Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего подросткового возраста "Прими ближнего своего"
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Тюменский государственный университет»
Институт психологии, педагогики, социального управления
Кафедра возрастной и педагогической психологии
ПРОЕКТ
Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего
подросткового возраста “Прими ближнего своего”
Студентов:
Елина
Екатерина Владимировна;
Крестьянникова
Юлия Игоревна
Проверил:_к.пс.н._Доцент
Семеновских
Т.В.
Тюмень 2010
Аннотация
(пояснительная записка)
Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались
на следующие принципы коррекции:
1)
принцип
единства диагностики и коррекции;
2)
принцип
системности коррекционных и развивающих задач;
3) принцип учета
возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
4)
принцип
комплексности методов коррекционного воздействия;
Программа рассчитана
на три блока (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), включающих 18
тренинговых занятий.
Тренинговые
занятия проводятся продолжительностью по 100-120 минут с оптимальной
периодичностью 2-3 дня; состав участников — одна группа по 32 человека.
Социокультурные
условия современного общества зачастую способствуют формированию
этноинтолерантности. Такие негативные тенденции социума России, как увеличение
роста преступлений против личности, рост беспризорности, периодические
столкновения на почве национальных, политических, конфессиональных и других
разногласий, вызывают пристальное внимание к феномену толерантности, которая в
современном социокультурном пространстве понимается как некий устойчивый
механизм, централизующий смягчающий многочисленные разногласия, противоречия,
как один из возможных путей преодоления различных форм агрессивности, напряжённости
и конфликтности, различного рода экстремизма. Одним из подтверждений этого
является увеличивающееся число убийств иностранных студентов и учеников школ,
принадлежащих разным национальностям и вероисповеданиям.
Содержание
программы без изменений можно использовать в работе с детьми старшего
подросткового возраста (I, II, III блоки программы). По мнению Фельдштейна
Д.И.: «данному возрасту присуще развитие абстрактного и логического мышления,
рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет
потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные
гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа
социального движения — "я и общество". Каждое занятие данной
программы состоит из вводной, основной и заключительной частей. Участники
знакомы между собой, так как являются одноклассниками. Этот фактор значительно
организовал участников на работу в тренинговых занятиях.
Вводная часть для всех занятий
является единой, включает в себя беседы направленные на создание у подростков
положительного отношения и концентрации внимания к занятию, ведущему,
сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему
позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 4-5
минут.
Основная часть отвечает главной
цели занятия; включает в себя общегрупповые обсуждения, аналитическую работа в
малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в
парах и тройках, элементы ситуационно - ролевых игр, психодиагностику,
психогимнастику, рисуночные ассоциации, имитационные игры, анализ референтных
текстов и документов.
Ее
длительность 100 минут.
Заключительная часть предполагает
снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения,
закрепление положительного эффекта. Продолжительность этой части — 15 минут.
Цель программы: коррекция и
развитие навыков этнотолерантности за счет трансформации крайних интолерантных
(этнонигилизм, этническая индефферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм,
этнофанатизм)
проявлений в
толерантные.
Задачи:
– снизить напряжение,
чувство тревоги (блок I);
– обучить старших
подростков приёмам адекватного эмоционального реагирования на культуру других
народностей (язык, религия, искусство, национальная принадлежность); (блок I);
– снизить интолерантность
за счёт осмысления механизмов её формирования (обратная связь, интериаризация),
благодаря которым интолерантность снижается; (блок II);
– закрепить навыки
толерантного поведения на основе реальных проблемных ситуаций (блок III).
Блок I (когнитивно-эмоциональный)
Качестве тренируемых
навыков и умений в данном тренинге в первую очередь имеются в виду компоненты
социального познания: умение работать с понятиями, интеллектуальная рефлексия,
навыки аргументации и контраргументации, креативность, понимание механизма
действия социальных стереотипов, аналитические способности, умение слушать и
слышать, умение договариваться и другие. Формирование толерантных навыков и
планов социального поведения, как и рефлексия возникающих эмоциональных
состояний в данном тренинге, конечно же, тоже присутствуют. Но эти проявления
рассматриваются и анализируются в ходе тренинга во вторую очередь, как
формирующиеся на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере.
«Занятие
первое (первый модуль)»
Определение
целей тренинга, знакомство и выяснение ожиданий участников, погружение в
феноменологию толерантности—интолерантности, введение в обсуждаемую
проблематику, формирование располагающей к работе групповой атмосферы и личной
мотивации, входящая психодиагностика.
Цель: сплочение подростков,
установление комфортной, доброжелательной атмосферы в группе.
Стимульный
материал: ватманы,
листы для рисования, карандаши.
Ход
занятия
Вводная
часть:
Начинается
тренинг традиционно. Тренер сообщает цели и задачи тренинга. Участники сообща
формируют «правила» жизни тренинговой группы, (а тренер записывает
их на ватмане.
Знакомство
участников осуществляется в два круга - официальное и неофициальное
представление участников. Учитывая, что далее предполагается работать с эмоционально
значимым и, возможно, социально неодобряемым материалом, связанным с
проявлениями интолерантности, участникам предлагается по желанию использовать
во время второго круга знакомства псевдонимы и принимать защищающие роли,
которые они далее могут изменять как в течение этого дня, так и в другие дни.
Основная
часть:
Ожидания и
опасения участников фиксируются и, как и «правила», вывешиваются на общее
обозрение - к ним можно апеллировать в течение всего тренинга и они являются
главными критериями при подведении итогов тренинга как по каждому дню, так и в
целом. При этом, фиксируя ожидания участников, тренер допускает их уточнение и
переформулировки, с тем, чтобы они пересекались с целями программы тренинга.
Именно опираясь на зафиксированные ожидания, тренер далее делает сообщение о
целях, задачах и формах предстоящей работы. Совместно в группе вырабатываются
принципы «жизни» группы и критерии оценки ее деятельности.
Заключитальная
часть:
Введение в
феноменологию толерантности осуществляется с помощью рисуночных ассоциаций,
комментариев к ним и последующего формирования (на базе этих комментариев)
«банка ситуаций» проявлений интолерантности.
Занятие
второе
Стимульный
материал: текстовые
фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и
проявления интолерантности и государственными мерами их пресечения, а также с
групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности;
диагностические методики, бланки ответов.
Ход
занятия
Вводная
часть:
приветствие, прояснение настроя на работу каждого участника.
Основная
часть:
Введение в проблематику осуществляется с помощью заранее подготовленных
текстовых фрагментов, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия
и проявления интолерантности (см. Приложение 1), а также с групповыми
социальными представлениями ин толерантной направленности (см. Приложение 2) и
государственными мерами их пресечения (см. Приложение 3). Тексты обсуждаются в
малых группах по специальным заданиям. Обсуждения завершаются презентациями и
общегрупповой дискуссией.
Заключительный
этап:
Психодиагностические
задачи тренинга на его начальном этапе реализуются с помощью небольшой тестовой
батареи:
1.
Экспресс-опросник
«Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой. Данная методика позволяет выявить
отношение человека к представителям других этнических групп, установки в сфере
межкультурного взаимодействия и уровни толерантности и этнотолерантности;
2.
Тест
«Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методическая
разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его
трансформации в условиях межэтнической напряжённости. Один из показателей
трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости
(этноинтолерантности);
3.
Тест
«Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера. Данная методика позволяет выявить уровень
самооценки;
4.
«Опросник
оценки нервно-психической устойчивости» С.М. Кировой. Данная методика позволяет
выявить уровень нервно психической устойчивости;
5.
Опросник
«Баса-Дарки», который измеряет состояния агрессии. Данная методика позволяет
измерить уровень состояния агрессии.
Занятие третье «толерантность — ЧТО ЭТО?»
Задачи: познакомить учеников с понятием «толерантность»; обратить
внимание на опасность стереотипов в восприятии событий и явлений; развить
умения четко и быстро формулировать и излагать свои мысли.
Стимульный материал: блокнот на каждую мини-группу, шариковые ручки,
листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников. При большом количестве
участников их можно разбить на группы по 10—12 человек.
Ход
занятия
Вводная часть:
Вступительное слово ведущего:
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо
это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл,
который оно несет, очень важен для существования; и развития человеческого
общества.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара
звучит по-разному.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от
своих собственных идеи или мнения; В о французском — отношение, при котором
допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в
английском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском —
позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском —
прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском — способность
терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь
мириться с существованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это
способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не
похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо
или кому-либо.
Основная часть:
Работа в микрогруппах:
Вопросы для обсуждения:
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Что объединяет и что разделяет разные определения?
Какими способами можно определить наличие толерантности у
человека?
После обсуждения в микро-группах высказываются мнения ее
представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.
Игра «Страны»
Ход—игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу
бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название
которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг
другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.
Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны,
дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по
одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве
участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из
десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются
наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной
страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм,
пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс и т. д.
Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача
ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить И м, что у каждой
страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры,
произведения искусства, то есть показать однобокость и опасность стереотипного
подхода к оценке явлений и вещей.
Следующий этап игры заключается в том, что ведущий задает себе
роль. Он представляется участникам как иностранец, приехавший в Россию и
называет им свои ассоциации, связанные с на званием нашей страны: матрешка,
медведи, холод, угроза и т. д. Задача ведущего — описать свои ассоциации
наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться
переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только
стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости
более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям.
Заключительный этап:
Послеигровая рефлексия
Примерные вопросы для анализа:
Почему были названы именно такие ассоциации?
Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих
ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?
Каково же должно быть отношение к культурам других стран и
народов?
Подведение итогов:
Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного
отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях
толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.
Например: «В каждом из определений делаются различные акценты, в
них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение
выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть
такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение
вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.
Таким образом, толерантность — это условие нормального
функционирования гражданского об ществ и условие выживания человечества.
Быть толерантным — это значит принимать как факт присутствие
других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать,
что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас».
Занятие четвёртое «Лично я иногда бываю интолерантным...»
Цель. Всесторонний анализ и
эмоциональное отреагирование ситуаций, в которых сами участники тренинга
чувствуют свою интолерантность.
Ход
занятия
Основная
часть:
Принципиально важно в работе этого модуля обращение к личному опыту участников.
На начальных
этапах работы мы предлагаем обсудить различия во мнениях участников и их
аргументацию по ситуациям, которые могут быть представлены в форме парных
обсуждений, презентаций и публичных выступлений, ролевых продолжений диалогов.
Заключительный
этап:
Завершается модуль подведением итогов и обсуждением возникших изменений. Важно
отметить, что изменения могут быть зафиксированы не только в когнитивной сфере
(новые аргументы, позиции, мнения, ценности), но и на уровне чувств и мотивов.
Блок II
(когнитивный)
Теоретически
предполагается, что интолерантность связана с возникновением угрозы
идентичности. Опираясь на концепции Б. Берьесона, можно допустить, что
достижение толерантности возможно, если подобрать в собственном репертуаре
идентичностей более адекватное для конкретного взаимодействия личное основание
для самоопределения. Причем, это можно научиться делать всегда, исключая,
конечно, те ситуации, когда от другого человека исходит прямая физическая или
моральная угроза (например, он ведет себя агрессивно, оскорбительно, дерзко).
Занятие
пятое «Мы с тобой одной крови»
Цель игры:
направить
мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным
вариантам признаков.
Стимульный
материал: мягкая
игрушка
Ход
занятия
Вводная
часть:
Задача
игроков: найти сходство с одноклассниками и пригласить в круг ученика на
основании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живем
живём в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста»
Участники
становятся вдоль стены или по периметру классной комнаты. Учитель или ведущий
становится в центр комнаты и приглашает ученика на основании сходства: «Тоня, у
нас с тобой одинаковые имена». Тоня выходит в круг и ищет сходство со следующим
учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся
в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти
с любым человеком. В финале игры можно рассказать детям о том, что похожи не
только люди, но и народы. Во многих культурах есть игры, песни, в которых люди
берутся за руки, играют, водят хороводы. Вспомнить известные фольклорные или
подвижные игры, хороводы.
Основная
часть:
Игра «Кто
нуждается в помощи?»
Цель игры:
развивать лучшие качества детей — желание помочь ближнему, учить видеть
нуждающихся в помощи, формировать милосердие и эмпатию к различным социальным группам.
Задача
игроков: вспомнить, видели ли они людей, животных, предметы, нуждающиеся в их
помощи. Ответить на вопрос: «Кто или что нуждается в нашей помощи?» — описав,
как догадался об этом, что почувствовал. Повторяться нежелательно.
Игра может
проводиться с использованием дополнительного оборудования — мяча или любого
передаваемого предмета. Мы предлагаем форму организации игры — сидя в кругу на
стульях.
По кругу
пускается предмет. Получив его в руки, ребенок должен ответить на вопрос: «Кто
нуждается в помощи?» Если ребенок затрудняется, учитель приходит на помощь и
говорит, что в помощи можешь нуждаться ты сам, как, например, в этом случае;
что нужно быть внимательным и к собственным ощущениям и не стесняться
обращаться за помощью.
Если игра
проводится во время урока, то дети отвечают по поднятию руки и получают
карточку за каждый ответ. В конце урока учитель подводит итог: определяет
самого внимательного или самую необычную просьбу о помощи. Замечательно, если
до или после игры волонтер или человек, занимающийся помощью больным людям,
бездомным животным и др. расскажет о своей работе, о том, почему он этим
занимается.
Заключительный
этап:
Подведение
итогов занятия, обмен мнениями и впечатлениями между участниками.
Занятие
шестое
Цель: развить способность
видеть хорошее в другом человеке и научить находить слова, выражающие
восхищение, удивление, уважение.
Стимульный
материал: красные
и белые карточки для «судьи»;
— пять видов
карточек, определяющих степень толерантности каждого игрока к мнению другого у
каждого ученика.
1. Черная
карта
Человек не
разделяет взглядов и убеждений собеседника и не желает менять свое мнение,
становиться на позицию другого.
2. Коричневая
карта
Человек не
разделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов разговаривать по отдельным
позициям.
3. Синяя
карта
Человек не
разделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов идти на компромисс.
4. Зеленая
карта
Человек имеет
отличные взгляды по некоторым позициям, но готов идти на компромисс.
5. Белая
карта
Человек
полностью разделяет взгляды и убеждения собеседника.
Ход
занятия
Вводная
часть:
Игра «О ком я
говорю?»
Цель игры: игра
способствует проявлению интереса к другому человеку, учит видеть особые
качества учеников, которые являются ценностью: скромность, милосердие. Игру можно
использовать и для коррекции самооценки учащихся, указав на недостатки,
недостойное поведение. В этом случае дети не угадывают, о ком идет речь, а
должны отнести вопрос только к самим себе.
Задача
игроков: когда ведущий называет качества участников, которые вызывают у него
уважение, удивление или восхищение, участники должны узнать, о ком говорит
учитель. Например: «Меня восхищает умение играть на скрипке. Меня удивляет
способность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого
человека. Мне нравится аккуратность этого человека».
1-й вариант.
Ведущий говорит комплимент. Участники определяют, о ком идет речь. Важно, чтобы
восхищение было высказано каждому ученику.
2-й вариант.
Восхищение и удивление высказывают сами участники, а тот, кто считает, что речь
идет именно о нем, поднимает руку. Если мнения совпадают — класс получает балл.
Можно сравнивать количество совпадений в разные дни или игры, проведенные в
разных классах.
Основная
часть:
Ролевая игра
«Час суда»
Цель игры:
игра помогает определить степень толерантности по отношению к мнению другого
человека. Развивает способность видеть одну и ту же ситуацию под разными углами
зрения, ставить себя на место другого человека. Отмечать, как меняется
восприятие, если ты смотришь на мир глазами другого.
Задача
игроков: формировать толерантное отношение к противоположному мнению. Научиться
анализировать ситуацию с позиции другого человека. Определить, какую позицию
занимает каждый из ведущих игроков. Объяснить в каждом конкретном случае, по каким
признакам определяется степень толерантности.
1-й вариант.
Все роли распределяются в одной группе.
Ведущий
рисует конфликтную, спорную ситуацию и распределяет роли.
Главные герои
определяются в зависимости от ситуации (2—5 человек). Предлагается менять
местами мальчиков и девочек, распределять роли олигархов и нищих, учителей и
учеников. Задача ролевых игроков — стараться разрешить ситуацию, понять, по
каким признакам, словам, выражению лица, жестам, интонации аналитики сделали
тот или иной вывод о степени толерантности.
Хронометражист
(1—2 человека) фиксирует время начала игры, переломного момента в игре, время
разрешения ситуации.
Судья следит
за соблюдением правил игры, поднимает красную карточку в случае некорректного
ведения спора, проявления агрессии и удаляет игроков в случае грубого нарушения
правил игры или после пяти поднятий красной карточки.
Ведущий
зачитывает ситуацию, распределяет роли, определяет порядок высказываний.
Голос из
бессознательного. 3—4 человека выдвигают версии того или иного поведения,
причины согласия или возражения, упрямства в отстаивании собственной позиции.
Аналитики
(количество определяет учитель) задают вопросы, желая разобраться в ситуации.
Оценивают степень толерантности в споре каждого ролевого игрока, поднимая
карточку. Объясняют, по каким признакам они определили степень толерантности.
Заключительный
этап:
Подведение
итогов занятия, участники обмениваются между собой своими мнениями и
впечатлениями.
Занятие
седьмое «Модели ситуаций»
Стимульный
материал: отсутствует.
Ход
занятия
Вводная
часть:
Приветствие
участников, по кругу каждый называет своё настроение ассоциируя его с
определённым цветом.
Основная
часть:
Игра «Модели
ситуаций»
Замечательно,
если учащиеся будут разбирать реальные ситуации, сложившиеся в классе, городе.
1. Два
соседа. На участке растет яблоня, но яблоки с веток осыпаются на участок к
соседу. Сосед не хочет отдавать упавшие яблоки, потому что яблоня и так ему
мешает, дает тень на посаженную на участке морковь. Яблоки — компенсация за
неудобство. Задача игроков — разрешить конфликтную ситуацию.
2. Любовный
треугольник. Двум мальчикам нравится одна девочка. Из-за этого они постоянно
ссорятся и задевают друг друга.
3. Учитель и
ученик. Ученик на уроке, посчитав, что учитель не слышит, нецензурно выразился.
Учительница ударила его по губам.
Приемы игры
меняются в зависимости от целей. Например, в середине игры можно поменять роли
спорщиков. Маша станет Петей, а Петя — Машей.
Заключительный
этап: Каждым
участник определяет степень собственной толерантности в споре, причинах
нетерпимости к позиции другого в процессе обсуждения с другими участниками.
Блок III
(поведенческий)
Концептуальное
положение, которое мы используем в данном
тренинге –
это представление о мягких и жестких технологиях противодействия экстремизму,
как крайнему проявлению интолерантности. К мягким технологиям принято относить
все, что связано с профилактикой, превенцией, психологической коррекцией
поведения и соответствующих установок сознания.
Занятие
восьмое «Когда все вокруг интолерантны...»
Цель. Трансформация
интолерантных социальных представлений участников за счет иного социального
конструирования реальности. Этот процесс включает в себя новое понимание причин,
факторов, механизмов и границ интолерантности в тех или иных социальных
группах, общностях, на государственном уровне.
Стимульный
материал: отсутствует.
Ход
занятия
Вводная
часть:
Приветствие
участников, занятие ими своих мест, участники делятся на мини-группы по 4
человека.
Основная
часть:
Аналитическая
работа и расширение поля аргументации точек зрения, соответствующих позициям
разных групп экстремистски, жестко, агрессивно, интолерантно настроенных людей.
Это могут быть, например, определенные молодежные движения, группировки, воинственно
настроенные этнические объединения, линейные подразделения УВД,
коррумпированные государственные чиновники, «беспредельничающие» бизнесмены,
авторитарные политики. При этом позиции групп конструируются участниками
тренинга произвольно.
Заключительный
этап:
Этап
завершается подведением итогов и рефлексией возникших изменений во мнениях.
Особое внимание при подведении итогов тренер обращает на вопросы, связанные с
границами и механизмами проявления конвенциональной интолерантности.
Занятие
девятое «Механизмы проявления интолерантности в общении и социальном
взаимодействии».
Цель. Выявление, осознание и
анализ отдельных механизмов возникновения интолерантности (негативные
стереотипы, каузальная атрибуция, защитные механизмы личности и другие),
присутствующих в наших субъективных сценариях межличностных коммуникаций и
оценках межгрупповых социальных взаимодействий.
Стимульный
материал: игра
костёр (см. приложение 4).
Ход
занятия
Вводная
часть:
Приветствие
участников, объяснение условий игры «Большой костёр».
Основная
часть:
На этом этапе
тренинга используются сюжетно-ролевые игры «Большой костёр» (см. приложение 1)
с их последующим анализом при помощи метода обратной.
Заключительный
этап:
Этот этап
завершается подведением итогов.
Занятие
десятое
Цель. Подведение итогов
тренинга в целом, рефлексия и обобщение выявленных механизмов снижения
интолерантности и формирования толерантности к иной точке зрения, иному мнению,
иной позиции.
Стимульный
материал: дагностические
методики.
Ход
занятия
Вводная
часть:
При
подведении итогов тренер обращает внимание группы на зафиксированные в начале
тренинга опасения и ожидания участников.
Основная
часть:
Перед
подведением итогов проводится повторная психодиагностика, результаты которой,
по возможности, сообщаются и обсуждаются в группе.
Заключительный
этап:
По окончании
тренинга участникам предлагается анонимно заполнить и передать тренеру письмо
обратной связи.
Список литературы
1.
Кон
И.
Психология предрассудка. «Новый мир», М, 1966.
2.
Цюрупа
А.И. Национальный
инстинкт как предмет научного исследования. «Полис», М., 1997.
3.
Чернявская
Ю.Л. Психология национальной нетерпимости. «Харвест», Минск, 1998.
4.
Солдатова
Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию этнотолерантности личности.
М., 2003.
5.
Пиманова
Л.У. Толерантность в системе духовно нравственного воспитания учащихся.
«Тогирро», Тюмень. 2008.
6.
И.Г.
Пчелинцева. Построение толерантной среды в образовательном пространстве вуза.
«Тогирро», Тюмень. 2004.
7.
Дробижева
Л.М., Хомяков М.Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности
как результат реализации программы Уральского МИОН. «Екатеринбург», Екатеринбург.
2005.
8.
Козлова
А.Г., Аксенова А.Ю., Александрова Н.С., Алексеева Е. Этнотолерантность
подростка: воспитание в семье и школе. «Речь», М., 2007 г.
9.
С.Д.
Щеколдина. Тренинг толерантности. «Ось-89», М., 2004.
10.
Е.Ю.
Клепцова. Психология и педагогика толерантности. «Академический проект», М., 2004
г.
11.
Г.В.
Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. «Вербум-М», М.,
2003 г.
12.
О.С.
Андреева. Организация и проведение тренинговых занятий. «Издательство Тюменского
государственного университета», Тюмень, 2007 г.
Приложение
«Текстовые
фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и
проявления интолерантности»
2.
Чужаки
вообще играли большую роль в развитии, начиная с древности. Об этом написал
большую интересную статью немецкий социолог Г. Айзерман. Он выводит из
психологии эмигранта, беспочвенного человека, многие интересные явления и на
Западе; например, Соединенные Штаты – страна эмигрантов, порвавших со старым
порядком и рассчитывающих только на себя, на свои собственные руки и ум. «Чужой,
– цитирует Айзерман Георга Зиммеля, – по самой своей природе не владеет землей,
причем землю надо понимать не только в физическом смысле, но также в переносном
смысле жизненной субстанции, фиксированной... в идеальном пространстве общественного
окружения». Таким образом, «земля» Зиммеля – примерно то, что Достоевский
назвал «почвой».
3.
В
январе, как ко всем советским людям, в мою дверь позвонил счетчик: «Добрый
день! Перепись населения».
Ну что ж,
заполняем анкету. Доходим до графы «национальность».
«Немец»,
– говорю я. «Родной язык?» – «Два. Немецкий и русский». – «Родной язык – один».
– «Ну, пишите – немецкий... Но, с другой стороны, я живу в Москве, все мои
друзья – русские, а на немецком только с женой общаюсь...»
Теперь
на очереди жена: «Отец – армянин, немцы в 42-м убили... Но мать – русская,
родной язык – русский. Из языков народов СССР знаю только немецкий».
И
тут паренек-счетчик заявляет: «Немецкий – это иностранный язык! Среди народов
СССР такого языка не значится».
Еще
несколько лет назад такие вопросы вроде бы и не возникали. И вдруг возникли. А
может быть – не вдруг?
Текстовые
фрагменты, отражающих понятия, связанные с групповыми социальными
представлениями ин толерантной направленности
1. При всех различиях в
причинах и обстоятельствах конфликтов и войн, на протяжении истории существует
повторяющийся набор изображения противника – некий «архетип» врага, который
создается, как мозаика, по частям. Враг изображается: чужаком, агрессором,
безликой опасностью, богоненавистником, варваром, ненасытным захватчиком,
преступником, садистом, насильником, воплощением зла и уродства, смертью. При
этом главное в «образе врага» – это его полная дегуманизация, отсутствие в
нем человеческих черт, человеческого лица. Поэтому «абсолютный враг» практически
безличен, хотя может и персонализироваться. Восприятие чужака в качестве врага
уходит корнями в родоплеменное общество человечества. Именно тогда
закладывались социально-психологические механизмы «образа врага», как правило,
вне своей микросреды. Появились антитезы «мы – они», «свои – чужие», «племя –
враг племени». «Паранойя стала не случайным индивидуальным проявлением
патологии, а нормальным состоянием человека... Привычка направлять нашу
враждебность вовне, на тех, кто неизвестен нам, так же привилась у человека,
как способность рассуждать, удивляться, изготавливать орудия».
2. Когда какой-либо народ
долго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется, что их
способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения,
т.е. все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно возможны и
правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это – от
«необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя. Помню,
когда я был ребенком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дама
сказала мне: «Негры – такие же мужики, как наши, только черные». Ей не могло
прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать
с тем же основанием: «Англичане – такие же охотники за головами, как мы, только
белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя
и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются
в куски при соприкосновении с оной.
3. 30 октября 1968 г. на
берегу р. Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и
восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так,
прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что по их
обычаям неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал
за ухо ребенка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел
только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не
внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на
тех, кто живет на берегах Амазонки.
Текстовые
фрагменты, отражающих понятия, связанные с проявлениями интолерантности,
государственными мерами их пресечения
1.
Статья
2. Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие
терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1)
обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2)
законность;
3)
приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической
опасности;
4)
неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5)
системность и комплексное использование политических,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных
и иных мер противодействия терроризму;
6)
сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями,
международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7)
приоритет мер предупреждения терроризма;
8)
единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении
контртеррористических операций;
9)
сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10)
конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах,
тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их
участников;
11)
недопустимость политических уступок террористам;
12)
минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13)
соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
2.
Глава
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Статья
3. Субъекты борьбы с терроризмом
Основным
субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является
государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей.
Органами,
осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, являются:
орган
государственной безопасности (ФСБ, КГБ, МНБ и т.д.);
министерство
внутренних дел государства;
управление
государственной охраны;
министерство
обороны государства;
министерство
юстиции государства.
Органы,
осуществляющие борьбу с терроризмом, решают стоящие перед ними задачи
самостоятельно и во взаимодействии между собой, а также с другими министерствами,
ведомствами, учреждениями, организациями и гражданами государства.
Должностные
лица министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций государства независимо
от их форм собственности оказывают содействие и необходимую помощь органам государства,
осуществляющим борьбу с терроризмом, в реализации возложенных на них задач.
3.
Ст. 4
ч. 2 ФЗ «О борьбе с терроризмом» гласит: «Российская Федерация, руководствуясь
интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства,
преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности,
в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились
вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и
в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской
Федерации».
«Игра на
развитие толерантности для подростков "Большой костер"»
Цель:
Составление модели конструктивного общения с людьми
Задачи:
1.Помочь
учащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком,
и кого они считают чужим. 2.Дать учащимся опыт личного общения с “чужими” и
“своими”.
Методы их
достижения:
•Работа
творческих групп;
•Групповая
дискуссия;
•Сюжетно-ролевая
игра
Сценарий игры
Подготовительный
этап.
Ведущие
заранее готовят помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом,
чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по
5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе).
Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все подростки могли
видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.
Ведущие
заранее разбивают класс на четыре группы. подросткам предлагается разбиться на
группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее общаться.
Затем каждая
группа выдвигает своего представителя, который выбирает один из квадратиков:
желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущие не объясняют участникам
игры, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всем
группам, выбравшим квадратик одинакового цвета. Так образуются группы, примерно
равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с
ним друзья, “свои” ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из
разных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни практически не общающихся
между собой. Можно сказать – “чужие” друг другу.
После того
как все участники игры разместились за своими столами, ведущий объявляет о
начале игры. Звучит тихая музыка.
2. “Чужие” и
“свои”: работа с понятиями.
Этот этап
выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны,
необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в
отношении обсуждаемой темы, а с другой- помочь им сформулировать основные
понятия проблемы: “свой человек” и “чужой человек”. Ведущий. Сейчас мы
поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех,
кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не
общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть
люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит? Ведущий произвольно
указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать
и дать определение такому понятию как “чужая вещь”. При этом, подчеркивает он,
каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с
ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.
Две другие
группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия “своя
вещь”.
На работу
дается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения:
сначала “чужой вещи”, затем “своей вещи”. Ведущий фиксирует ответы на больших
листах бумаги, прикрепленных к доске. Затем он обобщает ответы и записывает
итоговые определения.
Поблагодарив
участников за работу, ведущий предлагает им дать определения понятий “чужой
человек” и “свой человек”. Работа с этими определениями осуществляется по той
же схеме, что и с определениями “чужая вещь” и “своя вещь”.
После того как
итоговые определения записаны и прочитаны вслух кем-либо из участников, ведущий
задает следующие вопросы:
•Так чем же
отличается своя вещь от чужой?
•Чем чужой
человек отличается от своего?
3. Групповое
обсуждение
Ведущий
предлагает участникам высказаться по следующему вопросу: “Могут ли все люди
вокруг быть своими?”.
В ходе
обсуждения ведущий обобщает точки зрения участников. Ведущий. Вокруг нас всегда
есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самом
деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как
нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И
поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной.
Где-то в
теплом океане лежит чудесный остров. И там живут четыре племени. Островитяне
ловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся.
И мы на время
превратимся в жителей этого острова в теплом океане.
4. Погружение
в игровую ситуацию.
В результате
предшествующей разминки члены каждой команды становятся членами четырех племен.
При этом каждый стол представляет свое племя. Ведущий раздает каждому племени
какой-то особый знак отличия. Для большего погружения в игровую ситуацию можно
предложить каждой группе придумать название своего племени и перечислить несколько
самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся). После небольшого
обсуждения (не более 5-7 минут) группы представляются друг другу.
Ведущий.
Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших племен,
каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой
буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком
и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчас
каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга:
иначе быть не может, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь со
своим текстом, пожалуйста.
Варианты
историй
Начало первой
истории.
Жил-был на
острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак слыл самым
веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь
придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...
Начало третьей истории.
Жил-был на
острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим большим и дружным племенем...Все
его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Рыбак
всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось уплыть
далеко-далеко. Он тайком разговаривал с Океаном. Рыбак чувствовал себя чужим в
своем племени... Начало четвертой истории.
Жил-был на
острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем...Рыбак очень хотел
дружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились,
старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким...
Далее ведущий предлагает участникам рассказать, каким же был их Рыбак, и какие
у него были отношения с окружающими.
Ведущий.
Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте
познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом – с
помощью немой сценки. Ведущий просит каждую группу разыграть маленькую сценку
без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Рыбаком и его окружением.
На подготовку дается 5-10 минут.
Ведущий
просит участников очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечать
особенности отношений между Рыбаком и остальными участниками.
После показа
первых двух сценок ведущий предлагает высказать свои предположения относительно
того, где к Рыбаку относились как к чужому, а где как к своему, и почему они
так думают. Подобное же обсуждение происходит и после показа следующих двух
сценок.
После того
как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух
прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание на следующее. В
чем проявлялось отношение к Рыбаку как к чужому? Почему иногда Рыбак сам
понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему
казалось, что он такой же, как все?
5.
Происшествие на острове.
Поблагодарив
участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось дальше. Он
рассказывает им следующую историю.
На самой
высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырех
племен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень берегли
его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет
войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя
Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили
круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в
несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь.
И вот
наступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. “И
не в последний”,- думал он про себя. Увы...
Во время
своего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное
звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми...
Так было и в этот раз.
Вдруг он
увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней
другая, третья...
Начался
настоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на
падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести
взгляд. Рыбак забыл обо всем...А когда спохватился, было уже поздно. Большой
костер погас.
Очень быстро
весть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители всех
племен. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как
реагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются? Ведущий предлагает группам
поставить маленькую сценку и показать, как бы в их племени жители вели себя с
Рыбаком (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Рыбака и его
отношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 5-10 минут.
Группы
показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем,
как ведут себя окружающие и сам Рыбак в этой печальной ситуации в каждом из
племен.
6. Групповое
обсуждение
Ведущий
предлагает участникам обсудить три очень важных вопроса (их нужно записать на
доске или листе бумаги).
Первый
вопрос: “Как относятся к тому, кого считают чужим?”
Важно, чтобы
участники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательное
поведение, которое часто встречается по отношению к “чужим”. При этом можно
опираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт и
запас знаний.
Второй
вопрос: “Что может чувствовать человек, которого считают чужим?”
Прежде всего
этот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Рыбака. Но очень
важно, чтобы на него ответили и другие участники игры.
Третий
вопрос: “Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?”
Важно создать
ситуацию, в которой большинство участников имели бы возможность вслух, громко
ответить на такой вопрос словом “нет”.
7.
Моделирование поведения
Ведущий
напоминает участникам игры проблему, которую они обсуждали в начале встречи:
могут ли быть вокруг только свои? Он предлагает им подумать и над другим
вопросом6 если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно
обижают, унижают и т.д.?
Выслушав
разные мнения (очень важно принять все мнения), ведущий предлагает участникам
еще раз разыграть те ситуации, в которых окружающие относятся к Рыбаку как к
чужому.
Две группы
получают начало первой истории (важно, чтобы перед этим они проигрывали другие
ситуации), две оставшиеся – начало четвертой истории (с тем же условием).
Группам предлагается
внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношения Рыбака с
окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену, произошедшую после
того, как погас Большой костер. Главное условие таково: Рыбака нельзя унижать,
оскорблять, обижать.
Группы
готовят свои сценки и показывают их друг другу. Ведущий помогает участникам
отметить позитивные моменты в поведении самого Рыбака и окружающих.
8. Групповое
обсуждение.
В завершение
ведущий предлагает участника обсудить такие вопросы:
•возможно ли
относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их? •в чем
особенности такого поведения и отношения?
Ведущий
предлагает участника выйти из роли: снять атрибуты, сесть в общий круг и ответить
на следующие вопросы:
•А есть ли способ
возродить Большой костер? •Как помочь жителям острова? Все предложения
записываются, выбираются самые лучшие. На эту тему готовятся рисунки, которые
потом можно будет повесить в классе.
Подсказки
д++ля ведущих.
Толковый
словарь русского языка следующим образом определяет понятия “свой” и “чужой”.
“Свой”:
•принадлежащий
себе, свой, собственный;
•являющийся
личным имуществом, собственностью, находящийся в распоряжении данного лица;
•своеобразный;
•родной,
связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.
“Чужой”:
•принадлежащий
другому, являющийся его собственностью;
•не родной,
не связанный родственными отношениями;
•посторонний,
не связанный близкими отношениями;
•имеющий мало
общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам;
•чуждый,
далекий.
Основные
эмоции и чувства человека
•Интерес
(любопытство)
•Радость
(ликование, восторг)
•Удивление
(восхищение)
•Раздражение
(неудовольствие, дискомфорт)
•Страх
(тревога, опасение, ужас)
•Обида
(разочарование)
•Гнев (презрение,
отвращение)
•Горе
(страдание)
•Стыд (вина,
застенчивость).