Анализ групповой агрессии
Содержание
Введение...................................................................................................................2
1. Понятие агрессии. Типология
агрессии............................................................3
2. Психология групповой агрессии.
Асоциальная субкультура.........................4
Заключение.............................................................................................................10
Список использованной
литературы...................................................................11
Введение
Во все времена мыслители пытались отыскать
причины неугасающей вражды людей друг к другу. Причины жестоких столкновений
люди искали прежде всего во внешних обстоятельствах. Однако сегодня ясно: не
заглянув внутрь человека, очень мало что можно понять. А понять, признать надо
следующее: как всякое живое существо, человек по природе своей неистребимо
агрессивен. Ни один живой организм не может жить, не разрушая. В некотором
смысле жить - значит разрушать. Агрессивность, говорят исследователи, важнейшее
свойство, без нее человека просто не существует. При погружении в коматозное
состояние последним из безусловных рефлексов, позже полового и пищевого угасает
в нем агрессивно-оборонительный рефлекс.
Величайшие психологи Зигмунд Фрейд, Карл Юнг,
Эрих Фромм совершили прорыв в самые глубины человеческой психики. Одним из
ошеломляющих открытий было предположение Юнга о бессознательном, коллективном и
индивидуальном, что представляет собой не вспоминаемый сознательно, но живущий
в людях древний опыт человечества. Негативную часть этого опыта Юнг называл
Тенью [ 7, с. 68 ] .
Если внимательно приглядеться к невидимой Тени,
мы обнаружим в ней агрессивность - не до конца еще изученное свойство
человеческой натуры. Чем объяснить такой феномен: никто из нормальных людей не
желает несчастья ни себе, ни другим, но во всем мире информация о катастрофах
или, например, террористических актах принимается с большим интересом, чем
сообщения о каком-то добром событии? Убийство, дорожная авария, уличная драка,
наблюдаемые со стороны, представляют собой событие, а ими не всегда полна
жизнь. Но существование без волнующих переживаний, без стрессов для человека
непереносимо. Оно создает внутреннее напряжение, которое непременно должно
найти выход, и часто это происходит через насилие или через наблюдение за ним.
1. Понятие агрессии. Типология агрессии
Агрессия (лат. - agressio - приступ, нападение)
- мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым
правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный,
физический, материальный или психологический ущерб другим людям.
Под агрессией обычно понимают осознанные
действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку,
группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то
определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением
ущерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более
широко как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще
всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии
идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда
[ 2, с. 329].
Основания развития и закрепления агрессивного
поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих
детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и
собственно подростковый возраст. Существует огромное число исследований,
которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями
в системе «родители-ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией.
Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с
одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и
Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не
ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного,
противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со
сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
В психологии принято выделять следующие виды
агрессии:
1) физическую, т.е. использование физической
силы против другого лица или объекта;
2) вербальную, проявляющуюся в выражении
негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание
вербальных реакций (угрозы, проклятья, ругань, оскорбления);
3) прямую, непосредственно направленную против
конкретного объекта или субъекта;
4) косвенную - совершение действий, направленных
окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, измышления и т.п.), и
действий, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью,
проявляющихся во взрывах ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столу
и т.п.;
5) инструментальную, являющуюся средством достижения
какой-либо цели (например, достижения победы в соревнованиях);
7) аутоагрессию, проявляющуюся в самообвинении,
самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида.
2. Психология групповой агрессии
Психология групповой агрессии - явление, еще не
до конца изученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая
агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего,
молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально неблагополучных семей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве
имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до
85% подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье
деформированной - с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения,
влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может
послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более
четырех миллионов. Подростковая агрессия далеко не всегда связана с аномалиями
характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние
варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в
отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая
податливость пагубным влияниям. Среди обследованных 300 подростков мужского
пола 14-17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с
непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и
другими реактивными состояниями, агрессивное поведение отмечено в 40 %.
Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда,
мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы -
хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и
мотоциклов с целью покататься, приставание к людям, выпрашивание у них подачек,
вызывающее поведение в общественных местах.
Криминальные группы несовершеннолетних
различаются по своей численности, возрастному составу и полу, длительности
существования, степени их организованности, сплоченности и самостоятельности,
степени и видам криминальной активности и криминальной мобильности.
По числу участников можно условно выделить:
малые (2-4 чел.), средней численности (5-8 чел.) и большой численности (9 и
более чел.) криминальные группы.
Величина группы - важный показатель, влияющий на
ее сплоченность, криминальную активность и криминальную мобильность. Как
правило, чем больше число участников группы, тем меньше ее сплоченность, но
выше ее криминальная активность и криминальная мобильность.
По возрастному составу выявлены криминальные
группы:
1) только из несовершеннолетних;
2) с участием взрослого (взрослых) в группе
несовершеннолетних;
3) с участием несовершеннолетнего
(несовершеннолетних) в преступной группе взрослых.
С групповой агрессией тесно связано понятие
асоциальной субкультуры. Это совокупность духовных и материальных ценностей,
регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных
групп, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и
мобильности, преемственности поколений. Основу асоциальной субкультуры
составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные
ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном и
извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности
несовершеннолетних. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо
социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в
криминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства»
преступности в молодежной среде.
Асоциальная субкультура отличается содержанием
норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с
посторонними для группы лицами (с «чужаками», представителями
правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо,
непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность
несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный
«порядок». В ней отчетливо прослеживается:
1) резко выраженная враждебность по отношению к
общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
2) внутренняя связь с уголовными традициями;
3) скрытность от непосвященных;
4) наличие целого набора (системы) строго
регламентированных в групповом сознании атрибутов.
Агрессия преступной группы выражается в :
1) попрании прав личности, выражающемся в агрессивном,
жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;
3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;
4) паразитизме, эксплуатации «низов», глумление
над ними;
5) обесценивании результатов человеческого
труда, выражающееся в вандализме;
6) неуважении прав собственников, выражающееся в
кражах и хищениях;
7) поощрении циничного отношения к другим людям.
Субкультура групповой агрессиии включает в себя
субъективные человеческие силы и способности, реализуемые, как правило, в
групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные
навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение,
формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления
преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты»,
предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим»,
«чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности
преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные
ценности, денежные средства и т.п.).
Все это находит отражение, прежде всего, в
особой преступной «философии» мира, оправдывающей совершение преступлений,
отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения
благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях -чувством
«коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; в
корыстных преступлениях - идеей перераспределения имеющейся у людей
собственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией.
Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого
обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало
вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Преступные группы, члены которых чувствуют
психологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие
ограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняют циничные
хулиганские действия. Преступные группы, сложившиеся на антиобщественной основе
и преследующие асоциальные цели деятельности возникают не столько на основе
общих симпатий, сколько общности криминальных интересов, потребности в
поддержке в совместной криминальной деятельности. Находясь в группе, индивид
чувствует себя единым целым с данной группой, поэтому он зачастую утрачивает
свою индивидуальность и начинает мыслить и действовать как все, повинуясь
единому групповому порыву.
Важными способами психологического влияния
группы (коллектива) на личность считаются психическое заражение, внушение,
подражание, конформизм, состязательность (соперничество).
Криминальная субкультура, ценности которой
формируются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей
несовершеннолетних, привлекательна для подростков и юношей:
1) наличием широкого поля деятельности и
возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
2) процессом криминальной деятельности,
включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики,
таинственности и необычности;
3) снятием всех моральных ограничений;
4) отсутствием запретов на любую информацию и,
прежде всего, на интимную;
5) учетом состояния возрастного одиночества,
переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной,
физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.
Заключение
Агрессия - это осознанные действия, которые
причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или
животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то - это причинение ущерба
другому человеку или группе людей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве
имеет чисто социальные причины - и, прежде всего, недостатки воспитания.
Большой процент подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в
семье деформированной - с отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения,
влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может
послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более
четырех миллионов.
Групповая агрессия, как правило, присуща
криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из
детей из социально-неблагополучных семей.
Список использованной литературы
1. Андреева Г. М. Социальная
психология: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. -
363 с.
2. Берковиц Л. Агрессия:
причины, последствия и контроль . - М., 2002. - 510с.
3. Колосова, С. Л. Детская
агрессия. - Питер., 2004. - 224 с.
4. Пирожков В.Ф. Криминальная
психология. - М., 1998. - 304с.
5. Психология подростка: М.,
Олма-Пресс,2004.-480 с.
6. Фурманов, И. А. Психология
детей с нарушениями поведения: М., 2004. 351с.
7. Юнг К. Психология
бессознательного. М., 2002. - 356 с.