Россия после 20 века
Содержание
Введение
Россия после XX
века
Заключение
Список литературы
Все среднесрочные и долгосрочные
прогнозы развития России в XXI веке, которые давали как
отечественные, так и зарубежные специалисты в конце 1990-х годов, как правило,
пессимистичны.
Предрекался один и тот же набор
"ужастиков": демографический упадок и падение качества человеческого
капитала, экономическая и технологическая деградация, закат демократии и
возврат к тоталитарным методам управления государством и т.д. и т.п.
Как следствие - откат страны в
разряд третьестепенных государств мира, по существу на периферию мирового
развития с последующим её расчленением и дележом "российского наследства"
более успешными международными актерами - КНР, США, Евросоюзом, Японией и
исламскими странами.
Это возможный сценарий, но не
единственный. Польза от него в том, что он должен был мобилизовать нацию на
действия, предотвращающие его реализацию.
Однако для правильного
выстраивания таких действий нужны, конечно, не истерики и даже не эмоции, а
трезвые и холодные оценки сложившейся военно-политической обстановки, на основе
которых только и можно строить реалистичные прогнозы развития мира в целом и
России, в частности.
Участниками различных "круглых
столов", симпозиумов, телемостов и т.п. были предложены и выработаны следующие
оценки и прогнозы, исход.
В краткосрочной перспективе (3
года - 5 лет) внешняя угроза для Российской Федерации невелика. Трудно
представить, что в ближайшие годы какое-либо государство мира осуществит вооружённую
агрессию против России.
Хотя НАТО превратилась в
доминирующую военную силу в Европе, у нас нет острых политических или
экономических конфликтов со странами альянса, способных перерасти в
крупномасштабную войну.
В этот период Россия сохранит
статус ядерной державы. Надо полагать, что полностью не будет разрушен и режим
контроля над вооружениями, который в целом обеспечивает как предсказуемость
военно-политической ситуации так и достаточное стратегическое предупреждение и,
по существу, устраняет опасность внезапного нападения.
На новые серьезные соглашения в
этой области с США рассчитывать, однако, не стоит. Вполне вероятно в этот
период расширение "ядерного клуба", дальнейшее распространение ракет
и ракетного оружия.
В целом возможность внешней
военной агрессии представляет сейчас для России куда меньшую угрозу, чем
достаточно вероятная внутренняя социально-политическая дестабилизация, растущий
разрыв в уровне жизни богатых и бедных граждан, демографический упадок,
продолжающаяся технологическая деградация, экологические и техногенные
катастрофы, связанные, в частности, с изношенностью основных фондов.
Следует признать, что главные
угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются
следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших
республик Советского Союза.
Исходя из этого, приоритеты
национальной безопасности России следует расставить следующим образом.
На первом месте находятся
внутриполитические и социальные задачи - защита прав и свобод личности,
построение основ гражданского общества и эффективного демократического государства.
На втором - технологическая
модернизация, включающая обновление основных фондов, обеспечение перехода к
инновационной модели экономического развития и мировой конкурентоспособности,
формирование доступной и качественной социальной инфраструктуры, присущей
успешным постиндустриальным обществам (здравоохранение, образование, пенсионное
обеспечение, доступное жилье и проч.) и повышение благосостояния граждан.
В среднесрочной перспективе (10-15
лет) угроза может возрасти, прежде всего, на Юге. В условиях, когда исламский
экстремизм в мире нарастает, Россия оказывается перед лицом агрессивных режимов
Ближнего и Среднего Востока.
Если не удастся дипломатическими
средствами предотвратить конфронтацию с исламским миром, возможно развитие
противоречий с некоторыми мусульманскими странами, стремящимися добиться
господства в широком географическом регионе, - от Боснии до Таджикистана.
При худшем варианте развития
событий Россия может столкнуться здесь даже с несколькими войнами масштаба
афганской на своей территории или на территории СНГ.
Весьма вероятна в этот период
дальнейшая деградация имеющихся механизмов международной безопасности (ООН,
НАТО, ОБСЕ и др.), а также основных режимов нераспространения ОМУ и средств его
доставки, в первую очередь ракет и ракетного оружия.
Что касается Запада и Востока,
то здесь нельзя исключать ухудшение ситуации, но прямая военная угроза с этих
направлений маловероятна. Правда, если за это время не будет создан механизм
реального партнерства между Россией и НАТО, альянс останется замкнутым военным
блоком и не будет трансформирован в миротворческую организацию с участием
России, а военная инфраструктура НАТО вплотную придвинется к нашим границам, то
положение может существенно осложниться, не исключая возобновления противостояния
между Россией и Западом.
Кроме того, следует отдавать
себе отчёт в том, что уже в среднесрочной перспективе роль ядерного оружия в
обеспечении национальной безопасности будет неуклонно падать, а Соединённые
Штаты в этот период выйдут на создание и оснащение своих вооружённых сил
оружием "пятого" (а затем и "шестого") поколения (новейшим
высокоточным обычным оружием с мощной информационной составляющей), с помощью
которого они смогут решать любые военные задачи практически бесконтактным
способом.
Россия сможет конкурировать, а в
некоторых областях - и превосходить, в этом с США. Следует ожидать
развертывания США в течение 10 лет не только тактических систем ПРО, способных решать
задачи борьбы с некоторыми (но не всеми) стратегическими силами России, но и
элементов территориальной системы ПРО.
Кроме того, если России не
удастся наладить серийное производство вооружений "пятого" поколения
(включая, например, аналог американского истребителя "JSF"), -
возможно, и через кооперацию с ведущими странами ЕС, то мировой рынок
вооружений будет монополизирован США, и Россия, скорее всего, навсегда утратит
свои позиции мирового поставщика современного оружия. Тем самым ею будет
утрачен весьма серьезный рычаг влияния на мировую политику в целом.
В среднесрочной перспективе не
исключено возникновение серьёзных противоречий между Китаем и российскими
союзниками в регионе (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), а также между Китаем и
важной для России нейтральной Монголией. Хотя в настоящее время нет оснований
прогнозировать какие-либо агрессивные намерения со стороны Китая, ряд
объективных факторов не позволяет полностью сбросить со счетов возможность
серьёзных противоречий между Китаем и Россией, способных создать проблемы
безопасности и для российской территории (Забайкалье и Приморье).
Как отметил глава МИД России
Сергей Лавров, выступая на международном симпозиуме "Взгляд вперед: Россия
в XXI веке", "…идёт естественный процесс формирования новой
международной архитектуры, как политической, так и финансово-экономической. Архитектуры,
которая отвечала бы новым реалиям".
"Одной из таких реалий
является возвращение России в глобальную политику, экономику и финансы в
качестве активного и полноценного игрока. Это касается нашего положения на
мировом рынке не только энергоносителей, но и зерна, наших лидерских позиций в
области ядерной энергетики и космоса, наших возможностей в сфере наземного,
воздушного и морского транзита, да и роли рубля как одной из наиболее надежных
мировых валют", - заявил С. Лавров.
Россия стремится к мировому
лидерству. Но, как известно, состояние прав человека в нашей стране оставляет
желать лучшего: коррупция, нарушение соблюдения демократических правовых норм,
печальное положение свободы слова и СМИ, политических прав, дедовщина в
вооруженных силах, условия содержания в тюрьмах, создающие "угрозу для
жизни", ограничения на передвижение граждан и институт прописки,
ограничение свободы вероисповедания, этническая дискриминация и др.
1. Россия в XXI веке: как сохранить страну? / Материалы заседания
"Открытый Форум" от 14 июня 2006 года.
2. Взгляд вперед: Россия в XXI веке. / Материалы международного симпозиума.
- М., 2007.