Теория власти и властных отношений
Реферат по политологии
на тему
«Теория
власти и властных отношений»
Содержание
1. Социальный порядок и
власть
2. Сущность власти и её
особенности
3. Господство как форма
власти
4. Проблема власти в
современной России
1.
Социальный порядок и власть
Известно,
что общество отличается от природы социальной организацией, наличием
социального порядка. Установлению социального порядка способствует целый ряд
механизмов, регулирующих поведение людей путём упорядочивания и согласования
совместных действий. Согласованию поведения отдельных индивидов способствуют,
во-первых, обмен, понимаемый как взаимное предоставление услуг, имеющих
ценность для обеих сторон; во вторых, их общий интерес, в третьих,
солидарность, обусловленная общность чувств, возникающих на основе родственных,
этнических, расовых уз, религиозной принадлежности, преданности какой-либо идее
и т.д.
Во всех 3-х
случаях стороны, чьи действия согласуются, не только равноправны, но и, как
правило, сами устанавливают образцы своего поведения. Авторитарных действий,
проявления господства в форме навязываемого распределения социальных ролей при
этом не наблюдается.
Если же
социальный порядок в ходе совместных действий устанавливается при помощи
власти, то образцы поведения постулируются уже не самими участниками
коллективных действий, а внешними факторами, т.е. лицам выступающими в качестве
субъектов власти, как бы (генерирующими) отношения господства и подчинения.
2. Сущность
власти и её особенности
Категория
«власть» по своему объёму является более общей, чем категория «политика» и,
можно сказать, гораздо более древней, так как существовала в отдельных своих
проявлениях еще в родовом обществе.
Из
множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное
определение М. Вебера, согласно которому власть- это принуждение человека к
действию либо бездействию помимо его воли.
Власть как
социальный феномен обладает рядом специфических признаков. Так, например, для
нее характерна всеобщность- она способна проникать во все сферы деятельности
отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов. Далее,
функциональным признаком наличия власти выступают порядок и согласованность
действий сторон, обусловленные различными факторами, например, общей
материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием,
привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или
вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению.
По
содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную,
экономическую, политическую, информационную и т.д.
3. Господство
как форма власти
По форме
проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и
господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путем следованиям конкретным
моделям или образцам поведения, идеалом и мировоззренческим установкам, тактическим
или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через
команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями, регулирующими,
например, условия трудовой деятельности с точки зрения предоставления или
изъятия каких либо благ или привилегий.
Господство-
это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому,
что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е
легитимными.
Традиционная
форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства
определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность,
субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями
предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него
власти и т.д.
Рационально-легитимное
государство основывается на предположении, что существующая политическая
система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что
соответствуют общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на
выборах.
Харизматическое
господство отличается от остальных тем, что опирается на бессознательную веру
масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание
некими выдающимися качествами.
Господство
всех трех видов признаётся законным, так как основывается на обыденном
представлении, что всякая власть- от Бога, либо заложена основателями династии,
либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан и т.д. Иными
словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определённой мере тоже
имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон
выходящее. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь
имеет прямой, а не опосредствованный характер. В обоих случаях субъект и объект
власти испытывают потребность в признании существующей власти законной,
обоснованной в правовом отношении.
Чтобы
власть была признана законной, она должна соответствовать общепринятым
моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный
контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит общепринятому
распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.
Общественным
мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда
она неэффективна, например, неспособна бороться с коррупцией и организованной
преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в
реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма
по их реализации.
4. Проблема
власти в современной России
В настоящее
время в России господствует по сути авторитарный политический режим: принципы
демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть
представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным собранием, состоящим
из Государственной Думы и совета федерации. Функции исполнительной власти
выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает
Конституционный Суд.
Для
современной России характерно противостояние двух тенденций.
С одной
стороны, принята на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего
президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не
соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как
законодательная, так и исполнительная власть в лице правительства; полномочия
Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного
суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат, уже больший по численности, чем
в СССР, постоянно реорганизуется и, следовательно, не работает как должно, а
присматривается к новому начальству и ждет новых назначений.
С другой
стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный
компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой
информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению
в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит, покажет
ближайшее будущее.
Список
литературы
1. Белов Г.А. Политология:
Курс лекций-М: ЧеРо, 1996.
2. Вебер М Избранные
произведения- 1990.
3. Макиавелли Н
Государь.-М.: Планета, 1990
4. Паренти М. Демократия для
немногих.- М.: Прогресс, 1990
5. Политологический словарь/
Под ред. В.Ф. Халипова.- М.: Высшая школа, 1997
6. Политология:: Курс
лекций/ Под ред. М.Н. Марченко-1997.
7. Политология. Учебное
пособие для вузов/ Под ред. Г.В. Полуниной.- М.: Акалис, 1996.