Политизация и социализация современной молодежи
Введение
Трансформационные процессы в России в 90-е годы XX – го столетия
внесли радикальные изменения во все стороны социальной жизни. В стране резким
путем произошла смена социально-экономических и политических отношений,
вызвавшая кризис ценностных ориентаций в обществе, снижение
морально-нравственных ориентиров, снижение не только общего уровня культуры, но
и уровня политической культуры населения, деформацию механизмов общей и
политической социализации.
Социализация молодежи в системе политической культуры
Особое значение изучение формирования политической культуры, а в
частности и политической социализации приобретает в переходных обществах
подобно России, которая переживает структурную трансформацию политической и
экономической систем, деформацию социальных институтов. В результате смены
политического режима в начале 90-х гг. XX века в нашей стране старая система
политической социализации оказалась ликвидированной, а новая так еще и не
сформировалась. Что в свою очередь откладывает отпечаток на уровень политической
культуры граждан.
Поэтому, в настоящее время остро встает вопрос о политической
социализации граждан, которая была и остается актуальной для любого общества,
независимо от его социально-экономического и культурного потенциала.
Но главное, что в особо трудных условиях перехода оказалось
молодое поколение страны, которое в 90-е годы оказалось, предоставлено само
себе. Поэтому особого внимания заслуживает изучение процесса политической
социализации молодежи, как самой подвижной и восприимчивой части общества.
Сейчас молодежь особенно открыта всем новым условиям общества: как свободе
выбора, так и непредсказуемости происходящего. От того, какие именно ценностные
ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть
направленность развития самого общества и успех демократических преобразований
в стране.
За прошедшее время заметно ослабло воспитательное воздействие на
молодежь со стороны семьи, системы образования, общественных организаций и
политических институтов. Кардинальные преобразования в социально-политической
системе значительно изменили роль и функции институтов политической
социализации.
Для анализа роли и значения политической социализации молодежи в
жизни общества нами выбрана Астраханская область. Причиной выбора данного
субъекта для исследования заключается в том, что Астраханская область после 1997 г.
усилила свой вес на политической арене государства. Это связано, прежде всего,
с получением приграничного статуса после распада СССР, появлением статуса
морского порта, наличием Каспийской военной флотилии, наличием природных
запасов, которые делают Астраханскую область привлекательным объектом
инвестирования. Кроме того, особенности социально-политической структуры
региона во многом отражают срез общероссийской социальной структуры, что
выражается в наличии следующих моментов:
– многонациональный состав области;
– сложный конфессиональный состав;
– высокая миграция населения в силу отсутствия оградительных
законов;
– традиционализм государственной ориентации;
– повышенная потребность в стабильности в связи с новым
географическим положением;
– традиционная ставка на сильного лидера и сильное
государство.
Социальная структура населения Астраханской области по основным
социально-демографическим показателям соответствует средним по России. Это
правомерно утверждать и относительно политических ориентаций населения.
Результаты практически всех избирательных кампаний 1990–2008 гг.
соответствуют с точностью до нескольких процентов общероссийским показателям
(за вычетом двух столичных центров).
Государственная молодежная политика
Вопросы государственной молодежной политики на современном этапе
развития общества должны рассматриваться и решаться последовательно и
стабильно. Опыт работы республиканских государственных органов по делам детей и
молодежи, положение молодежи убеждают, что грамотная последовательная
молодежная политика – непременное условие прогрессивного развития общества,
государственная молодежная политика в широком смысле – это внутренняя политика
государства с точки зрения интересов общества и самой молодежи.
По оперативным статистическим данным на начало 2008 года в
Республике Татарстан проживало 3762,8 тыс. человек, среди них 74,7% – городское
население, 25,29 – сельское. В том числе лиц в возрасте от 0 до 14 лет – 575483,
то есть 15,3% от общей доли населения РТ, а лиц в возрасте от 16 до 29 лет –
868250, то есть 23% соответственно.
Суммарно когорта в возрасте от 0 до 29 лет составляет 1443733
человек – 38,3% Принятие в октябре 1993 г. Закона РТ «О молодежи» дало
правовую основу для создания республиканского органа исполнительной власти,
призванного на государственном уровне решать проблемы молодежи, исходя из
потребностей общества и в интересах самой молодежи. Решать не эпизодически,
фрагментарно, а на основе системы действий, комплексного подхода. Республика
Татарстан один из немногих субъектов федерации России, где ведением вопросами
молодежи занимается специализированное Министерство – Министерство по делам
молодежи, спорта и туризма РТ.
В мае 2001 г. Указом Президента РТ создано Министерство по
делам молодежи и спорту Республики Татарстан, введена вертикальная структура
управления. Территориальные органы по делам молодежи и спорту являются
структурным подразделением Министерства. Объединение двух важнейших социальных
явлений физкультуры, спорта и молодежной политики – как показывает опыт,
позволяет комплексно решать проблемы формирования здорового образа жизни
молодого поколения, профилактики социально-негативных явлений, развития
детско-юношеского спорта.
На 8% увеличилось число людей средней обеспеченности. Лиц, которые
могут позволить себе лишь небольшие покупки из одежды, обуви 48,4%, тогда как 17%
денег хватает исключительно на еду и самое необходимое. Необходимо отметить
рост социально-экономической дифференциации: 12% покупают все, что хотят, а 11%
покупают дорогие товары, предметы длительного пользования. В столице республике
отмечается наиболее высокий уровень жизни, в отличие от других городов и
сельской местности. В целом подобная ситуация совпадает с общероссийской. «В
мегаполисах доля бедных в составе населения несколько меньше, чем в других
городах, доля благополучных слоев населения – несколько больше, чем в
провинциях. Но и в тех, и в других большинство населения (60%) составляют люди,
имеющие примерно одинаковый уровень жизни» (Юрченко, 2008). Для молодежи в
крупных городах предоставляется больше возможностей. Молодежь райцентров в
настоящее время испытывает большие трудности в сфере получения необходимого
образования, дополнительного обучения и последующего успешного трудоустройства.
Молодежь РТ имеет в целом сравнительно невысокий уровень жизни (Бариев, 2007).
Причины этого молодое поколение видит в низкой зарплате – 43,9%, отсутствие
работы – 16,7%, высоких ценах – 32,3%, плохих условиях труда – 21%.
Вместе с тем, важно подчеркнуть, что существенно меняются
предпочтения молодежи: 30% опрошенных имеют личный автомобиль. Это сказывается
на отношении молодого поколения к жизни, его образе и стиле. 68,9% респондентов
относят себя к гражданам средней обеспеченности. Эти притязания могут
повышаться или понижаться в связи с различными событиями в жизни страны. Число
россиян, претендующих на то, чтобы жить лучше большинства, значительно выросло
в январе 2000 г. – до 19% (1999 г. – 12%). К настоящему времени это
число стабилизировалось на уровне 17%. Самая заметная тенденция в «путинский»
период – рост числа людей, ориентирующихся на то, чтобы жить не хуже
большинства: с 46% в январе 2000 г. до 55% в настоящее время. Это хороший
потенциал формирования устойчивого среднего класса. В понимании молодежи РТ для
успешной жизни важны (по рангу): хорошее образование, здоровье, удача, деньги,
талант, умение работать с полной отдачей, влиятельные знакомые, помощь родственников,
умение приспосабливаться к ситуации, авантюризм. Анализируя полученные
результаты исследования социального самочувствия молодежи Поволжья, которое
проводилось в июне – октябре 2007 года в десяти регионах (Морозова, 2008),
можно утверждать о бесспорной доминанте оптимистического настроения в
молодежной среде.
Ее составляют респонденты, подчеркнувшие варианты ответа «я думаю,
что сам выстою в любых условиях» и «я думаю, что сам выстою в любых условиях».
Их доля (суммарно) составляет 57,9% и в два с половиной раза превышает число
молодежи, пессимистически настроенной, отметившей, что со страхом думает о
будущем, боится за своих детей, их жизнь (22,9%).
Вместе с тем, полученные данные подтверждают вывод, что в
молодежном сознании укрепляется установка на собственные силы, «опора на
собственные ноги». Об этом свидетельствует малая доля респондентов,
рассчитывающих на помощь родителей, родственников (11,5%) и совсем
незначительное число (5,7%) опрошенных, возлагающих на помощь государства.
Государственная молодежная политика за минувшее время вышла на
более высокий уровень как в реализации ее исходных принципов, так и
практических действий в сравнении с федеральным центром особенно за последние
два года. Таковы общие черты пятнадцатилетнего развития государственной
молодежной политики в Татарстане.
Особенности прогрессивных общественно-политических движений
В течение многих лет молодежь считалась и являлась наименее
политически активной частью населения. Это касалось как собственного участия в
политической жизни (членства в партиях, электоральной активности, которая
возрастает от более молодых групп к более старшим, достигая максимума среди
пенсионеров), так и просто интереса к политике: среди зрителей новостных и
аналитических программ телевидения молодежь составляет ничтожную часть. Однако
за последние несколько лет быть политизированным стало модно. Молодёжные
движения и объединения стали расти как грибы после дождя, заполнили вакуум
реальной политической жизни. Их деятельность сопровождают эффектные «уличные»
методы – митинги, демонстрации, шествия, пикеты; сами эти движения порою очень
неуклюже смотрятся, но их нельзя не заметить. Они существуют не только на
страницах газет и в думских коридорах – они на улице. Сейчас на этом поле
действует сразу несколько сил самой различной политической ориентации,
современное общественное движение вариативно по направленности деятельности,
разнообразно по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.
Следуя формуле американского политолога Г. Лассуэла, ставшей
классикой коммуникативистики, мы попытались рассмотреть молодежные
общественно-политические движения как одну из составляющих данной схемы, а
именно, как канал политической коммуникации. Однако ответ на не менее важные
вопросы в этой графической схеме: что несут эти новые массовые образования,
возникшие стихийно или созданные по инициативе и поддержке администрации, кому,
а главное насколько эффективен процесс политической коммуникации – в
современной России неоднозначен и противоречив. В осноке нашего исследования –
статистические показатели общественного мнения на предмет узнаваемости
молодежных организаций, аналитические отчеты и репортажи о проводимых акциях,
нашедшие свое отражение в средствах массовой информации, нормативно-правовая
база самих движений.
По итогам анализа мы выяснили, что молодёжные движения, несмотря
на количественный рост за последние 8 лет и разнообразие идеологической
направленности, позиционируются как охранительные и, в противовес оранжистским
и ультранационалистическим движениям, стоят на защите Государства Российского
от революций и потрясений. Они осуществляют приоритетную деятельность по
реализации «государственного заказа», организации и движения служат одним из
эффективных инструментов воспитания и контроля молодого поколения, что резко
увеличивает количество «искусственных», конъюнктурных организаций, создаваемых
«сверху» (государственной властью) или «со стороны» (экстремистскими
организациями, зарубежными фондами, коммерческими структурами).
Заключение
В ходе проведения анализа, мы приходим к выводу, что имеющиеся
институты политической социализации: семья, система образования, армия, СМИ,
политические партии, общественные организации и т.д. сами переживают
определенный кризис, не ставят своей целью политизировать молодежь. А чаще
всего, их деятельность разнонаправлена, не способствует политическому
воспитанию молодых граждан. Таким образом, мы видим, что самостоятельно сделать
успешным процесс политической социализации молодежь не в состоянии, требуется
активная поддержка окружения, общества. Но тут возникает другая проблема – в
России гражданское общество не сформировано. Выходит на поверхность только один
выход – государство. Аналогично временам СССР, должно взять на себя процесс
политической социализации молодежи и только в этом случае этот процесс может
быть успешным.
Список литературы
1.
Артюхович Д.
(2007) Проблемы политической социализации молодежи в современной России //
Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», выпуск 10.
2.
Горяева Т.Н.
(2006) Социализация молодежи // Аспирант и соискатель, №2.
3.
Зелетдинова Э.А.
(2008) Механизмы демократизации региональной властной элиты: политологический
аспект: дисс. …доктора полит. наук. М.
4.
Карпова Н.В.
(2006) Политическая культура в процессе становления гражданского общества //
Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, №1.
5.
Бариев М.М.
(2008) Десятилетие реализации государственной молодежной политики в Республике
Татарстан: опыт, проблемы, перспективы. Казань.: УНИПРЕСС
6.
Бариев М.М.
(2007) Этапы формирования и стратегия развития государственной молодежной
политики в Республики Татарстан. Казань.: УНИПРЕСС
7.
Левада Ю.А.
(2008) Уровень жизни; жизненные притязания россиян. М.: АСТЭР
8.
Морозова Г.В.
(2008) Научно-методическое обеспечение государственной молодежной политики в
РТ. Казнь.: УНИПРЕСС
10.
Юрченко В.И.
(2008) Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность. М.: ИС
РАН
11.
Г.Г. Почепцов.
Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2008.