Ценностные ориентации у подростков
Введение
Подростковый период представляет наибольшие возможности
для определения условий и механизмов становления растущего человека как
личности. Процесс формирования личности в этом возрасте не завершается. Весь
этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся
психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь
начинают дальнейший путь своего развития.
Если рассматривать личность с точки зрения
диспозиционного подхода, то можно сказать, что ее внутреннюю сущность
составляет совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов, то есть черт,
которые и определяют ее поведение. Именно от них зависит, как подросток будет
поступать в той или иной ситуации.
Особенности референтной группы
Одним из основных структурных компонентов формирования
личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне
принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию
условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные
ориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений и
регуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка
оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для
него эталоном.
Подросток – еще не цельная зрелая личность, отдельные его
черты могут диссонировать. Неустойчивость, подвижность всей психической жизни
подростка приводит к изменчивости представлений о себе, других людях.
Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем
прошлом опыте. В истории психологии отношение к понятию «представление» было
неоднозначным, что обуславливает необходимость его подробного рассмотрения в
настоящее время.
Представление подростка о референтной группе, чьи нормы,
установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во внимание
при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения
личности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группы
подростком происходит гармоническое развитие его личности.
Вышеуказанные аспекты подтверждают тот факт, что проблема
референтных групп является значимой, особенно в подростковом возрасте, где
личность встает на новую ступень своего развития, что обусловило концептуальный
аппарат данного исследования.
Цель учебно-исследовательской работы: изучение
особенностей черт личности подростка, его представлений о референтной группе и
их возможной взаимообусловленности.
Согласно цели исследования, были использованы следующие
методики: 1). «Двенадцати факторный личностный опросник» (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан
(детский вариант), 2). Внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко), «Ценностные ориентации» (Рокич).
Вначале, логика исследования была направлена на изучение
черт личности подростка: нами были изучены 11 шкал черт личности подростка. В
результате, были выявлены наиболее выраженные шкалы у испытуемых: эмоциональная
устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,
беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость,
совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения. Далее
логика исследования представляла поиск возможных причин в определенных чертах
личности подростка, в том числе, по степени выраженности (акцентуант – не акцентуант).
На следующем этапе, в результате изучения референтных
групп и внутригрупповых подгрупп, были определены основные представления
подростков о подгруппах: родственники, сверстники, идеальный образ – герой.
Так, при изучении личностных черт подростков и их
представлений о референтных группах было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группой
родственников (и в первую очередь – родители), 22 чел. (91%), наделены чертами:
эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность,
напряженность-расслабленность, нежность-жесткость,
совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения; ярко
выраженными чертами характера (акцентуанты) обладают 11 чел. (46%), проявлением
характера в пределах нормы – 11 чел. (46%);
2) подростки, определяющие своей референтной группой
сверстников 15 чел. (63%) наделены чертами: эмоциональная
устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,
беспечность-озабоченность, высокая совестливость-недобросовестность
напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль
поведения; из них акцентуанты 7 (29%)– не акцентуанты 8 (33%);
3) подростки, определяющие своей референтной группой
«идеальный образ – герой» 4 чел.(15%) - наделены чертами: эмоциональная
устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,
совестливость-недобросовестность, беспечность-озабоченность,
напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль
поведения; из них акцентуанты 2 (8%) – не акцентуанты 2 (8%).
Дополнительно было проведено исследование ценностных
ориентаций. Т.к. они являются одним из основных структурных компонентов
личности, мы исследовали их взаимообусловленность от представлений о
референтных группах. Соответственно было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группой
родственников (и в первую очередь – родители), проявили ЦО: 6 чел. (25%) –
внешнюю, 11 чел. (46%) – внутреннюю, 5 (21%) чел. как внешнюю, так и
внутреннюю;
2) подростки, определяющие своей референтной группой
сверстников, проявили ЦО: 5 чел.(21%) – внешнюю, 7 чел. (29%) – внутреннюю, 4
чел.(17%) как внешнюю, так и внутреннюю;
3) подростки, определяющие своей референтной группой
«идеальный образ – герой», проявили ЦО: 2 чел. (8%) – внешнюю, 1 чел. (4%) –
внутреннюю, 1 чел.(4%) как внешнюю, так и внутреннюю.
Прикладное значение данного экспериментального
исследования: поиск преобладающей референтной группы (родители), что стало
определяющим для адресного составления проекта, направленного на
психологическое сопровождение родителями формирования устойчивых черт личности
подростка.
В нашем проекте мы опираемся на взгляд Маклакова А.Г.,
который рассматривает личность как совокупность устойчивых черт, которые
позволяют личности успешно адаптироваться к условиям социальной среды. Таким
образом, наш проект будет направлен на формирование устойчивых черт личности
подростка, что будет способствовать его успешной социально-психологической
адаптации.
Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со
сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться
со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных
периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и по
содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во
внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается
значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно
усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на
развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте.
В этот период наиболее значимо групповое общение, общение
в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в
самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.
Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на
«мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены
другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не
учитывается взрослыми.
С развитием группового общения связанна одна из наиболее
сложных проблем подросткового возраста – проблема групповой сплоченности.
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения
отношений в коллективе является метод социометрии. Вопрос изучения отношений в
группе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии.
Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественные
социологи и психологи, как: Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. А. Ядов, В. И.
Паниотто, А. Н. Елсуков, А. Ф. Кудряшов и др.
Наше исследование было посвящено изучению групповой
сплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общения
являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами,
эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению,
социально – психологическая совместимость и т.д.
Гипотезы исследования:
в связи с развитием автономности и идентификации у детей
подросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается;
социальное положение мальчиков в группе благоприятнее
социального положения девочек.
В исследовании использовалась методика «Социометрия»,
автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб
Морено. Методика предназначена для диагностики эмоциональных связей (взаимных
симпатий между членами группы) и позволяет сделать моментальный срез с динамики
внутригрупповых отношений. Для проведения исследования необходимы бланк
социометрического опроса, список членов групп, социоматрица.
В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых и
седьмых классов в возрасте 12-13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102
испытуемых из г. Владикавказа.
Исследование было проведено на базе Муниципального
государственного учреждения средней общеобразовательной многопрофильной школы
№38 г. Владикавказа и Муниципального государственного учреждения средней
общеобразовательной школы №44 г. Владикавказа. А так же на базе Муниципального
государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №8
г. Беслана и Муниципального государственного образовательного учреждения
средней образовательной школы №4 г. Беслана.
Результаты исследования, направленного на изучение
межличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности в
подростковой группе ниже нормы (Сn = 0,18), что, в свою очередь, подтверждает
нашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групп
по гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров – мальчиков равен
28,1%, а показатель лидеров – девочек – 23%; показатель «отверженных» у
мальчиков составил 7,5%, у девочек – 10%, что свидетельствует о более благоприятном
положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено, что количество
детей, имеющих благоприятный статус (51,9%), значительно выше количества детей,
имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%).
Полученные экспериментальные данные позволяют говорить о
том, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальной
мотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации и
индивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления быть
принятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально
– психологических механизмов, переход социальных и психологических условий в
социально – психологические факторы становления личности, развития его
самосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация и
индивидуализация – равноценно участвовали в становлении индивидуальности
подростка.
Восприятие подростками родительского отношения
Для ребенка первой моделью социальной среды является
родительская семья. В последствии поведение родителей и их отношение к детям в
значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными
навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах,
положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонимание родителей, их
пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству
трудностей в дальнейшей жизни подростка. Важен и тот факт, что ребенок
усваивает поведение родителей в качестве модели.
Социализация личности представляет собой процесс формирования
личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком
социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в
собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Человек накапливает статистические данные об особенностях
поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти
сведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по
отношению к этому человеку и позволяющему ему более или менее предугадывать
наиболее вероятные действия последнего.
К старшему школьному возрасту у учащихся развивается интерес
к внутреннему миру человека. В подражании старшего школьника для нас
существенно то, что на смену копированию внешнего поведения старших и
сверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера.
Отношения в триаде «ребенок – мать – отец», с одной
стороны характеризуются смесью комплементарности и взаимности, а с другой –
позитивным эмоциональным фоновым настроением. Таким образом, если позитивные
родительские образы сопровождают ребенка с самого раннего возраста и постоянно
подкрепляют развивающиеся «Я», мягко и твердо направляя его отношение к
идеалам, – то взрослое «Я» возникает приблизительно к 18 годам. Для такой
личности будет характерна уравновешенная самооценка, уверенное стремление к
своим целям и идеалам, энтузиазм, радость и гордость за себя и свои успехи,
уверенность в своих силах, уверенность в своем «Я».
Целью нашего исследования было изучение восприятия типов
родительского отношения девочками-подростками. В исследовании приняли участие
30 девочек в возрасте 14 – 15 лет и 31 девочка 17 – 18 лет, учащихся старших
классов школы.
При проведении нашего исследования использовались
следующие методики: 1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростка к
ним» (ADOR); 2. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок».
При обработке опросника «Поведение родителей и отношение
подростка к ним» получены следующие результаты: при сравнении преобладающих
типов родительского отношения матери к девочке выявлено, что по сравнению с 14
– 15 годами, к 17 – 18 годам отмечается появление дисгармонично-непоследовательного
типа отношения (16%), увеличение процента отвергающее-остраненного типа
отношения с 14,3% до 25,8%; снижение встречаемости враждебно-подавляющего
(28,6% – 9,5%) и открыто враждебного (9,5% – 0) типов отношения. Данные по гармоничному
отношению изменяются незначительно: 47,6% – 48,5%.
При анализе результатов типа отношения со стороны отца
следует отметить снижение процента дисгармонично-непоследовательного типа с
9,5% до 0, но увеличивается процент отвергающее-отстраненного отношения (9,5% –
25,8%), и враждебно-подавляющего типа (9,5% – 29%), снижается количество оценок
родительского отношения как гармоничного с 71,5% до 45,2%. Открыто враждебный
тип отношения со стороны отца не отмечен.
При анализе результатов по опроснику «ВРР» выявлено, что
при сравнении характеристик воспитания матери результаты у девочек 14 – 15 лет
и девочек 17 – 18 лет по шкале Требовательность снижаются с 80,9% до 67,7%, по
шкале Контроль с 100% до 87%. Значения по шкалам Сотрудничество (100%),
Принятие (95,2% – 96,7%) и Согласие (90,5% – 93,5%) не изменились. Отмечено
увеличение значений по шкале Последовательность (66,7% – 96,7%).
При оценке характеристик воспитании со стороны отца
изменений в сторону увеличения значений не отмечены, а наблюдается снижение по
шкалам Требовательность (81% – 58%), Близость (95,2% – 77,4%), Сотрудничество
со 100% до 84%, Согласие (90,5% – 80,6%). Не изменяются или изменяются
незначительно значения по шкалам Строгость (28,6% – 32,2%), Контроль (100% –
83,9%), Принятие (95,2% – 96,7%), Последовательность (90,5% – 90,5%).
Также наблюдается тенденция снижения авторитетности обоих
родителей: матери с 57% (группа девочек 14 – 15 лет) до 51,6% (группа 17 – 18
лет) и отца с 71,4% до 51,6%. Удовлетворенность отношений с матерью снижается
со 100% до 71%, удовлетворенность отношений с отцом снижается с 80,9% до 74,2%.
Заключение
Таким образом, по отношению к девочкам со стороны матери
наблюдается снижение контроля и уровня требовательности, с возрастом
увеличивается степень проявлении доверия к дочери, стремление привить ей
самостоятельность. Девочки отмечают равенство и партнерство в отношениях с
матерью, согласие в различных жизненных ситуациях, наоборот, появление
авторитарного стиля воспитания со стороны отца. Девочки воспринимают отца чаще
как эмоционально-холодного и отвергающего, недоступного для взаимодействия с
ним, отгороженного от проблем семьи. Девочки дистанцируются от родительской
опеки, не видят в отце близкого по духу человека, не склонны поддерживать
дружелюбные отношения. Девочки чаще воспринимают отца как жесткого,
авторитарного, отстраненного от семьи, требовательного и непоследовательного в
своих воспитательных воздействиях.
Социальное положение мальчиков благополучнее социального
положения девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия между
мальчиками. Мотивация выборов среди девочек в большинстве случаев определена
желанием общаться больше с мальчиками, чем с девочками.
Список литературы
1.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.:Питер,2007.
2.
Кулагина И.Ю., Коллюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный
цикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.
Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об
обществе/Пер. с англ. А. Боковикова.- М.: Академический проект, 2009.
4.
Немов Р.С. Психология: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3
кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.- кн.3: Психодиагностика.
Введение в научное психологическое исследование с элементами математической
статистики.
5.
Римская практическая психология в тестах, или Как научиться понимать
себя и других.- М.: АТС – ПРЕСС, 2009.
6.
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромыцына Е.Е. Родители глазами
подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.
пособие. – СПб.: "Речь", 2008. 2. Сенько Т.В. Психология
взаимодействия: Ч. 3: Личность в семейном социуме. – Мн.: Карандашев, 2009.