Толерантность и стрессоустойчивость
Содержание
Введение
1.
Толерантность и
стрессоустойчивость
2.
Представители и подходы
3.
Практическая
часть
Заключение
Литература
Введение
В
условиях модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые
выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта
педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное
формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя. Эта
работа посвящена изучению психологического содержания педагогической
толерантности и стрессоустойчивости как профессионально важных качества учителя
общеобразовательной школы. Актуальность данной проблемы определяется причинами
как практического, так и теоретического характера.
Необходимым
условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка
таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию.
Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по
отношению к детям, добивается большей результативности. В современной школе
роль личности педагога существенно возрастает. Проблемы, с которыми сталкивается
современная школа – осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на
«богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – объясняют
практический интерес к исследованиям в области толерантности.
Профессия
учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях
постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу
учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и
в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия,
привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке.
Такое
несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, повышенную тревожность,
ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное
отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой
дисциплины и т.п. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному
выгоранию учителя. Исследование факторов стресса в профессиональной
деятельности преподавателей является актуальным и в аспекте социальной
значимости, так как знания особенностей проявления стресса могут быть
использованы в профилактике эмоционального выгорания учителей, в гармонизации
взаимоотношений между участниками образовательного процесса, а именно во
взаимодействии «педагог-ученик». Если же учитывать, что профессиональная
деятельность учителя, помимо обучения, направлена так же на формирование
адекватного мировоззрения и моральных норм учащихся, очевидно, что все
вышеперечисленные факторы, непосредственно сказываются на уровне образования
будущих поколений.
1.
Толерантность и
стрессоустойчивость
Важным
фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая
социально-психологическая толерантность (терпимость) личности
педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности,
негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут
влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентрич-ность,
доброжелательность, доминантность и др.
Российский философ В.А. Лекторский
считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:
– безразличие.
– уважение к Другому,
которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.
– снисхождение к слабости
Других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним.
– расширение собственного
опыта и критический диалог.
На основе признаков
толерантности, выделенных Л.В. Скворцовым, Д.В. Зиновьев выделяет типы
толерантности.
Таблица 1. Типы и
признаки толерантности
Типы общественного
сознания
|
Типы толерантности
|
Признаки толерантности
|
Мифологическое
|
«скрытая» толерантность
|
«толерантность еще не
осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского
мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифического сознания,
но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии…»
|
Религиозное
|
«парадоксальная»
толерантность
|
«В структуре абсолютной
веры, монотеизма толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает
абсолютность. Но религиозные войны, основой которых являлась религиозная
нетерпимость, в конечном счете, и подготовили легитимизацию толерантности…»
|
Секулярное
|
«социокультурная»
толерантность
|
«В секулярном обществе
толерантность становится реальностью в результате признания как истинных
универсальных нравственных принципов. На данной основе возможно уважение к
иному, принятие этнических и национальных особенностей, различий в социальных
воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной
деятельности, культурных традиций. Толерантность здесь – следствие высокой
духовной и нравственной культуры…»
|
Стрессоустойчивость
– это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным
воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку
деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических
нагрузок.
Со
стрессовыми состояниями тесно связаны, а часто являются их причинами состояния
иного типа – фрустрационные. Они возникают в случае блокады – невозможности
достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее
специфичны именно для управленческой деятельности. Она сочетает в себе
множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений и ещё большее
количество разного рода „барьеров” – невозможных преград и ограничений на пути
их реализации.
Выделяют 4
типа стрессоустойчивости личности:
–
стрессонеустойчивые личности;
–
стрессотренируемые личности;
–
стрессотормозные личности;
–
стрессоустойчивые личности.
С ростом
внутреннего локуса контроля учителя высокого уровня педагогического мастерства
эффективнее справляются с трудностями (стрессорами) учебно-воспитательного
процесса. В то же время у педагогов низкого уровня педагогического мастерства
частые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стресс-реакций, отрицательно
сказываются на внутренней локализации контроля над значимыми событиями, что, в
свою очередь, способствует выработке у них механизма противодействия стрессу по
типу защитной экстернальности.
Рост
самооценки в группе высокоуспешных учителей положительно связан со
стрессоустойчивостью, тогда как у педагогов низкого уровня педагогического
мастерства он отражает повышение степени подверженности стрессу. Личностные
механизмы стрессоустойчивое у педагогов-мастеров имеют конструктивную
направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации
(истинная адаптация). А механизмы стрессоустойчивое учителей-немастеров
отражают ситуативные способы преодоления стресса (перекладывание
ответственности, уход от трудностей и т.п.), тормозящие их профессиональное
становление и личностное развитие (псевдоадаптация).
Расширение и уточнение
содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных
представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и моделей
стресса. В тоже время способность противостоять трудностям, как отмечают многие
авторы (Томэ Г., Аммон Г., Мадди С.Р., Ейнсворт Г., Ротенберг В.С., В.В.
Аршавский, Анциферова Л.И., Наенко Н.И., Конончук Н.В. и др.) формируется в
процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связанная, как пишет Л.М.
Митина: „...с отображением собственных возможностей человека, опытом разрешения
аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной
ситуации”, которая подтверждает актуальность изучения онтогенетических аспектов
стрессоустойчивости.
Л.М.
Митина, учитывая напряженность свойственную педагогической деятельности,
рассматривает стрессоустойчивость (фрустрационную толерантность) как
профессионально-значимое качество личности учителя. В исследовании Л.М. Митиной
показано, что степень социальной адаптации (эмоциональной стабильности): а) в
среднем по группам учителей ниже, чем у других профессиональных групп
(инженеров, летчиков и т.п.); б) у многих учителей (более 30%) показатель
социальной стабильности равен или даже ниже, чем у больных неврозами; в) у
группы молодых учителей этот показатель выше, чем у группы учителей со стажем;
г) уровень социальной адаптации у учителей, работающих с подростками, выше, чем
у учителей, работающих с младшими и старшими классами.
2. Представители
и подходы
То, насколько
будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их
мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого
мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности,
во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные
запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой
проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием —
усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии
педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя).
Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без
учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не
приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют
для него путь к творчеству и самоактуализации .
Отечественная
педагогическая психология накопила богатейший материал исследований в области
психологии педагогического труда. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ф.Н.
Гоноболин, В.А. Кан-Калик, С В . Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина,
Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А.
Сластенин, И.В. Страхов, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков — вот далеко не полный
перечень исследователей, к фундаментальным трудам которых может обратиться
любой заинтересованный читатель.
На данный
момент не существует единой концепции, объясняющей личностные характеристики и
деятельность учителя.
Путь к
психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой
изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути
важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать
возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и
свое взаимодействие с внешним миром.
Основная
индивидная характеристика содержания стресса – адаптация (стрессоустойчивость).
По мнению „пограничных” психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В.
Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер психической адаптации.
Психологи
(Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой
стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из
определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И.
Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая).
Со
стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность
контроля эмоций (Е.А. Милерян); способность переносить большие нагрузки и
успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность
преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной
деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно
выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования
резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И.
Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию
на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое
преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное свойство
личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых,
интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека,
которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в
сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман).
В отечественной
психологии толерантность как феномен изучается сравнительно недавно. Понимание
толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и
насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм,
верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к
преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А.Г. Асмолова,
Г.У. Солдатовой. Толерантность, по мнению Е.В. Магомедовой, необходимо
рассматривать на двух уровнях человеческого сознания: на рационально-логическом
и эмоционально-чувственном. Феномен толерантности П.Ф. Комогоров рассматривает
с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в
аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности,
деятельности общения. А также П.Ф. Комогоров связывает толерантность и общение,
т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения.
Проблема терпимости,
толерантности, в той или иной мере рассматривается психологами гуманистического
направления затрагивающими проблемы развития личностной сферы и её коррекции.
3. Фрейд, Э. Фромм связывают интолерантность с проблемой агрессивности и
враждебности.
Практическая
часть
1. Методика
повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости включает в себя
семь этапов, при реализации которых применяют следующие психотерапевтические
приемы:
психосенсорная
и ментальная саморегуляция
последовательный
систематический самоконтроль,
тренинг
коррекции психофизиологической сенситивности,
актуализация
ресурсов,
апробация и
селекция психологических защит,
когнитивная
коррекция личности,
повышение
неспецифической психологической толерантности и стрессоустойчивости,
вербально-суггестивное
самопрограммирование,
визуально-вербальное
самопрограммирование,
тематические
ролевые тренинги,
когнитивно-сенсорная
саморегуляция,
тренинг
специфической психологической толерантности,
когнитивно-векторная
саморегуляция, динамическое наблюдение и коррекция отдаленных результатов.
На первом
этапе для ускоренного формирования способности к произвольному контролю над
психоэмоциональным состоянием и повышения психологической толерантности и
стрессоустойчивости пациента обучают психической саморегуляции.
Для этого в
пределах каждой сенсорной системы проводят упражнения по ослаблению параметров
сенсорно-определенных представлений, как положительных, приятных, так и
отрицательных, неприятных. Все это позволяет одновременно уменьшать и
психоэмоциональные эффекты восприятия.
Для
зрительной системы используют: представление ярких, крупных, близких,
контрастных, цветных образов с уменьшением их яркости, размеров, расстояния до
них, степени контраста и цветонасыщенности, а также “всматривание” сквозь
предметы и людей (представление прозрачности предметов или людей).
Для слуховой
системы: воспроизведение громких, быстрых, отчетливых звуков с уменьшением их
громкости, скорости звучания и отчетливости.
Для
кинестетической системы: регуляция мышечного тонуса в диапазоне от напряжения
тех или иных мышечных групп до релаксации.
В
тактильно-осязательной системе: вариации прикосновений, фиксаций, точечных воздействий
от максимальных по интенсивности до минимальных.
В
ольфакторной и вкусовой системах используют соответствующие представления с их
изменением от максимально воспроизводимых до устранения воспоминания.
На уровне
ментальности проводят обучение понижению степени отчетливости осознания мыслей
- вытесняют, “гасят”, “затуманивают” возникающие в сознании мысли и тренируют
способность не задерживаться ни на одной из них, мгновенно переходить к другой
в виде “потока сознания”, свободного, нефиксированного течения мыслей.
Все эти
упражнения проводят до 30-40 раз в день.
Далее пациент
осваивает способ последовательного систематического самоконтроля. Его основой
является психофизиологическая (функционально-динамическая) модель организации
поведения. Отработка навыка самоконтроля начинается с усвоения триггера
оптимального поведения - слова, фразы, визуализируемого образа, жеста и т.п.,
который пациент произвольно “включает” в нужный момент.
Занимающийся
последовательно спрашивает и инструктирует себя:
1. “Что сейчас
со мной происходит?”;
2. “Чего я
действительно хочу сейчас?”;
3. “Что я
раньше делал, чтобы достичь того, что действительно хочу сейчас?”;
4. “Что
сейчас позволяют мне внешние условия и мои ресурсы?”;
5. “Как
соотносится опыт и реальность?”;
6. “Мой выбор,
мой план - ...Прогноз -...”;
7. “Я
разрешаю себе...”;
8. “Я
действую и полностью контролирую свои мысли, слова, интонации, состояние тела,
дыхание, мимику, мышечный тонус, движения”;
9. “Я
полностью контролирую процесс достижения цели и регулирую свое состояние”;
10.
“Результат - ...Оценка - ...Вывод - ...Решение о прекращении или возобновлении
деятельности по достижению цели -...”;
11.
“Информация в архив памяти -...”.
На каждой
ступени последовательного систематического самоконтроля важно осознавать свое
эмоциональное состояние. Овладение методом начинают с наиболее простых, не
проблемных поведенческих актов, таких как удовлетворение чувства голода, чистка
зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т.п.
Далее
развитие стрессоустойчивости включает в себя коррекцию различных уровней
сенситивности - психофизиологического и психологического, так как их
выраженность обратно пропорциональна степени толерантности к негативным
психологическим воздействиям.
На втором
этапе повышают адаптивные способности с помощью тренинга коррекции
психофизиологической сенситивности. Это касается повышения порога
чувствительности по отношению к соматовегетативным факторам, безвредным для
здоровья состояниям физиологического дискомфорта, которые пациент постепенно
обучается переносить. Тренинг имеет как очевидный, тренирующий
соматовегетативную толерантность смысл, так и скрытый, являясь метафорой и
предшествующей ступенью повышения психологической толерантности.
2. Целью
исследования является изучение стресса в профессиональной деятельности учителей
средних общеобразовательных школ. Объектом исследования выступили учителя
средних общеобразовательных школ г. Якутска (общее количество 60 человек: 20 –
СОШ №33, 20 – СОШ №31, 20 – ЯГЛ). Предметом исследования является зависимость
стрессоустойчивости учителей от их уровня тревожности и эмоционального
выгорания. Были выделены следующие гипотезы: Чем ниже уровень эмоционального
выгорания, тем выше стрессоустойчивость; Стрессоустойчивость зависит от уровня
личностной тревожности; Ситуативная тревожность зависит уровня
стрессоустойчивости. Для подтверждения гипотез были использованы следующие
методики: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге; Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.
Обобщая
все полученные данные, и возвращаясь к гипотезам, выдвинутым в начале
исследования, можно сделать вывод о том, что статистическое подтверждение нашла
только гипотеза о том что «Чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше
стрессоустойчивость». Две другие гипотезы, о наличии зависимости
стрессоустойчивости от уровня личностной тревожности, и ситуативной тревожности
от уровня стрессоустойчивости, в ходе математической обработки были отвергнуты.
Заключение
Педагогическая
толерантность имеет первостепенное значение в работе учителя, и именно здесь, к
сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В
повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления
педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному
мнению» ребенка до откровенного и жесткого его обесценивания и унижения самого
ученика за «неправильные взгляды».
Формирование стрессоустойчивости
является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной
стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие
нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека
приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из
главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний
план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании
стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это
путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов,
сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей
психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять
здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним
миром.
Литература
1.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. —
М., 2003.
2.
Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону,
1997.
3.
Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.
4.
Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
5.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.
6.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.