические особенности подростков в зависимости
от степени отверженности их родителями в этих семьях.
В исследовании приняло участие 30 семей. Были опрошены 15
подростков и их родители (в основном мамы) из благополучных семей и 15
подростков и их родителей из неблагополучных.
Как известно, в психологии понятие «неблагополучная семья» имеет
несколько значений. Выделяют объективные и субъективные факторы семейного
неблагополучия.
К объективным относят: состав семьи, наличие у родителей
наркоманического, алкогольного, токсикоманического стереотипов поведения, семьи
с разведенными родителями, негармоничные семьи. К субъективным — характер
эмоциональных отношений в семье, преобладающие стили взаимодействия,
коммуникативные и эмоциональные дистанции между членами семьи и т. д.
Объективные критерии семейного неблагополучия связаны с субъективным
переживанием членами семьи негативных чувств по отношению друг к другу, с
увеличением эмоциональной дистанции, с изменением стиля взаимоотношений между
членами семьи.
При разделении семей на благополучные и неблагополучные мы
использовали объективные критерии, а именно, принадлежность семей к категории
негармоничных.
Ж. Н. Глозман выделяет следующие типы негармоничных семей:
■ распадающаяся семья;
■ неполная семья;
■ регидная псевдосолидарная семья;
■ распавшаяся семья.
Негармоничные семьи характеризуются преобладанием одного из типов
патогенного родительского поведения.
В своей монографии А.А. Бодалев приводит следующую классификацию
типов патогенного родительского поведения.
1. Тип А — оба (один) родителя не удовлетворяют потребности
ребенка в любви и полностью отвергают его;
2. Тип В — ребенок служит в семье средством разрешения супружеских
конфликтов;
3. Тип С — родители прибегают к угрозе покинуть семью или
«разлюбить» ребенка в качестве дисциплинарных мер;
4. Тип Д — внушение ребенку, что он своим поведением повинен в
разводе, болезни или смерти одного из родителей;
5. Тип Е — отсутствие в окружении ребенка человека, способного
понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или
пренебрегающего своими обязанностями родителя. В нашем исследовании принимали
участие испытуемые из неполных и распавшихся семей. Для этих типов
негармоничных семей, по данным А. А. Бодалева, характерно преобладание таких
типов патогенного родительского поведения, как А, С, Е. То есть в этих семьях
обнаруживается нарушение эмоциональных связей между членами семьи, что может
оказывать влияние на специфику восприятия родителями образа собственного
ребенка, а следовательно, создавать своеобразную установку при восприятии
поведения подростка, его поступков, личностных особенностей.
Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных связей в
семье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в исследованиях,
проведенных М. Земска. По данным этих исследований, чрезмерная эмоциональная
дистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят к
возникновению у ребенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним,
состоянию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате формируются
такие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость,
девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность и
робость.
Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отношению
к детям, а также повышенная концентрация внимания на ребенке способствуют формированию
таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностей ребенка над
потребностями других, непослушание, отсутствие самостоятельности и
ответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерные
для этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспомощности,
чрезмерном преувеличении собственной значимости, неспособности устанавливать
прочные эмоциональные контакты и т. д.
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятие
родителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагополучных семьях
значимо различается и зависит от степени отверженности ребенка в данных семьях.
Для изучения представлений родителей о своих детях была
использована методика, предложенная А. И. Баркан. Родителям предъявлялись два
списка личностных черт (94 характеристики), одинаковых по содержанию. В первом
списке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своих
детей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить те
особенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли те
качества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные и
отрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены.
Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера и
особенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества черт
характера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количества
черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух списках
черт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт и
особенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процент
совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок
родителями в семье».
Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителями
служило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных черт
характера по сравнению с положительными.
Таблица
3. Выраженность показателей
степени отверженности ребенка в семье
Благополучные семьи
|
Неблагополучные семьи
|
% совпавших черт
|
% отрицательных и
нежелательных черт
|
% совпавших черт
|
% отрицательных и нежелательных
черт
|
62
|
33
|
32
|
50
|
70,7
|
0
|
23
|
100
|
55,5
|
10,7
|
76,5
|
0
|
68
|
0
|
58
|
14
|
53
|
40
|
75,7
|
16
|
80
|
0
|
72
|
25
|
33
|
78,8
|
0
|
46
|
37
|
20
|
100
|
66
|
0
|
25
|
125
|
82,5
|
0
|
64,5
|
0
|
40
|
31
|
55,8
|
57,9
|
47
|
5,8
|
18,5
|
140
|
42,4
|
0
|
51
|
52,6
|
40
|
0
|
12,5
|
40,0
|
65,7
|
0
|
28,5
|
75
|
Среднее 46,1
|
Среднее 12,7
|
Среднее 56,3
|
Среднее 75,4
|
Сравнительный анализ различий в процентном соотношении выделенных
нежелательных и отрицательных качеств личности в двух выборках по t-критерию Стьюдента
обнаружил наличие значимых различий t = 2,4 при р = 0,05.
То есть родители в неблагополучных семьях при восприятии образа
своего ребенка чаще используют отрицательные личностные характеристики, склонны
замечать в первую очередь негативные особенности подростка, чем родители в
благополучных семьях. При этом значимые различия в процентном соотношении
совпавших черт между образом «Мой ребенок до рождения» и «Мой ребенок сейчас» в
двух сравниваемых выборках не были обнаружены.
Индивидуально-психологические особенности подростков
диагностировались с использованием детского варианта теста Р. Кеттелла. Тест
включает в себя анализ 11 шкал и позволяет судить о выраженности таких качеств,
как экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная возбудимость,
независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность,
оптимизм, самоконтроль, невозмутимость.
Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей
подростков, осуществленный также с использованием t-критерия Стьюдента, в
семьях с различной степенью отверженности детей обнаружил наличие значимых
различий между двумя группами испытуемых по следующим параметрам:
■ добросовестность (значение t = 2,2 при Р = 0,05);
■ оптимизм (значение t = 3,6 при Р = 0,001);
■ самоконтроль (значение t = 2,8 при Р = 0,01).
Из анализа полученных данных следует, что дети из благополучных
семей характеризуются выраженностью таких качеств личности, как
добросовестность, исполнительность и ответственность. При этом они более
спокойны, оптимистичны, лучше социально адаптированы и Умеют контролировать
свое поведение. Образ ребенка в этих семьях строится при использовании
положительных оценочных суждений, что говорит об эмоциональном принятии родителями
образа своего ребенка и как следствие о выраженности позитивной установки при
восприятии личности и поведения подростка.
В неблагополучных семьях обнаружен достаточно высокий показатель
степени отверженности ребенка родителями. Образ ребенка строится, в основном,
при использовании отрицательных личностных характеристик (процентное
соотношение нежелательных черт личности значимо превышает данный показатель в
сравниваемой выборке по '"Критерию Стьюдента). Этот факт может служить
доказательством наличия в этих семьях отрицательной установки при восприятии
своего" ребенка. В подобных семьях у подростков становятся более
выраженными такие качества, как безответственность, низкая социальная
приспособленность, пессимизм, эмоциональная возбудимость, неумение контролировать
свои поступки и поведение.
Выводы:
1. В ходе исследования гипотеза о наличии значимых различий в
восприятии образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьях
подтвердилась.
2. Обнаружены существенные различия в индивидуально-психологических
особенностях личности подростка в зависимости от степени отверженности в семье.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Белоус В.В. Введение в психологию
полиморфной индивидуальности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. — 136 с.
2. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика,
упражнения, игры. СПб., 2006, — 380 с.
3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации
личности как многомерная и нелинейная система // Психологический журнал. 2009.
№ 5.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань,
2009. — 277 с.
5. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в
структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы
психологии. 2010. № 4.
6. Кулешева Л.Н. История отечественной
психологии воспитания. Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2009. — 43
с.
7. Ломов Б. Ф. Вопросы общей,
педагогической и инженерной психологии. М, 2011.
Размещено на