Структура личности и механизмы психологической защиты
Реферат
по
дисциплине: психология и педагогика
на
тему:
Структура
личности и механизмы психологической защиты
Для понимания того, что
же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно
понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает
ее поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность есть
некое организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных
свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во
взаимодействии с жизненной средой. Данное определение содержит две
главные составные части, о которых в дальнейшем пойдет речь: структуру (строение)
личности и ее динамику (личностный рост).
Личность – очень
сложное образование. Число ее свойств (черт) в русском языке превышает 1500.
Среди этих свойств имеются более «укорененные», ядерные (например, высокая
тревожность) и такие, которые можно назвать производными (если исходить из
тревожности, это, может быть, избегание ответственности). Все черты
взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Как привести в систему это множество
черт? На этот вопрос ученые отвечают по-разному.
Один из наиболее
популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт
личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из
стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих
ее внутреннюю сущность и поведение. Черта здесь рассматривается как устойчивое
качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных
ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности
личностных черт.
Согласно Г.Оллпорту,
человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие
или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и
т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются
многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют
его установкам в различных конкретных ситуациях.
По мнению Р.Кеттела,
автора известного личностного опросника – 16 PF
- ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами
(обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки
(факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей
по всем 16-ти факторам.
Названия
(характеристики) факторов
Фактор
|
Высокая оценка
|
Низкая оценка
|
А
|
Аффектотимия (доброта, сердечность)
|
Шизотимия (обособленность,
отчужденность)
|
В
|
Высокий интеллект (умный)
|
Низкий интеллект (глупый)
|
С
|
Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)
|
Слабость «Я» (эмоциональная
неустойчивость)
|
Е
|
Доминантность (настойчивость,
напористость)
|
Конформность (покорность, зависимость)
|
F
|
Сургенсия (беспечность)
|
Десургенсия (озабоченность)
|
G
|
Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость)
|
Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность)
|
H
|
Пармия (смелость)
|
Тректия (робость)
|
I
|
Премсия (мягкосердечность, нежность)
|
Харрия (суровость, жесткость)
|
L
|
Протенсия (подозрительность)
|
Алаксия (доверчивость)
|
M
|
Аутия (мечтательность)
|
Праксерния (практичность)
|
N
|
Искусственность (проницательность,
расчетливость)
|
Безыскусственность (наивность,
простота)
|
O
|
Гипотимия (склонность к чувству вины)
|
Гипертимия (самоуверенность, уверенная
адекватность)
|
Q1
|
Радикализм (гибкость)
|
Консерватизм (ригидность)
|
Q2
|
Самодостаточность (самостоятельность)
|
Социабельность (зависимость от группы)
|
Q3
|
Контроль желаний (высокий самоконтроль
поведения)
|
Импульсивность (низкий самоконтроль
поведения)
|
Q4
|
Фрустрированность (напряженность)
|
Нефрустрированность (расслабленность)
|
Типологические личностные
модели
Другой путь анализа
структуры личности основывается на выделении не отдельных личностных черт, а типа
личности. Тип личности – это совокупность множества различных черт,
которые взаимосвязаны между собой и определяют постоянные и обобщенные
поведенческие характеристики.
Примером
типологического личностного подхода является концепция К.-Г.Юнга.
Юнг выделяет два
основных личностных типа: интровертированный и экстравертированный.
Оба эти типа хорошо известны каждому на основании собственного опыта общения. Интроверт
– замкнутая, с трудом постигаемая, часто застенчивая натура, противоположностью
которой является экстраверт - открытый, обходительный, часто веселый, по
крайней мере, приветливый, уживчивый со всеми, если даже спорит, то все-таки находится
в отношениях, позволяющих влиять на других или допускать влияние на себя.
Экстраверты черпают
энергию в общении с людьми, всегда готовы продолжить общение или поддержать
беседу, в то время как интроверту после периода интенсивного общения необходимо
уединиться, обработать полученную информацию, что называется «подзарядить
батареи». По данным американских психологов, число экстравертов приблизительно
в три раза превышает число интровертов. Обычно человек не бывает чистым интро-
или экстравертом, но имеет тенденцию к той или иной ориентации. При этом нельзя
сказать, что один тип лучше или хуже другого.
Кроме того, Юнг
выделяет четыре основных психических функции: мышление, чувствование,
ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг рассматривал как
альтернативные способы формирования суждений и принятия решений, а ощущение и
интуицию – как способы получения информации.
О представителе
интуитивного типа нередко говорят: «Он парит в облаках, или он - не от мира
сего». Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой
преимущественно в бессознательном. Интуитивный тип более доверяет собственному
опыту. Информация у таких людей обрабатывается очень быстро, тут же
автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и
правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу. В принятии решений
представители интуитивного типа опираются на «внутренний голос» или собственную
интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях
окружающие. Люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда
«скачками», им трудно учиться систематически, последовательно.
Если человек
интуитивного типа ищет что-то конкретное, он легко пройдет мимо, не заметив
того, что ищет. Для представителя ощущающего (сенсорного) типа это непостижимо.
Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть,
понюхать, потрогать руками. Человек, у которого доминируют ощущения, более
адекватно, чем интуитивный, реагирует на конкретную ситуацию, но, вместе с тем,
более зависим от нее. Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают
«синицу в руках журавлю в небе». Критериями в принятии решений для них являются
опыт окружающих и здравый смысл. Относящиеся к сенсорному типу предпочитают
учиться на фактах, которые преподносятся им последовательно.
Взаимное непонимание
людей интуитивного и сенсорного типов нередко становится предметом шуток и
анекдотов. Однако в этом нет ничего смешного. Непонимание и, связанные с ним,
трудности в общении могут быть очень болезненными. А начинается это с различий
в восприятии: один видит лес, а другой – деревья. Кто же из них не прав?
При рассмотрении
мыслительного и чувствующего типов следует иметь в виду, что Юнг использовал
данные определения для описания процесса принятия решений. Важно помнить, что
«мыслительному» - совсем не чужды чувства, а «чувствующий» - способен думать.
Оба типа могут быть в равной степени интеллектуальными и эмоциональными. В
данном случае, речь идет только лишь о процессе, который представители этих
типов предпочитают при принятии решений.
Внутренняя и внешняя
(при взаимодействии с миром) гармония, по Юнгу, возможна при гармоничном
сочетании всех четырех психических функций. Чтобы ориентироваться, мы должны
обладать функцией, которая подтверждает, что нечто имеет место - ощущение;
вторая функция устанавливает, что именно наличествует – мышление; третья
решает, подходит нам это или нет, хотим ли мы принять это – чувствование;
четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему приведет – интуиция.
К сожалению, у человека
эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще
одна – сопутствует. Две оставшиеся – выражены слабо и находятся в
бессознательном состоянии. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая
функции, тем более антагонистичны им их противоположности.
Юнг всегда подчеркивал,
что нельзя говорить о том, какой из описанных типов лучше. Каждый из них имеет
свои достоинства и преимущества, точно так же, как и свои относительные
слабости. Например, преподаватель мыслительного типа склонен к систематизации и
логическому построению и обоснованию излагаемого материала. Этим он
положительно отличается от преподавателя интуитивного типа, который часто
отвлекается от темы, перескакивает с вопроса на вопрос. Однако преподаватель
интуитивного типа, в большей степени, чем коллега мыслительного типа способен к
предвидениям и прогнозам.
Динамические личностные
модели, безусловно, являются более сложным структурным описанием личности,
поскольку учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и
существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным
примером такого сложного структурного описания личности является модель
личности, предложенная З.Фрейдом.
Личность, по З.Фрейду,
состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id»
(Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно»
включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а
именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти,
который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или
другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы
или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу
удовольствия.
Второй компонент личности
– «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет
пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я»
находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями
реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается
удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и
эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря
уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная
власть личности.
Третий компонент
личности – «Super-Ego»
(Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат
усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого
процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные
ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на
основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству
вины.
Инстинкты («Оно»),
разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в
столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические
конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы
разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения.
Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого
спектра потребностей.
Одна из важнейших
функций «Я», по Фрейду, - осуществление психологической защиты. В тех случаях,
когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с
переживанием тревоги, вины и т.п. на помощь приходит бессознательная
психологическая тактика, ограждающая человека от неприятных эмоций. По
существу, это – способ искажения реальности (самообман). Однако, ситуативно
механизм психологической защиты обеспечивает сохранение самооценки, снижение
степени психического напряжения, преодоление или минимизацию внутреннего
конфликта и т.д. Психологическая защита - это перестройка
системы ценностей, направленная на то, чтобы лишить значимости и, тем самым,
обезвредить психологически травмирующий момент. Последствия
психологической защиты неоднозначны: снижая внутренний дискомфорт и предохраняя
личность от потери самоуважения, психологическая защита может ухудшать
адаптацию человека к внешней социальной среде. Как правило, человек использует
не одну защитную стратегию, а несколько, т.е. у каждого из нас – свой репертуар
психологических защит.
Наиболее часто
встречаются следующие механизмы психологических защит. Вытеснение –
универсальное средство избегания внутреннего психологического конфликта –
устранение из сознания неприемлемой для человека информации. Пример вытеснения:
Николай Ростов, герой «Войны и мира» Л.Толстого, на поле боя растерялся,
струсил. Но позднее с искренним воодушевлением рассказывал о своей храбрости в
бою – иллюстрация того, что неудобные для нас факты особенно легко забываются.
Отрицание заключается
в том, что информация, которая тревожит или может привести к внутреннему
конфликту, просто не воспринимается. На вопрос: убедили ли материалы прессы в
том, что курение вызывает рак легких, - ответили «да» 54% некурящих и только
28% курильщиков. Курильщикам «невыгодно» признавать вред курения, так как
расстаться с этой привычкой они не готовы, а удовольствие, получаемое от сигареты,
в случае признания этого факта будет омрачено.
Проекция –
это бессознательный перенос, приписывание другим людям собственных чувств,
желаний, черт характера, в первую очередь, того, что человек не принимает в
самом себе, понимая социальную нежелательность соответствующих особенностей или
тенденций. Так, если человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него,
скорее всего, возникнет желание принизить положительные качества пострадавшего:
«Этот тип не заслуживает иного» или «Он сам меня спровоцировал, вынудил…» и
т.п.
Рационализация –
псевдоразумное объяснение своих желаний и поступков, в действительности,
вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.
Рационализация, в частности, проявляется в снижении ценности недоступного. Не
получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и
хотелось». Классический пример – известная басня «Лиса и виноград». Помните?
Голодная лиса не смогла добраться до винограда и, «пробившись попусту час
целый, пошла и говорит с досадою: Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зе-
лен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь».
Замещение –
перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным
объектом. Например, девочка, ревнуя родителей к младшему брату, бьет свою
куклу. Иногда активность из области практического осуществления переводится в
мир фантазии. Есть и другие механизмы, которые в зависимости от обстоятельств и
особенностей личности могут прийти «на выручку». При этом важно не забывать о
возможных негативных последствиях такого варианта устранения внутреннего
конфликта – ухудшение приспособления в социуме, поскольку, обеспечивая
сохранение психического благополучия и целостности личности, любой механизм
психологической защиты искажает реальность.
Источники
1.
Мерлин
В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пос. Пермь,
1990.
2.
Мерлин
В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
3.
Моргун
В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.,
1981.
4.
Немов
Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.
5.
Норакидзе
В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975.
6.
Норман
Д.А. Память и научение. М., 1985.
7.
Одаренные
дети. М., 1991.
8.
Ольшанникова
А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
9.
Петровский
А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
10.
Познавательные
процессы и способности в обучении. М., 1990.
11.
Психология
индивидуальных различий: Тексты /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1999.
12.
Психология
мышления. М., 1981.
13.
Психология
ощущений и восприятий. М., 1999.
14.
Психология
формирования и развития личности. М., 1981.
15.
Психология
эмоций: Тексты. М., 1984.
16.
Рейковский
Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.
17.
Рейнвальд
Н.И. Психология личности. М., 1987.