Поведенческая норма и отклонения в поведении
министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«череповецкий государственный университет»
Институт
педагогики и психологии
Кафедра
дефектологического образования
Контрольная
работа
По дисциплине
Специальная детская психология
Вариант № 12
Тема
контрольной работы
Поведенческая
норма и отклонения в поведении
ПЛАН
Введение
1. Понятие нормы и отклонения
поведения учащихся от нормы
2. Группы отклонений
3. Психологические классификации отклоняющегося
поведения
4. Характеристика отклоняющегося поведения
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие человека - очень
сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и
внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему
организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека
естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная
деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к
внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на
развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
Понятие норма является
исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся
поведение - это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последние
заслуживают специального рассмотрения.
В переводе с латинского
языка «норма»- правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контроля
со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозировать
его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.
1. Понятие нормы и отклонения поведения от нормы
Для психологии понятия «норма»
и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики
процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить
как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в
развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие
негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и
др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления
человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении,
к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую
предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат
развитию социальной системы, замене старых норм новыми.
Таким образом, в психологии
понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета,
относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения,
выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе
этого строить практическую социально-педагогическую деятельность
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие
его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его
развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и
адекватно реагировать нате или иные особенности ребенка, то его поведение
всегда (или почти всегда) будет нормальным. Социальная норма- совокупность
требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с
целью регуляции деятельности и отношений.
Отсюда отклоняющееся
поведение может быть охарактеризовано как
взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию
вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его
индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным
нравственным и правовым общественным нормам.
Социальные отклонения могут быть не только негативными, но и
позитивными.
2. Группы отклонений
Социальные отклонения - это нарушение социальных норм,
которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.
Отклонения от нормы условно
разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и
социальные.
Физические отклонения от
нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими
показателями.
Психические отклонения от
нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими
недостатками.
Особую группу отклонений
представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время
разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности
детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта,
интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.
Педагогические отклонения
— такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике.
В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных
обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы
педагогическими.
Социальные отклонения
связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец
действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или
деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или
сложилось на том или ином этапе развития общества.
В социологической,
психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны
проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе
для этой категории детей используются различные термины: «трудный»,
«трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Поведенческие девиации
группируются по нескольким основаниям:
- в зависимости от
масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
- по значению последствий
- негативные и позитивные;
- по субъекту -
отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных
социальных групп.
- по объекту –
экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
- по длительности –
единовременные и длительные;
- по типу нарушаемой
нормы – преступность, аморальное поведение, хулиганство, бродяжничество,
расизм, геноцид.
Под отклоняющимся
поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым
нормам и запрещено под угрозой наказания.
3. Психологические классификации
отклоняющегося поведения
Трудновоспитуемость
ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке
рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация (отклонение)
является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку,
так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с
деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет
взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней
активностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть
нормальное и отклоняющееся.
Девиации включают в себя девиантное,
делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося
поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и
правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных,
школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, в
отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки
детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип
действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности
из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком
возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок,
который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для
возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям
уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют
различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Психологические
классификации выстраиваются на основе критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели
поведения и его мотивация;
- результаты данного
поведения и ущерб им причиняемый;
- индивидуально -
стилевые характеристики поведения.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских
делят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное
поведение. В психологической литературе можно встретить и другие классификации
отклоняющегося поведения.
Классификация
поведенческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как вид
нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяют
три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное,
аутодеструктивное поведение.
Антисоциальное (делинквентное)
поведение - поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучию
людей.
У подростков преобладают
следующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте
распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или
сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.
Асоциальное поведение-
это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм,
непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может
проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в
азартные игры на деньги, бродяжничество.
В подростковом возрасте
наиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивное
поведение, граффити, субкультуральные девиации.
У детей чаще встречаются
побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение,
злословие, ложь, воровство.
Границы асоциального
поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций
находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное
(саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских и
психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах:
суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическое
поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.
Спецификой
аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его
опосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдается
наркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.
В детском возрасте имеет
место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода
аутодеструкция малохарактерна.
В жизни отдельные формы
нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося
поведения оказывается индивидуальным и неповторимым.
4. Характеристика
отклоняющегося поведения
Очевидно, что отклоняющееся
поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о
детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые
подвержены этому процессу:
— дети школьного
возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5
миллиона);
— дети-сироты, общее
число которых превысило 500 000;
— социальные сироты;
действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети
месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями,
лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому,
психическому, сексуальному насилию;
— подростки,
употребляющие наркотики и токсические средства;
— подростки сексуально
распущенного поведения;
— подростки, совершившие
противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и
подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
В зависимости от типа
нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
- видам преступления
(уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
- уровню или масштабности
отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
- внутренней структуре
отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной
социальной группе, половозрастными особенностями;
- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры,
насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
Ребенка, чье поведение
отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными
или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление
педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными
причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний,
навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Заключение
Обучение ребенка тому
социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он
родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция
родителей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека,
формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные
качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и
самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность,
раскрывает индивидуальность.
Правильная организация
свободного времени способствует улучшению здоровья и физического развития
ребенка.
Необходимость в регулировании
поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует
неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их
удовлетворения. Факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая
невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или
генетическая предопределенность отклонения.
Список использованной
литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика.
— М., 1989.
1996. 6. Андреева Г. М. Социальная
психология. — М., 1996.
2. Божович Л. И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. — М., 1968
3. Бочарова В. Г. Социальная
педагогика. — М., 1994.
4. Газман О. С. Воспитание: цели,
средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
5. Захаров А. И. Как предупредить
отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
6. Захаров А.И. Предупреждение
отклонений в поведении ребенка. СПб.,1997.
7.Змановская Е.В. Девиантология
(психология отклоняющегося поведения).- М.,1998.
8. Социальная дезадаптация: Нарушение
поведения у детей и подростков. — М.,1996.