Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"
Аналитическая работа по
тексту Л.С. Выготского «Проблема возраста»
В работах Л.С. Выготского
рассматривается проблема сознания в аспекте исторического, а также
онтогенетического развития (понимавшегося им как качественное изменение
психики) с учетом влияния социальных условий жизни и речевого общения между
людьми. В этом, пожалуй, и заключается основная особенность
культурно-исторической концепции, которой придерживался Л.С. Выготский. Это
можно доказать на примере его текста.
Размышляя о динамике детского
развития, Л.С. Выготский выделяет такое понятие как кризис, и пишет: «Внешние
условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаружения и протекания
критических периодов. Несхожие у различных детей, они обуславливают крайне
пеструю и многообразную картину вариантов критического возраста» (с.250).
Дальше он приводит такие данные: «Установлено, что если кризис (3 лет) в силу
каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой
задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем
возрасте» (с.253). Словосочетания «внешние условия» и «какие-либо причины» как
раз и подразумевают под собой окружающую ребенка обстановку - совокупность
взаимоотношений и социальной среды, в которой находится ребенок. Все это влияет
на различные типы его развития, в частности кризисы, а значит и на формирование
личности ребенка в целом.
В небольшом абзаце своей работы Л.С.
Выготский затрагивает вопрос о соотношении знаний об эмбриональном и
внеутробном развитии ребенка и в качестве вывода пишет: «Психология изучает не
наследственность и не утробное развитие как таковое, а лишь влияние
наследственности и утробного развития на процесс его социального развития»
(с.255). Из этих слов можно заключить, что наследственность и результат
созревания плода в утробе матери - есть база для дальнейшего развития личности
ребенка, но оно не определяется только этой базой. Для полноценного
формирования сознания ребенка нужна культура, взаимоотношения, деятельность.
Нужна социализация ребенка. Возможно, именно потому, что в период
внутриутробного развития нет влияния социальной ситуации - одного из главных
понятий в работе - Л.С. Выготский не включил в свою схему возрастной
периодизации момент эмбрионального формирования, хоть оно и является немаловажным
в процессе всего развития ребенка.
Так, пока плод находится в утробе
матери, помимо других функциональных систем и органов, у него формируется и
развивается на определенном физиологическом уровне нервная система и мозг.
После рождения - это база для развития психических процессов и сознания. «Если
мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом, как его «отношение к среде», и
примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями индивида, за
интегральное выражение высших и наиболее существенных особенностей в структуре
личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и
развиваются не только отдельные его функции или способы деятельности, сколько в
первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом данном
возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и
зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами его
деятельности» (с.257). Это высказывание еще раз подтверждает, что Л.С.
Выготский придерживался культурно-исторической концепции. В развитии сознания
он видит не только качественное изменение отдельных его функций или
характеристик (например, предметное сознание, развитие речи, интеллект), но и
изменение системы отношений ребенка с окружающим миром.
Так, по мере взросления ребенок
приобретает новые знания, умения, навыки в определенном виде деятельности. Он
как бы становится на уровень выше. Соответственно, на более высоком уровне
развития к нему предъявляют более высокие требования, у него появляются новые
обязанности, он должен осваивать новые социальные роли. В процессе освоения
нового сознание ребенка вновь претерпевает изменения, следовательно, снова
меняется система отношений, снова идет развитие.
Л.С. Выготский полно и тщательно, с
привлечением особого внимания читателя, выводит то понятие среды, которое
является одним из главных в его работе. Он даже перефразирует понятие
«социальная среда» в более точное для его концепции - «социальная ситуация
развития». Он пишет о ней так: «Она определяет целиком и полностью те формы и
тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства
личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника
развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (с.258-259).
Главный тезис здесь: социальная действительность - основной источник развития.
И с этим нельзя поспорить, ведь все, что окружает ребенка с момента его
рождения обусловлено и социальными отношениями людей, и отношениями людей к
предметам. Сюда входят и общепринятые нормы поведения и морали, и история
развития народа или собственной семьи, и уровень жизни - одним словом, вся
культура той среды, в которой выпало родиться и жить ребенку. Все это было до
его появления, и будет сопровождать его в течение всей жизни. Это и есть тот
путь, проходя по которому, ребенок будет усваивать исторически сформировавшиеся
формы и способы поведения и деятельности, и они будут уже особенностью его
личности.
Л.С. Выготский отмечает также, что
«Социальная ситуация развития … определяет строго закономерно весь образ жизни
ребенка» (с.259). Сравним, например, ребенка из мегаполиса и глухой африканской
деревушки (одного возраста). Различны социальные ситуации развития - различны и
образы жизни. Это довольно глобальное сравнение. Однако у большинства детей
больших городов образ жизни примерно одинаковый, а различия в их развитие
вносят отношения с окружающими людьми.
При рассмотрении такого понятия, как
зона ближайшего развития, Л.С. Выготский пишет: «С помощью подражания ребенок всегда
может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен,
действуя только самостоятельно» (с.263). И если сегодня при решении задача не
может быть решена ребенком без помощи кого-либо, то завтра он может справиться
с ней сам, если оказанная ему помощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие
«пойдет в гору» под влиянием все той же социальной ситуации развития, в
конкретном случае - взаимодействия с более опытным человеком.
Закончить работу хотелось бы такой
цитатой: « Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет
ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми» (с.265). Под словом
«сотрудничество» здесь можно понимать весь спектр человеческих отношений
(речевое общение, чувственные отношения, совместная деятельность, протекающие в
рамках определенной культуры), которые, возникая в каждый момент жизни ребенка,
вносят свою лепту в развитие его как личности.