Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
Учреждение образования
«Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет психологии
Контрольная работа
по курсу: «Диагностика психического
развития интеллекта»
Диагностика познавательных процессов
в зрелом возрасте
Мальчукова Татьяна Владимировна
Преподаватель: Покровская С.Е.
Минск 2008
Оглавление
1. Диагностика познавательных
процессов в зрелом возрасте
1.1 Возрастной подход к изучению
взрослого человека
1.2 Особенности познавательных
процессов в зрелом возрасте
2.
Психодиагностические
методики
2.1
Исследования
познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик
2.2
Результаты психодиагностического
исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте
Заключение
Список использованных источников
1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека
В истории развития
возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых
людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста,
созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослость
рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э.
Клапаред характеризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменелости»,
когда прекращается процесс развития [1, с. 243]. Э. Эббингауз, выделяя в
развитии памяти три периода, определял возраст 25—50 лет как неизменяемый в
отношении данной психической функции. В. Джемс писал о том, что после 25 лет
взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность
проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана» [1,
с. 245]. Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиаже
ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно.
Психологические
характеристики взрослого человека выступали в качестве эталонов и при выявлении
инволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии (конец
XIX—начало XX в.) данные о молодых людях использовались для определения
величины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе. По
мере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старения
поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность
вплоть до настоящего времени.
Проблема построения
единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без
разработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Впервые эта
задача была поставлена в 1928г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный
раздел возрастной психологии «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всех
жизненных сил человека [1, с. 250].
Так, в результате
многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество
различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации так и не
существует. Ниже приведены наиболее распространенные из современных
классификаций возрастных периодов [2, с. 35]:
Периодизация, принятая
международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965г.):
Новорожденный - до 10
дней
Грудной возраст - 10
дней- 1 год
Раннее детство - 1-2 года
Первый период детства - 3-7
лет
Второй период детства - 8-12
лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек
Подростковый возраст - 13-16
лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек
Юношеский возраст - 17-21
для юношей, 16-20 для девушек
Средний (зрелый) возраст:
первый период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 лет для женщин. Второй период - 36-60
лет для мужчин, 36-55 лет для женщин.
Пожилой возраст - 61-74
лет для мужчин, 56-74 лет для женщин.
Старческий возраст - 75-90
лет для мужчин и женщин
Долгожители - старше 90
лет.
Периодизация ДЖ. Биррена
(Birren, 1980г) [2, с. 36]:
Первая фаза - младенчество,
до двух лет
Вторая фаза - дошкольный
возраст, 2-5 лет
Третья фаза - детство,
5-12лет
Четвертая фаза - юность,
12-17 лет
Пятая фаза - ранняя
взрослость, 17-25 лет
Шестая фаза - зрелость,
25-50 лет
Седьмая фаза - поздняя
зрелость, 50-75 лет
Восьмая фаза - старость,
от 75 лет и далее
В своей работе мы
опираемся на Международную классификацию (Квинн, 2000) [2, с.37]:
Младенческий возраст от
рождения до трех лет
Раннее детство 3-6 лет
Детство 6-12 лет
Подростковый (юношеский)
возраст 12-18 лет
Молодость 18-40
Зрелый возраст 40-65
Пожилой возраст от 65 и
далее
Таким образом, в нашей
работе будут изучаться особенности познавательных процессов людей в возрасте от
40 до 65 лет.
1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте
К познавательным
психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и
переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).
Ощущение
– психофизический процесс непосредственно чувственного отражения отдельных
свойств явлений и предметов объективного мира, то есть процесс отражения
прямого воздействия стимулов на органы чувств [3, с. 363].
Восприятие
– субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно
воздействующего на анализатор или систему анализаторов [3, с. 83].
Память –
процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком
разнообразной информации [3, с. 371].
Воображение
– универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов
действительности путем переработки содержания сложившегося практического,
чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [3, с. 81].
Мышление
– психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового
знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [3, с. 310].
Когнитивные
процессы — совокупность
процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента
попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания
[4, с. 432].
Сенсомоторные
процессы — комплекс
ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу
относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция,
сенсомоторная координация [4, с. 432].
Моторные
процессы — совокупность
процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида [4, с. 432].
Психофизические
функции — взаимодействие
физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности
(пороги ощущений) сенсорной системы [4, с. 432].
Период взрослости
отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается
общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое
созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Особое
значение для понимания умственной деятельности взрослых имеют экспериментальные
данные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций, поскольку
последние, согласно Б. Г. Ананьеву, «являются собственно онтогенетическими
феноменами» [1, с. 240].
Выявлены следующие
особенности механизмов развития психических функций:
Развитие
психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза –
фронтальный прогресс в развитии функций – наблюдается от рождения до ранней и
средней зрелости. Вторая фаза – специализация психофизиологических функций –
начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует,
что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.
Сложная, противоречивая
структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого
человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей.
Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным
характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный и
невербальный интеллект, память.
Гетерохронность (неравномерность)
развития – несовпадающий темп развития и уровня достижений человека как
индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из
сторон в отдельности.
Проведенное
экспериментальное исследование показало, что фактор возраста имеет разное
значение для зрительно-пространственных функции. Для остроты зрения и глазомера
он составляет всего 25% от общего числа факторов. В то же время для поля зрения
возрастной фактор составляет 70%. Это значит, что обусловленное структурой
проводящих путей и корковыми проекциями поле зрения в наибольшей степени
зависит от процесса созревания мозга, от его общего состояния. В результате
экспериментальных исследований чувствительности различных модальностей
(периферическое зрение, слух, кинестезия) у людей разных возрастов П. П.
Лазарев пришел к выводу о том, что она зависит от возраста, описывается кривой
возрастных изменений ее средних значений. Сходная картина возрастной эволюции
обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций при
сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций
различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простых
реакций и реакций выбора на различные сигналы). Общая закономерность состоит в
постепенном сокращении времени реакции, на различные стимулы с возрастом.
Так,
зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего
возраста, когда острота зрения начинает снижаться более быстро.
Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 командиров и вторых
пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида
(цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер), показали следующее: у
пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость
функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего
комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом
лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших
возрастах.
Рефракция
— преломление
светового луча. У лиц пожилого возраста происходят аномальные изменения рефракции
глаза, в результате чего происходит общее снижение чувствительности зрительного
анализатора [3, с. 476].
Аккомодация
— изменение формы хрусталика
глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек [3, с.
24].
Это
частичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов.
Поэтому можно говорить о том, что изменения психофизических функций зрения у
людей, достигших зрелого возраста, никак не отражаются на функционировании их
когнитивной сферы.
Слух в
целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая
ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при
восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в зрелом возрасте
редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный
разговор.
Проводимые
экспериментальные исследования показывают, что вкусовая, обонятельная и болевая
чувствительность человека также снижается в разных периодах зрелого возраста,
хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение
зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически
остается высокой.
Кроме
того, в зрелом возрасте изменяются и другие биологические функции человека,
такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени
реакции в период взрослости происходит довольно медленными темпами, начиная ускоряться
в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые
результаты остаются на прежнем уровне, благодаря длительной практике и опыту.
Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом
будет по-прежнему показывать в этой деятельности одни и те же результаты, но
осваивать новые навыки ему становится все труднее.
Таким образом, на
протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии
познавательных процессов, вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется
структура их соотношения.
Для ранней зрелости (от
18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный
прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или
«оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее
число «оптимумов» в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития
функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.
Стабилизация наблюдается
в микропериод 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности
функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33
года наблюдается высокое развитие внимания, мышления, которое снижается к 40
годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием
усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 лет
отмечается статистически значимое снижение уровней оценки мышления по сравнению
с 36-40 годами.
Средний максимум
творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако
в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений
зафиксирован до 30-34-летнего возраста, у медиков – в 35-39 лет а для
философии, психологии – несколько позже, между 40 и 55 годами.
В
возрасте 41—46 лет наивысшего уровня развития достигает функция
внимания.
Большое
влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации
взрослых [5, с. 330]. Такая обобщенная личностная установка, как активное
стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск
информации, желание не останавливаться на достигнутом [6, с. 53]. Положительно
сказываются на уровне развития образного мышления. Установка на
совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое
обращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно
вербально-логического мышления, а также образного и практического.
В микропериод 51-55 лет,
еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных
видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные
познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к
новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.
Важнейшими факторами
оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень
образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или
другое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность,
вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие
компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое [7, с.
58].
Объем вербального
запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости,
но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между тем
совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением
мнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.
Помимо сохранения,
происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека.
Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная
стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные
иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в
более широком контексте отношения к себе с позиции общества, судеб
человечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умением
выбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью [8, с. 390].
2.
Психодиагностические
методики
2.1 Психодиагностические
методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание
методик
Методики
для диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте [9, с. 10]:
Исследование
Восприятия:
1.
Методика исследования восприятия времени.
2. Тест Мюнстерберга на
восприятие
Исследование
Внимания:
1. Методика таблицы
Шульте
2. Корректурная проба
3. Перепутанные линии
4. Отыскивание чисел с
переключением
5 Методика
интеллектуальная лабильность
Методики направлены на выявление особенностей
основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма,
избирательности.
Исследование
Памяти:
1. Методика «Пиктограмма»
(пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) -
экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного
запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма -
рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания.
2. Методика «Память на числа» позволяет
оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания
материала в памяти.
3. Методика «Воспроизведение текстов»
помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения о
сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его
общего развития.
Исследование
Мышления:
1.
Методика
толкование пословиц
2.
Методика простые
аналогии
3.
Методика сложные
аналогии
4.
Методика
сравнение понятий
Методики, направленные на исследование мышления,
особенностей мыслительных процессов человека - их подвижность или шаблонность,
скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышления
и процесс мышления в целом.
2.2 Результаты
психодиагностического исследования, познавательных процессов личности в зрелом
возрасте
Объект исследования:
личность зрелого возраста.
Предмет исследования: особенности
познавательных процессов личности в зрелом возрасте.
Цель исследования: исследование
познавательных процессов (восприятия, мышления) личности в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
1)
анализ подходов к
исследованию проблемы познавательных процессов в зрелом возрасте в
научно-психологической литературе;
2)
выявление и
описание особенностей развития познавательных процессов в зрелом возрасте;
3)
проведение
психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом
возрасте;
Исходя
из поставленных целей и задач в исследовании, нами были использованы следующие
методики:
1)
Тест Мюнстерберга на восприятие
2)
Методика таблицы
Шульте
1. Тест Мюнстерберга
на восприятие
Цель исследования:
определение избирательности внимания.
Оборудование: бланк с
заданием.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются
слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти
слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.
БЛАНК:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Оценка результатов: Методика направлена на определение
избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество
ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. В тексте содержится
25 слов.
Ключ:
бсолнцевтргщоц районзгучновостьхэьгчя
фактуек экзаментроч ягшгцк прокуроргурстабюе теорияентсджэбьам
хоккейтрсицы фцуйгзх телевизорсолджщзхюэлгщьба памятьшогхеюжпждргщ
хэнзд восприятиейцукенгшщзхъвафыапролдб любовьавфырпл ослдс пектакльячсмитьбюжюе
радостьвуфцпэждлорпк народш лджьхэшщ гиенакуыфйш репортажэждорлафывюефбь
конкурс йфячыцувскапр личностьзхжэьеюдшщглоджэпр плаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйф отчаяниейфоячвтлджэ хьфтасен лабораториягщдщнруцтргшщтлр
основаниезщдэркэ нтаопрукгвсмтр психиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
2. Методика сложные аналогии
Цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно
понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.
Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание. Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается
решить испытуемому. Его задача — определить, какой из шести типов логической
связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» — таблица, в
которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное
обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между
словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» — пару
слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В,
Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время
выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал. Бланк методики, бланк протокола
регистрации ответов.
Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов,
которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв,
которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие
им буквы приведены в таблице «Шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение
между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии
(ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду
обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр»
аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты».
Шифр
А. Овца — стадо
Б. Малина — ягода
В. Море — океан
Д. Отравление — смерть
Е. Враг — неприятель
Материал к методике
1 Испуг — бегство АБВГДЕ
2 Физика — наука АБВГДЕ
3 Правильно — верно АБВГДЕ
4 Грядка — огород АБВГДЕ
5 Пара-два АБВГДЕ
6 Слово — фраза АБВГДЕ
7. Бодрый — вялый АБВГДЕ
8 Свобода — воля АБВГДЕ
9 Страна — город АБВГДЕ
10 Похвала —брань АБВГДЕ
11. Месть — поджог АБВГДЕ
12. Десять — число АБВГДЕ
13. Плакать — реветь АБВГДЕ
14. Глава —роман АБВГДЕ
15. Покой — движение АБВГДЕ
16. Смелость — геройство АБВГДЕ
17. Прохлада — мороз АБВГДЕ
18. Обман — недоверие АБВГДЕ
19. Пение — искусство АБВГДЕ
20. Тумбочка — шкаф АБВГДЕ
Ключ
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
д
|
б
|
е
|
а
|
е
|
а
|
г
|
е
|
в
|
г
|
д
|
б
|
е
|
а
|
г
|
е
|
в
|
д
|
б
|
в
|
Оценка
Оценка, баллы
|
9
|
8
|
7
|
6
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Количество
правильных ответов
|
19
|
18
|
17
|
15
|
12-14
|
10-11
|
8-9
|
7
|
6
|
Анализ результатов:
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все
задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что
ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом
понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного
анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании
умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений,
диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном
понимании аналогии логических связей. Наиболее информативное значение имеют рассуждения
испытуемого.
Характеристика
выборки:
Объем
выборки – 2 человека
Возраст
испытуемых – 45 и 49 лет.
Пол: в
исследовании приняли участие 1 мужчина (45 лет) и 1 женщина (49 лет).
Образование:
женщина с высшим образованием и мужчина с профессионально-техническим.
Результаты
психодиагностического исследования:
Тест
Мюнстерберга на восприятие
Женщина
49 лет, образование высшее, при выполнении теста Мюнстерберга справилась с
заданием, подчеркнула 25 слов за 2 минуты без ошибок, то есть не пропустила ни
одного слова или
неправильно выделила слова.
Это
свидетельствует о высоком уровне развития избирательности восприятия, свойства
восприятия, состоящего в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов.
Причем избирательность восприятия осуществлялась посредством произвольных
механизмов внимания.
Методика
сложные аналогии
Мужчина
45 лет, образование профессионально-техническое, при выполнении методики «Сложные аналогии» испытывал трудности, не сумел определить
отношение между словами в паре (прохлада – мороз, месть – поджог, обман-недоверие)
и подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы «шифр» за
отведенное время – 3 минуты. Таким образом, при оценке ответов он получил 7
баллов, это свидетельствует о том, что в целом ему доступно понимание
абстракций и сложных логических связей, но характерна также диффузность,
расплывчатость мысли на фоне понимания логических связей, ложное понимание
аналогии некоторых логических связей.
Заключение
Обобщив накопленные
научные данные о классификациях взрослого периода жизни, изучив разнообразие
подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека, можно сделать
вывод, что возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и
биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий
индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода
в условиях нашего общества, согласно Международной классификации (Квинн, 2000),
составляют 40 лет — нижняя и 64 года — верхняя.
Предметом нашего
исследования являются особенности познавательных процессов личности в зрелом
возрасте. Поэтому важно отметить особенности механизмов развития психических
функций:
1 Развитие психических
функций носит двухфазный характер. Первая фаза – фронтальный прогресс в
развитии функций – наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая
фаза – специализация функций – начинает активно проявляться после 26 лет. С 30
лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и
профессионального мастерства.
Сложная, противоречивая
структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого
человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей.
Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным
характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный и
невербальный интеллект, память.
2 Гетерохронность
(неравномерность) развития – несовпадающий темп развития и уровня достижений
человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри
каждой из сторон в отдельности.
Таким образом, наиболее
характерными особенностями психического развития личности в зрелом возрасте
являются:
1 Гетерохронность
развития отдельных функций, взаимная их компенсация, рост устойчивости и
произвольной регуляции индивидом внимания, памяти и мышления.
2 Уровень функционального
развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной
эволюции взрослого человека. Это свидетельствует прежде всего о высоких
потенциалах обучаемости взрослого человека, способность индивида получать,
сохранять и перерабатывать информацию для решения различного рода задач.
3 Сохранение достаточно
высокого уровня развития психических функций является необходимым условием
дальнейшего (но уже не функционального) развития интеллекта взрослого человека.
Развитие процессов качественно иного уровня, концептуально-личностного,
динамики смысловых образований личности, установок и ценностных ориентации,
взглядов и убеждений, категориального строя мышления, методологии решения
теоретических и практических проблем.
Результаты проведенного
психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом
возрасте согласуются с теоретическими положениями.
Список
использованных источников
1 Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и
дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко.— Л. : Издательство Ленинградского
ун-та, 1990. — 256 с.
2 Малкина – Пых, И. Г. Возрастные
кризисы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина – Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 896 с.
3 Мещеряков, Б. Г. Большой
психологический словарь /
Б. Г. Мещеряков; под общ. ред. В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.
– 672 с.
4 Реан, А. А. Психология человека от
рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
5 Шаповаленко, И. В. Возрастная
психология / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
6 Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развития
личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анциферова
// Психологический журнал. – 1980. – № 2. – С. 52—60.
7 Ретер, Д. Способность к обучению у
взрослых / Д. Ретер // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 57 – 66.
8 Кулагина, И. Ю. Возрастная
психология / И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.,2001. – 436 с.
9 Римская, Р. Практическая психология
в тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 1999.–376 с.