Психология стресса
Введение................................................................................................................ 2
1. Современные теории и
модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности............................................................................................... 3
2. Разработка Программы
профилактики организационного стресса для конкретной должности.............................................................................................................. 6
Заключение............................................................................................................ 15
Список литературы................................................................................................ 16
Одним из
наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он
представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения,
которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную
перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход
его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают
отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на
физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»
при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и
заболевания желудочно-кишечного тракта.
В
переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс —
горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть
неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма
на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к
возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает
привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г.
Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы
столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в
адаптации.
Цель
данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса;
классифицировать виды стресса.
В
специализированной литературе можно встретить три различных подхода к
определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс
как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой
среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения
здоровья. Это так называемый инженерный подход.
Второй
подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда
защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную
– как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название
физиологического. Третий подход рассматривает профессиональный стресс в
условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это
психологический подход[1].
В
современной теории стресса встречаются различные варианты психологического
подхода, которые можно отнести к двум типам: интерактивному и транзакционному.
Интерактивные модели фокусируются главным образом на структурных особенностях
взаимодействия персоны со средой, а транзакционные - в большей степени связаны
с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой
развитие интерактивных моделей.
Подобные
теории могут быть использованы для установления связи между опытом и
воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также выработки
подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного
цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем
для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою
эффективность.
Любой
стресс можно рассматривать, как растение-паразит, корни которого – причины, или
стрессоры, стебель – физиологическое и психологическое напряжение, листья –
симптомы, а плоды – болезни. Стрессоры бывают физиологическими (например,
повышенная геомагнитная активность, недостаток кислорода в помещении) и
психологическими. Последние являются производными от ситуации и отношения
человека к ней[2].
Большинство
современных теорий стресса делают поправку на индивидуальные различия в опыте
стресса и на то, как и насколько хорошо человек справляется с ним.
Исследователи полагают, что трудно установить прямую связь между рабочими
характеристиками и здоровьем индивида, однако опыт стресса частично зависит от
индивидуальных способностей человека справляться с требованиями, предъявляемыми
его работой, а также от способов, которыми человек справляется с ними, и
организационных контроля и поддержки.
Некоторые
характерные симптомы стресса
Физиологические:
стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения,
спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения,
чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные
заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые
боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения.
Интеллектуальные:
нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная
отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные
негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность
мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство,
подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение
напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный
юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности,
уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная
самооценка, неудовлетворенность работой.
Поведенческие:
потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое
распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное
поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более
интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома.
Таким
образом, на сегодня существует большое количество факторов, которые имеют
потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее
распространенные из них:
Рост
ответственности
Недо- и
перегруженность работой
Размытые
обязанности, границы полномочий и ответственность
Недоступность
необходимых для работы ресурсов
Рутинная
работа
Отсутствие
инструктажа
Отсутствие
профессионального общения
Вызывающее
стресс поведение других сотрудников
Высокий
уровень стресса у руководителя
Стрессогенная
внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Нарушения
эргономики труда
Низкий
уровень мотивации
Низкая
оргкультура
Изменения
в структуре организации, стилях и технологиях работы
Личностные
особенности
Конфликт
работы с личной жизнью[3]
Стрессы
можно подразделить на:
·
эмоционально положительные и
эмоционально отрицательные;
·
кратковременные и долгосрочные
или, другими словами, острые и хронические;
·
физиологические и психологические.
Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные[4]
А) В
качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана
«Менеджер по персоналу».
В
таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица
1
Диагностика
организационного стресса
Модуль профессии
|
Содержание работы
|
Возможные организационные стрессоры
|
знание психологических особенностей профессии
|
изучает личный состав организации и ее подразделений,
установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой
деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их
деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей
руководителей
|
Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Личностные характеристики
|
Ответственность
|
участвует в организации работы квалификационных,
аттестационных, конкурсных комиссий и в оформлении их решений
|
Рост ответственности
|
Профессионализм и коммуникабельность
|
участвует в работе по профессиональной ориентации, а также
в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ,
пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп);
ведет учет работы по подготовке и повышению квалификации
кадров, анализирует качественные показатели результатов обучения и его
эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного
состава работников), ведет установленную отчетность[5]
|
Отсутствие инструктажа
Отсутствие профессионального общения
Низкий уровень мотивации
Низкая оргкультура
|
SWOT –
анализ организационного стресса:
Работник
|
Сильные стороны
Высокий профессиональный уровень кадров
Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить
сплоченный профессиональный коллектив
Многоступенчатая система обучения
|
Слабые стороны
Разработка системы мотивации персонала для повышения
образовательного уровня
|
Возможности
Эффективная система контроля качества труда
|
Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального
коллектива
Конкуренция со стороны других организаций
Потеря части профессионального состава из-за плохого
материального положения
|
Организационная среда
|
Разработка
возможной программы профилактики организационного стресса представлена в
таблице 2.
Таблица
2
Вид стрессора
|
Способы профилактики на уровне
|
работника
|
организации
|
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
|
Осознанное отношение к управлению стрессами в
профессиональной деятельности менеджера
|
Принципы организации эффективного самоуправления
|
Отсутствие профессионального общения
|
Умение планировать и определять приоритеты в
профессиональной деятельности
|
Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкий уровень мотивации
|
Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте
управления стрессом
|
Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкая оргкультура
|
Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать
|
Умение конструктивно критиковать.
Умение адекватно воспринимать критику
|
Целью
Программы является формирование у участников профессиональных и личностных
преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
-
Повышение профессиональной
компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых
техник стресс-менеджмента
-
Освоение современных прикладных
технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в
экстремальных ситуациях управленческой деятельности
-
Приобретение опыта использования
психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности
профессиональной и управленческой деятельности
-
Формирования навыков антистрессового
стиля жизни
Б) В
качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана
«Психолог».
В
таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица
3
Диагностика
организационного стресса
Модуль профессии
|
Содержание работы
|
Возможные организационные стрессоры
|
знание психологических особенностей
|
изучает влияние психологических, экономически и
организационных факторов производства на трудовую деятельность работников
организации в целях разработки мероприятий по улучшению условий их труда и
повышению эффективности работы
|
Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Личностные характеристики
|
знание физиологических особенностей
|
проводит совместно с физиологом (эргономистом) обследования
индивидуальных качеств работников, особенностей их трудовой деятельности,
связанных с профессиональным подбором, проверкой психологических условий
труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенности трудом.
Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику
работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние
работника во время его работы
|
Вызывающее стресс поведение других сотрудников
|
профессионализм и коммуникабельность
|
подготавливает рекомендации и предложения по внедрению в
производственную практику результатов психологических исследований
способствующих организации оптимальных трудовых процессов, установлению
рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического
климата, условий труда и повышению работоспособности человека, и осуществляет
контроль за их выполнением
|
Отсутствие профессионального общения
Низкий уровень мотивации
Низкая оргкультура
|
SWOT –
анализ организационного стресса:
Работник
|
Сильные стороны
Высокий профессиональный уровень кадров
Многоступенчатая система обучения
Консультация руководителей организаций по
социально-психологическим проблемам управления производством и социального
развития коллектива
Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов
в организации
|
Слабые стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной
переподготовки кадров
Разработка системы мотивации персонала для повышения
образовательного уровня
|
Возможности
Эффективная система контроля качества труда
|
Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального
коллектива
Конкуренция со стороны других организаций
Потеря части профессионального состава из-за плохого
материального положения
|
Организационная среда
Таблица
4
Вид стрессора
|
Способы профилактики на уровне
|
работника
|
организации
|
Отсутствие профессионального общения
|
Умение планировать и определять приоритеты в
профессиональной деятельности
|
Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкий уровень мотивации
|
Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте
управления стрессом
|
Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкая оргкультура
|
Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать
|
Умение конструктивно критиковать.
Умение адекватно воспринимать критику
|
Целью
Программы является формирование у участников профессиональных и личностных
преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
-
Освоение современных прикладных
технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в
экстремальных ситуациях управленческой деятельности
-
Приобретение опыта использования
психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности
профессиональной и управленческой деятельности
-
Формирования навыков
антистрессового стиля жизни
-
Осуществление мер по
производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих
Б) В
качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Социолог».
В
таблице 5 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица
5
Диагностика
организационного стресса
Модуль профессии
|
Содержание работы
|
Возможные организационные стрессоры
|
знание социально-психологических особенностей
|
проводит социологические исследования с целью разработки и
внедрения мероприятий, направленных на создание на предприятии наиболее
благоприятных социально-психологических условий, способствующих повышению
степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и
производительности их труда
|
Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Личностные характеристики
|
знание социальной ситуации внутри организации
|
разрабатывает мероприятия по наиболее актуальным вопросам и
проблемам социального характера с указанием конкретных сроков и исполнителей,
а также необходимых финансовых и материальных средств, принимает меры по
мобилизации трудовых коллективов на выполнение этих мероприятий
|
Недоступность необходимых для работы ресурсов
|
ответственность
|
совместно с психологом и другими специалистами организации
изучает наиболее актуальные вопросы и проблемы социального характера и пути
устранения причин, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины
и т. п.
|
Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность
|
SWOT –
анализ организационного стресса:
Работник
|
Сильные стороны
Высокий профессиональный уровень кадров
Многоступенчатая система обучения
Консультация руководителей организаций по
социально-психологическим проблемам управления производством и социального
развития коллектива
Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов
в организации
|
Слабые стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной
переподготовки кадров
Разработка системы мотивации персонала для повышения
образовательного уровня
|
Возможности
Эффективная система контроля качества труда
|
Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального
коллектива
Конкуренция со стороны других организаций
Потеря части профессионального состава из-за плохого
материального положения
|
Организационная среда
|
Разработка
возможной программы профилактики организационного стресса представлена в
таблице 6.
Таблица
6
Вид стрессора
|
Способы профилактики на уровне
|
работника
|
организации
|
Отсутствие профессионального общения
|
Умение планировать и определять приоритеты в
профессиональной деятельности
|
Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкий уровень мотивации
|
Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте
управления стрессом
|
Развитие управленческой компетентности менеджеров
|
Низкая оргкультура
|
Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать
Умение адекватно воспринимать критику
|
Целью
Программы является формирование у участников профессиональных и личностных
преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
-
Освоение современных прикладных
технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в
экстремальных ситуациях управленческой деятельности
-
Приобретение опыта использования
психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности
профессиональной и управленческой деятельности
-
Формирования навыков
антистрессового стиля жизни
-
Осуществление мер по
производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих
Заключение
Стресс —
состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием
факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности. Выделяются следующие
основные виды профессионального стресса:
•
информационный стресс — возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется
в условиях высокой ответственности задания;
•
эмоциональный стресс — возникает при реальной или предполагаемой опасности:
чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.;
•
коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная
конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в
чем-либо и т. п.
Основные
правила поведения в условиях стресса:
•
наблюдать за самим собой;
• искать
способы «остановки» самого себя;
•
перевести свою энергию в другую форму деятельности;
•
задуматься над тем, что помогает снять напряжение.
1.
Меркулова О.С. Психология труда. –
М.: Приор-издат, 2004.
2.
Психология труда, профессиональной,
информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная
психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов,
А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
3.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.
Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр
Академия, 2001.
4.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
5.
Стрессы в жизни. // Медицинский
журнал. – 2004. - №8.
[1] Столяренко Л.Д. Основы
психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-243.
[2] Стрессы в жизни. //
Медицинский журнал. – 2004. - №8. – с.-14-15.
[3] Психология труда, профессиональной, информационной и
организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и
эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев —
М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 476 — 477.
[4]
Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004. – с.-54.
[5] Пряжников Н.С., Пряжникова
Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр
Академия, 2001. - С. 125.
Похожие работы на - Психология стресса
|