Психологические особенности воспитания в различных семьях
Введение
Значительное количество базисных характерологических
особенностей человека закладываются у него в детском возрасте под влиянием
различных социальных институтов, среди которых наиболее значимое место занимает
семья. Эти формирующиеся личностные особенности во многом обуславливают
качество адаптации ребёнка к социуму. Социально-психологическая адаптация (СПА)
приобретает свою особенную остроту в подростковом возрасте, так как в связи со
специфическими образованиями этого периода, она приобретает свои крайние формы
(одиночество, бродяжничество, противоправные поступки и др.), часто болезненно
переживается ребёнком и оказывает наиболее пагубное влияние на его дальнейшую
жизнь. Знания об особенностях формирования личности под влиянием того или иного
характера воспитания помогают глубже понимать сущность
социально-психологической дезадаптации личности ребёнка и определять
направление соответствующих коррекционных воздействий.
Особенности социально-психологической адаптации детей в
семьях с разными стилями воспитания
Исследование посвящено изучению качественных особенностей
влияния семьи на СПА личности подростка. В процессе изучения данной темы, была
выдвинута гипотеза, о том, что позитивный интерес родителей по отношению к
ребёнку положительно коррелирует с уровнем СПА подростка, в то время как
родительская директивность, враждебность, автономность и непоследовательность
имеют отрицательную корреляционную связь с уровнем СПА. Исследование
проводилось на базе МОУ СОШ № 42 г. Белгорода. Выборку составили учащиеся 9 «Г»
в количестве пятнадцати человек.
1) Тестирование: опросники «Подростки о родителях» (ADOR)
и СЛА (адаптированный А. К. Осницким).
2) Статистический анализ (статистический пакет Stadia
6.0).
В процессе изучения и структурирования, имеющихся в науке
данных о характере социально-психологической адаптации детей в семьях с разными
стилями воспитания, выяснилось, что чаще всего исследователями выделяются
следующие типы «неправильного» родительского воспитания:
1) Чрезмерный контроль над ребёнком, ограничение его
самостоятельности, директивность родителей.
2) Полное отсутствие контроля, попустительское, чрезмерно
снисходительное отношение к детям.
3) Детоцентрическая позиция, потакание любым желаниям
ребёнка.
4) Непоследовательное воспитание, частое и хаотичное
чередование различных стилей воспитания.
Стиль семейного воспитания неотделим от отношения к
ребёнку, которое за ним кроется и обуславливает его. Поэтому в различных
классификациях воспитательных стилей часто фигурирует указание на эмоциональное
отношение к ребёнку (враждебность, интерес, сочувствие, уважение, агрессивность
и т. д.).
Существенных различий в позициях отечественных и
зарубежных исследователей не обнаружено. Но в целом, многие из них слишком
однозначны и слабо диференцированны. В частности, при анализе воздействий
воспитательных принципов родителей на формирование личности ребёнка, не
учитывается специфичность влияния пола родителей. Например, непонятно,
одинаково ли сказывается на личности ребёнка гиперопека отца и гиперопека
матери.
В результате обработки эмпирических данных о стиле
семейного воспитания и СПА подростков, выяснилось, что воспитательный стиль
матери в большей степени связан с адаптивными личностными особенностями
ребёнка, чем воспитательный стиль отца. Было обнаружено, что существует
положительная корреляционная связь позитивного интереса матери с СПА подростка.
Кроме того, исследование выявило, что повышение уровня
автономности матери и отца связано с повышением уровня адаптированности и
эмоционального комфорта подростка.
Семья как фактор становления агрессивного поведения у
детей
Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста.
А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль,
унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения
потребности в любви и нужности другому человеку.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения
ребенка в семье и вне ее, характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы
оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон):
реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений
между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии или дисгармонии;
характер отношений с родными братьями и сестрами. Также важным является фактор
полной или неполной семьи. Также установлено, что «если у детей (независимо от
того, к какой возрастной группе они принадлежат): плохие отношения с одним или
обоими родителями; или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не
годными; или они ощущают безразличие к своим чувствам; а также отсутствие
необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей
вероятности: будут втянуты в преступную деятельность; будут ополчаться на
других детей; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» (Р.
Бэрон, Д. Ричардсон).
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются
по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. «У надежно
привязанного ребенка» в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со
стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно
хорошо развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна
несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная
вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные
проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от
мнимой или реальной угрозы.
Интересен факт становления агрессивного поведения ребенка
в зависимости от характера взаимоотношений в семье между братьями и сестрами.
Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье,
Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии
против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с
которыми они общаются. Как, оказалось, существует сильная корреляция между
выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением
силовых моделей поведения и наказанием за драки со стороны родителей. Так,
Фельсоном показано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не
наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если
родители наказывают в основном старших детей. По мнению автора исследования,
без родительского вмешательства (наказания) агрессивные взаимоотношения между
детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.
Исследование влияния воспитания и семейных отношений на
становление агрессивного поведения детей показало, что существует прямая
взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной
стороны, и родительскими установками на неприятие ребенка в целом - с другой.
В трансактном анализе Э. Берна показано, что подобные
воспитательные методы воздействия на ребенка связаны с родительским
предписанием: «Не живи».
В ходе работы с психологом агрессивные дети часто
признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители,
особенно отцы, их не любят и часто унижают.
Создается впечатление, что, прибегая к агрессивному
поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а, вырастая,
своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую
очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их
внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем
понимание и участие.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие
только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводился на основе
исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведения
детей, сделанного А. Бандурой.
Особенности семей агрессивных детей:
1) В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные
привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями.
Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не
разделяют ценности и интересы друг друга.
2) Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного
поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
3) Матери агрессивных детей не требовательны к своим
детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют
четких обязанностей по дому.
4) У родителей агрессивных детей модели воспитания и
собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются
взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская
мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного
поведения, которая переносится на окружающий мир.
5) Основные воспитательные средства, к которым всегда
прибегают родители агрессивных детей, - это: физические наказания; угрозы;
лишение привилегий; введение ограничений и отсутствие поощрений; частые
изоляции детей; сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Причем сами
родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного
метода наказания.
6) Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в
причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их
эмоциональному миру.
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал
SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось
слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок
справиться не в силах.
Особенности групповых динамических процессов в семьях
военнослужащих
Внимание со стороны государства, уделяемое социальным
проблемам семей военнослужащих (обеспечение жильем, правовые гарантии, денежные
выплаты и компенсации и т.д.), должно способствовать уменьшению психологических
проблем в этих семьях, таких как конфликтность, неудовлетворенность браком,
проблема лидерства, проблема ролевой дисфункциональности и др. Но не менее
важно внимание и к психологическим проблемам семейной жизни российских
военнослужащих, так как данные семьи уязвимы и нередко подвержены сильным
хроническим стрессам. Постоянная смена жительства, неустроенность
жилищно-бытовых условий, профессиональная напряженность, подчиненность семейной
жизни воинскому режиму, командировки и боевые дежурства - это лишь часть тех
стрессогенных факторов, которые оказывают постоянное негативное влияние на
жизнь семьи.
Профессиональная деятельность офицера оказывает влияние
на жизнедеятельность семьи, на внутрисемейные процессы, в том числе, связанные
с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла к другому. Можно
предположить, что динамика таких изменений в семьях военнослужащих будет иметь
свою специфику, обусловленную профессиональной деятельностью офицера.
Мы провели эмпирическое исследование, в котором особое
внимание уделяется изучению групповых динамических процессов в семьях
военнослужащих, а именно, ролевых ожиданий и притязаний, сплоченности, семейных
установок. На наш взгляд, именно в этих групповых динамических процессах
проявляется специфика влияния воинской службы офицера на динамику
жизнедеятельности семьи, поскольку данные процессы наиболее подвержены
воздействию особенностей воинской службы офицера, а также являются потенциально
конфликтными в семейной жизнедеятельности.
В исследовании принимали участие 25 семей военнослужащих,
где военнослужащим является мужчина. Средний возраст испытуемых 40 лет, стаж
семейной жизни в среднем 17 лет. Мы использовали методики «Шкала семейной
адаптации и сплоченности» Олсона Д. (FACES-3) (Олсон Д.Х., Портнер Дж., Лави
И., 1985); РОП Волковой А.Н. (Волкова А.Н., 1979); «Измерение установок в
супружеской паре» Алешиной Ю.Е. (Алешина Ю.Е., 1979); опросник
удовлетворенности браком Столина В.В., Романовой Т.А., Бутенко Г.П. (Столин
В.В., Романова Т.А., Бутенко Г.П., 1984). Применялись такие методы исследования
как наблюдение и интервью.
Оказалось, что супруги имеют общие значимые для них
семейные установки, которые способствуют сплоченности семьи: установка на
большую значимость детей в семейной жизни; ориентация на совместную
деятельность супругов в семейной жизни; ориентация на традиционно
представляемую романтическую любовь; ориентация на традиционное устройство
семьи.
Статистически значимые связи (p < 0,04)
свидетельствуют о том, что значимые установки для обоих супругов в семьях
военнослужащих способствуют повышению сплоченности. По результатам исследования
выявлено, что в семьях военнослужащих имеются особенности ролевого поведения в
значимых для них сферах семейной жизни, а именно в
эмоционально-психотерапевтической, хозяйственно-бытовой, социальной активности
и внешней привлекательности. Особенности ролевого поведения супругов в значимых
сферах семейной жизни, которые отличают их от других семей, заключаются в
следующем: 1)супруги в семьях военнослужащих ждут друг от друга моральной поддержки,
при этом они не готовы брать на себя ответственность за реализацию этой
функции. 2)хозяйственно-бытовые функции в семьях военнослужащих реализуются
женами. Жены ожидают от мужей большей социальной активности. 3)супруги желают
видеть друг в друге внешне привлекательного партнера. Однако мужья-
военнослужащие не стремятся соответствовать современной мужской моде, так как
привыкли носить военную форму.
Детско-родительские отношения в приёмных семьях
Проблема социального сиротства – одна из важнейших
проблем в нашей стране. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее
время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Принятая в России система воспитания таких
детей не является эффективной. В государственных учреждениях не только не
создаются оптимальные условия, но даже и удовлетворительные для физического и
психического развития ребёнка можно найти лишь в немногих (в основном только в
центральных столичных) домах ребёнка и детских домах. Существующая форма
устройства социальных сирот является малоэффективной: как показывает практика,
большинство выпускников государственных учреждений занимают низший социальный
уровень общества, часто пополняют собой криминальные структуры и отказываются
от собственных детей.
Одним из способов прерывания этого замкнутого круга
является усыновление (удочерение).
Ребёнок, попавший в благоприятную семейную обстановку,
казалось бы, имеет все возможности для нормального развития. Однако и здесь
часто возникают трудности, связанные с взаимной адаптацией детей и родителей.
Целью проведенного нами исследования стало выявление
представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации.
Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в
котором и родители, и ребёнок должны решить задачи, связанные с изменением
состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией
ребёнка в новой семье следует понимать включение его в семейную систему,
принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к
родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.
Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых
функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской
позиции, формирование адекватного образа ребёнка.
Всего в исследовании приняли участие 2 группы матерей:
Экспериментальная группа: 30 приёмных матерей (от 22 до
40 лет), усыновивших/удочеривших одного ребёнка.
Возраст приёмного ребёнка: от 3х до 6 лет.
Стаж усыновления: от 2х до 5 лет.
Наличие кровных детей: есть.
Контрольная группа: 30 кровных матерей (от 20 до 46 лет).
Возраст кровного ребёнка: от 3х до 9 лет.
Для выявления представлений родителей о факторах,
влияющих на эффективность адаптации был разработан опросник, в котором
учитывались основные, по нашему мнению, факторы, определяющие динамику процесса
адаптации:
Мотивация к принятию ребёнка в семью (данный фактор
включал в себя такие переменные, как мотив «смысла жизни», мотив,
удовлетворяющий потребность в продолжении рода, прагматический мотив, мотив
компенсации утраты кровного ребёнка, альтруистическая мотивация и проч.)
Психологическая готовность усыновителей к принятию
ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как
адекватность когнитивного образа приёмного ребёнка, психолого-педагогическая
компетентность в вопросах развития и воспитания, эмоционально-волевая
готовность).
История развития ребёнка (отказной ребёнок, изъятый
ребёнок, сирота).
Индивидуально-личностные особенности ребёнка (СДВГ, ЗПР,
возраст, и проч.)
Полученные результаты показали, что наиболее
существенными, по мнению усыновителей, факторами, влияющими на
детско-родительскую адаптацию, являются:
мотивация усыновления, где оптимальными являются мотив
«смысла жизни» и альтруистическая мотивация;
предварительное изъятие ребёнка от кровных родителей
(людей, которые воспитывали его до изъятия органами опеки) как факт истории
развития ребенка;
возраст ребёнка как компонент индивидуально-личностных
особенностей ребёнка.
Данное исследование носит пилотажный характер, являясь
начальным этапом в изучении роли определённых факторов (мотивации, истории
развития ребёнка, индивидуально-личностных особенностей ребёнка,
психолого-педагогической готовности приёмных родителей, наличия или отсутствия
тайны усыновления и др.) в эффективном и быстром протекании периода
детско-родительской адаптации в приёмных семьях. Такое исследование позволит
обоснованно подойти к определению содержания и методов психологической помощи
приемной семье, включая решение таких задач как:
разработка критериев выбора претендентов на усыновление;
их психологическая подготовка к включению в свою семью
приёмного ребёнка;
психологическая подготовка ребёнка к включению в новую
семью;
психологическое сопровождение семьи в течение того
времени, пока будет проходить адаптация
Заключение
Результаты позволяют сделать вывод о том, что такие
групповые динамические процессы как сплоченность, семейные установки и ролевые
ожидания имеют характерные особенности в семьях военнослужащих, обусловленные
влиянием специфики воинской службы на семейные взаимоотношения военнослужащих.
В силу влияния постоянных переездов, профессиональной напряженности в семьях
военнослужащих выявились особенности ролевого поведения в различных сферах
семейной жизнедеятельности, которые способствуют более успешной адаптации семей
военнослужащих к воинскому режиму. Также выявленная сплоченность семей
военнослужащих способствует преодолению жизненных неблагоприятных факторов,
обусловленных профессиональной деятельностью офицера. На повышение сплоченности
семей военнослужащих влияют значимые установки супругов в семьях военнослужащих,
которые также помогают им в совладании со специфическими трудными жизненными
ситуациями, обусловленными воинской службой.
Список литературы
1.
Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования. - М., 2009.
2.
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Воспитание детей в неполной семье. - М.,
2008.
3.
Архириева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение
младшего школьника // Вопр. психол., 2006, № 3.
4.
Берне Э. Самосознание в юности // Подросток и семья: Учебное пособие. -
Самара: Изд. Дом БАХРАХ - М., 2002.
5.
Болбочану А. В. Коммуникативные потребности подростков в разных условиях
общения со взрослыми // Вопр. психол., 2006, № 4.
6.
Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских
отношений // Вопр. психол., 2007, № 1.
7.
Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психол. наука и обр.,
2007, №1.
8.
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические
методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.
9.
Калюжный А.С. Психология личности военнослужащего: НГТУ, 2004.
10.
Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы
Всероссийской научной конференции. В 2-х частях / Под ред. В.К. Шабельникова,
А.Г. Лидерса. - М., 2003.