Социальный и субъектный контексты развития Я-концепции
Внешность и ее влияние на развитие Я-концепции
Я-концепция – это система обобщенных и
относительно устойчивых представленный и переживаний человека, предметом
которых является он сам.
Весомым источником
развития самопредставлений субъекта являются размеры и форма его тела.
Познание ребенком себя в
младенческий период происходит преимущественно через самоощущение своей
физической сущности. Поэтому самопознание сначала возникает в процессе телесных
переживаний, которые имеют сенсомоторную природу. Сенсорное ощущение,
подкрепленное моторикой, дает возможность сформировать представление об образе
собственного тела, становится фундаментом для развития Я-концепции ребенка. А
осознание себя как соответствующей физической сущности – это основа для
дальнейшего формирования самооценки.
По мнению многих
психологов, распространенной является идея, что у грудных детей нет
Я-концепции, что они не выделяют себя среди других и не могут отличать Я и
не-я, поскольку не знают, где заканчивается одно тело, а где начинается второе.
Ведь для новорожденного мать является частью его самого, но постепенно они осознают
собственное тело и убежденны, что оно существует независимо от внешнего мира и
принадлежит лишь им. Этот процесс происходит при помощи самосравнения с другими
людьми. В возрасте от 3 до 8 месяцев грудные дети познают свое тело, узнают,
что имеют собственные руки и ноги, начинают ощущать настороженность
относительно чужих. Это разрешает им выстраивать первые схемы «Я-другие». А с 18
до 30 месяцев дети узнают, к какому полу они принадлежат, что хорошо, а что плохо
и т. д. Так первый этап самоосознания – это следствие самоизучения своего тела,
движений и несовершенных фрагментарных и поверхностных раздумий о себе.
Для самоотторжения со
своим телом грудной ребенок может кусать собственные или материнские пальцы, игрушку.
Но в первом случае появляются болевые ощущения, а во втором он их не ощущает.
Так, под потоком своих и чужих эмоций, случайных или целенаправленных действий
возникает телесное Я и происходит процесс размежевания Я и не-я в жизни.
Дети до 2 лет узнают себя
в зеркале, а в возрасте от 3,5 до 5 лет начинают различать свое
физически-социальное Я, т.е. тело, которое видят люди и свою индивидуальную
детскую роль. Дошкольникам в возрасте от 2,5 до 5 лет предлагали выполнить
задачу на выявление того, что, по их мнению, могут видеть другие особы. Они,
вместе с экспериментатором, садились за стол, на котором была кукла. По просьбе взрослого ребенок закрывал
глаза, а экспериментатор говорил: «Вот твои глаза закрыты. Я тебя вижу? А куклу
я вижу? Я вижу твою голову? А вижу ли я твою руку?». Дети, младше 3,5 лет,
часто отвечали, что экспериментатор их не видит, а видит лишь куклу. Это
свидетельствует о том, что в таком возрасте имеющийся у ребенка эгоцентризм не
дает возможности придерживаться взгляда другой личности, а физически-социальное
Я имеет размытый, нечеткий характер. В это время дети пяти лет давали
утвердительный ответ на этот вопрос. С развитием социального Я они, воображая
себя, не сомневались в том, что когда у них закрыты глаза, их видят.
Эгоцентризм - это
невозможность или нежелание придерживаться взгляда другого человека; сосредоточение
на себе.
Итак, строение тела может
влиять на процесс формирования Я-концепции человека. Древнегреческий врач
Гиппократ – первый, кто объединил физические характеристики тела с поведением.
А вот немецкий психиатр и психолог Эрнест Кречмер и американский врач, а так же
психолог Вильям Герберт Шелдон установили соответствие между типом личности и
строением тела. Поэтому выделяют:
1)
Ендоморфное или пикничное строение
тела (склонность к полноте). Что ассоциируется с висцератоничным
типом личности, которая отличается стремлением к комфорту, общению, хорошей
пище
2)
Мезоморфное или атлетическое (мускулистый,
стройный, сильный человек). Что соотносится с соматотоничным
типом (высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску);
3)
Ендоморфное или астеническое (высокое,
худое, хрупкое лицо), что ассоциируется с церебротоничным типом
человека, которому характерны такие черты, как замкнутость, сдержанность,
пассивность и т.п.
Указанное объединение
строения тела с типом личности возникает как следствие соответствующих
стереотипов или установок. Среди взрослой массы атлетическое строение тела
воспринимается наиболее позитивно, а пикничное и ендоморфное – неблагоприятно.
Внешняя привлекательность
человека взаимосвязана с ощущением счастья, адекватной самооценкой и
психическим здоровьем. Итак, представление о собственном физическом образе
имеет весомое влияние на развитие Я-концепции человека, начиная от ее
дошкольного возраста. Если человек удовлетворен собой, то этот сложный феномен
его внутреннего мира постепенно приобретает положительный характер. Это
означает, что утверждается положительная Я-концепция, благодаря которой человек
будет полноценно и всеосяжно воспринимать не только себя, а и окружающую среду.
А если человек непривлекательный, то у него составляется отрицательное
отношение к своему телу, а потому у таких людей заниженная самооценка.
Поэтому на развитие
Я-концепции человека влияет не столько сам факт представлений о фигуре, сколько
те упроченные стереотипы или установки, которые вызваны строением его тела.
Роль семьи в инвариантах
развития самооценки ребенка
Семья является важной
единицей общества, которая формирует структуру личности человека, основы ее
Я-концепции. В ней ребенок впервые обнаруживает: любят его, безусловно, или при
определенных условиях, сопровождает его успех или нет и т.п. Родители способом
своей жизни, стилем поведения и просто присутствием осуществляют на младшее
поколение формировочное влияние, когда удовлетворяют или не удовлетворяют нужды
в безопасности, нежность, уважению, поддержке и т.п. Соответственно этому
ближайшее окружение становится для ребенка приемлемым, комфортным или чужим,
вражеским, дистресовым. В тех семьях, где преобладает атмосфера взаимоуважения
и доверия, ребенок более приспособлен к жизни, независим, у него лучше
самооценка, чем в семье, в которой разногласие и разлад.
Важным фактором развития
высокой самооценки потомка есть четко установленные авторитетом семьи
полномочия в принятии решений. В такой семье властвует климат взаимодоверия, и
преимущественно отец принимает главные решения, которые поддерживают все. Это эффективно
потому, что дети ставят перед собой завышенные цели и достигают успеха. Так вот,
высокая самооценка детей формируется в сплоченных и солидарных семьях, в
которых родители уверены в правильности своих действий и поступков, убежденные
в разумности своих дел и образа жизни.
Авторитетно-гуманный
стиль семейного взаимодействия дает возможность определить такие условия для
развития положительной самооценки ребенка:
2)
Уважение, доверие,
любовь к своему ребенку;
3)
Четких и
последовательных требований к его поведению.
С помощью соблюдения
таких условий родителями ребенок также начинает относиться к себе достойно. Вследствие
этого формируется его положительный образ Я, самооценка и вообще Я-концепция.
Разрыв брака и
конфликтные отношения становятся источником возникновения серьезных личных
проблем для ребенка. Развод родителей часто служит причиной эмоциональных разладов
у подростков. У детей, чьи родители разорвали брак, обнаруживают большую
склонность к низкой самооценке, чем у тех, которые воспитываются в полной
семье. У тех детей, у которых умер близкий человек, преимущественно не имеют существенных
отклонений в самооценке.
В любом случае необходимо
сосредоточение родительского внимания на ребенке и их естественная
заинтересованность им. Если же родители безразлично относятся к успехам
потомка, то это предопределяет его низкий уровень самооценки. Тотальная холодность
в поведении родителей относительно ребенка будет давать возможность ему ощущать
себя отброшенным и отчужденным на протяжении всей его жизнь.
Особенности развития
Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной успеваемостью
В школе, где ученики
каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции
становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно
оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция приобретает
стандарты, которые связаны с конкретными образовательными достижениями. Поэтому
школьников с высоким уровнем учебной успеваемости, которых хвалят и к которым
прекрасно относятся учителя и родители, подкрепляют свою самооценку и Я-образ
позитивом. А вот дети с низким уровнем самооценки большей частью не могут
положительно обогащать представления о себе, а потому в них развивается
отрицательная Я-концепция.
Известно, что система
традиционного образования препятствует достижению идентичности, которая связана
в школе почти исключительно с успеваемостью. Эффективную оценку со стороны
старших имеют только те дети, которые хорошо учатся. Основным принципом, с
помощью которого определяют способности детей, является выявление интеллекта.
Наставники существенно не стремятся, чтобы ученики демонстрировали другие свои
приобретенные способности. Большинство школьников, которые не имеют высокого
IQ, ощущают, что они ни к чему не способные, и поэтому неудача или
некомпетентность преследует их. При этих обстоятельствах у них развивается
заниженная самооценка.
Авторитарный,
монологический стиль традиционных взаимоотношений между учителем и учеником,
который направлен главным образом на контроль знаний и поддержку лишь детей с
высоким уровнем IQ, не развивает в них творчества относительно выполнения
определенной деятельности, не поддерживает критичности суждений и т.п. А у
детей со средним или низким интеллектом – однозначно формирует отрицательные
Я-образ, самооценка, эмоционально-волевая сфера. Учеников с высоким IQ на класс
в среднем приходится 4-5 человек, итак у подавляющего большинства воспитанников
утверждается отрицательная Я-концепция. Поэтому традиционная система
образования в школе постепенно аннулирует у детей почти все те положительные
черты, которые они имели в дошкольном возрасте.
У детей, которые не
успевают в обучении, развиваются чувство неадекватности, вины, заниженной
самооценки, плохого отношения к другим и представлению о том, что другие также
отрицательно думают о них. У таких детей возникает замкнутость из-за того, что
учителя в процессе учебного взаимодействия реагируют большей частью лишь на
недостатки детей, их ошибки или недоработки. Другие социальные аспекты жизни
учеников не берутся во внимание. В результате школьник переносит свою учебную
неуспеваемость на собственное представление о себе, как о неуспешной или
бездарной личности.
Если на протяжении
определенного времени школьник получает положительные оценки, которые
отображают правильность выполнения им соответствующих учебных задач, то у него
развивается ощущение собственной общей успеваемости в образовательной сфере. И,
наоборот, когда преобладают отрицательные оценки, то у школьника формируется
ощущение собственной общей неадекватности или неспособности к обучению. Если
ученик во взаимодействии с наставником будет чувствовать себя бездарным, то не
только он будет неуверен в себе, а и другие начнут относиться к нему как к
неудачнику. В связи с этим учителя призваны заинтересовать детей, даже с
заниженными способностями к обучению или к изучению определенных дисциплин,
переубедить школьника в том, что он талантливый и способен выполнять какую-либо
деятельность. Поэтому хороший учитель стремиться всегда давать одинаковые
возможности всем детям самореализовываться и самовыражаться.
Развитие Я-концепции в
период юности
Я-концепция в пору юности
становится все более сложным и стойким новообразованием. Это связано с тем, что
возникают интеллектуальные, физиологические и психологические изменения как во
внутреннем мире молодого человека, так и в его внешнем виде. На этот
развивающий процесс Я-концепции юноши или девушки влияют разнообразные факторы,
которые связаны с изменением социальных ролей, необходимостью принятия
самостоятельных решений, укорами взрослых относительно независимой
самодостаточности, выбором ценностных ориентаций, друзей, профессии,
самоопределением и половым созреванием. Поэтому поведение такого лица большей
частью имеет противоречивый характер.
Время юности – это период
физической зрелости и вместе с тем социальной незрелости. Важным для этого
возраста становятся взаимоотношения с окружающими и самоанализирование своего
внутреннего мира.
Подростки учатся видеть
себя словно сбоку, т.е. в них активно формируется зеркальное Я. Такое изменение
в индивидуальном мире подростков связанно с развитием их умственных способностей
и умением видеть окружающую среду глазами окружающих. Ученики среднего
школьного возраста уже начинают понимать значение социальных ролей, установок,
мотивов и своих возможностей.
Юноши и девушки в
возрасте от 16 до 19 лет постоянно стремятся выделиться среди своих ровесников
через собственные значащие достижения, а также демонстрировать взрослость в
поведении. Главным событием взрослости здесь является получение уровня генеративности,
как попытки увековечить себя путем внесения чего-то долгосрочного и значащего в
окружающий мир. Поэтому юные особы часто стремятся достичь генеративности с
помощью раннего создания семьи, продуктивной работы, приобретения автомобиля,
необдуманных поступков и т.п.
Соответственно этому
выделяют психоаналитические и социально-психологические
факторы, которые дают возможность объяснить проблемный переходный период
жизнедеятельности субъекта в подростковое время. Первое направление разъясняет
следствия такого поведения через психосексуальне созревание, которое порождает
эмоционально неуравновешенные отношения с семьей, а второй – с социальной
жизнью подростка, т.е. его ролью, статусом в ней.
Пора юности служит
причиной изменений в самовосприятии каждой личностью своего Я-образа,
самооценки и поведенческих действий. Вообще этот возраст исследователи
обосновываются понятием «пубертат», что означает половое созревание. С помощью
этого термина характеризуют совокупность биологических изменений, которые
появляются в организме подростка. Они влияют на процесс его восприятия себя, окружающей
среды.
Главной опасностью на
пути к полноценному развитию является избежание в подростковом возрасте
ощущения «размытого» Я. Тело юных личностей быстро растет и изменяет внешний
вид, их жизнь наполняется новыми противоречивыми переживаниями, как следствие –
часто появляется растерянность, пессимизм, апатия.
Адекватное отождествление
с близкими – важный механизм развития Его-идентичности. И, даже несмотря на
разные подростковые разногласия, если родители тепло взаимодействовали со
своими детьми в их раннему возрасте, то и на этапе противоречивого развития
своего потомка они смогут ему помочь. Хотя здесь есть одно исключение:
подростковое изменение образа тела иногда все таки служит причиной внутреннюю
разногласия личности, несмотря на хорошие отношения в семье. Это вызывает
определенные трудности на пути персональной адаптированости юноши или девушки к
миру, в которых появляется неуравновешенность, тревожность, заниженная
самооценка и т.п.
Лица, которые имеют
отрицательную Я-концепцию, отличаются тревожностью, агрессивностью, недоверием
и т.п. Соответственно этому, не только некоторые дети или подростки имеют
плохое само представление, а и учителя или преподаватели, которые работают в
системе образования. У таких людей возникают трудности во время передачи
социально-культурного опыта другим, что вызывает недоразумение с подростками,
их нежелание учиться, межличностные конфликты и т.п. Положительными
наставниками являются те, которые проявляют коммуникативную заинтересованность,
эмоциональную стабильность, ответственность, социальную зрелость, паритетную
взаимопомощь. Деятельность учителя или преподавателя будет больше, полезнее,
эффективнее, когда ему самому присуща положительная Я-концепция, которую он
будет развивать и у школьников или студентов. Такой наставник способен создать
теплый климат взаимоотношений. Педагоги, которые ведут себя агрессивно,
жестоко, или чрезвычайно пассивно, имеют отрицательное представление о себе и о
своих учениках. Психологической самозащитой в них является идентификация с
авторитарными ролями, которая формально помогает утвердиться в глазах других.
Итак, прогрессивные
педагоги-наставники отличаются высокой самооценкой, стремлением к личностному
росту, положительным самоотношением, а потому являются носителями сложной и
вместе с тем эффективной Я-концепции. Они содержательно и деликатно влияют на
детей, учеников и студентов своей многогранной ролью, а внешне это оказывается
в том, что благодаря ей общаются с ними легко, непринужденно, открыто и результативно.
Выводы
1)
Элементы образа
собственного тела зарождаются у грудного ребенка. Активно развиваются как
физическое Я в дошкольном возрасте в процессе исследовательско-спонтанной деятельности
ребенка, которая имеет целенаправленный и осознанный характр.
2)
Направление
самооценки ребенка первично зависит от способа и стиля жизни семьи, реального
отношения к ней взрослых. В связи с этими оптимальными условиями формирования
положительной самооценки является климат семьи, семейного взаимодоверия и любви,
умноженный на безусловный авторитет родителей и повседневную требовательность к
своему потомку.
3)
В пору юности
(12-19 лет) Я-концепция является очень сложным образованием, т.к. в этот период
поведение подростка довольно противоречиво. Это связано с тем, что происходят
психические физические и интеллектуальные изменения в жизни юношей и девушек.
4)
Прогрессивным
наставникам всегда присущие высокая самооценка, положительное самоотношение,
стремление к личностному росту, легкость, открытость и непринужденность в
общении с детьми и наличие собственной гармоничной Я-концепции.