Основы психосинтеза
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ
ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»
Кафедра
педагогики и социально-политических наук
Реферат
на
тему: «Психосинтез»
Выполнила:
Жихарева Н.А.
Проверил:
Василенко О.В.
Воронеж
2010
Содержание
1. Введение
2. Представление
о личности в психосинтезе
3. Элементы
психосинтеза
4. Принцип
творческого развития как основа психосинтеза
5. Заключение
6. Список
используемой литературы
1. Введение
Психосинтез представляет собой
динамическую концепцию психической жизни человека (непрерывное взаимодействие и
борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим
центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать между собой и
использовать). Познавая свой внутренний мир, человек может стать хозяином своей
жизни, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу.
Другие авторы, в частности, Юнг,
Медер, Карузо, Стокер и Кречмер, употребляют слова синтез, психосинтез, синтез
существования и синтетическая психотерапия в более широком и глубоком смысле,
подразумевая развитие целостной и гармоничной личности, в том числе
сознательной и бессознательной ее частей.
Последовательно разрабатываемая
Роберто Ассаджолли (начиная с 1910 г. — прим. перев.) концепция и
практика психосинтеза включает в себя идеи упомянутых выше авторов, однако
носит более всеобъемлющий характер, будучи в то же время более определенной и
технологичной.
2. Представление
о личности в психосинтезе
Структура личности, или «карта
внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного, среднего
бессознательного, высшего бессознательного, поля сознания, сознательного Я,
высшего Я и коллективного бессознательного.
Низшее бессознательное
представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят
простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные
влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие сильный
эмоциональный заряд; образцы кошмарных сновидений и фантазий; неконтролируемые
парапсихические процессы.
Среднее бессознательное
(предсознательное) — область, где пребывают все психические навыки и состояния.
Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды
нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и
могут спонтанно переходить друг в друга.
Высшее бессознательное
(супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения,
творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению
Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и
духовная энергия.
Нельзя говорить, что низшее
бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало,
основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.
Поле сознания — это
непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток
ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.
Сознательное Я — это центр
нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле
сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними
различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и
проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли
называет Эго.
Высшее Я— наша истинная
сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома,
обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не
исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из
него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле
сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.
·
коллективное бессознательное. Между человеком и другими людьми
все время протекают процессы «психического проникновения».
·
воля; с помощью воли «Я» может управлять своими психическими
функциями.
·
ощущения
·
эмоции-чувства
·
импульсы-желания
·
воображение
·
мышление
·
интуиция
·
субличности – психологические образования, подобные живым
существам, сосуществующие в общем пространстве личности. Каждая субличность
ведет собственный стиль жизни, имеет свои собственные движущие желания, мотивы,
чувства, поступки, модель мира.
Осознание персонального Я —
условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак
духовного совершенства.
3. Элементы
психосинтеза
Истоки психосинтеза личности
лежат в работах итальянского психиатра Р. Ассаджиоли, который выделил три
основных элемента психосинтеза: радость, творчество и волю. Гроф пишет, что
картография Ассаджиоли имеет некоторое сходство с моделью Юнга, так как
включает духовные области и коллективные элементы психики. Согласно теории
психосинтеза Ассаджиоли, низшее бессознательное управляет базовыми
психологическими активностями (инстинктивными потребностями и эмоциональными
комплексами). Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, соответствует в
общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания – это местонахождение
высших чувств и творческих способностей, таких как, например, интуиция и
вдохновение. Эта сфера, где группируются все факторы творчества.
Идея Ассаджиоли о том, что за
творческие способности человека отвечает сфера сверхсознания выходит за пределы
обеих теорий и Фрейда, и Юнга, которые ищут источники творческих способностей в
личном бессознательном и коллективном бессознательном. Поскольку согласно
Ассаджиоли, поле сознания включает анализируемые чувства, мысли и побуждения,
то это поле представляет сознательную самость, а высшая самость – это аспект
индивидуальности, который и является определяющим в любом виде творчества. Ряд
компонентов модели психики Ассаджиоли входит в коллективное бессознательное.
Важным элементом психосинтеза
Ассаджиоли является понятие субличностей – динамических энергетически-смысловых
подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Субличность
–совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которая
обретает целостную различимую форму в сознании человека. Каждая субличность
обладает энергией, т.е. это не только смысловое, но энергетическое образование.
Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности,
выражает какие-то жизненно важные желания и цели человека. Субличности по
мнению Ассаджиоли становятся вредными только тогда, когда контролируют
человека. Один из основных принципов концепции Ассаджиоли состоит в том, что «
не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой». Чтобы постичь истинное «Я»,
высшее «Я», необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза,
который включает четыре стадии: 1) глубокое познание своей личности; 2) достижение
контроля над различными элементами личности; 3) постижение своего истинного
«Я», выявление или создание объединяющего центра, в результате чего подняться
отличного «Я» к высшему «Я» ; 4) психосинтез, формирование или перестройка
личности вокруг нового центра. Человек должен осознать, что он не равняется
эмоциям, не равняется мыслям, не равняется телу, не равняется ощущениям, что он
есть центр чистого сознания и чистой воли, и поэтому способен управлять и
эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями.
4. Принципы
творческого развития как основа психосинтеза
Три основополагающих принципа
творческого развития автономного психонейрофизиологического функционального
комплекса, которые ассоциативно напоминают три знаменитых закона движения
Ньютона.
Первый принцип: автономный
психонейрофизиологический функциональный комплекс высокоодаренной творческой
личности находится в состоянии созерцательного покоя или равномерного развития
смысловых структур в априори выбранном актуальном для этой личности направлении.
Созерцательный покой необходим для накопления творческих сил в ожидании
момента, когда начинается интенсивная деятельность в автономном комплексе.
Творчество периодично по своей глубокой внутренней сущности. Периоды
равномерного осмысления жизни у гения, периоды созерцания сменяются периодами
бурлящих в его автономном творческом комплексе сил. Это особое ожидание будущей
борьбы с самим собой и с силами, стремящимися сделать только созерцание без
интенсивной деятельности основным смыслом жизни творческой личности.
Второй принцип: изменение
состояния автономного психонейрофизиологического функционального комплекса
пропорционально внутренней или внешней силе, которая запускает механизм всех
факторов творчества и направлена как в сторону синтеза этих факторов, так и в
сторону перемещения вектора этих факторов в область гениальности.
Третий принцип: действие любого
фактора творчества находит себе противодействие внутри автономного
психонейрофизиологического функционального комплекса. Имеется два вида противодействия.
Первое противодействие направлено на разъединение факторов творчества. Второе
есть появление другого фактора с вектором действия противоположным первому.
Так, стремление изменить направление развития смысловых структур встречает
сопротивление устоявшейся системы и сопротивление прежних структур, стабильно
запечатленных в сознании. Спонтанность фантазии тормозится устоявшимися
логическими связями в привычных образах старого. Чувство новизны должно
преодолевать психическую энергию, заключенную в привычных стереотипах, а
красота идеи, возникшей в одном из вариантов развития, наталкивается на
бесконечное число других вариантов, не давая, утвердится лучшей и непрерывно,
порождая сомнение. И наиболее яркий пример – это противодействие противоположно
направленной внешней силы: чем более неординарна новая идея, тем большее
сопротивление она встречает в обществе.
Философия этих принципов
заключается в динамическом творческом противоборстве всех духовных и физических
сил творца, так необходимом для создания выдающихся творений. Следствий из этих
принципов много. Одно из них говорит, что автономный психонейрофизиологический
функциональный комплекс у гения есть центр всей его духовной и физической
жизни, и победа синтезирующих сил или победа разъединяющих сил приближает его к
намеченным целям или удаляет его от них.
Заключение
Психосинтез – частное выражение
более широкого принципа, общего закона межличностного и космического синтеза.
Это – метод психологического развития и самореализации для тех, кто не хочет
оставаться рабом своих иллюзий или внешних влияний, кто не хочет быть послушным
участником происходящей в нем игры внутренних сил, кто решил стать полноценным
хозяином своей жизни. Это метод лечения психологических и психосоматических
расстройств, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между
различными группами сознательных и бессознательных сил, или же когда они
происходят в результате глубинных и мучительных кризисов, часто предшествующих
этапу самореализации. Это – метод целостного воспитания детей и подростков,
здесь уделяется внимание не только развитию у них различных способностей, идет
помощь ребенку в раскрытии и реализации истинной духовной природы и, как
результат– создание светлой, гармонической, жизнеспособной личности.
Список
используемой литературы
1. Роберто Ассаджоли «Психосинтез:
Часть первая: принципы», М; Просвещение; 1996г.
2. «Психосинтез: теория и практика»
ред. В.Данченко, М; Наука; 2004 г.
3. Психосинтез. Принципы и техники
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
4.
biblioteka.cc/topic/38530-ishu/page__st__20
5.
psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=808
6.
http://www.s-genius.ru/vse_knigi/psychosynthesis.htm