Арттерапия – использование художественного творчества с терапевтической целью
Реферат
Тема: Арттерапия - использование художественного творчества с
терапевтической целью
Содержание
Введение
1
Понятие и сущность арттерапии
2
Педагогическое направление арттерапии
2.1
Арттерапия - лечение искусством
2.2
Технология оздоровления детей посредством искусства
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Интегративные
процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению
пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии,
распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания,
разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и
технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.
Познание мира ребенком
происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в
культурно-образовательном пространстве. Как отметил Выготский Л.С. особое
значение в формировании субкультуры личности ребенка представляется средствам
искусства. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее
интересным и плодотворным является воспитание и оздоровление детей
художественной культурой. Совершенствование существующих и создание новых
эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма
человека, являются актуальной проблемой. Взоры многих современных
исследователей все чаще обращаются в сторону различных видов искусства в
качестве адаптационных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.
Арттерапия -
использование художественного творчества и иных форм экспрессии с
терапевтической целью.
Техники арттерапии
показали свою высокую эффективность при решении широкого спектра проблем:
внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе
экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и
психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и
подростков.
Цель данной работы:
определить понятие и сущность арттерапии, охарактеризовать направления
арттерапии в целях коррекционной педагогики, а также технологические приемы
оздоровления детей посредством искусства.
Структура работы:
работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной
литературы. Общий объем работы 15 страниц.
1 Понятие и сущность арттерапии
Целительные
способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты
придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом -
очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие.
Выразить что-то одолевающее - значит, освободиться от него или, по крайней
мере, уменьшить его интенсивность.
Можно вы-говорить,
вы-петь, вы-рисовать, вы-играть, вы-танцевать переживания. Что мы сплошь и
рядом все делаем. Можно освободиться, вынеся переживание из себя и перенеся его
на что-то вовне - музыку, рисунок, картину, танец, стихотворение… и вынести из
себя, перенеся на что-то - разглядеть, расслышать, понять.
Искусство и
творчество в психотерапии используется осознанно и направленно в качестве
метода, инструмента. Важен не столько вид или род занятий, выбираемый самим
человеком и зависящий во многом от его склонностей, сколько творческий характер
занятий, то есть помогающий человеку творить самого себя - открывать в себе
что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и
миром.
Термин «арттерапия»
ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это словосочетание использовалось по
отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и
центрах психического здоровья в работе с тяжело больными пациентами. В
настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической
помощи более широкому контингенту клиентов. Понятие «арттерапия» имеет
несколько значений:
1) рассматривается
как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
2) как комплекс
арттерапевтических методик;
3) как направление
психотерапевтической и психокорррекционной практики;
4) как метод
арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с
медикаментозными, педагогическими средствами.
Арттерапия -
специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и
любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и
психокоррекции, для достижения положительных изменений в интеллектуальном,
социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Коррекционные
возможности арттерапии связаны с предоставлением личности возможности для
самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием
своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может
быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание
новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта,
воплощающего эти отношения.
Арттерапия может
использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из
вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического
коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм
состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать
конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через
переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм
связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта
от мучительного к приносящему наслаждение».
Арттерапия
представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и
особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду
искусства, так и направленностью технологий психокоррекционного лечебного
применения.
Сущность арттерапии
состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и
проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью
художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней,
во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании
новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их
удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку,
выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность
мышления.
Различные варианты
арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют
личности подняться на более высокую ступень своего развития. Основные функции
арттерапии:
- катарсистическая
(очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная
(снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов,
моделирование положительного состояния);
- коммуникативно-рефлексивная
(обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного
межличностного поведения, самооценки).
Преимущества
арттерапевтического метода:
- арттерапевтические
техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому
материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая
дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
- через
работу с многогранными и неисчерпаемыми символами искусства развиваются
ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы
восприятия.
- арттерапия
находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт,
добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем
полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
- арттерапия
формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы»,
умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает
скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач,
не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.
- интеграция
различных психических функций задействует весь потенциал человека для
целенаправленной реконструкции личности. Человек открывает общие закономерности
творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия
соединяются в одно - искусство жить, то есть умение складывать из мозаики
событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, вносить
порядок в хаос и сделать из него нечто, имеющее смысл.
2 Педагогическое направление арттерапии
2.1 Арттерапия - лечение искусством
Развитие знаний,
резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё
чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней
образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное
давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и
физических перегрузках не только не теряет своей актуальности, но выходит на
лидирующие позиции. Важно найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и
хронического утомления. Средство, с помощью которого можно уменьшить
разрушительное действие стресса - это арттерапия.
Идею о
необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии выдвинул немецкий
психиатр А.Кронфельд. Назначение арттерапии видится в обращении к сильным
сторонам личности, во внутренней поддержке и восстановлении целостности
личности. Педагогическое направление арттерапии связано с укреплением
психического здоровья учащихся и выполняет психогигиенические и коррекционные
функции. Благодаря совместной игре в учебном театре, хоровому или оркестровому
исполнению произведения, танцу, происходит формирование конструктивных
межличностных взаимоотношений и связей.
В последние годы
интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка неуклонно
растет. Современная психология и педагогика в значительной степени
ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов
искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его
культурного развития. Оно заключает в себе художественно-эстетические,
гуманистические, познавательные и нравственные аспекты и воздействуют на
нравственные и духовные становления личности.
Большинство детей,
нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в той или иной
степени нарушение способности к установлению контактов. Для установления
контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и
слова. Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну или
более функций обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми,
другими детьми и своим окружением в целом.
Основываясь на
коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия
преследует одну цель - гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей
его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и
культурной деятельности в микро- и макросреде.
Несмотря на
простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии,
имеющая свои показания, к которым, например, относятся: неврозы, повышенная
тревожность, страхи, низкая самооценка, трудности взаимоотношений с
окружающими, депрессии, стрессовые ситуации (в т.ч. семейные).
В работе с детьми
очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия
предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать
конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка
способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему
настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило,
даже не осознает то, что с ним происходит.
Поскольку
арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее
систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства.
В настоящее время
арттерапия в широком понимании включает в себя: собственно арттерапию
(визуальные виды искусства), изотерапию (лечебное воздействие средствами
изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством
и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное
воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие
через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию
(танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие
движениями).
Изотерапия -
лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку
справиться со своими психологическими проблемами. В современной изотерапии
выделяют два направления:
- использование уже
существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и
интерпритации пациентами;
- побуждение к
самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Иммаготерапия - в
театральной студии лечебное воздействие происходит через образ. Она
способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Следует использовать
драматизацию детских сказок и потешек, которые позволяют учится невербальному
выражению эмоциональных состояний, развивать психические функции, способность к
коллективному взаимодействию, моторику.
Музыкотерапия -
является целым психокоррекционным направлением. Музыка воздействует на
нервно-психическую сферу, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по
мере прослушивания музыки, даже дети с выраженными интеллектуальными
нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать
свое внимание.
Кинезитерапия -
этот вид терапии основан на единстве движения. Различные и формы и средства
движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость,
разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают
новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Движение под музыку обеспечивает
также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в
групповом танце.
Особое место можно
отвести хореотерапии (использованию танцев). Терапия танцем - это использование
физических и эстетических аспектов танца в качестве терапевтического средства.
Эта методика часто используется для профилактической работы с обычными и очень
часто с дефектными детьми.
В результате
воздействия названных форм арттерапии дети становятся более раскрепощенными и
общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические
функции.
2.2 Технология оздоровления детей посредством искусства
В развитых странах
мира в профилактике и лечении заболеваний у детей большое значение придается
искусству и игровой деятельности.
Дети дошкольного и
младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как
что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается - тогда да, он может это
понять, особенно когда его начинают дразнить. Дошкольник, страдающий энурезом,
тоже может осознавать свою проблему и переживать. Но если ребенок, к примеру,
застенчив, то часто он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется
этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое
дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с
удовольствием общается. И вот посредством арттерапии, когда внимание ребенка
отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно
добиться куда больших результатов, нежели в разговоре с врачом, психологом. Потому
что игра - это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать его к игре не
приходится, и он делает это с удовольствием.
Показаниями для
проведения арттерапий являются:
- трудности
эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса,
лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;
- эмоциональная
денривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства
одиночества;
- наличие
конфликтных межличностных отношений, неудов-летворительность внутрисемейной
ситуацией, ревность к другим детям в семье;
- повышенная
тревожность, страхи, фобические реакции;
-
некоординированное подергивание различных мышц (нервный тик);
- асимметричные,
некоординированные, резкие движения;
- тремор (дрожание)
пальцев рук;
-дисгармоничная,
адиалогичная, красноязычная речь, в том числе различные дисартрические
нарушения (заикание и др.)
Сочетание на
занятиях методов арттерапии с игровыми моментами является наиболее оптимальным
вариантом в коррекционной работе с детьми.
При этом каждый
педагог должен учитывать, что в данной работе лежит целая система побуждений
ребенка:
- стремление
субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
- потребность
вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты своей
деятельности;
- потребность
понять и разобраться в том, что происходит в себе;
- стремление к
исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме,
конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т.п.
При использовании
арттерапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку в возрасте от 3 до 5
лет дети еще только овладевают способами изобразительного искусства, а символическая
деятельность у них находится в начале своего развития, применение
арттерапевтических методов оказывается недостаточно эффективным. Здесь должны
преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие
виды искусства - органически включаться в контекст игровых заданий.
В среднем школьном
и подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем потребность в
самопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. В этом
возрасте арттерапия представляет благоприятные возможности для реализации этих
потребностей, и которая является оптимальной формой проведения коррекционной
работы.
Используя
арттерапевтические методы в художественно-прикладной деятельности, нужно иметь
в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон
возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам
активности. Подбирая изобразительный материал к каждому занятию в соответствии
с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог
может в какой-то мере управлять активностью ребенка.
Например, при
организации занятий рисуночной терапией, лепкой, вязанием, моделированием
одежды и т.д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с
проявлением агрессивности в поведении, не рекомендуется использовать такие
материалы, как краски, лаки, глина, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти
материалы стимулируют ненаправленную активность ребенка (разбрасывание,
разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное
поведение, а также привести к травматизму ребенка.
Более уместно
предложить таким детям листы бумаги, карандаши, фломастеры, т.е.
изобразительные материалы, требующие от них организации и структурирования
своей деятельности, тонкой сенсорной координаты и контроля за выполнением
действия. Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут
ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Поэтому для
таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие
осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.
Детям эмоционально
зажатым, фруструированным, с высокой тревожностью более полезны материалы,
требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область
кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие
листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин,
рисование мелом.
Е.Крамер (1975)
определяет следующую последовательность в становлении личности ребенка во время
проведения коррекционных мероприятий:
- деструктивное
поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу,
бросает карандаши, разбрасывает краски, ломает карандаши и т.д.):
- стереотипное
воспроизведение одних и тех же рисунков, предметов, действий;
- создание
графических пиктограмм, рисунков предметов, не отражающих в полной мере
создаваемого образа;
- создание
художественных образов, в полной мере отражающих содержание реальных предметов.
Последовательность
этих способов художественного творчества отражает последовательность
позитивного развития коррекционной работы в случае ее успешности. Это позволяет
педагогу использовать указанные способы как показатель продвижения ребенка к
коррекционным целям и своевременно вносить необходимые изменения в
коррекционную работу.
Успешность
арттерапии можно оценить по применению ребенком цветовой гаммы. Цвета в
художественно-прикладной деятельности необходимо рассматривать как
психофизиологический фактор. Различные цвета по разному влияют на
психоэмоциональный фон ребенка.
Педагогу необходимо
знать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятно
влияют на психоэмоциональное сознание детей.
В том случае, если
ребенок использует эти цвета в своем художественном творчестве или начинает
отдавать им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным), следует
говорить о восстановлении психосферы и правильно выбранном методе арттерапии.
Наряду с этим
занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев
рук, координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие
установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и
торможения.
У детей исчезает
резкость, угловатость движений. Вместе с тем известно, что развитие мелкой
моторики пальцев рук способствует развитию интеллекта и речевой активности.
Поэтому очень опасно переутомление нервных центров мелкой моторики, особенно у
детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым через 15-20 минут
письма, рисования, бисеронизания, занятия музыкой и т.д. необходимо делать
перерыв и вводить в само занятие элементы здоровьесберегающей педагогики
(упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения и т.д.).
Заключение
Арттерапия - один
из методов психологической работы, использующий возможности искусства для
достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном,
эмоциональном и личностном развитии человека.
Сущность арттерапии
проявляется в реконструировании психо-травмирующей ситуации с помощью
художественно творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней,
во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании
новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их
удовлетворения.
Творческий характер
занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя,
развивать свои отношения с другими людьми и миром. Терапия творческим
самовыражением не лечебна, а целебна: она направлена не на ликвидацию тех или
иных симптомов и состояний, а на развитие человеком своих отношений с самим
собой и миром.
В каждом человеке
предполагается существование возможностей, которые можно освободить для
самореализации личности. Поэтому задача арттерапии, не сделать всех художниками
или танцорами, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию
его предельных творческих возможностей.
Согласно взглядам
психологов, творчество - одно из средств преодоления страха, возникающего в
связи с конфликтом и стрессом, способного сформировать поведение со стремлением
к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию для
преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Творческий процесс
способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании
отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности
выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них
рассказать.
Поэтому не случайно
психологи рекомендуют использовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего
и профилактического средства, как своеобразный способ исключения причин
эмоционального дискомфорта и психического нездоровья ребенка.
Список использованной литературы
1. Артпедагогика и арттерапия в
специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /
Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд.
Центр «Академия», 2001.
2. Киселёв М.Ю. Арттерапия:
проблемы и перспективы / М.Ю. Киселёв // Комплексная программа эстетического
воспитания населения: пути разработки и реализации. - М., 1990 .
3. Лебедева Л.Д.
Педагогические аспекты арттерапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция
/ А.А.Осипова. - М., 2000.
5. Петрушин В. И. Музыкальная
психотерапия / В.И.Петрушин. - М., 1999.
6. Групповая психотерапия /
К.Э.Рудестам. - М., 2003.