Гибкие производственные системы (ГПС) термического и сварочного производств
гибкие производственные
системы (ГПС)
ТЕРМИЧЕСКОГО И СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВ
В состав названных ГПС
входят: ГПС отжига, ГПС закалки и отпуска, ГПС сварки. Рассмотрим состав,
структуру и принципы функционирования ГПС сварки и термической обработки на
уровне их реализации в Виде ГПМ.
ГПМ сварочного производства элементов конструкции МЭА
Выбор вида и способа сварки, где применение ПР наиболее
целесообразно и оправдано, должно проводиться с учетом предварительно
сформулированных критериев и оценок. К ним следует отнести: степень
распространенности данного вида и способа сварки; невозможность пребывания
человека в зоне сварки; необходимость выполнения комплекса движений
динамических характеристик (скорость, точность, величина перемещения масс) и
др.
Конструкторско-технологическая
характеристика свариваемых деталей
Основными способами сварки, отличающимися по характеру
внешнего воздействия на свариваемые детали, являются:
1.
холодная и
ультразвуковая сварка, осуществляемая под давлением;
2.
электронно-лучевая
и лазерная сварка, осуществляемая под воздействием теплоты на свариваемые
детали
3.
диффузионная
термокомпрессионная сварка, осуществляемая под Одновременным воздействием
теплоты и давления непосредственно или косвенно на свариваемые детали.
Каждый из перечисленных способов требует точного (в пределах
1-5 %) соблюдения параметров (толщина материала, мощность излучения,
температура, давление, усилие, скорость) и условий сварки. Соединяемые детали
должны иметь точные (в пределах ±0,2 мм) геометрические размеры и точное (в
пределах ±0,01 мм) относительное расположение.
Состав и структура ГПМ сварки
На сварочных операциях используются ГПМ сварки, которые
подразделяются на следующие виды: модули с использованием универсальных ПР для
загрузки-разгрузки сварочных автоматов; модули с использованием универсальных
ПР для загрузки-гаразгрузки контактных сварочных машин; модули с использованием
специальных ПР для автоматизации процесса дуговой и контактной сварки. ПР
используются на вспомогательных операциях и управляют ходом ТП. На рис.1
приведена типовая структура ГПМ для загрузки-разгрузки контактных сварочных
машин модели 1C. Указанная модель ГПМ предназначена для загрузки-разгрузки
контактных сварочных полуавтоматов.
В рассматриваемом ГПМ ПР берет первую деталь из
магазина-питателя и устанавливает ее в приспособление, закрепленное на
электроде машины для рельефной сварки. Затем ПР берет вторую деталь из
соответствующего магазина-питателя и устанавливает ее в первую деталь. По команде
от системы программного управления робота включается сварочная машина. По
окончании сварки ПР снимает сваренный узел и укладывает его в тару.
Рис. 1 - ГПМ сварки 1 — контактная сварочная машина; 2 - СПУ
ПР; 3 - тара для сварочных узлов; 4 — ПР; 5 — СУ ГПМ; 6 - магазин-питатель
Рис.2. ГПМ термической обработки 1 — камерная печь; 2, 6 —
ПР; 3 - подающее устройство; 4 - СПУ ПР; 5 - пресс закалоч ный; 7 — подающее
устройство для оправок; 8 - моечная машина; 9 - устройство для сушки схвата ПР;
10 - шкаф электроавтоматики ГПМ
Рис 3 - ГПМ гальванического производства: 1 - ПР; 2 - автооператор
(перегрузочное устройство) ; 3 — пост монтажа и демонтажа; 4- линия АГ-42-2; 5
— транспортируемое устройство
ГПМ термического производства
Особенности ГПМ термообработки, его состав и структура
определяются многообразием ТП термической обработки деталей, используемого
оборудования, конфигурацией деталей, материалов, организационных видов
производств и т. д.
Существуют следующие основные виды термической обработки
деталей (рис. 2): отжиг, нормализация, улучшение, закалка, отпуск, старение. К
химико-термической обработке стальных деталей относятся: цементация,
азотирование, цианирование, алитирование и др.
1.
поверхность
термообработанной детали должна оставаться светлой чистой; окалина и цвета
побежалости на поверхности детали не допускаются;
2.
не должно быть
обезуглероживания поверхностного слоя детали и ее перегрева; излом детали должен
быть мелкозернистый;
3.
не должно быть деформирования
детали под собственным весом.
Состав и структура ГПМ термообработки
Сущность ТП термообработки детали заключается в том, что
нагретую деталь зажимают между частями штампа, укрепленного на прессе, и
автоматически погружают в закалочную жидкость. Подобная закалка является одной
из тяжелых и монотонных операций в термических цехах, так как связана с
поштучным переносом нагретых деталей от печи к прессу при сохранении
постоянного высокого темпа закалки на протяжении всей рабочей смены. На рис. 2
приведен типовой ГГШ термообработки деталей модели IT, который включает в свой
состав: камерную печь, два закалочных пресса, два ПР типа ,,Универсал-15".
ГПМ
гальванического производства
Отличительной особенностью ГПМ гальванических покрытий
деталей МЭА является применение в составе модуля, наряду с ПР и транспортной
системой, двухрядных малогабаритных многопредметных переменно-поточных
гальванических линий типа АГ-42, ЛГ-44-2. В зависимости от требуемой
производительности и назначения модуля гальвано-покрытий, число ванн покрытий и
длина линии может меняться. Указанные линии выполняются из унифицированных
агрегатов, обеспечивающих выполнение группы близких по назначению
технологических операций, что позволяет разделить линию гальванопокрытий на
функционально законченные части. Так линия ЛГ-44-2, предназначенная для
химической и гальванической металлизации деталей (в том числе печатных плат),
состоит из трех агрегатов: агрегата химической металлизации; агрегата
гальванической металлизации; агрегата технологических емкостей трех
модификаций. На рис. 3 приведен ГПМ гальванопокрытий модели 1ГП
Указанная модель ГПМ предназначена для нанесения
гальванопокрытий с автоматическим транспортированием деталей и катодных штанг.
ГАЦ гальванопокрытий
деталей МЭА
Краткая технологическая характеристика основных видов
гальванических (металлических) покрытий. Среди металлических покрытий
наибольшее применение находят следующие: цинковое, кадмиевое, медное,
никелевое, оловянное, хромовое, серебряное и др. По своему назначению
металлические покрытия делятся на защитные, защитно-декоративные, специальные.
К особым свойствам можно отнести высокую твердость и способность противостоять
горению, повышенную электропроводность, повышенную стойкость к морской воде,
магнитные свойства. Для обеспечения защитных свойств металлических покрытий и
их долговечности основное значение имеет правильный выбор толщины покрытия.
Государственные и отраслевые стандарты устанавливают минимальную толщину
каждого покрытия в зависимости от материала детали, условий эксплуатации и
хранения (см. например, рис. 4). По числу наносимых слоев металлические
покрытия могут быть однослойные и многослойные. Однослойные — это покрытия
одним каким-либо металлом определенной толщины, наносимое за один
технологический цикл. Например цинковое покрытие толщиной 15 мкм, кадмиевое -
толщиной 30 мкм и др. Многослойные покрытия — это последовательно нанесенные
друг на друга слои различных металлов. Они могут быть двухслойными (медь 9 мкм
— никель 6 мкм) и трехслойными (медь 9 мкм — никель 6 мкм — хром 1 мкм).
Для прочного соединения металла покрытия с металлом детали
необходимо непосредственно перед нанесением покрытия производить подготовку
поверхности детали, заключающуюся в удалении пленок окислов, жира, загрязнений
одним из способов: механически, химически, электрохимически. Основными
параметрами гальванического покрытия являются: допустимая рабочая температура, С;
микротвердость, МПа; толщина, мкм.
Типовой ТП нанесения гальванических покрытий включает в себя следующие операции:
подготовка деталей под гальванопокрытие одним из способов, нанесение требуемого
покрытия (в один или несколько слоев), промывка детали после покрытия, сушка
детали, контроль качества покрытия детали.
Состав и типовая структура ГАУ нанесения гальванических
покрытий. Проблема высокой автоматизации гальванического производства на
предприятиях с крупносерийным и массовым выпуском продукции практически решена
применением автоматических линий жесткого цикла, позволяющих в определенных
пределах изменять программу, а также использованием автооперативных много
предметных переменно-поточных линий. Для гальванических цехов, характерных для
приборостроения, мелко- и среднесерийных производств с годовыми объемами
покрытий на 150000 м2 и частой обновляемостью продукции, разработан ГАУ
„Гальваника", участок на базе многопредметных, переменно-поточных
автоматических гальванических линий, роботов-манипуляторов для загрузки
(разгрузки) деталей на технологические спутники, перегрузки последних с цеховых
транспортных средств на загрузочно-разгрузочные позиции гальванических линий,
транспортных средств подачи деталей из зон, находящихся вне гальванического
цеха, системы транспортных устройств, обеспечивающей передачу технологических
спутников к технологическому оборудованию из помещения монтажа-демонтажа, а
также возврат их; оборудования для очистки стоков гальванических цехов и
регенерации из сточных вод серебра; золота, хрома, никеля, меди, кадмия, цинка
и других цветных металлов. Применение этого оборудования в составе ГАУ
способствует уменьшению выноса вредных веществ в окружающую среду и возврату
ценных компонентов в производство. По своей организации он обеспечивает
оптимизацию всех производственных процессов, в том числе поступление деталей на
участок, их монтаж на технологические спутники и демонтаж, транспортирование
технологических спутников по операциям
Автоматизированная система управления ГАУ нанесения гальванических
покрытий
Автоматизированная
система управления ГАУ „Гальваника" — многоуровневая. На нижнем уровне
организуются локальные системы управления модулями и транспортными средствами.
Предусматривается возможность наращивания функций системы, особенно по
управлению технологическими параметрами, с применением соответствующих датчиков
и исполнительных механизмов.
Программы
управления для данной системы могут быть введены из вышестоящего уровня
управления. Перечисленные системы реализуются на базе микропроцессорной техники
и микро-ЭВМ.
На
верхнем уровне управления локальными системами обеспечивается синхронизация
работы отдельных систем, перестройка их на требуемые технологические режимы,
маршруты, программы обработки. На этот уровень возлагается также решение задач
общего характера с выдачей соответствующих документов. Рассмотрим
функциональную структуру, технологическое, программное и организационное
обеспечение АСУ ГАУ на несения гальванических покрытий.
Основной
целью АСУ ГАУ нанесения гальванических покрытий является повышение
производительности автоматических операторных линий типа АГ-42, объединенных в
участок или цех, при точном соблюдении технологических маршрутов и режимов.
Функции
АСУ ГАУ объединены в функциональные группы: „Контроль", „Анализ",
„Принятие решений и реализация управляющих воздействий". Функциональная
группа „Контроль" осуществляет формирование информации о состоянии
технологического объекта управления (ТОУ), необходимой для реализации
последующих этапов управления. Назначением функциональной группы „Анализ"
является выработка информации, характеризующей состояние ТОУ и ход
технологического процесса. Функциональная группа „Принятие решений и реализация
управляющих воздействий" вырабатывает решения по управлению, формированию
и реализации управляющих воздействий.
Комплекс
технических средств (КТС) АСУ ГАУ состоит из управляющего вычислительного
комплекса (УВК) типа М-600, датчиков и аппаратуры управления, входящей в
комплект поставки АГ-42. УВК имеет в своем составе процессор,
оперативно-запоминающее устройство, таймер, устройства ввода перфоленты, вывода
на перфоленту, печати с клавиатурой, видеотерминал (СИД-1000), комплекс ввода
дискретных сигналов (А622-1/1, А622-2, А622-2/12), комплекс вывода дискретной
информации (А641-2, А641-5, А641-11), комплекс ввода аналоговой информации (А611
-8/2, А612-2, А612-9, БН-9А).
Источниками
информации в системе являются датчики наличия (ДН), датчики положения (ДП),
датчики крайнего верхнего положения (ДКВ), датчики крайнего нижнего положения
(ДКН), характеризующие соответственно положение катодных штанг (КШ),
автооператоров (АО) и их консолей; датчики технологических параметров; пульт
ручного ввода информации (ПРВИ) и пульт заявки на возврат (ПЗВ). ДН,
установленные на позициях загрузки и разгрузки АГ-42, сигнализируют о наличии
КШ на этих позициях. ДКВ и ДКН, размещенные на АО, совместно с ДП,
установленными на каждой рабочей позиции линии, позволяют контролировать
выполнение рабочих ходов АО. ПРВИ, находящийся у позиции загрузки, предназначен
для ввода информации о номере технологического маршрута и номере позиции, с
которой начинается обработка загруженной КШ. ПЗВ предназначен для ввода заявок
на возврат разгруженных КШ на позицию загрузки.
Список литературы
2.
Р.И. Гжиров, П.П.
Серебреницкий. Программирование обработки на станках с чпу. Справочник, - Л.: Машиностроение, 1990. – 592 с.
3.
Роботизированные технологические
комплексы / Г. И. Костюк, О. О. Баранов, И. Г. Левченко, В. А. Фадеев – Учеб.
Пособие. – Харьков. Нац. аэрокосмический университет «ХАИ», 2003. – 214с.