Cтиль руководства как одно из направлений психологии малых групп и организаций
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Стили руководства группой
2 Характеристика личности группового
тренера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Исследование стилей руководства -
одно из значительных направлений психологии малых групп и организаций - берет,
как известно, начало с экспериментов, выполненных в конце 30-х - начале 40-х
гг. в школе К. Левина. В последующие четыре с лишним десятилетия это
направление получило солидную эмпирическую разработку за рубежом и в нашей
стране, нашедшую широкое отражение в социальной психологии и психологии
управления.
Хотя и существуют
психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие
лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись
без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты
процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за
выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта.
Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга,
применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень
велика.
1 Стили руководства
группой
Личность психолога является
важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие
авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали
большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей
групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых
ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.
По Ялому -психотерапевт может
выступать в двух основных ролях:
1. технического эксперта (эта
роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе,
поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование,
помогающие группе двигаться в нужном направлении);
2. эталонного участника
(считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных
целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления
динамики социального научения через достижение группой независимости и
сплоченности).
Согласно С. Кратохвилу можно
выделить пять основных ролей ведущего группы:
1. активный руководитель
(инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
2. аналитик (чаще всего - психоаналитик,
характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной
нейтральностью);
3. комментатор;
4. посредник (эксперт, не
берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически
вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
5. член группы (аутентичное
лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
На основе указанных двойственных
характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп:
технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. В данной
ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой
факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное
научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы.
Стили руководства группой
Вопрос о стилях руководства,
осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий)
выступает - с одной стороны, а с другой - с его личностными особенностями.
Согласно классической классификации
стилей управления малой группой - авторитарный, демократический,
попустительский, - руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки
зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса.
Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт
контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы
функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания,
осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет
участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает
действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм - он использует
главным образом технику отражения и кларификации" (2 , с. 164).
Большинство психотерапевтов
придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль
руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как
правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде
случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко
структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда
динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно
осознать, что происходит (4,75 ).
Многие группы, особенно на начальном
этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко
управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной
скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем
опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления
вожжей" и передачи функций управления самой группе.
Наименее продуктивный стиль
руководства, как принято считать, - попустительский. Но это не означает, что он
абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского
толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность,
психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс,
ожидая спонтанного развития отношений в группе.
Интересный подход был выражен
Левиным в отношении стилях руководства группой. Левин и группа других ученых
аналитиков провели классические исследования стилей руководства в малых
группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительствующий стили
руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и
удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель
определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель
формирует групповое поведение через групповую дискуссию; при
попустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членам
группы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.)
Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем
авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем
попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль
руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль
руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от
попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированного до
авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного.
На групповых психотерапевтов может
оказать воздействие предварительная подготовка в плане конкретного направления
психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны,
преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с
определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот,
индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять на выбор
теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую
природу.
В основе социально-психологической
характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных
особенностей человека. Макгрегор постулировал теорию X и теорию Y.
Теория X рассматривает людей как
слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности.
Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют
себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе,
центрированной на руководителей, участников рассматривают как неспособных
помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель
направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.
Основные разногласия современной
групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен
принимать участие в группе. Бах считает, что структурированный подход усиливает
начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и
участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им
возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы.
Социально-психологические исследования дают основание полагать, что, на ранних
стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше
участников привлекает центрированная на руководителе ориентация .
В психотерапевтических группах
руководители обычно играют четыре основные роли: эксперта, катализатора,
дирижера, эталонного участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом
групповом взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из
многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких
участников или группы в целом. Функция руководителя по прояснению смысла
трансакций (называемых «процессом») может варьировать от комментирования
простых поведенческих актов - через наблюдение нескольких актов и их
последствий - до более сложных рассуждений о направленности, мотивации и
паттернах сходства между поведением участников в группе («здесь и теперь») и за
пределами группы («когда-то и там»), во внешнем мире . Комментарии руководителя
помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как
оно действует на других, и в конечном счете понять, как оно влияет на
содержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако если
руководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью
эксперта, нарушаются групповые процессы и психотерапевтическая группа
становится похожей на класс. В этом контексте групповому психотерапевту следует
оптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в известном смысле)
сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного,
демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия на
пациента в психотерапевтической группе относят следующие.
1. Молчание: руководитель молчит.
2. Сосредоточение на группе:
руководитель обращается к группе как к решающему фактору. Считает, что
руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, являются
делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций: незаметный отказ от
руководства и энергичное настаивание на том, что ответственность несет группа.
3. Поддержка и одобрение:
руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение, согласие,
положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
4. Непрямое руководство:
руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают затруднения, не
говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую
тему.
5. Структурирование: руководитель
создает структуру групповых занятий. Определяет правила и показывает группе
наилучший путь.
6. Критика: руководитель
провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливой
манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
8. Чувства руководителя:
руководитель выражает собственные чувства.
9. Личный опыт руководителя:
руководитель рассказывает группе о своем личном опыте, имеющем отношение к
происходящим в группе событиям.
10. Кларификационные и
конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов группы о причинах их
поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое
поведение больше объясняют или защищают.
11. Вопросы по групповой динамике:
руководитель поощряет участников к тому, чтобы они рассматривали данную
ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой
перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
12. Атмосфера группы: руководитель
описывает то, что происходит в группе, но с минимумом интерпретаций и
заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или
обращает внимание на групповые события, которые группа не заметила или
недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в которых
руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем. (Следующие
две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
13. Интерпретация групповой
ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия группы, которые находятся
глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в
группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена
группы, руководитель объясняет поведение этого участника относительно того,
какое оно имеет значение в контексте группового действия.
14. Интерпретация поведения
отдельного члена группы: руководитель интерпретирует события и поведение
отдельных членов. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как
выражение страха, вины или злости или как реакцию на определенные прошлые
события. Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением
групповой динамики, нельзя эту категорию точно отличить от категории 13.
15. Личная жизнь: руководитель
поощряет членов группы рассказывать о себе как об индивидуумах. Если участники
говорят о себе и о своей жизни вне группы, он поддерживает их в этом. Если они
говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы
говорили о себе как об индивидуумах.
16. Прошлое и семья: руководитель поощряет
членов группы к тому, чтобы они говорили о значительных событиях из своей
жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям и сестрам.
17. Изменение поведения:
руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своего поведения,
которые они хотели бы изменить.
18. Невербальные методы:
руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
19. Разыгрывание ролевой ситуации:
руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации (психодраматический
метод).
Между способами и С. р. п. г. не
выделяют жестко детерминированные варианты сочетаний. Руководители гибких
эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени
развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с конкретной
ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарное руководство более целесообразно,
когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс,
динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно
осознать, что происходит. И наоборот, чем более эффективно поведение членов
группы, тем менее активен групповой психотерапевт. С целью повышения
компетентности групповых психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с
группами видеозаписью и последующей супервизией.
Следует заметить, что в то же время нельзя
проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными
тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных
особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих
обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от
конкретных ситуаций развития группы.
2 Характеристика
личности группового тренера
Cуществуют точки зрения, согласно
которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой
применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится
психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные
характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция
присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как
воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.
Гуманистическая позиция (которой
придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект
возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии,
искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы
и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять
личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы
групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые
позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий
развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность
тренинговой работы.
Обобщая многочисленные исследования
профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С.
Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить
следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:
· концентрация
на клиенте, желание и способность ему помочь;
· открытость
к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
· аутентичность
поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
· энтузиазм
и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
· уравновешенность,
терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
· уверенность
в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных
конфликтных областей, потребностей, мотивов;
· богатое
воображение, интуиция;
· высокий
уровень интеллекта.
Известный специалист в области
психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт,
теоретических установок и стилей управления: "Руководитель в группах роста
и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым,
соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.
С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и
индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки,
метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить
ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны,
концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут
вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой
предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих
умений" (2 , с. 50).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В социальной психологии существует
несколько точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них - «теория
черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая -
«ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности
потребностями сложившейся социальной ситуации.
В соответствии с выделением двух
основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с
осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и
эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических
отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства -
лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида
лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются
между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на
ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров,
ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в
группе; универсальных лидеров.
Существует несколько теорий «стилей
руководства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее
распространенной в отечественной психологической науке является теория К.
Левина, который выделяет три стиля руководства - авторитарный, демократический,
попустительский.
Феномен лидерства определяется
взаимодействием ряда переменных, основными из которых, являются психологические
характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности
ситуации, в которой находится группа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Ануфриева Н.М.,
Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций.-К.: МАУП,
2000.-136с.
2. Петровский
А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.-М.: Просвещение,
1978.-176с.
3. Парыгин Б.Д.
Социальная психология.-СПб, 1999.-543с.
4. Платонов Ю.П.
Психология коллективной деятельности. Теоретико-методологический аспект -Л.:
Изд-во ЛГУ, 1990.-184с.
5. Шихарев П.Н. Современная социальная
психология.- М.: ИП РАМ, 2000.- 448с.