Проявление кризиса у человека
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
психологии личности и общей психологии
Проявление
кризиса у человека
Работу
выполнила студентка 5 курса
Факультет
управления и психологии
Специальность
«психология»
О.А.
Маркина
Краснодар
2010
Личностные
кризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д. Левитова,
являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном
отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в
зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и
свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода
синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной
направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно
проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.
[5]
Анализ
показывает, что основными психологическими характеристиками личностного кризиса
являются отчаяние, одиночество, страх, изменение системы ценностей, повышенная
тревожность и т.д. Данный список хорошо согласуется как с фактами, приведенными
в литературных источниках [3, 7].
В
задачу психолога входит и помощь человеку в отыскании позитивных сторон
кризисного состояния, настоящего момента жизни, так как человек обычно в такой
ситуации склонен к преувеличению собственных проблем, тревожному и
депрессивному тону настроения, не замечая новых возможностей для личностного
роста. [1, 2]
Нельзя
забывать о том, что психика имеет возможности к сохранению стабильности, и все
же работа с кризисными состояниями трудна, так как «источники проблем, в
принципе, бесконечны, потому что отзывается на них организм, хранящий в своей
памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, и в потенции – всю
боль и бессознательность мира». [4]
Подростковый
кризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов и
гормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма,
появление вторичных половых признаков. Из-за быстрого роста могут возникнуть
проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой легких и т.д.
Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение,
которое сопровождает половое созревание.
Подростки
ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности.
Следовательно, повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое
видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей
неидеальной внешности.
Одно
из важнейших новообразований - ощущение взрослости. В подростковом возрасте
возникает сильное желание - быть или хотя бы казаться взрослым и
самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о
личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг
общения в данный период - это сверстники. Интимно-личностное общение занимает
главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться
в неформальные группы.
К.
16 лет.
Подростковый
возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его
людей.
Согласно
психоаналитическому типу объяснения проблемы, у девушки сейчас происходит
кризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос "кто я в различных
жизненных и социальных ситуациях" и сведение всех этих ролей во внутренне
непротиворечивый комплекс.
У
К. на данном этапе происходят физиологические изменения в организме, которые
определяются половым созреванием. Эти изменения обозначаются термином
"пубертат" (от лат. pubescere - покрытый волосами) - совокупность
биологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют как
на его восприятие другими людьми, так и на его самовосприятие, в особенности на
образ собственного тела.
У
девушки уже произошло разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку происходил
поиски объекта любви, которые выходят за пределы семьи. И чтобы она смогла в
будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его
должно было освободиться место, занимаемое родителями.
Психоаналитический
подход объясняет некоторые феномены, свойственные девушке на данном этапе:
·
обожание
знаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям,
свойственная ранним фазам развития ребенка;
К.
без умолку рассказывала о Т.К., как о самом удивительном и прекрасном человеке,
лучшем актере Голливуда.
·
резкие
перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям
(неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.).
В
разговоре у девушки несколько раз резко координально менялась интонация и
мимика лица – от умиления до неадекватной агрессии.
К.
описывала ситуации, когда она чувствует себя обязанной провести вечер с
матерью, у которой возникли какие-то проблемы, и в то же время она стремится на
свидание с другом, к которому испытывает нежные чувства.
У.
девушки путь социализации и освоения новых социальных ролей сопряжен с
метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими
трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для К. определяли взрослые, то
с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации
ролевого поведения. При этом у неё непременно возникают ролевые конфликты.
Данную
проблематику описывает социально-психологический подход, когда главными понятиями
в анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляется
множество возможностей в плане как выбора, так и принятия новых социальных
ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность
экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к
возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот
подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей.
В
разговоре было выявлено, что К. уже прошла негативную фазу кризиса – переход к
новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в
начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в
отношениям со взрослыми. Девушка путем разных форм неподчинения взрослому ломала
прежние, детские отношения с ним и навязывала новый тип взрослых отношений,
которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может
развиваться социальная взрослость подростка).
И
на данном жизненном этапе у неё осуществляется появление новых интересов. Т.е.
происходит позитивная фаза - из многообразия интересов постепенно, путем
дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов.
У
К. не проявляется негативизм, нет как негативной установки по отношению ко
всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса.
Осуществляется
интеллектуализация как средство психологической защиты, которое состоит в
погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов
непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувство
беспокойства.
Была
выявлена склонность к анализу (в том числе к безжалостному анализу окружающих -
родителей, учителей и т.д.) и самоанализу в сочетании с крайней
эгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса. Девушка
рассказывала, как часами проводит время перед зеркалом и всегда уверена, что
произведет не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.
Для К. очень важно
мнение ровесников в вопросах моды, развлечений. Согласно динамике самооценке по
возрастам в 16 лет у К. впервые появляются собственные представления о том, что
для подростка наиболее важно.
Подводя
итог беседы с К., можно сказать, что кризис - это своеобразная реакция личности
на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля,
образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным
проблемам. У К. кризис способствует ее развитию, то становлению личности.
Кризис - это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста. Любой
кризис уже заложен в основном свойстве личности - стремлении развиваться и
самосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться.
Библиографический
список
1. Ильина В.Н. Психологическая коррекция
и психотерапия в «критические» возрастные периоды// Психология и практика.
Ежегодник РПО. Т.4, вып.4. Ярославль, 1998. С. 297 – 299.
2. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные
состояния сознания: психология и физиология. М.: МАПН, 1997. С. 197.
4. Козлов В.В. Теоретические и
экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной
психологии. Дис. докт. психол. наук. Ярославль, 1999.
5. Лазебная Е.О. Некоторые
методологические проблемы изучения адаптации после воздействия экстремального
(травматического) стресса// Психология и и практика. Ежегодник РПО. Т. 4, вып.
5. Ярославль, 1998. С. 6 – 13.