Активные формы обучения
Содержание
Введение
1 Групповые методы обучения
1.1 Дискуссионные методы
1.2 Игровые методы
1.3
Тренинг-методы
2
Индивидуальные методы обучения
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Методы
обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия
учащихся и учителя
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>
в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA> рассматривается
как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения
учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Активный
метод
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>
- это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся
взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные
слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным
действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся
находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный
стиль
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>
взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие
между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,
несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать
как наиболее современную форму активных методов.
Активные
методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на
групповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных и
тренинг-методов, индивидуальные - из выполнения практических исследовательских
заданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий. Дадим в этом
эссе краткую характеристику групповым методам обучения и более подробную -
индивидуальным, так как к последним мы больше не будем возвращаться.
Основная часть
1 Групповые методы обучения
1.1 Дискуссионные методы
Начало устойчивого интереса
психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX
в. и связано с работами крупнейшею швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых
было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также
старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышления и
учится становиться на точку зрения другого.
Требования научно-технического
прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессов принятия
управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыграли идеи
Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение
социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия
повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых
проблем. Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые
шаблоны поведения домашних хозяек в связи с использованием новых пищевых
продуктов. Одной группе испытуемых была прочитана убедительная лекция по
данному вопросу, однако только 3% женщин попытались в дальнейшем прибегнуть к
советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ
использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал, что в этой группе
32 % женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.
Данный эффект объясняется
следующими причинами. Еели слушатели лекции в основном занимают нейтральную
позицию в отношении раскрываемой лектором темы, то участники дискуссии
формируют более определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем
суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться
конфронтальными. Но в обоих случаях дискуссия даст эмоциональный толчок к
последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в
их конкретных действиях
Дальнейшее изучение механизмов
групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации
межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической,
психотерапевтической, творческой и других их видах деятельности.
Помимо профессиональных,
управленческих и научно-технических проблем предметом дискуссии могут
быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть
групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью
которой обучаемые усваивают особенности групподинамических процессов на личном
опыте, расширяя свои возможности коллективистического самоопределения и
понимания других.
Некоторые элементы игры,
например соперничество и воспроизведение действительности, наличествуют также и
в дискуссионных методах. И, напротив, дискуссия выступает как непременный
элемент всех форм активного обучения. Поэтому следует еще раз подчеркнуть
условность классификации активных групповых методов по принципу используемых
ими социально-психологических феноменов.
Дискуссионные методы - вид
групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в
процессе решения учебно-профессиональных задач.
Дискуссионные методы могут быть
в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола»,
«мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.
1.2 Игровые методы
Игровые методы - вид
групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании
учебно-профессиональной деятельности.
В качестве исторической справки
необходимо отметить, что деловые игры как форма учебного моделирования
производственных ситуаций являются открытием американского менеджмента. Первая
деловая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением
производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной
академией им. С. М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководящего
фабрично-заводскою персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на фабрике
«Красный ткач» в выходные дни, а также наряде других предприятий и в вузах Ленинграда.
Многозначность слова «игра»
затрудняет обоснование научного понятия игры, одинаково приемлемого для
философии, психологии, педагогики, кибернетики и искусствоведения. Когда творят
о стратегических, управленческих, детских играх, игре актера, психотерапевтических
играх, наконец, игре воображения или физических и умственных сил, то, конечно,
под игрой подразумевают совершенно разные вещи. Можно согласиться с известным
психологом и педагогом П.П.Блонским , который утверждал, что «игры» как
абстрактной категории - нет, а есть отдельные игры.
В настоящее время в нашей
стране зарегистрировано более 200 наименований деловых игр различных типов -
учебных, исследовательских, управленческих и производственных.
Под деловой управленческой
игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного
многошагового уточнения факторов наличной ситуации, анализа информации,
дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.
Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются
все новые и новые частные производственные ситуации, решение которых должно
подчиняться общей цели деловой игры.
1.3 Тренинг-методы
Один из ведущих специалистов по
тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг», по нашему
мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для
обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития
способности к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в
частности общением». Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать
учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг -
это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных
психических структур и личности в целом.
В настоящее время в литературе
и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он
понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области
нейролингвистического программирования и акмеологии Александр Ситников дает такое
определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической
антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в
условиях моделирования различных игровых ситуаций...». При этом под
антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики,
которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей»
и формирование на их основе культурною феномена профессионального мастерства.
Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.
Акмеология - новая отрасль
психологической науки, изучающая профессиональную деятельность с точки зрения
проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерности и факторов
совершенствования и достижения вершин профессионального мастерства.
Расширение границ использования
понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей,
значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями
(развитие компетентности в общении). Так целями специально организованных тренингов
становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или
отработка новых поведенческих паттернов. А. Ситников, например, понимает
программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга
«как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки
профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального
мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности».
Представляется, что в нынешней
ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической
психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и
обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина,
отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.
Специфическими чертами
тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов
практической психологии, являются:
· соблюдение ряда
принципов групповой работы;
· нацеленность на
психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такал помощь
исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих
участников;
· наличие более или
менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся
на встречи или работающей непрерывно в течение двух - пяти дней (так называемые
группы-марафоны);
· акцент на
взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются
в ситуации «здесь и теперь»,
· применение активных
методов групповой работы;
· объективация
субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и
происходящею в группе, вербализованная рефлексия;
· атмосфера
раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической
безопасности
2 Индивидуальные методы обучения
Выполнение практических заданий
Индивидуальные практикумы. Под
ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по
заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей
и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. Наиболее активно в учебном
процессе применяются индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения (или
тренировка) и задания. Наиболее часто в учебном процессе применяются
индивидуальные задания двух видов:
1. Аудиторные индивидуальные
задания:
·
алгоритмизированные,
когда обучаемые получают описание ситуации и перечень готовых альтернативных решений
и выбирают тот вариант, осуществление которого обеспечит оптимальное решение
данной проблемы;
·
творческие,
позволяющие обучаемым использован, их знания и умения в новой ситуации, при
поиске оригинального решения знакомой задачи;
·
поисковые,
дающие обучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать
один и обосновать этот выбор.
2. Внеаудиторные индивидуальные
задания:
Применяются в форме участия в
научно-исследовательских работах, подготовки обучаемыми научных докладов,
рефератов, лабораторных, курсовых, дипломных работ, и т.п. Данный метод
наиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к
исследовательской работе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения
данной проблемы; проблема имеет социальную ценность и практическую значимость.
Внеаудиторные индивидуальные
задания могут быть в следующих формах:
·
конкретные
исследования по заданию преподавателя;
·
исследования
по программе учебной практики или стажировки.
·
исследования
и написание научных работ по целевому заказу
Их основное назначение -
привитие обучаемым потребности в исследовательской работе творческого стиля
учебной деятельности, умения учиться.
Заключение
Технология
активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно
неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное
ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его
деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой
познавательной задачи.
Преимущество всех
рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и
целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий
эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и
учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная
особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание
правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности.
Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную
безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню
образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из
важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед
правительством и учителями.
Активные методы
обучения - это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и
количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с
возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных
воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Список
использованных источников
1 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно -
историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; - М: Смысл, -
2007. - 528с. - ISBN 978-5-7695-3062-3
2 Павлова Т.А. Методы активного
социально-психологического обучения [Текст] : учеб.пособие. / Т.А. Павлова,
Н.В. Мтяш. - М.: Академия, 2007- ISBN
978-5-49807-198-5
3 Крысько В.Г. Социальная психология [Текст] :
учебник для вузов / В.Г. Крысько - Спб.: Питер, 2007- ISBN 978-5-17-05501-9
4
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; - М:
Изд-во «Директ-Медиа», - 2008. - 916с. - ISBN 978-5-9989-1560-4
5
Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] / А.Г. Маклаков - СПб.: 2000.- ISBN
5-7567-0234-2
6
Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь [Текст] /
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 1998. -
505с. - ISBN 5-222-00239-Х
7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
[Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Изд. «Питер», - 2007 - ISBN
5-314-00016-8
8
Никандров, В.В. Психология [Текст] / В.В. Никандров. - М.: Изд. «Проспект», -
2008. - 912с. - ISBN
978-5-482-01554-4
9
Губина В.Д. Философия [Текст] учеб.пособие/ под ред. В.Д. Губина,
Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, - 2005 - 256с. - ISBN
5-8297-0143-Х