Психологические особенности воспитания ребенка со зрительной недостаточностью
Введение
Человек с момента своего рождения попадает в определенную
жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная среда
включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое
развитие человека. От общеизвестной роли ближайшего социального окружения до
социокультурной или специфически социологической ниши — все имеет
принципиальное значение для психического развития индивида.
Что, на наш взгляд, следует включить в окружающие условия для
полноценного развития детей со зрительной патологией? Сегодня уже очевидно, что
дело не в наличии или отсутствии каких-то отдельных обстоятельств, а в целой
системе факторов.
На уровне дошкольного учреждения отработана и реализуется
комплексная программа помощи ребенку с амблиопией и косоглазием. Понимая
значимость каждого из ее звеньев, остановимся на такой ключевой, с нашей точки
зрения, проблеме, как совместная работа с семьей по воспитанию и развитию детей
со зрительной патологией.
В ряде исследований подчеркивается, что основным вопросом в
воспитании незрячего ребенка является отношение родителей к его дефекту. По
данным В. Карвялиса, многие (75,2%) родители серьезно озабочены нарушением
зрения у ребенка; 18,8%, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того,
чтобы сохранить остаток зрения, а 6,2% — вовсе не обращают внимания на
недостатки зрения'.
В дальнейшем изложении будем опираться на данные наблюдений
родителей и психологического обследования группы детей дошкольного возраста
специализированного учреждения для детей с нарушением зрения Восточного
учебного округа г. Москвы.
Семья — ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка.
Влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными
исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью.
Не случайно выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский обращает внимание
на то, что «слепота в разной социальной среде психологически неодинакова.
Слепота для дочки американского фермера, сына украинского помещика, немецкой
герцогини, русского крестьянина и шведского пролетария — психологически
совершенно разные факты».
Развитие ребенка в первые годы жизни определяется количеством
и качеством любви и тепла, которые он получает от родных. Родительское
отношение (прежде всего — материнское) насыщает субъективный опыт ребенка,
закрепляя одни переживания, ослабляя другие и образуя, таким образом,
фундаментальный, базисный слой эмоциональной сферы. Обогащаясь и насыщаясь,
эмоции ребенка начинают опосредовать его связи с окружающим миром, задавая
характер отношения к миру в целом.
Известный представитель гуманистической психологии А. Маслоу
исследовал «самоактуализацию» как центральную проблему становления личности и
определил среди важнейших потребностей человека потребность в любви и
принадлежности, которая удовлетворяется посредством семьи в первую очередь3.
Педагогам и специалистам известна зависимость стиля жизни
человека от степени развития чувства общности в семье. У отверженных детей с
холодными, отчужденными матерями чувство общности не развивается, так же как и
у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему
представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком.
Неадекватность этой системы рождает препятствия для личностного роста,
провоцирует развитие неврозов.
Психолого-педагогические исследования дают основания
утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей
личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе
внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и близкими взрослыми,
другими членами семьи.
К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей
нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении
трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям.
Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству,
сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивость представлений
о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка
отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценное становление
личности ребенка. Опыт показывает, что педагогические неудачи усиливают
эмоциональную напряженность между супругами, отрицательно влияя на развитие
детей.
Внутрисемейные отношения выступают основным условием и
средством семейного воспитания. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский подчеркивал,
что семейный уклад охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно
проникает в душу. В период нестабильности общества возникает психологическое
неблагополучие семьи, отягощенное социально-экономическими факторами. Оно
распространяется на все сферы межличностных отношений, обостряя не только супружеские
и детско-родительские отношения, но и отношения между старшим и младшим
поколениями, братьями и сестрами.
Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительной
патологией, требует особой заботы и внимания. Ведь кроме травмирующего влияния
на ребенка болезнь является психической травмой и для родителей. Наряду с
вышеизложенными проблемами эти семьи решают проблему поиска путей помощи
ребенку с нарушением зрения.
В ходе анкетирования и опроса родителей дошкольного
образовательного учреждения (опрошено 120 семей, 212 родителей яслей-сада) было
установлено, что подавляющее большинство родителей остро нуждаются в помощи
специалистов по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением
зрения.
Только 58 человек из общего числа опрошенных постоянно
занимаются с ребенком дома; 28 родителей занимаются с детьми от случая к
случаю; 178 человек отметили причину недостаточного внимания к детям
отсутствием времени, объясняя это круглосуточным пребыванием детей в детском
дошкольном учреждении; 165 человек назвали главной задачей семьи и детского
сада подготовку к школе с точки зрения обучения детей чисто учебным навыкам:
счет, письмо, беглое чтение; 21 человек добавил к проблеме школьной готовности
— воспитание дисциплинированности, послушания, аккуратности. К сожалению, лишь
26 человек вспомнили о восстановлении зрения, укреплении здоровья.
Среди серьезных проблем, которые беспокоят родителей в
развитии детей, были названы: обидчивость, драчливость, плаксивость,
невнимательность, неуверенность. У одной группы родителей ярко выражена
недооценка сенсорной недостаточности, а у других — излишняя проблематизация
ситуации, выражающаяся в гиперопеке и болезненном отношении к любым
особенностям в развитии детей.
Данные первичного опроса свидетельствовали о необходимости
глубокой, целенаправленной работы с семьями воспитанников. Современная семья
требует профессионального, строго дифференцированного подхода в работе с ней.
Такая задача под силу социальному педагогу-психологу. В рамках эксперимента
была введена должность социального педагога. Затем продумана и выстроена
система взаимодействия с семьями воспитанников.
Основные направления в работе с семьей
семейный воспитание зрительный патология
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных
программ помощи собственному ребенку.
3. Просвещение родителей и других членов семьи с целью
расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной
патологией и методами коррекционно-развивающей работы с ними.
4. Разработка на дифференцированной основе системы
взаимодействия с семьями воспитанников с целью коррекции детско-родительских
отношений (повышение сенситивности матери, коррекция эмоционального образа
ребенка, достижение безусловного приятия ребенка матерью, повышение роли отца в
его воспитании).
В соответствии с основными направлениями деятельности
коллектива были разработаны анкеты и опросники, социальный педагог и
практические психологи провели поэтапное обследование семей, в ходе которого
получили достаточно информативные данные. По итогам изучения и анализа
полученного материала выделены несколько категорий семей: молодые, многодетные,
полные, неполные, благополучные, неблагополучные (разные формы).
Каждая категория семей требует специализированной помощи в
соответствии с их проблемами и запросами. Поэтому последующий анализ позволил
сгруппировать родителей по проблемам.
Количественный и качественный анализ семей воспитанников
позволил точней определять уровень и характер взаимоотношений с родителями.
Возрастной состав семей: из общего числа родителей возраст до
25 лет— 12 человек; от 26 до 40 лет — 186 человек; свыше 40 лет — 23 человека.
Уровень образованности семей таков: высшее образование — 104;
среднее специальное — 52; среднее образование — 44 человека; без образования —
12 человек.
Социальное положение семей: служащие — 102; рабочие — 62;
бизнес и торговля — 42 человека; безработные — 6 человек.
Число детей в семьях воспитанников: 57 семей имеют единственного
ребенка; 59 — воспитывают двоих детей; 4 семьи имеют троих детей.
Из общего количества семей 21 семья сложилась в результате
повторного брака; 28 наших воспитанников растут без отца; 49 семей — в разводе.
Достаточно большое число родителей, не имея опыта воспитания
детей, столкнулись с дополнительной проблемой — воспитание ребенка с сенсорной
недостаточностью. Эта категория семей в первую очередь была охвачена вниманием,
заботой и помощью профессионалов учреждения. Уровень образованности родителей
тоже требовал специального анализа.
После обследования детей и родителей выяснилось, что в семьях
педагогов часто наблюдается самый высокий уровень невротизации детей.
Ориентированные в профессиональном отношении на сформированность определенных
знаний, умений и навыков, педагоги-родители значительно завышают планку своих
требований к ребенку, стремятся развивать детей зачастую неадекватными для их
возможностей способами, определяя их во всевозможные кружки и студии, но мало
внимания уделяя эмоциональному развитию детей. Такие дети, имея высокие
показатели в познавательном развитии, отличаются целым набором проблем в
эмоциональном и личностном плане. Тревожность, обидчивость, плаксивость,
агрессивность, неуравновешенность, подозрительность, мстительность, неуверенность
— вот неполный перечень проблем, которые не позволяют детям полноценно
развиваться. В работе с такими семьями особое внимание уделялось расширению
представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и
повышению сенситивности родителей.
Проблема современной педагогики — родители, представляющие
сферу бизнеса. Задачи воспитания и обучения собственных детей они пытаются
переадресовать учреждению образования, сполна готовы оплатить набор
дополнительных услуг и преподавателей, а собственное участие, к сожалению,
видят лишь в материальном обеспечении ребенка. Дети из таких семей отличаются
педагогической запущенностью, как правило, избалованы, безудержны, жестоки в
отношении к сверстникам и взрослым.
Непоследовательность взрослых в требованиях и оценках рано
приучает детей к всеобщей нестабильности, поэтому их главная задача при
отсутствии представления о нормах и правилах — добиться удовлетворения
собственных потребностей любой ценой. В общении с этой категорией семей тоже
необходимы особые подходы, в основе которых лежит главное — донести до сознания
родителей их ответственность за судьбу ребенка и значимость для ребенка любви,
тепла и понимания родителей. Очень часто родители из таких семей рассчитывают
решить проблемы ребенка путем дорогостоящей операции или приобретением
«чудо-очков».
Дети из семей рабочих по результатам обследования
продемонстрировали самый высокий уровень психоэмоционального благополучия, а
родители — готовность к выполнению рекомендаций врача, тифлопедагогов, психологов.
Оказалось, что в этой категории семей чаще, чем в любой другой, бабушки играют
большую роль в воспитании детей, они проводят с внуками значительную часть
времени и соответственно являются хранителями интересов ребенка. Возможно, этим
и объясняется высокий уровень психоэмоционального благополучия детей.
Важной проблемой является отсутствие у родителей адекватного
представления о серьезности сенсорной патологии и отсутствие знаний о способах
коррекционно-развивающей работы с родителями. Родители не озабочены проблемами
сенсорной недостаточности и отклонениями развития детей, они просто любят
ребенка и стараются в меру сил и возможностей ему помочь. Это хорошо с одной
стороны, а с другой — зачастую исключается возможность полноценного
восстановления, максимальной реализации творческого потенциала детей.
Значительное место в изучении семей воспитанников сыграли
рисуночные тесты, которые использовали психологи. Рисунки детей и родителей
очень наглядно демонстрировали особенности взаимоотношений в семье и помогли
составить более точный психологический портрет семьи. В частности, эти тесты
подтвердили предположения о наличии мнимого благополучия в 34 семьях. При
наличии внешних условий, определяющих благополучие в этих семьях, существуют
серьезные проблемы. Как правило, это нарушения взаимоотношений взрослых,
которые ребенок «считывает» по неадекватным поступкам и поведению родителей.
Наличие постоянной эмоциональной нестабильности приводит к
повышенной тревожности и неуверенности детей. Они никогда не знают, что можно,
чего нельзя, за что похвалят, за что поругают. Работа с такими семьями требует
особого такта, высокого профессионализма, косвенных форм обсуждения проблемы. Основная
задача — убедить родителей в искреннем отношении педагогов к успехам или
неудачам ребенка, заботе и желанию помочь ему.
Большая работа по изучению и анализу особенностей семей
завершилась разработкой форм взаимодействия с каждой категорией семей. Были
определены темы консультаций, как индивидуальных, так и групповых, а также роль
и место каждого специалиста в работе с семьей.
Наиболее важные задачи социального педагога состоят в том,
чтобы своевременно пригласить специалиста, продумать организацию мероприятия,
виды наглядности, решить вместе с педагогами, какой вид детской деятельности
можно показать как иллюстрацию проблемы (видео или непосредственно в группе),
динамику развития детского коллектива или отдельного ребенка.
Семейные клубы — динамичные структуры, они то сливаются в
один большой клуб, то дробятся на более мелкие части. Все зависит от тематики
очередной встречи и замысла устроителей. Все направлено на максимальную
результативность встречи для всех участников. Часть клубной работы с семьей
осуществляется с помощью местного кабельного телевидения. Это достаточно
удобная форма, так как предполагает значительное расширение аудитории за счет
включения всех членов семьи, а также использования достаточно широких
возможностей телевидения.
Вся система клубной работы в дошкольном учреждении
осуществляется по основным циклам:
• домашний психолог;
• формирование привычки к здоровому образу жизни;
• поверь в свое дитя;
• лечение с увлечением;
• игры для детей и взрослых.
В основе наших подходов лежат ключевые положения
психологов-гуманистов о компенсаторных возможностях человека, о тех шансах,
которые необходимо использовать. До сознания родителей доводится основной
вектор развития ребенка в условиях болезни: дефект — чувство малоценности —
компенсация (создание «обходных» путей развития). Важно знать, как ребенок
самостоятельно пытается искать обходные пути и какова роль близкого взрослого в
преодолении психологических преград. Родители постепенно начинают понимать меру
своей ответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий и примеры
равнодушного отношения родителей к судьбе собственного ребенка. Успехи окрыляют
и вселяют уверенность, неудачи огорчают, но это всегда лучше, чем равнодушие.
Специалисты-дефектологи и психологи терпеливо раскрывают
особенности возрастного и личностного' развития детей со зрительной патологией,
влияние I дефекта на общее психофизическое
развитие, способы борьбы с болезнью. Работа клубов значительно повысила
компетентность родителей, вызвала интерес к проблемам коррекционно-развивающего
обучения, вселила уверенность в свои силы, значительно повлияла на сплоченность
коллектива детей и родителей. Атмосфера в дошкольном учреждении стала более
домашней, отношения искренними и доброжелательными.
Большим подспорьем в работе клубов является библиотека
специальной литературы по проблемам воспитания и развития детей с сенсорной
недостаточностью. Педагоги и специалисты сделали из нее настоящую передвижку,
сами следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, аннотацией
новинок.
Целый раздел клубной работы посвящен проблеме формирования
привычки к здоровому образу жизни. Здесь не только консультирование по вопросам
лечения и коррекции зрения, но и обсуждение проблем укрепления здоровья в
целом. Инструктору по физической культуре удалось сделать очень популярной
досуговую деятельность детей и родителей — спортивно-оздоровительную. Стали
традиционными отборочные соревнования в разных видах спорта, участие в
муниципальных и окружных спортивных праздниках. Чувство локтя, азарт,
соперничество, радость победы, горечь поражения, пережитые совместно с детьми,
вызывают у родителей обостренное чувство общности, теплые чувства к ребенку,
желание помочь, поддержать, защитить.
Постоянное наблюдение врача-офтальмолога и его рекомендации
по организации занятий спортом позволяют грамотно осуществлять подбор
спортивных игр и упражнений, дозировать нагрузку, вводить и снимать
ограничения. При таких условиях совместные с родителями занятия спортом
позволяют в значительной степени укрепить здоровье, а также сформировать важные
личностные качества у детей: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение,
целеустремленность, командный дух.
Понимая степень занятости родителей, используем такие
нетрадиционные формы общения с семьей, как «родительская почта», «телефон
доверия». Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткой
записки высказать замечания, предложения, пожелания коллективу, поделиться
радостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту.
Телефон доверия помогает родителям, осторожным и недоверчивым, анонимно
выяснить какие-либо значимые для них проблемы, записаться на прием к
специалистам, предупредить педагогов о каких-то необычных проявлениях детей.
С нашей точки зрения, эти скромные на первый взгляд формы
дают хорошие результаты в становлении доверительных отношений с определенной
категорией семей. Получая анонимную почту и звонки от родителей, руководитель
учреждения и весь коллектив могут узнать независимое мнение родителей о своей
деятельности, отдельных недочетах (как известно, родители не всегда готовы
негативную информацию высказывать лично педагогу по целому ряду причин).
Но когда родители видят, что на их сигнал отреагировали с
пониманием и благодарностью, исчезает холодок недоверия, возникает уважительное
отношение к коллективу.
Очень интересной, с нашей точки зрения, формой взаимодействия
с семьей стала игротека, а точнее, библиотека игр. Все началось с того, что во
всех возрастных группах провели конкурс коррекционно-развивающих игр и
выяснили, что в учреждении собран уникальный игровой материал, который
целесообразно использовать более результативно. Возникла идея создания
библиотеки игр, которой смогут пользоваться дети и родители. Провели строгий
отбор и параллельно регистрацию игр. Выработали общие требования к игре, среди
которых выделим следующие:
• игровое поле и все составляющие игры должны отвечать всем
тифлоло-гическим требованиям (цвет, размер, контур);
• в игре должна присутствовать внешняя привлекательность;
• она должна быть умной, доброй и увлекательной по
содержанию;
• состав участников игры должен быть не менее двух человек.
Игротеку расположили в бывшем методическом кабинете. Игры распределили по
возрастам и игровым задачам, сделали картотеку, разработали правила пользования
игротекой. Во время первого визита взрослого с ребенком посетители заполняют
специально разработанную карту интересов. Социальный педагог получает, таким
образом, дополнительную информацию о семье и о ребенке. Это позволяет ему
подобрать игры, наиболее адекватные потребностям ребенка. Объясняются правила
игры, делается отметка в формуляре.
Семья может пользоваться игрой определенное время (от недели
до двух). После этого она возвращается в обмен на новую. В игротеку социальный
педагог приглашает в первую очередь родителей и проблемных детей. С этой
категорией ведется целенаправленная систематическая работа. Остальные дети
посещают игротеку по желанию.
Опыт пользования игротекой позволяет не только решать
проблемы коррек-ционно-развивающего обучения, но и приобретать навыки общения в
нестандартной для ребенка ситуации, освоить правила поведения в библиотеке. Все
игры требуют постоянного участия взрослого, поэтому вынуждают родителей к
общению с ребенком. Постепенно традиция вечерних домашних игр стала крепнуть, и
в нашей игротеке появились игры, придуманные родителями и старшими детьми. Нас
приятно удивили грамотный подбор игровых задач и дидактического материала.
Таким образом, игротека стала еще одним способом в коррекции
дет-ско-родительских отношений.
Одна из предложенных форм работы привлекла большое количество
бабушек. Это популярный кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а
также теснота и излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни
ребенка возможность заниматься рукоделием. В помещении, где проводится кружок,
дети могут найти все необходимое для художественного творчества: от бумаги и
картона до самых необычных бросовых материалов. У руководителя кружка всегда
есть в запасе увлекательный проект, который не только доставит удовольствие от
результатов его воплощения, но и решит серьезные познавательные и коррекционные
задачи, поможет малышу сформировать важнейшие навы-1 ки и умения. Очень скоро
жизнь предъявит выпускникам специализированных дошкольных учреждений требования
действовать в определенном темпе, самостоятельно принимать решения, выполнять
работу качественно и в срок.
Поэтому так важно для ребенка с сенсорной недостаточностью в
период школьного детства заниматься художественно-ручным трудом. А терпение и
золотые руки бабушек здесь просто незаменимое подспорье. На выставках детского
художественного творчества легко проследить динамику развития руки и глаза
детей.
Для нас, однако, крайне важна еще одна динамика — это
развитие детско-родительских отношений. Ничто так не окрыляет родителей, как превращение
плаксивой неумелочки в радостного творца. Даже самые отчужденные мамы,
присутствуя на аукционе детских работ, начинают проявлять интерес к работе
кружка и по возможности приобщаться к детскому творчеству.
Наряду с перечисленными формами взаимодействия с семьей в
учреждении существуют давно полюбившиеся, традиционные, но не ставшие от этого
менее результативными формы работы с семьей: совместный с детьми театр,
организация общих праздников, конкурсов, походов, экскурсий, индивидуальные и
групповые консультации, дни открытых дверей, вечера встреч с выпускниками
детского сада.
О встрече с бывшими выпускниками следует сказать особо, так
как эта форма работы очень важна не столько для родителей и детей (для них это
в большей степени приятные эмоциональные переживания), сколько для коллектива.
Дело в том, что с помощью специально разработанных анкет получаем важную
информацию о том, что помогало или мешало ребенку приспособиться к условиям
школы, что поняли родители теперь о значимости своевременной помощи детям в
семье, что могут пожелать будущим ученикам и их родителям те, кто уже пережил в
условиях школы первые радости и первые поражения. Живое общение детей и
родителей на таких встречах — эта самая лучшая оценка работы коллектива,
выявление нерешенных проблем, совместные поиски оптимальных вариантов помощи
детям и, конечно же, чувство заслуженной радости и гордости за высокие
результаты своего нелегкого труда.
Коллектив единомышленников хорошо осознал один давно
известный всем знатокам души принцип, сформулированный А. Адлером: «Любую
повадку человека можно проследить до ее истоков в детстве». В детстве
формируются и закладываются манеры поведения человека в будущем, несущие на
себе печать окружения.
Библиографический список
1. Адлер А. Практика и
теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 2010
2. Выготский Л. С. Проблемы
дефектологии. М.: Просвещение, 2009
3. Бэндлер Р., Гриндер X, Сатир В. Семейная психотерапия. Воронеж, 2009.
128 с.
4. Гафурова 3. Ф.,
ШариповА, Р., Гареев Е. М. Психологические особенности пациентов с миопией //
Актуальные вопросы офтальмологии. Ч. 1. М., 2009. С. 52-54.
5. ДашевскийА. И. Близорукость.
Л.: Медгиз, 2008. 148 с.