Условное
обозначение
подшипника
|
dп
|
Dп
|
Вп
|
C
|
C0
|
Размеры,
мм
|
Грузоподъемность,
кН
|
207
|
35
|
72
|
17
|
19,7
|
13,6
|
209
|
45
|
85
|
19
|
25,5
|
17,8
|
2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ РАЗМЕРОВ ЗУБЧАТОЙ
ПАРЫ, КРЫШКИ И КОРПУСА РЕДУКТОРА
Способ получения заготовок зубчатых колес: ковка,
объемная штамповка [1, c.230].
Материал – сталь 45 с термообработкой улучшением. Размеры зубчатых колес
определяем по формулам, приведенным в таблице 8.1 [1, c.148]:
Сравнительно небольшие размеры шестерни позволяют
выполнить шестерню заодно с валом.
Шестерня.
Число зубьев шестерни z1
= 19.
Длина зуба b
= 34 мм.
делительный диаметр шестерни dе1
= 43.33 мм.
Средний делительный диаметр шестерни d1
= 61,11 мм.
Внешний диаметр шестерни dae1
= 47.33 мм.
Колесо.
Коническое зубчатое колесо кованое.
Число зубьев z2
= 95
Посадочный диаметр вала под колесом dк2
= 45 мм.
Внешний делительный диаметр колеса de2
= 220.67 мм.
Средний делительный диаметр колеса d2
= 216,67 мм.
Диаметр ступицы dст
»
1,6 dK2
= 1,6 . 50 = 80 мм.
Длина ступицы: lст
= (1,2¸1,5)
. dK2
= (1,2¸1,5)
. 50 = 60¸90 мм. Окончательно принимаем lст
= 60 мм.
Толщина обода d0
= (2.5¸4)
×
mn = (2.5¸4)
. 2 = 5¸8 мм. Принимаем окончательно d0
=6 мм.
Толщина диска С2 = 0,3 ×
b2 =
0.3 × 52
= 15,6 мм. Окончательно принимаем значение С2 = 16 мм.
Корпусные размеры.
Материал корпуса и крышки редуктора - СЧ-15. Способ
изготовления корпусных деталей – точное литье [1, c.238].
Определим конструктивные размеры корпусных и крепежных деталей редуктора по
формулам, приведенным в таблицах 8.3 [1, c.157]:
Толщина стенок корпуса редуктора δ = 0,025×a
+1 = 0,025 . 130+ 1 = 4,25 мм.
Принимаем δ = 8 мм.
Толщина крышки редуктора δ1 = 0,02×a
+1 = 0,02 . 130 + 1 = 3,6 мм.
Для обеспечения жесткости и прочности конструкции
принимаем окончательное значение δ1 = 8 мм.
Толщина верхнего фланца корпуса b
= 1,5δ =1.5×8= 12 мм.
Толщина нижнего фланца крышки b1
= 1,5δ1 =1,5×= 12 мм.
Толщина нижнего пояса корпуса без бобышки [7, c.240],
[1, c.445-446]:
p = 2,35 δ = 2,35 .
8 = 18,8 мм.
Принимаем значение p
= 20 мм.
Диаметр фундаментных болтов
d1
= (0,03¸0.036)a
+ 12 =(0,03¸0.036)×130
+ 12 =15.9¸16.68 мм. Принимаем фундаментные
болты с резьбой М16.
Диаметр болтов, крепящих крышку подшипникового узла
к корпусу: d2
= (0,7 ¸
0,75) d1
=(0,7 ¸
0,75) ×16=
11.2 ¸
12 мм. Принимаем болты с резьбой М12.
Диаметр болтов, соединяющих крышку с корпусом: d3
= (0,5 ¸
0,6) d1
=(0,5 ¸
0,6) ×16=
8 ¸
9.6 мм.
Принимаем болты с резьбой М8.
2.5 ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА
Предварительно выбираем конические однорядные
роликовые подшипники легкой серии для ведущего 207 и ведомого 209 валов.
Определим реакции в подшипниках на ведущем валу.
Из предыдущих расчетов имеем Р=2414Н, Pr=872Н;
из первого этапа компоновки l1=55мм,
l2=55мм.
Нагрузка на валу от муфты
Вертикальной плоскости
определим опорные реакции, Н
Проверка:
строем эпюру изгибающих моментов относительно оси Y
Горизонтальная плоскость
определим опорные реакции, Н
Проверка:
б) строем эпюру изгибающих моментов относительно оси
X
Суммарные реакции
Подберем подшипники по более нагруженной опоре 1
Намечаем радиальные шарикоподшипники 207 легкой
серии(1, таб. П3) d=35мм; D=72мм; В=17мм; C=19,7кН;C0=13,6кН.
Эквивалентная нагрузка
(7,5 [1,ст.117])
где X=1,
V=1-т.к вращается внутреннее кольцо подшипника;
Кб=1-коэффициент безопасности для
приводов ленточных конвейеров (1, таб.7.2); КТ- температурный коэффициент
(1, таб.7.2).
Расчетная долговечность
(7.3 [1,ст.117])
Расчетная долговечность
(7.4 [1,ст.117])
Определим реакции в подшипниках на ведущем валу
Из предыдущих расчетов имеем Р=2414Н, Pr=872Н;
из первого этапа компоновки l1=55мм,
l2=55мм.
Нагрузка на валу от муфты Горизонтальная
плоскость
определим опорные реакции, Н
Проверка:
строем эпюру изгибающих моментов относительно оси Y
Вертикальной плоскости
определим опорные реакции, Н
Проверка
строем эпюру изгибающих моментов относительно оси X
Суммарные реакции
Подберем подшипники по более нагруженной опоре 1 Намечаем
радиальные шарикоподшипники 209 средней серии d=45мм; D=85мм;
B=19мм; C=26,2кН;
С0=17,8кН. Эквивалентная нагрузка
(7,5 [1,ст.117])
где V=1-т.к вращается внутреннее кольцо подшипника;
Кб=1-коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров таб.9.19
(1.с.125); КТ- температурный коэффициент таб.9.20 (1.с.126).
Расчетная долговечность/1, формула 9.1/
Расчетная долговечность
Для зубчатых редукторов ресурс работы подшипников
может превышать от36 тыс.ч. до 10 тыс.ч. подшипник ведомого вала 207 , а подшипник ведомого 209
2.6 Подбор и расчет шпонок
Для соединения валов деталями передающими вращение
применяют главным образом призматические шпонки стали 45 стали 6. Принимаем при
проектировании шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок,
пазов и длины шпонок берем по СТЭВ 189-75
определяем напряжение смятия и условие прочности:
(6.22 [1, с.102])
где: М – вращающий момент на валу, Н·мм;
d – диаметр вала в месте установки шпонки, мм;
h – высота шпонки, мм;
l – длина шпонки, мм;
b – ширина шпонки, мм;
t1 – глубина паза вала, мм;
[sсм]
– допускаемое напряжение смятия, при стальной ступице (100¸200)
Н/мм2, при чугунной ступице (50¸70) Н/мм2.
Ведущий вал:
Диаметр вала dв1
=
38 мм, М1 = 52,3 Н.мм,
Рассчитываем шпонку под полумуфту
По таблице 6.9 [1. c.103]
выбираем сечение и длину шпонки b
x h
x l
= 10х8х50 мм, глубина паза t1
= 5 мм. При длине ступицы полумуфты МУВП 58 мм.
Условие прочности выполняется.
Ведомый вал:
Рассчитываем шпонку под полумуфту
Диаметр вала dв2
=
45 мм, М2 = 201,8 Н.мм,
По таблице 6.9 [1. c.103]
выбираем сечение и длину шпонки b
x h
x l
= 10х8х74 мм, глубина паза t1
= 5 мм, t2
=3.3 мм. При длине ступицы полумуфты МУВП 82 мм.
Условие прочности выполняется.
Шпонки под зубчатое колесо
Диаметр вала dК2
=
50 мм, М2 = 201,8 Н.мм,
По таблице 6.9 [1. c.103]
выбираем сечение и длину шпонки b
x h
x l
= 14х9х50 мм, глубина паза t1
= 5,5 мм, глубина паза на колесе t2
= 3,8 мм. При длине ступицы полумуфты МУВП 60 мм.
Условие прочности выполняется.
2.7
УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Уточнённый расчёт состоит в определении
коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и в сравнении их с
допускаемым значением Прочность соблюдена при n
> .
Ведущий вал.
По сколько при конструировании диаметры вала
шестерни были увеличены по сравнению с расчитаными для соединения её муфтой с
валом электродвигателя, по этому уточненный расчет вала производить нет смысла.
Ведомый вал.
Материал вала сталь 45 термическая обработка –
нормализация.
Диаметр заготовки до 70мм среднее значение
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
Предел выносливости при симметричном цикле
касательных напряжений
Сечение А-А. Концентрация
напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки /1, таб.8.5/:, , /1, таб.8.8/; /1, стр.163 и 166/.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Изгибающий момент в вертикальной плоскости
Суммарный изгиб моментов в сечении А-А
Момент сопротивления изгибу сечения нетто при d=50мм,
b=16, t1=10
Момент сопротивления кручению сечения нетто
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных
напряжений
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Коэффициент запаса прочности по нормальным
напряжениям
Коэффициент запаса прочности по касательным
напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности для
сечения А-А
Сечение К-К. Концентрация
напряжения обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягиванием /, , [1, таб.8.8]; [1, стр.163 и 166]
Изгибающий момент
Осевой момент сопротивления при d=45мм.
Полярный момент сопротивления
Амплитуда
и среднее напряжение цикла касательных напряжений
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Коэффициент запаса прочности по нормальным
напряжениям
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности для
сечения К-К
Сечение Л-Л. Это сечение при
передачи вращающего момента от ведомого вала через муфту.
Концентрация напряжения обусловлена переходом от ш 45мм
к ш38мм /1, таб.8.5/:, , /1, таб.8.8/; /1,
стр.163 и 166/.
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения
К-К
Осевой момент сопротивления сечения при d=38мм.
Полярный момент сопротивления
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных
напряжений
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Коэффициент запаса прочности
Результирующий коэффициент запаса прочности для
сечения Л-Л
Сечение Б-Б. Концентрация
напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки /1, таб.8.5/:, , /1, таб.8.8/; /1,
стр.163 и 166/.
Изгибающий момент
Момент сопротивления изгибу сечения нетто при d=38мм,
b=10мм, t1=5мм
Момент сопротивления кручению сечения нетто
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных
напряжений
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
Коэффициент запаса прочности
Коэффициент запаса прочности
Результирующий коэффициент запаса прочности для
сечения Б-Б
Результаты поверки сводим в таблицу:
Таблица 4.
Сечение
|
А-А
|
К-К
|
Л-Л
|
Б-Б
|
Коэффициент
запаса S
|
9.39
|
5,05
|
2.9
|
3.18
|
2.8 Подборка и расчет муфт
Муфты выбираем по расчетному моменту и диаметру вала
по формуле
(9.1[1,с.170])
где К- коэффициент, учитывающий эксплуатационные
условия, его значение определим по таблице (9.3[7,с.172]) К=1.25
Мном – вращающий момент на валу, Н .
м
[M]-
допустимый момент для муфты, Н . м
Ведущий вал:
М1 =52.3 Н . м d1
=38
мм
Принимаем муфту втулочно-пальцевую (МУВП) по ГОСТ
21424-75 для которой [M]=250
H×м
Выбираем муфту МУВП 250
n=4000 об/мин
lцикл =58
мм-длинна полумуфты
lВТ =28
мм- длинна упругой муфты
Z=6- число пальцев
d0 =28
мм- диаметр упругой втулки
L=121 мм- диаметр муфты Д=
140 мм- диаметр муфты Д0 =105 мм- диаметр расположения пальцев С=(3…5)мм-
зазор между полумуфтами dп
=14мм-
диаметр пальца.
Упругие элементы муфты проверяем по напряжениям
смятия в предложении равномерного распределения нагрузки между пальцами по
формуле
где [s]см=2 Н/мм2
, допускаемое напряжение смятия.
Пальцы муфты, изготовлены из стали 45 ГОСТ 2050-74 рассчитывают
на изгиб по формуле
где [s]u
– допускаемое напряжение изгиба Н/мм2 определяется по формуле
где sm
–
предел текучести материала пальцев Н/мм2 по таблице 3.3(1,с.28)sm
=440
Н/мм2 тогда
Условие прочности выполнено.
Ведомый вал:
М2 =52.3 Н . м d2
=38мм
Где [M]=500H×м
n=4000об/мин
lцикл =82мм-длинна
полумуфты
dп =14мм-
диаметр пальца
lВТ =28мм-
длинна упругой муфты
Z=8- число пальцев
d0 =28мм-
диаметр упругой втулки
L=169мм- диаметр муфты
Д= 170мм- диаметр муфты
Д0 =130мм
С=(3…5)мм- зазор между полумуфтами
Проверяем упругую муфту по напряжениям смятия
Пальцы муфты, изготовлены из стали 45 ГОСТ 2050-74
рассчитывают на изгиб
Условие прочности выполнено.
2.9 ВЫБОР СОРТА МАСЛА
Смазывание зубчатого зацепления производится погружением
зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего
погружение колеса примерно на 10мм. Определим объем масляной ванны, исходя из расчета 0,25 дм3 масла
на 1 кВт передаваемой мощности:
Ртр ×
0,25,
где: Ртр – требуемая мощность
электродвигателя .
По таблице 8.8 [1, c.164] определяем вязкость масла
в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости.
При средней окружной скорости v
=
2,19 м/с < 5м/с принимаем кинематическую вязкость масла равной n
= 118 cCт.
По таблице 8.10 [1, c.165]
выбираем в зависимости от вязкости масло индустриальное И-100А по ГОСТ
20799–75.
Уровень масла контролируется при работе редуктора закрытым
жезловым. Подшипники смазываем пластичной смазкой, которую закладывают в
подшипниковые камеры при сборке. Периодически смазку пополняют шприцем через
пресс-масленки. Сорт смазки УТМ 7.15 [1, c.132].
2.10 СБОРКА
РЕДУКТОРА
Перед сборкой внутреннюю полость
корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со
сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
- на ведущий вал насаживают
мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до
80-100° С;
- в ведомый вал закладывают шпонку
и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную
втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники,
предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в корпус
редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка
крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус
с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо; в подшипниковые камеры
закладывают пластичную смазку; ставят крышки подшипников . Перед постановкой
сквозных крышек в протоки закладывают солидол. Проверяют проворачиванием валов
отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и
закрепляют крышки винтами. Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с
прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают
смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют
крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и
подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими
условиями.
Литература
1. Чернавский
С.А., Боков К.Н., Чернин И.М. и др., Курсовое проектирование деталей машин:
Учеб. Пособие для техникумов – М.: Машиностроение, 1979. -351 с.
2. Шейнблит А.Е.
Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие:– М.: Высшая шк.,
1991.-432 с.
3. Куклин Н.Г.,
Детали машин. Учебник для учащихся машиностроительных техникумов. М.: Высшая
школа,1973. -384 с.
4. Дунаев П.Ф.,
Курсовое проектирование деталей машин: :– М.: Высшая шк., 1984.-255 с.