Психологические сложности профессионального образования
Введение
Профессиональный психологический отбор - комплекс мероприятий,
позволяющих принять решение по результатам психологических испытаний о
зачислении кандидатов к последующей деятельности. Анализ работ в области
профессионального психологического отбора (А.Д. Глоточкин, К.М. Гуревич, М.И. Дьяченко,
Е.А. Климов, Ю.В. Котелова, Н.И. Майзель, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, и др.)
показал, что одним из перспективных путей проведения процедуры психологического
отбора является изучение психологической готовности человека к деятельности.
Психологическая готовность
человека к деятельности рассматривается как особое достаточно устойчивое
состояние, включающее ряд компонентов: мотивационно-ориентировочный, операционный,
оценочный, волевой и др.
Вопросы диагностики студентов к профессиональной деятельности
Кафедра
психологии АГПУ ведет работу в указанном направлении в течение ряда лет.
Ежегодно обновляются тестовые программы, позволяющие диагностировать
психологическую готовность абитуриентов к учебно-профессиональной
педагогической деятельности, и Разработана программа психологического
сопровождения студентов 1-2-х курсов в период педагогической практики.
Программа диагностирования психологической готовности абитуриентов к
учебно-профессиональной деятельности строилась на общеизвестных принципах
психологического отбора:
1
системного
подхода (психологическая готовность абитуриента к учебно-профессиональной
деятельности рассматривается как система);
2
личностно-деятельностного
подхода (психологическая готовность абитуриента рассматривается как
интегративный показатель социально-психологической зрелости выпускника школы,
необходимый для успешного овладения им программным материалом в вузе, для
построения конструктивного стиля общения со школьниками на практике, для
оптимальной реализации личностного профессионального плана);
3
устойчивости к
влиянию случайных факторов (при проведении обследования для всех испытуемых
созданы одинаковые условия);
4
активности
(результаты тестирования используются для решения формирующих задач на этапе
профессиональной подготовки);
5
адекватности
(результаты диагностики зачисленных абитуриентов соотнесены с эффективностью их
учебно-профессиональной деятельности).
В
программу диагностирования психологической готовности абитуриентов к
учебно-профессиональной деятельности вошли тесты, Как показало исследование,
психологическая готовность студентов 1-2-го курсов к практической деятельности
в школе способствует формированию индивидуального стиля их общения с учащимися
в ходе педагогической практики, а также служит основой выбора определенного
способа реализации личностного плана профессионального самоопределения в
адаптационный период.
На
этом этапе ведущую роль играет превалирование оценочного, операционного или
мотивационного компонентов психологической готовности студентов к
профессиональной деятельности:
при
высоком уровне развития этих компонентов у студентов складывается в основном
конструктивный стиль деятельности и общения на педагогической практике,
гармоничный или прагматичный тип реализации личностного плана профессионального
развития (80%);
при
недостаточном уровне развития операционного компонента готовности студенты либо
самоустраняются от деятельности, либо пытаются копировать образцы поведения
других: более успешных студентов или учителя (85%);
при
недостаточном уровне развития оценочного компонента готовности студенты могут
ориентироваться на такие способы деятельности и общения, которые не всегда
соответствуют их индивидуально-типологическим особенностям. Это вызывает
деформацию стиля деятельности и общения на педагогической практике (33%);
при
низком уровне развития мотивационной готовности студенты, как правило, занимают
самоустраняющуюся, пассивную позицию (50%).
При
составлении и апробации компьютерной диагностической программы мы столкнулись с
трудностями:
1)
среди стандартизированных тестов преобладают опросники, использование которых
затрудняет получение реальной оценки того или иного компонента готовности, так
как имеется большая вероятность создания абитуриентами социально-желаемого
образа;
2)
затруднен выбор коэффициентов соотношения всех оцениваемых компонентов
готовности с точки зрения их значимости для абитуриентов на данном этапе
профессионального становления и в зависимости от их индивидуальных
особенностей;
3) по
санитарно-гигиеническим нормам абитуриенты могут проводить за компьютером не
более одного часа, кроме того, через 40-60 минут у любого человека наступает
естественное утомление, снижается качество работы. В связи с этим возникла проблема
в отборе тестов, позволяющих за ограниченное время максимально полно оценить
выделенные ранее компоненты психологической готовности абитуриентов;
4) в
связи с тем, что имеющиеся у абитуриентов представления о педагогической
деятельности и опыт общения оказывают влияние на все компоненты психологической
готовности, возникает вопрос о выборе содержания диагностической программы;
Студенческое
самоуправление как педагогическая проблема
Переход
к рыночной системе хозяйствования предполагает и реформирование всей системы
воспитания. Можно ожидать, что во всех направлениях образовательной
деятельности (в том числе и воспитательной) будет происходить переход: с
субъектно-объектных взаимоотношений на субъектно-субъектные взаимоотношения; от
односторонней управленческой деятельности к интегративной управленческой
деятельности; от контроля и опеки участников в процессе проведения мероприятий
к сопровождению деятельности и консультированию лидеров при наличии запроса.
Содействие становлению гражданского общества может происходить организационным
путем посредством закрепления социальных норм, инициируемых наиболее активными
студентами в составе студенческой общественной организации. Студенчество может
рассматриваться как стратегический ресурс современного общества при создании
организационных условий, содействующих преобразованию личностного потенциала
студенческого актива в организационную составляющую студенческой общественной
организации как ее потенциальную способность к взаимодействиям и коммуникациям
с влиятельными структурами внешней среды. Организационный порядок, формирование
которого происходит в процессе становления студенческой общественной
организации, содействует студенческому активу в приобретении ими навыков к
самоизменениям с последующей способностью, при формировании взаимоотношений
руководителя и исполнителя, осуществления организационных изменений. При
реагировании на мотивационные ожидания внешней среды опыт осуществления
организационных изменений, со временем проявится в способности студенческого
актива инициировать общественные изменения.
В
современных условиях, в вузах, происходит восстановление системы воспитательной
работы. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность
студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в
которую входит человек, особенности других референтных групп.
Такие
особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница
в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов,
целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной
вид деятельности студенческой группы - учение, а факторы учебного сплочения
слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не
складывается: каждый сам по себе. Возникновение коллектива является результатом
организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо
организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая,
сближающая людей на основе выполнения полезно- значимой работы. Студенческие
академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что
преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков
и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность.
Основная задача воспитательного управления академическими студенческими
группами как центральным звеном микросреды вузовского студенчества заключается
в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца
учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия
профессорско-преподавательского состава. Формирование личности специалиста -
процесс многофакторно обусловленный, осуществляется он в совместной
деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Структура
социальной среды, в которой формируется личность выпускника вуза, чрезвычайно
сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды – академическая
группа, являющаяся детерминантой формирования личности, когда она становится
коллективом. А становление коллектива студенческой группы зависит от:
-
характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля
над ней и ее оценки;
-
степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых
норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
-
частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей
педагогического общения в системе «педагог-студент»;
-
особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или
противопоставляют себя группе);
-
характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от
качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих
перед группой;
-
размера группы и времени ее существования;
-
качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент»
и «студент-студент».
Актуальные
проблемы высшего профессионального образования
Социально-личностные
компетенции относятся к человеку как к индивиду, субъекту деятельности,
личности и раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному,
психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к
жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия,
достижения согласия с другими. Данный вид компетенций относится к категории
универсальных и наряду с общекультурными, общенаучными и инструментальными,
служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда
и быть подготовленным к продолжению образования как на второй (магистерской)
ступени высшего профессионального образования (для бакалавра), так и в сфере
дополнительного и послевузовского образования. Рассматриваемые компетенции
включают содержательные обобщения социально-личностных знаний и умений
(персональная компетентность); мотивационно-смысловую составляющую
направленности (компетенции детерминации деятельности); а также
нравственно-этические нормы социально-профессионального поведения человека
(коммуникативная и интерактивная компетенция).
Введение
понятия социально-личностных компетенций в теорию и практику высшего
профессионального образования означает, что для обеспечения качества подготовки
выпускников, необходимо решение ряда проблем:
1
Постановка
четкого и однозначного определения данного феномена.
2
Выявление
структуры и описание состава компонентов социально-личностных компонентов.
3
Определение
критериев, методов и методик оценки социально-личностных компетенций как
результата образования.
Целью
нашего исследования стало определение компонентной структуры
социально-личностных компетенций выпускников вузов.
Выделенная структура позволит отобрать инструментарий для оценки
уровня сформированности социально-личностных компетенций как одного из
показателей качества подготовки выпускников вузов.
Заключение
Список
литературы
1.
Аминов Н.А.
Дифференциальный подход к исследованию организации главных компонентов
педагогических способностей //Вопросы психологии. – 2008. – №5.
2.
Бодров В.А.
Проблемы профессионального психологического отбора //Психологический журнал. –
2008. – Т.6. – №2.
3.
Глоточкин А.Д.,
Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Базовая психологическая модель личности учителя
//Педагогическое образование. - Вып.4. – М.: Прометей, 2004.
4.
Климов Е.А.
Психология профессионала. Избр. психол. труды. – М.: Институтпрактической
психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.
5.
Митина Л.М.
Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 2008.
6.
Ищенко Т.В. Место
студенчества в социальной структуре общества. Томск, 2005. С.243.
7.
Рубин Б., Колесников
Ю. «Студент глазами социолога»- С. 38.
8.
Семашко А.Н.
Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования
(Социально-эстетическое исследование). Автореф. Канд. Дисс. Днепропетровск,
1969,С.91.
9.
Зеер
Э.Ф., Заводчиков Д.П., Лопес Е.Г. Реализация компетентностного подхода в
профессиональном образовании. Екатеринбург: ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед.
ун-т", 2007.
10.
Пузанков
Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов //
Высшее образование в России. 2008. № 2.