Формы правления и политические режимы
Содержание
Введение
1. Общие положения о
формах правления
2. Основные формы
правления
2.1 Монархическая форма
правления
2.2 Республиканская форма
правления
3. Политические режимы
3.1 Значение
политического режима
3.2 Виды политических
режимов
Заключение
Список литературы
Для
характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории
содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности
государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного
развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее
выражение содержания.
В настоящее
время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы
государственного устройства и политического режима.
Под формой
правления понимается организация верховной государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Политический
(государственно правовой) режим - это совокупность приемов, способов и методов,
с помощью которых осуществляется государственная власть.
Цель
контрольной работы рассмотреть формы правления и политические режимы их
соотношение и специфику.
Задачи:
1.
Рассмотреть общие положения о формах правления;
2.
Рассмотреть формы правления;
3. Рассмотреть
значение и виды политических режимов.
• правление одного;
• правление немногих;
• правление многих или
большинства.
Каждый из
этих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называется
монархией, а правление злого - тиранией (которая сегодня именуется диктатурой).
Правление большого числа благородных граждан называется аристократией, (правление
лучших), а правление группой нечестных граждан лиц - олигархией. Если у
власти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией.
Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правление
называется охлократией (власть толпы). Греки были невысокого мнения о
демократии в принципе, называя ее властью толпы.
Так, античные
философы выделяли три правильные формы государства —монархию,
аристократию и демократию и три неправильные, означающие упадок или
искажение первых: неограниченная монархия -превращается в автократию (тиранию),
неограниченная аристократия — в олигархию, неограниченная демократия — в
охлократию анархию.
Демократия
происходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» «кратос» — «власть,
правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане
управляют своей собственной жизнью определяют общественную жизнь и оказывают на
нее влияние. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в
выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти
выступает именно народ.
Демократия
основана на признании народа в качестве источника Главные принципы демократии —
власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод,
верховенство закона разделение властей, выборность главы государства,
представительных органов.
При
демократии люди совершенно свободны в принятии решений о том, что для них
хорошо, а что плохо. Поэтому, если в обществе подобное право узурпирует
политическая партия или правительство, решая, какой экономический уклад, какое
политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу,
такое устройство нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском
режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении
возможность российских граждан распоряжаться своей судьбой была в той или иной
степени ограничена. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего
общества еще рано. При демократии правительство — это совокупность выбранных
народом высших руководителей, которые для лучшего исполнения государственных
дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ только выбирает, но и
оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только
в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который
берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления,
потому только они вправе определять, справляется со своей задачей аппарат или
нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их
налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.
2.1Монархическая форма правления
Монархия (от
греч. monarchia—единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой
верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного
главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в
большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии в
свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические,
или конституционные (ограниченные).
Абсолютная
монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Во-первых,
верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства
(монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами.
Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.
Во-вторых,
верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения
возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем
первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник.
Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти
правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят
четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к
цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора
Цхи-мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания
на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства1. В
случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения,
а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.
В-третьих,
власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях,
когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.
В-четвертых,
полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы
государства. Безответственность монарха распространяется не только на
политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный
характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления.
Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве
основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом
различии ответственности и безответственности заключается различие президента
республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент
Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели
английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не
монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на
всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней»[1].
Из всех вышеназванных особенностей абсолютной
монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный
порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки
претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие
состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным
органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в
сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским
Собором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами во
Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они
созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или
иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточивает
в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное
только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту,
подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень
ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил
Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же
оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается
почти исключительно законодательной работы. В дележе управления он, как и в
абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной
от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь
по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и
неприкосновенной[2].
Парламентская (конституционная) монархия
предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка:
«Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии.
Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом
совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые
будут рассмотрены ниже.
Сегодня в
мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран
Содружества, возглавляемого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии,
Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королева
Великобритании[3].
Большая часть стран с такой формой правления —
парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как
писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными
органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия,
Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская
Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее
рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к
абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996 г. была
принята Конституция.
Три
правильные формы правления: монархию, аристократию и демократию — можно
объединить в одну и назвать ее республикой.
В отличие от
монархии республике свойственны следующие особенности.
Во-первых,
источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе
прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия
представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем
Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа
государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные
граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в
избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все
граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый
ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права
(возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой,
расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного
государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших
органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве
государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.
Во-вторых,
высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах
народа либо соответствующей социальной группы.
В-третьих, в
республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов
государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.
В-четвертых,
обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов
государственной власти.
В настоящее
время из 190 государств в мире 150 являются республиками.
Республики
можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и
Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в
осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или
непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной
республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право
непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В
представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций
властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому
народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.
Сегодня все
республики принято подразделять на три разновидности: президентские,
парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида
называют классическими или традиционными.
Классическая президентская республика
характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается
населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает
достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной
сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет
ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может
распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на
основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый
президентом бюджет.
Сегодня к
числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести
США, Сирию.
Классическая
парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная
власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;
правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте;
возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером
партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет
ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;
допускается существование должности президента, который избирается парламентом,
либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом
реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.
В настоящее
время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются
Италия, Австрия.
Рассмотренные выше формы правления и ныне
сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но
на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков
возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особый
интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств,
проведенный профессором В.Е. Чиркиным.
«Чистых»,
традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих
государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как
правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы
правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по
юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в
Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской
республики (Колумбия по Конституции 1991 г.) «Чистые» формы правления наряду с
достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например,
президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об
этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде
государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических
республик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республике
имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные
кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской
республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя
продолжительность их существования была менее года. Включение элементов
президентской республики в парламентскую, а парламентской — в президентскую,
применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В
результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских
республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики[4].
Наиболее
характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума
недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия»
(за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное
количество членов парламента).
Наиболее
характерной чертой полупрезидентской республики является установление
ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы
правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта
тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской
Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.
3.1 Значение
политического режима
Истории
известны самые различные политические режимы: деспотический,
теократически-монархический, аристократический (олигархический),
демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный,
милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский,
военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный,
тоталитарный и ряд других.
Тем не менее
в научном обороте категория «политический режим» появилась сравнительно недавно
— в 60-е гг. нынешнего столетия. В настоящее время в политологии данная
категория используется в трех значениях.
В первом
значении политический режим полностью отождествляется с формой государства,
является ее синонимом и с этой точки зрения включает в себя форму правления и
форму государственного устройства.
Во втором
значении политический режим рассматривается не только и не столько как
государствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющее
особенности функционирования политической системы общества в целом.
Особенность
данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную
самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с
монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может
существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде
современных ограниченных монархий существует значительно более демократический
режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени
политический режим детерминирован той или иной формой государственного
устройства.
Можно с
уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и не
существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет
свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного
количества социально-экономических, общественно-политических, классовых,
религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то,
что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной
стабильности политического режима конкретного государства в конкретный
исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным
модификациям рассматриваемой формы государства.
В учебной
литературе по теории государства и права политические режимы обычно
подразделяют на две основные разновидности: демократические и
антидемократические.
Демократическому
политическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такой
формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти;
выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их
подотчетность избирателям; разделение государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание,
закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических
и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод
допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность
личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права,
свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных
органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе
оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан;
гласность в деятельности государства[5].
Антидемократический
режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным
набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности
политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические.
Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление
наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их
полное или частичное игнорирование — с другой. Типичными примерами
псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и
ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные
режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.
В зависимости
от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на
авторитарные, тоталитарные и фашистские.
Авторитарный
режим
характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли
выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов,
концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или
правительства, сведением роли парламента и других органов государственной
власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным
ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий
и других организаций.
Тоталитарный
режим
отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни
общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством
государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или
движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных
партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие,
значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.
Фашистский
режим —
это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной
власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине
которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями.
Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы,
уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей
деятельности на массовый идеологический и физический террор. Фашизм — это
явление XX в. Впервые он возник в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в
1922 г. фашистами установилась соответствующая диктатура, которая
просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая
рабочая партия во главе с А.Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих
выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила
режим кровавой фашисткой диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских
режимов но существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.
Формы
правления — организация власти, характеризуемая формальным источником. В
монархии формальным источником им является одно лицо: король, царь, фараон и т.
д. В республике им кону источником власти является большинство.
До сих пор в
науке не утихают споры о том, как надо правильно классифицировать формы
правления. Предлагают самые разные и варианты, но все сходятся в том, что самой
лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три основные формы (монархию,
аристократию, демократию) и три извращенные формы (тиранию, олигархии
охлократию).
С того
времени ничего принципиально нового научная мысль придумала, она лишь перекраивала
то, что было создано прежде, почему прогресс науки вдруг остановился? Возможно,
что причиной служит закономерность истории: она повторяется в своих главных
чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной под новые
условия форме. Человечество подолгу примеряет себе ту или иную форму правления,
что-то меняя в ней, и совершенствую либо, отвергая сразу неудачный проект.
Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.
Таким
образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической
категорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формы
правления, формы государственного устройства и политического режима.
1. Гугенбергер Б. теория
демократии // Политические исследования, 1991 №4
2. Зеркин Д.П. Основы
политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2001.-
3.
Краткий
словарь. Основы политологии. М.; 2003.
4.
Мельник
В.А. Политология. Учебник для Вузов. Минск 2004.-
5.
Панарин
А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 1998.-
[1]
Теория
государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- с.384
[2] Панарин А.С. Политология. Учебник
изд. «Проспект» М.; 1998.-
[4]
Теория
государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- с. 392
[5] Гугенбергер Б. теория демократии // Политические
исследования, 1991 №4