Ассертивность как условие эффективного общения
Ассертивность как условие эффективного общения
Золотовскова
А.А.
г.
Екатеринбург
На сегодняшний день актуальность
разработки и применения тренинга ассертивности для подростков обусловлена
социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к
подростку при его вступлении в мир самостоятельности. Подростковый возраст -
период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь
человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем
месте в мире, о жизненных целях и ценностях. Индивид активно ищет свое «место
под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих
взаимоотношений. Опыт, полученный в подростничестве, влияет на формирование и
проявление уверенности, поэтому имеет смысл делать акцент на развитии
ассертивности именно у подростков. Кроме того, подросток вступает во
«взрослый», самостоятельный мир, где неуверенное поведение может стать причиной
не только психических и физических заболеваний, но и даже его гибели.
Психологи используют термин
«ассертивность» как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово
«assert» означает «утверждать упорно, показательно, уверенно». Согласно
психологическому словарю, «ассертивность - способность человека уверенно и с
достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей».
Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе,
А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. Изучение
феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления
мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции. Концепция
ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. в трудах
американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения
гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации
манипулированию людьми.
Уверенные в себе люди
характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в
различных жизненных сферах, но наиболее очевидно - в сфере межличностных
отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в
ситуациях общения. Ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек
свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех
уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое,
честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться
желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются
самоуважением.
Д. Вольпе видел в ассертивных
реакциях один из способов преодоления социальных страхов.
Ассертивное поведение не всегда
ведет к достижению цели, но цели усиливают положительную оценку свойств
личности. Достижение цели усиливает желание достигать другие цели, в результате
- чувство движения и большая уверенность в самоценности.
Уверенное поведение характеризуется
такими признаками, как:
· целенаправленность;
· ориентированность
на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;
· гибкость,
адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;
· социальная
ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;
· сочетание
спонтанности с возможностью произвольной регуляции;
· настойчивость, не
переходящая в агрессию;
· направленность на
достижение успеха, а не на избегание неудач;
· созидание.
Поведение человека бывает двух
типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения -
агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим,
застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда,
пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от
прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в
косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность
может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками,
смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность,
человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не
удовлетворить свои потребности.
Отличительная особенность уверенного
поведения - адекватная оценка своей ответственности, в неуверенном поведении
застенчивый человек ответственность принимает на себя, агрессивный -
перекладывает ее на окружающих.
Неуверенность в себе наиболее ярко
проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек
отмечает следующие проявления неуверенности: страх быть отвергнутым, заниженная
самооценка, нерациональные убеждения, излишнее стремление «соблюдать приличия»,
отсутствии навыков выражения чувств.
Таким образом, цель тренинга по
развитию ассертивности у подростков состоит в овладении навыками уверенного
поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое
является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как
ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в
группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в
процессе тренинговых занятий.
На фазе лабилизации в тренинге можно
использовать такое упражнение, как, например, «До черты»: участник с закрытыми
глазами должен пройти 3 метра до линии на полу, максимально к ней
приблизившись, но не заступив за нее. На выполнение дается две попытки.
Упражнение является своеобразной экспресс - диагностикой: если участник
останавливается на достаточно большом расстоянии, не доходя до черты, то у него
преобладает мотивация на избегание неудач; если останавливается на черте или за
ней - то доминирует мотивация на достижение успеха.
Кроме того, на фазе обучения можно
использовать упражнение «Оптимальные варианты». Участники объединяются в группы
по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил
плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там
сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с
девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно; ты договорился с
друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у
меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!» и т.п. Задача участников -
продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные
(т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими
затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения
применительно к каждой ситуации. Психологический смысл упражнения: повышение
гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в
зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.
Можно также использовать упражнение
«Спящие львы»: сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы
спят с открытыми глазами - вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно
перемещается между ними. Его задача - вывести «львов» из состояния
невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать
что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их
адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную
реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему.
Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив
невозмутимость. Психологический смысл упражнения: тренировка умения
контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных
ситуациях.
В заключение работы проводится
обсуждение всей работы, идет обратная связь тренеру от группы по результатам
всей работы, участники высказывают свои пожелания, впечатления. Ведущий
благодарит участников группы за работу и на прощание дает домашнее задание:
быть ассертивным в любой ситуации!