Разновидность метода опроса
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
«РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»
Минск, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Свои задачи психология
решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины.
Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные
(специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства
исследования.
Методы основополагаются
на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами,
уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам
своих исследований.
Основными методами сбора
информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий,
поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и
деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый
процесс) [1, 20 с.].
Наблюдение и эксперимент
дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы
(анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. [1, 23 с.].
В данной работе мы
рассмотрим метод опроса.
МЕТОД ОПРОСА
Метод опроса — психологический
вербально-коммуникативный метод, заключающийся
в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом
посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами,
опрос представляет собой общение
психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее
сформулированный вопрос.
Сущность метода опроса
Опрос можно
рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о
субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям
специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить
необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса
можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им
решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется
получение сведений о группе индивидов,
а не изучение отдельного представителя.
Опросы
разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные
опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее
представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее
строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки.
Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции
респондентов на вопросы.
При создании
опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче
решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы
переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
·
Анкетирование
·
Личностные тесты
·
Интервью.
Вопросы
Правила составления вопросов
·
Каждый вопрос
должен быть логичным
и отдельным.
·
Нежелательно
употребление специальных, специфичных терминов.
·
Вопросы должны
быть краткими.
·
Вопросы должны
быть конкретными.
·
Вопросы не должны
содержать подсказку.
·
Формулировка
вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
·
Недопустимы
вопросы суггестивного
(внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
·
Закрытые —
открытые
o
Закрытые
(структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то
есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы
легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность
необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.
o
Открытые
(неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в
свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать
труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
·
Субъективные —
проективные
o
Субъективные
вопросы спрашивают
респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой
ситуации.
o
Проективные
вопросы спрашивают о
третьем лице, не указывая на респондента [2, 32 с.].
Достоинства опросов состоят в том, что они
дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос
может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения
и контроля данных других методов.
Недостатки данного метода кроются в
субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении
опрашиваемых.
МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ
Метод анкетирования — психологический
вербально-коммуникативный метод, в котором в
качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально
оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос
при помощи анкеты.
Сущность метода
анкетирования
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической
информации, а социологические и демографические данные играют лишь
вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму.
Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования,
так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить
высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно
назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь
его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо
выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за
короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф.
Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и
среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню
крупнейших британских учёных [1, 44 с.].
Виды анкетирования
По числу
респондентов
·
Индивидуальное анкетирование (один респондент)
·
Групповое
анкетирование (несколько
респондентов)
·
Массовое
анкетирование (от сотни
до тысяч респондентов)
По полноте охвата
·
Сплошное (опрос всех представителей выборки)
·
Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов
с респондентом
·
Очное (в присутствии
исследователя-анкетёра)
·
Заочное (анкетёр отсутствует)
o
Рассылка анкет по
почте
o
Публикация анкет
в прессе
o
Вручение и сбор
анкет по месту жительства, работы и т. д. [1, 42 с.]
Онлайн
анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора
данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет
на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства
опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы
управления, проработанность и этические составляющие опросника.
Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать
данные:
·
BuddyQuiz.
Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.
·
SurveyMonkey.com.
Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах [2, 46 с.].
ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ
Тесты
личности предназначены
для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они
разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты,
предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной
(специфической) ситуации.
К тестам
действия (целевым
личностным тестам) можно отнести:
1. Тест
структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования
особенностей мышления (МИОМ).
2.
Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей и уровня
интеллекта.
3.
Корректурная проба - оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон,
1895).
4. Тест
памяти Мейли - оценка зрительной, слуховой памяти.
5. Шкала
оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики
(Н.И.Озерецкий, 1923).
6. Тест
«Спираль» - оценка двигательных функций.
7. Тест
«Линеограммы» - оценка переключения внимания, пластичности мыслительных
функций.
8. Тест
«Комбинаторные способности».
9. Тест
«Установление закономерностей» - оценка внимания, памяти, логического мышления.
10. Тест
«Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания.
11. Тест
«Перепутанные линии» - оценка устойчивости внимания.
12.
Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти,
внимания.
13. Тест
«Умозаключения» - оценка логического мышления.
и др.
К ситуационным
тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации,
можно отнести:
1.
Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку
стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения
посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.
2. Метод
последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).
3.
Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую
из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность
специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)
[3, 85
с.].
МЕТОД ИНТЕРВЬЮ
Метод интервью — психологический
вербально-коммуникативный метод, заключающийся
в проведении разговора между психологом и субъектом
по заранее разработанному плану.
Сущность метода
интервью
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью
функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту,
при этом он не ведёт с ним активного диалога,
не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки
ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов
респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель
интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы,
сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Виды интервью
По степени
формализации
·
Стандартизированное,
или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и
последовательность, в которой они задаются.
·
Нестандартизированное,
или свободное, интервью.
При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному
соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря
своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным
интервью контакту между психологом и респондентом.
·
Полустандартизированное,
или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем
как строго необходимых, так и возможных вопросов.
По стадии
исследования
·
Предварительное
интервью. Используется
на стадии пилотажного исследования.
·
Основное интервью. Используется на стадии сбора
основных сведений.
·
Контрольное
интервью. Используется
для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
По количеству
участников
·
Индивидуальное
интервью — интервью, в
котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
·
Групповое
интервью — интервью, в
котором участвует более двух человек.
·
Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от
сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии
[2, 45 с.].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы опроса
- устный опрос:
интервью, беседа, экспертная оценка.
Опрос метод
сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной
группе людей.
Опросы могут
быть:
·
Письменные
(анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).
·
Очные и заочные
(почтовые, прессовые и т.д.).
·
Экспертные и
массовые.
·
Выборочные и
сплошные.
·
Первичные и
повторные.
Опрос
наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке,
интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:
Корреспондент - исследователь.
Респондент- опрашиваемый.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Никандров В.В.
Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная
психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002.
3. Носс И.Н. Руководство по
психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.