Место и значение политики в жизни общества
Введение
1
Роль политики в жизни современных обществ
2
Место политики в жизни современных обществ
3
Методология познания политической реальности
Заключение
Список
литературы
На рубеже
тысячелетий изменился международный климат, который стал более благоприятным
для межгосударственного сотрудничества, однако политические изменения сняли
только часть противоречий между восточными и западными странами,
ближневосточными государствами.
Современная
мировая политика стала ареной обостряющейся борьбы глобального и
внутриполитических начал.
Под влиянием
интеграционных факторов в мире активно формируются предпосылки для дальнейшего
сплочения национальных государств, создания гуманистического мирового порядка,
постепенного складывания глобального гражданского общества, утверждения норм и
принципов культуры мира в отношениях между народами. Все больше государств
приносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую
области. Практическими результатами таких интеграционных связей уже сегодня
можно назвать: подрыв монопольного положения великих держав как единоличных
вершителей судеб мира; демократизацию международного сотрудничества. Такие
тенденции ведут к формированию логики развития многополярного мира, который в
свою очередь подвергается серьезным испытанием.
Неуклонное
расширение субъектов международной политики влечет за собой и разрастание
мотиваций поведение во внеполитической сфере. Сила, престиж, выживание,
усиление контроля над ресурсами становятся источниками постоянных и
непрограммируемых подвижек в мировой политике.
Цель работы –
определить место и значение политики в жизни общества.
Задачи работы
– представить понятие политики; обозначить место политики в жизни современных
обществ; рассмотреть методологию познания политической деятельности.
Реальность
современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию
государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей.
Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права,
требуются изменения структуры ООН и других международных организаций в
соответствии с целями гуманизации и демократизации мировой политики.
Политика –
совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного
взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования власти в
целях реализации своих общественно значимых интересов[1].
В этом смысле
политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп,
соперничающих и друг с другом и с правительством.
Среди
групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых
грозила резким нарастанием социальной напряженности.
Так
сформировалась мощная общественная потребность в новых и эффективных способах
регулирования человеческих отношений. Эта потребность реализовывалась по мере
становления государства – как специфического общественного института. Только
государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить
реализацию групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок
и стабильность социальной жизни.
Таким
образом, деятельность государства имела целью примерить противоборствующие
стороны и обеспечить условия для выживания всего общества в целом.
Как
глобальный механизм регулирования социальных отношений политика – есть способ
рационализации межгрупповых конфликтов. С момента своего зарождения государство
служит тем центром силы, который способен принудительными методами
организовывать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей.
С этой точки
зрения политика представляет собой способ упрощения конфликтов, когда все их
многообразное содержание подводится под общий знаменатель государственной воли.
2 Место политики в жизни современных обществ
Политика –
сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию
решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству,
соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния
политика осуществляется внутри любой общественной группы.
Анализ
различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет
сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех
взаимосвязанных аспектов: как сфера общественной жизни; как один из видов
активности социальных субъектов и как тип социальных отношений между
индивидами, малыми группами и т.д.
В первом
аспекте политика предстает элементом структуры общества, за которым закреплены
функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и
поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми,
регулирования ресурсов и управления общественными делами.
Второй аспект
связан с интерпретацией политики как способа совокупной и индивидуальной
активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального
поведения.
Третий аспект
– характеризует политику как тип конфликтных отношений и социальных
взаимодействий.
В структуре
политики выделяются форма, содержание и процесс.
Форма
политики – это ее организационная структура, институты (государство, партии и
т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и
позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Содержание
политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия
политических решений, в проблемах, которые она решает.
Политический
процесс – совокупность действий институционализированных и
неинституционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций
в сфере власти; эти действия обусловливают формирование и функционирование
политической системы общества. Различаются:
Базовые,
основные политические процессы, характеризующие разнообразные способы включения
масс в политику (политическое участие), способы преобразования индивидуальных и
групповых интересов в политические решения (государственное и местное
управление).
Периферийные
политические процессы, характеризующие динамику формирования и развития
отдельных политических институтов (партий, ассоциаций, групп интересов и т.д.).
Причем, последние не оказывают существенного влияния на поведение власти.
Политический
процесс может протекать в явной и латентной (скрытой) форме[3].
Политика
может осуществляться на нескольких уровнях:
- на низшем
уровне решаются местные проблемы и политическая деятельность на этом уровне
ведется в основном отдельными индивидами
- локальный
уровень требует государственного вмешательства, наиболее активно политика
проводится группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии
своего региона;
-
национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что
определяется положением государства как основного института распределения
ресурсов;
- на международном
уровне основными субъектами политической деятельности выступают суверенные
государства.
Роль политики
как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами:
универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически
на все стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или
проникающей способностью, те возможностью безграничного проникновения и, как
следствие, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями,
отношениями и сферами.
Значение
политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе, и которые
характеризуют важнейшие направления ее воздействия на общество:
1.
Обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы,
интеграция различных слоев населения;
3. Выражение
властно-значимых интересов всех групп и слоев общества;
4.
Авторитарное распределение ценностей в обществе;
5. Политическая
социализация личности;
6.
Мобилизация и достижение эффективности общей деятельности[4].
Политика в
своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого
ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать
свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от
выполнения ее следующих функций:
- выражения и
реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
-
рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного
характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
-
распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых
приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
- управления
и руководства общественными процессами как главного метода согласования
групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального
развития;
- интеграции
общества и обеспечения целостности общественной системы;
-
социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и
общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для
реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих
последствий подсознательных реакций на политические процессы;
- обеспечение
коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по
поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические
институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением
(политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с
конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшиз – особые
техники связи с общественностью)
- созидания
действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые
отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в
соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы
организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между
человеком и природой[5].
3 Методология познания политической реальности
Политология,
как и любая научная дисциплина, имеет свои собственные методологию и методы
исследования. Это совокупность средств и приемов, используемых исследователем
при решении интересующих его проблем.
Методология
представляет собой определенный способ видения и организации исследования,
систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, в совокупности
составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем.
Общественно-политические
реальности слагаются из действий людей и характеризуются динамизмом и
постоянной изменчивостью. Политика имеет дело с пониманием и толкованием
человеческих целей.
Исследование
мира политического предполагает не только установление объективных
причинно-следственных связей, но также признание правомерности суждений о
вероятной сущности общественно-политических процессов.
Центральной
методологической проблемой политологии, важнейшей ее социальной задачей
является познание и определение политических закономерностей.
Методы – это
средства анализа, способы проверки и оценки теории.
Как
отмечалось выше, политология является междисциплинарной наукой. На ее
формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет
пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах
и средствах политического исследования. Политология не разрабатывает
собственных специфических методов исследования, а использует для изучения
политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так
политическая философия опирается на философскую методологию постижения
реальности, существо которой составляет умозрительная рефлексия с ярко
выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций
определенного социального идеала.
Значительное
место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод.
С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система,
которая специализируется на такой функциональной проблеме, как достижение цели.
Важнейшая функция любой системы – устойчивость, которая обеспечивается
функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за
счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход
позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального
действия политических систем. В качестве систем могут быть рассмотрены любой
политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.
Но системный
подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как
национальная, религиозная и иные особенности. Дополнением
системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод
опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности
проявления политического поведения. Сравнительный метод предполагает
сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства,
политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода
расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта
других стран и народов.
Но
политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных
рассуждений перешла на почву реальной жизни, а это требует использования
эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и
документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет
проводить количественное выражение в измерении политических явлений, а
следовательно и возможность использования математических методов и компьютерной
техники.
Конфликтные
взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики.
Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового
диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера,
протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и
организаций. Микрополитика – более низкий уровень межличностных или
внутригрупповых отношений.
На каждом
уровне политические процессы формируют специфические институты, механизмы и
технологии разрешения конфликтов и регулирования споров.
Мир
политического – это сложный и многослойный комплекс явлений, и функций
важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения
консенсуса между государствами.
Важной
задачей политологии является изучение закономерностей, основных норм и
особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и
других субъектов международных отношений в современных условиях. Эта проблема
приобрела особую актуальность в наши дни, когда особенно значимо исследование
механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе
разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между
государствами.
1. Василик М.А. Политология.
Словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Зеркин Д.П. Основы
политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.-
3.
Краткий
словарь. Основы политологии. М.; 2003.
4.
Панарин
А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 2003.
5. Петровский А.В. Политология.
М.: Прима, 2001.
[1]
Краткий словарь. Основы политологии. М.; 2003. С. 226.
[2] Панарин А.С. Политология. Учебник изд.
«Проспект» М.; 2003. С. 91.
[3] Петровский А.В. Политология. М.:
Прима, 2000. С. 101.
[4] Василик М.А. Политология.
Словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 440.
[5] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс
лекций. Ростов-на-Дону 1997. С. 200.