Понятие юридической психологии
1. Предмет юридической психологии
Возникновение
и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются
объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с
другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса
науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования,
понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки
является производным, связанным с объектом исследования.
Предмет науки
неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное
отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь
главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная
часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую
материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и
исследуемая часть объекта.
Юридическая
психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения
психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения
человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности
специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи
с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие
теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические,
социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).
Выделение
юридической психологии как самостоятельной научной области исследования и
учебной дисциплины связано с особыми правовыми аспектами человеческой
деятельности. Человек как личность формируется и существует в системе
общественных отношений, являясь социальным существом, для которого характерны
целенаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любой
общественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права,
которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, между
личностью и обществом.
Предметом
юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в
системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности.
Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ
юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою
деятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения,
обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом. Как отмечает
В.Л.
Васильев,
все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующие
использование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, которые
регулируют отношения между людьми. Социальные нормы включают в себя обычаи,
мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения
представителей определенных этнических и религиозных групп; мораль – принятые в
обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди,
правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта
не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец,
право – это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от
действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом
различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных
условиях как выполнение гражданского долга.
Если
юрист как специалист в области права рассматривает действия людей в
соответствии с определенными статьями конституции, гражданского и уголовного
кодексов, то юридический психолог прежде всего изучает человека как личность
обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, работника правоохранительной системы с
точки зрения влияния психических процессов и свойств на особенности
противоправного или нормативного поведения.
2. Место юридической психологии в системе психологических и
юридических знаний
Находясь
на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным
образом включается как в систему психологических, так и в систему юридических
наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки,
юридическая психология органически связана с другими отраслями психологии. Эта
связь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех является
личность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различных
условиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации.
Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактного
человека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной,
военной, правоохранительной, коммуникативной и других видов деятельности с
точки зрения их соответствия правовым нормам.
Междисциплинарные
связи юридической психологии с другими отраслями психологической науки могут
быть представлены в виде схемы.
Связь
юридической психологии с общей психологией состоит в том, что при анализе
поведения субъектов правовых отношений мы опираемся на установленные
общепсихологические законы организации целенаправленной деятельности человека.
Возрастная
психология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности,
понимание деструктивных факторов девиантного и деликвентного поведения
подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть роль
конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения и
правосознания личности. Взаимодействие юридической психологии с психологией
труда необходимо для раскрытия профессиональной ориентации личности, ее
конкретного вклада или нанесения ущерба производственным процессам,
профессиональной ориентации личности, профессиографического анализа
деятельности юриста.
Особенно
тесны связи юридической психологии с социальной психологией, которая раскрывает
механизмы общения и правового взаимодействия людей в их индивидуальной,
групповой и общественной деятельности.
При
рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается
на данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих роль
филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитии
протиправного поведения. Б.Ф. Ломов отмечает, что многие явления, изучаемые
юридической наукой, не могут быть поняты без раскрытия роли в них
психологических факторов, без знания механизмов индивидуального и группового
поведения людей, без анализа психологических свойств и особенностей личности.
Поскольку
юридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следует
указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В.В. Романова,
речь идет прежде всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом.
Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов
является рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу. Сам процесс
поиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными в
психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов
человека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, что
учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность
установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.
В
этой связи в ряде уголовно-процессуальных норм имеет место отражение указанных
психологических закономерностей как необходимого условия достоверности
результатов расследования и вынесения справедливого заключения (например, учета
эмоциональных состояний обвиняемых, психологических особенностей потерпевших и
т.п.). Судебное разбираетельство нельзя рассматривать как процесс
психологического исследования, однако исторический опыт развития права требует
учета психологических факторов для установления истины. Наука уголовного права
при изучении уголовно-правовых проблем опирается на юридическую психологию в
рассмотрении субъективных факторов преступного поведения, психологической
структуры личности преступника, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы,
уровня интеллектуального развития, психических состояний в момент совершения
преступления: аффекты, стрессы, беспомощное состояние и т.п.
Тесная
связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой и
криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли
психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их
расследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощь
криминалистике в разработке следственной тактики и выборе методов расследования
преступлений. Связь с криминологией как наукой о преступном поведении
выражается в том, что она в развитии своего категориального аппарата и методов
должна опираться на психологическую методологию личности как субъекта
протиправного поведения. Юридическая психология привлекает внимание
криминологов к тем свойствам личности, которые обусловливают преступные
действия. К таким свойствам следует отнести мотивацию и направленность
(структуру интересов и потребностей), характерологические свойства (отношения к
нормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т.д.
Следует
отметить также тесную связь юридической психологии с гражданским процессом и
гражданским правом. Гражданский процесс имеет свои специфические особенности
при рассмотрении познавательно-психологической деятельности. Так, если в
уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат созданную
следователем модель изучаемого правонарушения, то в гражданском процессе
концептуальная модель устанавливаемых фактов строится самим судьей в ходе
подготовки дела. Связь юридической психологии с гражданским правом проявляется
в решении ряда правовых проблем. Например, проблема компенсации морального
вреда, связанная с причинением лицу нравственных страданий, должна быть
всесторонне исследована и решаться с учетом индивидуальных особенностей человека,
которому причинен ущерб.
Традиционными
являются связи между юридической психологией и судебной психиатрией. Эта связь
осуществляется в изучении пограничных состояний человеческой психики,
находящихся между нормой и патологией (изучение психопатических личностей,
проведение комплексной психологопсихиатрической экспертизы и т.п.).
3. Основные категории юридической психологии
Методология
(от греч. methodos – путь познания, logos – понятие, учение) – это система
категорий и принципов, лежащих в основе научного знания и определяющих направление
теоретических и прикладных исследований в определенной отрасли науки.
Категориальный
аппарат юридической психологии охватывает систему основных базовых понятий, в
которых отражаются специфические стороны тех психических реальностей, которые
изучает юридическая психология. Такими категориями в юридической психологии
является следующие.
Категория
сознания как осуществляемая мозгом человека высшая форма отражения природной и
социальной среды, служащая средством регуляции поведения.
Категория
правосознания. Опираясь на принятое в общей психологии понятие сознания,
юридическая психология оперирует также производным от него понятием
«правосознание», характеризующим отношение личности к нормам права, в связи с
чем различают правопослушное (нормативное) и протиправное (преступное)
поведение.
Категория
личности – субъекта сознательной целенаправленной деятельности. Основным
объектом изучения в юридической психологии является именно личность как в
общепсихическом понимании, так и в специфических, регулируемых правом формах
поведения. В ней изучается личность профессионала в конкретных видах
юридической практики (следователя, прокурора, адвоката, судьи) с присущими им
функциями, отражаемыми в психограммах специалиста. При этом изучается личность
правонарушителя и преступника с присущей ей мотивацией и деформированным
правосознанием, а также личность потерпевшего и свидетеля. Изучение личности во
всех указанных аспектах – необходимое условие обнаружения истины по гражданским
и уголовным делам.
Категория
деятельности как целенаправленной активности человка, обеспечивающей создание
материальных и духовных ценностей. В общей психологии выделяют такие виды
продуктивной деятельности, как учение, игра, труд. Юридическая психология
изучает деятельность в сфере уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений,
т.е. в системе «человек-право». При этом исследуются психологические
особенности профессиональной деятельности в области правоохранения
(профессиограммы следователя, адвоката и т.п.).
Категория
противоправной деятельности – это специфический вид деструктивной асоциальной
деятельности, изучаемой юридической психологией (мотивация и структура
девиантного и деликвидного поведения, факторы личностной деформации, пути
ресоциализации личности правонарушителя).
Категория
общения как коммуникативного процесса, в условиях которого происходит обмен
информацией, процесса выработки единой стратегии взаимодействия и
взаимопонимания между людьми. Юридическая психология изучает формы общения и
взаимодействия в коллективах юристов-профессионалов; факторы формирования
преступных групп и специфики групповой преступной деятельности; общение в
группах осужденных; общение юридических работников с подследственными и
осужденными, влияние структуры общения на ресоциализацию правонарушителей.
4. Принципы юридической психологии
В
основе системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т.е.
основные положения, позиции, которые определяют методические подходы к
проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и
трактовке результатов. Юридическая психология опирается на принципы,
установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области
знания. В качестве основных принципов юридической психологии следует выделить
следующие.
Принцип
объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений.
Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях
законопослушного или протиправного поведения следователь и суд
руководствовались объективными показателями проявления психических процессов,
состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении
истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного
экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных
оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты играют
вспомогательную роль. При оценке личности индивида в процессе следствия и
судебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованности
заключений.
Принцип
детерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этот
принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но
и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различные
формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом природных
психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также
объективных условий ее формирования в определенной социальной среде (семья,
социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т.д.).
Принцип
детерминизма позволяет не только искать факторы, обусловившие протиправное
поведение человека, но и прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости
от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, его
готовности к ресоциализации и социальной реабилитации.
Принцип
единства сознания и деятельности. Становление этого принципа в отечественной
психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) связано с пониманием
деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность
личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной
или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и
формирования законопослушного или противоправного сознания человека.
Принцип
развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении
своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных
условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает
определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Личность не
остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может
изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, под
влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного
подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения.
Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на
человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л.С.
Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Так,
неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе может
обусловить развитие агрессивности у подростка.
Принцип
личностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всего
личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо,
выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать,
как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и
преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными
интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей
определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм
поведения.
Принцип
системности. Внедрение в психологию этого принципа (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов)
привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных
процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой
все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и
взаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается как
целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из
проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости
личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей
структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить
наличие психической «нормы», нормального, т.е. адаптированного к нормам права
поведения. При изучении каких-либо актов поведения мы должны учитывать всю
систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия
человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию,
целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.
Юридическая
психология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридические
знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и
основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего
законодательства (В.В. Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам в
области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права:
соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции
невиновности, справедливости, гуманности (ст.ст. 3, 8, 21, 24, 55, 62
Конституции Украины).
Принцип
законности означает, что в процессе расследования и рассмотрения дела в суде
необходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством и
закрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном и
гражданско-процессуальном кодексах.
Принцип
равенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданского
общества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъекта
независимо от его общественного и имущественного положения.
Принцип
справедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела
участники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и
факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в
соответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципа
приводит к грубым ошибкам следствия и решения суда.
Принцип
гуманности требует уважения к личности в процессе судебно-психологических
расследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого
достоинства субъекта. В этой связи существуют определенные ограничения в
применении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применение
аппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс,
методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения
(суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемых
показаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоинство человека
или наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросе
недопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как они
содержат элементы внушения.
Таким
образом, применение различных методов воздействия на личность в условиях
следствия и разбирательства в суде должно, с одной стороны, основываться на
знании законов общей психологии и психологии личности, а с другой –
осуществляться в рамках определенных правовых норм.
5. Задачи юридической психологии
Задачи,
которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и
сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу
деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической
психологии можно отнести следующие:
–
изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов,
способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способов
их профилактики;
–
разработка психологических методов определения свойств и состояний личности, а
также изучение их влияния на поведение личности в криминогенной ситуации, что
необходимо для понимания «человеческого фактора» в системе правовых отношений и
принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей;
–
изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторов
правонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологических
черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой
социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов
правонарушений и т.п.;
–
изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующих
преступность среди несовершеннолетних;
–
изучение психологических механизмов роста преступности в условиях
социально-экономических и политических преобразований в обществе;
–
разработка эффективных методов организации исправительно-трудовой деятельности
осужденных и прогнозирования их готовности к ресоциализации;
– разработка
рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с целью
получения объективных показаний по делу;
–
изучение психологической структуры профессиональной деятельности работников
правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров),
осуществление профессиографии и психографии их деятельности;
–
психологическое обучение сотрудников правоохранительной системы с целью
формирования профессионально важных свойств личности, в частности способностей
психологического анализа субъектов противоправного поведения, индивидуальных и
групповых преступлений;
–
обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологической
экспертизы в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также иных
видов правонарушений;
– обеспечение
психологической службы в правоохранительной системе с целью оказания
консультативной и практической помощи должностным лицам в этой системе при
осуществлении их процессуальных действий (проведения следственного
эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных законом
свобод и прав личности граждан;
–
разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля
деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной
мотивации и профилактики профессиональной деформации;
–
организация работы с населением с целью психологического просвещения и
проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.
Решая
эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительной
и правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристам
различных специальностей в решении их профессиональных задач.
6. Структура современной юридической психологии
Несмотря
на выход в свет ряда капитальных работ в области юридической психологии (В.Л. Васильев,
2000; М.И. Еникеев, 1996; В.В. Романов, 1999 и др.), юридическая психология еще
не стала вполне сложившейся отраслью знаний и находится в процессе своего
активного развития и становления. Поэтому ряд авторов по-разному описывают ее
содержание и системы охватываемых ею проблем. Большинство авторов исходят из
того положения, что все психологические закономерности в области
правоприменительной деятельности можно разделить на две большие категории:
правопослушную и правонарушительную деятельность. В предложенных системах курса
юридической психологии последовательно анализируется иерархически
организованная структура поведения субъектов правовых взаимоотношений. Так, в
вводной части, как правило, рассматриваются предмет, задачи, методы, история,
система юридической психологии. В разделе, посвященном собственно правовой
психологии, рассматриваются вопросы законопослушного поведения и правосознания
личности, закономерности ее правовой социализации и формирования иммунитета к
воздействию криминогенных влияний.
В
прикладной части, которую специалисты называют судебной психологией,содержатся
такие разделы, как криминальная психология, психология потерпевшего, психология
несовершеннолетних правонарушителей, психология следственной деятельности,
психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и
исправительно-трудовая психология.
В
предложенных схемах при всей их основательности не всегда в необходимом объеме
отражены такие вопросы психолого-юридического плана, как психология свидетеля,
проблемы профотбора, профессиональной деформации, психологические аспекты
гражданского судопрозводства и т.п.
Все
эти вопросы должны быть отражены в целостной системе психолого-юридических
знаний. Предложенная нами структура учебного курса основывается на
соответствующем понимании системы юридической психологии (см. рис. 3).
В
процессе своего становления и дальнейшего развития юридическая психология будет
уточнять свой предмет и расширять круг проблем, которые подлежат решению.