Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства
Оглавление
Введение. 2
Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и
идеология белорусского государства. 3
Заключение. 9
Список использованной литературы.. 10
Введение
Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит
от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы
как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной.
Национальная идея – это интегрирующая идея, призванная объединить, а не
раскалывать общество. Любая идеология базируется на национально-государственной
идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования.
Национально-государственная идея включает три основных
компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и
без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа:
независимость, стабильность и благосостояние.Национально-государственной идеей
белорусского народа выступает«построение сильной и процветающей Беларуси».
Основные этапы развития
общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства
Национальная идея формируется в ходе историко-культурного
развития общества, определяется представлениями людей о смысле, совершенстве
жизни, предназначении человека. Выбор оптимального пути развития страны во
многом зависит от наличия у общества общенациональной идеи.
Национальная идея формулирует отличие одних народов от
других. Она отражает то, в чем народы хотят подчеркнуть свое культурное и
политическое своеобразие, свою уникальность. Для американцев это общество
равных возможностей, когда каждый может добиться всего, чего хочет. Французская
идея может быть выражена в триаде «Свобода. Равенство. Братство». Для россиян
это «русская идея», определяющая ее особый путь, особую «духовность» и
«соборность».
Формирование белорусской идеи, как систематизированного
обобщения национального самосознания имеет глубинные корни. Суть ее заключается
в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия белорусского
народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках
исторического предназначения, идей существования, основаниях уникальности,
особенностях национального характера, геополитического положения и роли в
глобализационных процессах современности.
Становлению белорусской идеи способствовали смешение
духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси,
социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина,
С. Будный, С. Полоцкий), развитие белорусского самосознания в XX в. (А. Гарун,
И. Абдиралович и др.), философско-публицистические выступления и произведения
(К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В.
Ластовский).
В национальной белорусской идее воплощается историческое
стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию,
сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского
государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за
будущее страны.
Поиск национальной идеи обусловлен самим временем,
необходимостью ответа на исторический вызов, продиктованный происходящими
культурно-цивилизационными изменениями в эволюции мировой цивилизации.
Беларусь, ее интеллектуальное ядро должны дать ответ на этот вызов, найти
идентификацию белорусского социума, самоопределиться как в самих себе, так и в
рамках тех процессов, которые происходят в мировом сообществе.
Национальная идея — это выражение глубинных, высших,
общих интересов, то отсюда следует, что ее нельзя сочинить, сконструировать в
кабинетах ученых или писателей, а потом издать в виде указа. Она находится в
глубинах народного духа, и ее надо услышать. Формулировка национальной идеи —
работа интеллектуалов, национальной элиты, но сама эта идея вырастает из
народа, который является ее носителем.
Есть немало ученых, политиков, кто в выдвижении
национальной идеи видит лишь отрицательные последствия, так как она рушит все и
всяческие перегородки, законы и границы, стремится выразить себя в новой
государственности. По мнению академика Д.С. Лихачева, «жизнь по национальной
идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость
к другой расе, другому народу, другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет
к террору»,,
Национальная идея для страны должна быть
общенациональной. Она не подразумевает какого-либо национализма (например,
национальная идея, только для русских или для белорусов), не должна
противопоставлять разные этносы. Национальная идея — это интегрирующая идея,
которая призвана объединять, а не раскалывать общество. Это должна быть «идея
нации-государства», а не «нации-этноса».
Национальная идея, как правило, имеет религиозный аспект,
поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных факторов.
Создание идеологии государства обусловливает
необходимость осмысления исторического опыта белорусского народа, обращения к
прошлому, к истокам государственности. Белорусская государственность восходит
своими корнями к Древнерусскому государству – Киевской Руси, когда белорусы,
русские и украинцы составляли единый народ – Русь. В XI–XII веках была
оформлена идея общерусского единства, так актуально звучащая в наши дни.
После распада Древнерусского государства на
северо-западной его части возникло Великое княжество Литовское, в котором
белорусский этнос занимал доминирующее положение, а белорусский язык был
государственным.
В эпоху существования ВКЛ начался процесс формирования
этнического самосознания белорусов, что нашло свое выражение в развитии
белорусского языка, письменности, национальных обычаев и традиций, философской
и политико-правовой мысли. XY–XYI века, по мнению отечественных историков,
считаются периодом расцвета белорусской национальной культуры.
Вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой положило начало
национальной, культурной и религиозной дискриминации белорусов. Речь Посполитая
как государство меньше всего была заинтересована в развитии белорусов как
самобытного народа и делала все возможное, чтобы стереть из их памяти
этническую принадлежность. Однако наши прадеды, обладая высоким уровнем
национального самосознания, развернули национально-освободительную борьбу. Несмотря
на польско-католическое давление, гонения, запрет родного языка (1697 г.),
белорусы смогли отстоять и сохранить для своих потомков национальную культуру,
язык и традиции.
Присоединение белорусских земель к Российскому
государству отчасти способствовало национальному возрождению. Существенную роль
сыграло начавшееся с середины XIX века изучение быта, культуры, языка и истории
белорусов. По мысли царской администрации, оно должно было подтвердить «исконно
русский характер «Северо-западного края» и оправдать политику его русификации.
Но результаты исследований свидетельствовали о том, что белорусы являются
самостоятельным этносом.
Во 2-й половине XIX века стали возникать белорусские
культурно-просветительские и общественно-политические организации, ведущие
целенаправленную работу по формированию белорусской нации. Как сказал К.
Калиновский: «История выработала для белорусов особую национальность, и они
владеют всеми условиями для самостоятельного развития».
Однако до начала ХХ столетия государства с названием
«Беларусь» в мире не существовало. Только провозглашение 1 января 1919 года
Белорусской Советской Социалистической Республики сыграло судьбоносную роль в
становлении белорусской государственности. БССР выполнила государственную,
политическую и культурную роль объединения белорусской нации.
При всей ограниченности суверенитета в советский период
БССР позволила впервые в истории создать нашему народу эффективно действующий
аппарат государственного управления, национальную систему образования и
культуры, мощную экономику. Одним словом, заложить основу для возникновения
независимого и суверенного государства – современной Республики Беларусь.
Национально-государственное самосознание, как важнейшая
составная часть мировоззренческой основы идеологии государства – это
совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и
специфику представлений членов национальной общности о своей истории,
государственности, современном состоянии и перспективах своего
национально-государственного развития, а также о роли и месте среди других
национальных общностей и характере взаимоотношений с ними.
Национально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей
принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое
чувство своей этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и
государственной общности.
Национально-государственное самосознание лежит в основе
того, что можно назвать духом, душой, ментальностью народа. В постижении
национально-государственного самосознания важно придерживаться правила: не
вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых
сам народ не находит в своей истории. В этом плане, говоря о
национально-государственном самосознании белорусского народа, можно выделить
такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в его исторической
жизни, как: чувство братскости с русским народом; единство образа жизни,
территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для
национально-государственного самосознания белорусского народа характерно также
признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований,
ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к
историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной
безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами
мирового сообщества.
Патриотизм – любовь к родине – это еще один важнейший
компонент идеологии государства. Он связан со строем чувств, мыслей и действий
человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его
от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека,
которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной
матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность
мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше
на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине
делает человека по-настоящему счастливым. Ю.А.Гагарин говорил, что счастье –
это тогда, когда у тебя есть Родина. Любовь к Родине сродни любви к матери.
Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо Родине, тогда плохо и
человеку. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин
достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и
облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и
государственное устройство. И где бы человек ни находился, Родина, как и мать,
у него всегда одна.
Заключение
«Пакуль агонь беларускай нацыянальнай ідэі будзе гарець у
сэрцах беларусаў, пакуль наш розум будзе імкнуцца здзейсніць мару пра
дзяржаўнасць Беларусі, пакуль будзем любіць і шанаваць нашу васільковую і
шыпшынную Бацькаўшчыну, пакуль не пакінем матчыну мову, не здрадзім ёй, не
адарвемся, як той Антэй, ад роднай зямелькі нашай, датуль Беларусь будзе
непераможнай, датуль будзе жыць беларускі народ... »
Список использованной литературы
1.
Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое
пособие. Паречина С.Г.
2.
Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов.
С.Н.Князева, С.В.Решетникова.
3.
Интернет портал tut.by.
4.
Поисковый сервер google.ru.
5.
Интернет сайт twirpx.com.