Цели и механизмы политической социализации
Эссе.
Цели и механизмы
политической социализации.
Термин «социализация» (от латинского socialis -
общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает.
Политическая социализации является одной из сторон общей социализации личности.
В СССР категория «политическая социализация» стала
применяться одновременно с институционализацией политологии и развитием
политической социологии (с 1989г). В 70-80-е годы исследователи использовали
понятия «коммунистическое воспитание», «политическая культура», «политическое
формирование личности», «классовое воспитание», в рамках которых
разрабатывались как микро-, так и макроусловия процесса социализации молодежи в
политике.
Анализ имеющейся литературы показывает, что, во-первых,
проблема политической социализации молодежи в изменяющейся России не
разработана ни теоретически, ни в смысле практических рекомендаций.
Фундаментальные работы в этом направлении пока отсутствуют.
Во-вторых, все работы в теоретическом аспекте представляют
собой интерпретацию западной политической социологии, что приводит к
расхождению во мнениях относительно сущности процесса политической
социализации, факторов, оказывающих на него определяющее воздействие.
В-третьих, отсутствие общепризнанных методологических
подходов к исследованию процесса вхождения молодежи в политику на данном этапе
развития российского общества приводит к разнобою в методиках конкретных
социологических исследований и к трудностям в сравнении результатов.
Таким образом, в теоретическом осмыслении процесса
политической социализации мы находимся в начале пути, равно как и в становлении
новой российской политической системы.
Широкое распространение за рубежом получили трактовки
политической социализации с точки зрения бихевиоризма (наука о поведении).
Различают три основных разновидности политического бихевиоризма: радикальный,
классический и социальный.
В противовес теориям политического бихевиоризма в конце 50-х
- начале 60-х гг. получили распространение идеи когнитивизма, рассматривающие
политическую социализацию личности, исходя из первичности внутриличностных
структур и процессов личностного познания.
Разработкой проблем политической социализации занимаются
также представители теорий психоанализа. С точки зрения психоанализа, основа
личности закладывается до 3-летнего возраста, затем только высвечивается под
воздействием обстоятельств. Ими сделан вывод о двух типах личности:
авторитарной и конформистской.
Процесс политической социализации осуществляется двумя основными
путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов
политического сознания и политического поведения, т.е. в передаче политической
культуры старшего поколения молодому поколению. В качестве основных агентов политической
социализации в данном случае выступают такие социальные институты, как семья,
школа, церковь и т. д.
Другой путь политической социализации связан с
приобретением личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, с усвоением
нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида в
политической жизни страны, а также под воздействием разных факторов. Оба этих пути
политической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимно дополняют
друг друга, обеспечивая стабильность политической системы.
При изменении, трансформации политической системы коренным
образом изменяется и политическая социализация. Верным является и обратное
утверждение о том, что успех преобразования политической системы обеспечивается
эффективной социализацией. У. Розенбаум выделяет тезис о том, что все
правительства контролируют институты социализации. Их цель создать массовую
политическую культуру, совместимую с режимом. И когда это достигается, то
сохранить эту культуру. Если в обществе, происходят большие изменения (например
коммунистический режим превращается в некоммунистический), то элита модернизируется
и стремится переориентировать политическую культуру через реформу образования на
новые идеалы и ценности, в надежде обеспечить таким образом политический порядок
13. Приходится заметить, что российское правительство крайне непоследовательно осуществляют
контроль за процессом политической социализации.
"Воспитание и наставление начинается с самых первых
лет существовании и продолжается до конца жизни", - писал Платон. То же мы
находим и у Ф.Ларошфуко: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно
новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было
лет". От своих родителей дети получают первые уроки политических знаний и
стереотипов поведения, обретают чувство любви к родной земле. "Любовь к
родине начинается с семьи", - отмечал английский философ Ф.Бэкон.
В России семья как социальный институт переживает нелегкие
времена. Передача от поколения к поколению социально-политического опыта,
основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди
представителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политические
ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что
неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего
поколения.
Чрезвычайно важна для политической социализации школа. За последнее
десятилетие формировавшаяся долгие годы система школьного и внешкольного
образования разрушилась. Миллионы детей оказались предоставленными сами себе.
При этом социализация, осуществляемая в школе, в среде сверстников может
существенно отличаться от домашнего воспитания. Как положительный опыт в формировании
у подрастающего поколения гражданских качеств следует отметить, что изданы
новые учебники по общественным дисциплинам, в школе введен курс
"Граждановедение".
В России всегда большую роль играла армия. Весьма многогранной
и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и
военно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени были
вовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании
чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине.
Русская Православная Церковь четко определила свое место в
обществе. Церковь отказалась от участия в политике - она стремится подняться над
политической борьбой и распрями, сконцентрировать внимание на решении проблем
духовно-нравственного возрождения общества.
В связи с глубокими социально-экономическими и политическими
изменениями, происходящими сейчас в России, существует проблема ресоциализации
- весьма острая проблема. И обусловлено это, прежде всего, тем, что,
ресоциализация "предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а
переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент
данной личности".