Задачи и методы политологии
Федеральное
агентство по образованию
«Северо-западный
государственный заочный технический университет»
Институт
управления производственными и инновационными программами
Кафедра
социально - гуманитарных наук
Реферат
по
дисциплине: «Политология»
на тему:
«Политологи как наука: объект, предмет, структура».
выполнила
студентка 1 курса
специальности
080105.65
Перина
Ирина Александровна
шифр
№ 9701021026
Санкт -
Петербург 2010 г.
Политология
- одна из самых древних наук, ибо интерес к политике занимал умы людей со
времен античности. Но она одна из самых современных общественных наук,
поскольку свое целостное оформление и самостоятельное место в системе наук
приобрела только в XX
в. Знакомство с политологией целесообразно начать с предмета ее изучения.
Объектом политологии является политическая жизнь
в целом, перед данной наукой стоит задача выявления ее основных компонентов,
закономерностей, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной
жизни.
Предмет политологического исследования
определяется конкретной задачей, стоящей в определенный момент перед
исследователем - это те конкретные области политической жизни, которые им
непосредственно изучаются: политические отношения, политическая система,
политическая культура, политические процессы и т.д.
Политологические понятия и оценки, воздействие
политологии на жизнь современного общества становятся все более многообразными
и существенными. Это свидетельствует о наличии глубоких и разнообразных связей
политологии с обществом, о выполнении ею ряда важных функций. Выделим пять
наиболее очевидных функций политологии.
Мировоззренческая функция состоит в том, что
политология формирует определенный взгляд на развитие общества, на
взаимоотношения внутри организованного в политическую форму общества, на место
человека в политически оформленном мире. Как учебная дисциплина, она обучает
теории и практике политической деятельности.
Познавательная функция связана с изучением
тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий. Политологические
исследования обогащают общество новыми знаниями о политической
действительности, помогают людям лучше узнать общество, в котором они живут.
Управленческая функция обеспечивается тем, что
политология, вскрывая тенденции политического развития, вооружает общество, и
особенно властные структуры, такой информацией, которая способствует
эффективному политическому руководству и управлению общественными делами.
Политология помогает выработке политических решений, участвует в разработке
практических рекомендаций по вопросам управления вообще, по решению отдельных
политических проблем.
Воспитательная функция выражается в утверждении
определенной политической культуры общества с конкретными правилами, традициями
политического поведения. Воспитание политической культуры особенно важно в ходе
политической социализации личности, в процессе формирования гражданина.
Политическая культура тесно связана с идеологией и вместе с ней активно влияет
на поддержание устойчивости политической системы данного сообщества.
Прогностическая функция реализуется в
разнообразных научно обоснованных прогнозах общественного развития, концепциях
политических изменений, рекомендациях о характере реакции на конкретные
политические ситуации. Политологический прогноз занимает все большее место в
системе мер по управлению обществом.
Роль политологии особенно возрастает в условиях
реформирования общества, когда приходится вносить серьезные изменения в
структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера
власти. Именно в такой ситуации находится современная Россия. Политология
помогает решать все новые и новые проблемы, возникающие на этом пути,
регулировать общественное сознание и контролировать политическое поведение
различных групп населения.
Пройдя долгий путь развития, политическая мысль
оформилась в XXв. в виде
цельной науки, получившей общественное признание. Являясь наукой о политике,
политология имеет собственный предмет познания и объект воздействия,
специфический набор понятий и самостоятельные функции. Через анализ
политической системы, политических отношений, результатов политического
процесса политология углубляет представления о современном обществе,
содействует его совершенствованию. В последние десятилетия она быстро
распространяется в цивилизованном мире, оказывает возрастающее влияние на
политическую практику.
Роль
методологии в политическом познании и практике
Методология - это учение о наиболее
целесообразных, эффективных для данного объекта приемах, способах получения
достоверных знаний о нем.
От методологических установок - сочетания
приемов, способов познания зависит картина объекта познания, формируемая его
субъектом, смена же установок - изменение точки зрения видения объекта,
появление новых исследовательских приоритетов и задач ведет к изменению
представлений об изучаемом объекте. Многообразие политической реальности
требует сочетания разных методов и методик в ее изучении. Современная
методология политического анализа представляет собой именно сочетание,
взаимодействие различных принципов, исследовательских приемов, установок,
требования которых необходимо учитывать для осуществления целостного отражения
объекта познания - политической жизни в ее многообразии и противоречивости.
Специфика политического познания заключается в том, что появление новых
методологических установок и принципов, как правило, не ведет к исчезновению
уже действующих, они взаимодействуют и дополняют друг друга, позволяя выделять
все новые грани исследуемого феномена.
В выборе методологических установок и принципов
политического познания велика роль собственной позиции, интересов, установок,
ценностных ориентации субъекта познания, задач политической практики, в которую
он вовлечен, в зависимости от них в фокусе исследовательского внимания
оказываются различные аспекты политической действительности. Важнейшими
критериями политического познания служат:
· способность выделять события,
обладающие наибольшей значимостью среди других;
· знание той политической выгоды,
которое оно дает для людей;
· испытание систематическим познанием
и практическим экспериментом.
Эти практические критерии, используемые в
политическом исследовании, отражают важную особенность политики: дело в том,
что методологические установки здесь едины как для познания, так и для
практической деятельности. Рождаясь в практической деятельности, отражая ее
потребности и достижения, они же впоследствии в практику и возвращаются,
обогащая ее новым видением старых проблем или формируя возможность видеть новые
проблемы и грани политической реальности, создавая новые средства политического
действия и управления.
Сложность, противоречивость политической
реальности формирует многообразие интерпретаций в постижении ее смысла.
Истолкование политической жизни возможно, например, с позиции методологического
персонализма, считающего важнейшим основанием, первичной клеточкой политики
личность, и тогда политика представляется полем защиты и ущемления ее прав, а
все ее институты и отношения оцениваются именно с точки зрения представленное,
выражения в них личностного начала; а возможно, и с позиции методологического
имперсонализма, считающего, что все политические проблемы возникают тогда,
когда личностное начало игнорируется. Здесь рассматриваются вопросы порождаемые
сосуществованием людей, а сам человек понимается прежде всего как представитель
той или иной общности: нации, класса, народа, государства.
Центром политической жизни является государство.
Но отношение к нему, представления о его роли в жизни общества могут быть
диаметрально противоположными. Этатизм - течение политической мысли и
политическое движение, выступающее за увеличение степени вмешательства
государства в жизнедеятельность общества, считающее, что от государственного
контроля последнее только выиграет, станет более упорядоченным и
организованным. Сторонники анархизма, наоборот, исходят из понимания
государства как основного зла в обществе, видят в уничтожении его, а вместе с
ним и такой сферы социального паразитизма, как политика, основное условие для
ликвидации почвы для социальных конфликтов, гарантию процветания общества.
Ясно, что эти позиции предопределяют совершенно - различные модели политики и
представления о ее тенденциях и месте в обществе.
Полярными оказываются образы и характер действий
в политике, возникающие в рамках методологии социального детерминизма,
признающего определяющую степень ее зависимости от разнообразных факторов
внешней среды: экономики, социальной структуры, культуры, религии, образования;
и индетерминизма, считающего политику сферой ничем не ограниченного выбора, ни
от чего, кроме как от человеческой воли не зависящего.
Институционализм
Нетрудно видеть, что политическую реальность
можно представить в двух состояниях: с одной стороны, она существует как
взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных
властью представителей, с другой - это сложная цепь действий, контактов людей и
их сообществ со своими специфическими мотивами, основаниями, результатами.
Формирование политической теории как отрасли
знания шло прежде всего за счет становления институциональной версии политики,
в которой она предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых
отношений и образований, в основе которых находятся нормы - уставы, программы -
и смысл политики видится в правильном определении характера отношений между
этими образованиями, в решений таких проблем, как формирование образа
идеального государства и идеального правителя, поиск наиболее целесообразных
форм устройства политической власти и их описание, методов разрешения
политических конфликтов на внутригосударственном и межгосударственном уровне.
Политика вслед за Платоном и Аристотелем мыслится как инструмент достижения,
вернее, организации благой жизни.
Результаты этих поисков были оформлены в
достаточно четкие представления о типах государственной власти:
· демократия - организованная власть
народа;
· монархия - наследуемая власть одного
лица;
· тирания - власть одного лица,
захваченная им и не ограниченная законом;
· охлократия - власть толпы;
· аристократия - власть избранных;
· республика - государственное
устройство, где власть осуществляют выборные лица.
В рамках институционального подхода произошло
обоснование принципа разделения властей, осуществленное прежде всего в работах
Дж. Локка и Ш. Монтескье, которые выделили три основных вида государственной
власти (законодательную, исполнительную, судебную), доказали опасность их
совмещения в одном органе или лице, рассмотрели механизм их оптимального
сочетания, взаимодействия, который заключается в уравновешивании ветвей власти.
Реализм
Становление данной методологической позиции,
оказывающей по сию пору мощное воздействие на политическую практику и познание,
связано с именем Н. Макиавелли, который доказал, что в политической сфере, люди
руководствуются, специфическими интересами и мотивами поведения, что успех
здесь определяется верным расчетом, умением трезво предвидеть последствия своих
действий и событий, глубоким знанием природы человека, которая отнюдь не
благая.
Смысл реалистического видения и отношения к
политике заключается в верном понимании ее природы, которая состоит в том, что
здесь взаимодействуют носители политической власти, выстраивающие свои
отношения по иным правилам, нежели это допускается в отношениях между частными
лицами. Критерии допустимого и недопустимого, принимаемого и не одобряемого в
этих двух сферах не совпадают, хотя радикально и не отрицают друг друга.
Вариантов поведения в сфере отношений публичной власти меньше, а доступных
средств - больше, и успех одобряет примененное средство.
Реализм в политике заключается:
· в придании силе ведущего значения в
политике, в признании, что главными инструментами государственной власти служат
войска и законы, поэтому не следует избегать зла при наведении порядка, ведь
«от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население,
тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица» ;
· в правильном истолковании природы
действующего в политике человека: сочетающей черты как человека, так и зверя, с
повадками как льва, так и лисицы;
· в признании интереса в качестве
ведущего мотива человеческой деятельности; так как «люди скорее простят смерть
отца, чем потерю имущества», по возможности не следует совершать ничего, что
возбуждает ненависть и презрение подданных; дела, неугодные подданным, поручать
совершать другим, угодные - совершать самому; не вторгаться в частную жизнь.
Детерминизм
и индетерминизм
Статус любой науки предполагает возможность
объяснения ею причин и предвидения явлений, происходящих в области ее
исследовательского интереса. История политической мысли дает огромное
разнообразие ответов на вопрос о том, что определяет поведение людей в этой
сфере, от чего зависит облик политических событий. Среди этих факторов называют
географическую среду и климат, экономику и технику, идеологию и психологию,
«дух народа» и бессознательные влечения. Но история показывает и то, что всякий
раз, когда ученые придерживаются той или иной жесткой схемы истолкования
политической жизни, многие важные ее стороны и проблемы остаются вне
исследовательского внимания, объяснение грешит односторонностью и его полнота
оказывается возможной только при существенном искажении реальности в угоду
избранной схеме.
Многообразие позиций сводится к двум основным
схемам: детерминистской и индетерминистской. Первая исходит из признания и
проведения ее в качестве объяснительного принципа зависимости политической
жизни от тех или иных факторов внешней по отношению к политике среды,
географических условий, экономики, социальной структуры, культуры, психологии и
т.д.
В рамках индетерминистской схемы политика
объявляется «областью выбора, а не необходимости», отрицается ее зависимость от
внешних объективных обстоятельств. В развернутом виде аргументацию в пользу
такой версии политики можно найти у классика позитивистской политической мысли
К. Поппера, стремившегося доказать невозможность нахождения необходимых и
устойчивых связей - исторических закономерностей средствами науки. Среди
приводимых аргументов особенно важны следующие:
· очевидная невозможность точного
описания объекта с практически бесконечной степенью сложности, коим и является
общество;
· невозможность объективного описания
деятельности огромно го множества субъектов, составляющих общество;
· выявившаяся в ходе истории
человеческой мысли неоправданность каких-либо схем исторического развития:
круговорота, прогрессивного развития, смены формаций и замкнутых на себя
цивилизаций.
Исходя из этого, делается вывод о том, что
законы, долговременные тенденции исторического движения выявить практически
невозможно, что человеческому мышлению присуща лишь способность установить,
недолго длящиеся, но зато очевидные тенденции исторических изменений и
приспосабливаться к ним каждый раз с появлением новых обстоятельств и
тенденций, меняя план и направление действий.
Соборность
Не трудно видеть, что последовательный
детерминизм, ориентируя исследователя на установление объективных оснований
политики, сосредоточивает поиск ключевых формул объяснения
социально-политической жизни вне человека и его духовной сущности. С этой точки
зрения идея соборности как методологический принцип формируется как некая
противоположность, противовес детерминизму: основой социальной целостности,
здесь, безусловно признается духовность (детерминизм, как правило, исходит из
признания той или иной формы материальной зависимости); основным мотивом
человеческих поступков считается мораль, совесть (в детерминизме - это
необходимость, интерес); а главной целью существования человека - установление
связи с богом (в детерминизме - свобода).
Смысл идеи соборности как методологического
принципа истолкования социально-политического бытия заключается:
· в признании нераздельности
нравственности и политики;
· в своеобразных «антимакиавеллизме и
антилиберализме», исходящих из невозможности сведения сферы мотивации
политической деятельности только к интересам и потребностям;
· в последовательно проведенном
представлении, что цель чело века заключена не в нем самом, а в судьбе всего
человечества, рассмотрении антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве
единственно возможных и естественных оснований общественной жизни;
· в признании в общественной жизни
двух типов упорядоченности: организма, постепенно, естественно в ходе
исторического развития формирующегося устройства социальных отношений, и
организации, когда порядок возникает как результат воплощения в
действительность некоего умозрительного принципа, понимание превосходства
первого типа порядка над вторым;
· в рассмотрении государства как
посредника между церковью и материальным обществом: оно охраняет, но не
вмешивается в духовный мир человека.
Позитивизм
В XX
в. отбор конкретных методов и методик политологического исследования в
значительной степени происходил под влиянием принципов и идей позитивистской
философии, предопределивших ориентацию на установление и описание реальных фактов
и событий политической жизни, использование количественных методов для их
анализа и обобщения, стремление к освобождению, по крайней мере в рамках
методологии, от влияния химерических и утопических представлений о политической
реальности.
· очевидное различие природы и
общества выражается и в различии действующих в этих средах законов: для природы
характерны объективные, естественным образом реализующиеся закономерности, в
обществе действуют нормативные, самими людьми устанавливаемые законы, и
представлять вторые по образу первых - существенная ошибка, порождающая
пагубные политические последствия;
· поиск таких законов не может быть
делом науки в силу невозможности точного описания объекта с практически
бесконечной степенью сложности, коим и является общество;
· выявившаяся в ходе истории
человеческой мысли неоправданность каких-либо схем исторического развития:
круговорота, прогрессивного развития, смены формаций и замкнутых на себя
цивилизаций.
Исходя из этого делается, вывод о том, что
законы, долговременные тенденции исторического движения выявить практически
невозможно, человеческое мышление способно устанавливать лишь недолго длящиеся,
но зато очевидные тенденции исторических изменений и приспосабливаться к ним,
каждый раз с появлением новых обстоятельств и тенденций меняя план и
направление действий. Различие методологических ориентации предопределяет
разные типологии политических действий: в рамках методологии первого типа,
называемой историцизмом, рождаются всякого рода тоталитарные искушения,
построенные на уверенности в возможности целостного охвата истории и ее
интерпретации на основе определенного принципа, на однозначном историческом
предвидении и движении на его основе; для демократического общества приемлемой
оказывается иная методология политического действия - социальная инженерия,
характеризующаяся отказом от такого рода попыток, признанием плюрализма
естественным основанием принятия политических решений, их порождение не
однозначно предсказанной исторической перспективой, но учетом конкретных
обстоятельств, в которых разворачивается политическое действие.
Бихевиоризм
Влияние позитивистской методологии привело к
принятию бихевиоризма как способа объяснения политических явлений, означавшего
сосредоточение исследовательских усилий на фиксации, описании и объяснении
политического поведения в качестве единственного фрагмента политической
реальности, подлежащего эмпирической фиксации.
Обращение к фактам, конкретным действиям и их
результатам предполагает возможность применения различного рода формализованных
методов (математического аппарата, графических схем), проведения экспериментов,
анкетных опросов и т.д. Основная схема объяснения политического поведения
берется из психологии, где точные методы анализа поведения уже были разработаны
и активно применялись.
Фрейдистская
версия
Мощное воздействие на методы и проблемное поле
современной политологии оказали идеи Зигмунда Фрейда и его последователей. В их
трудах внимание концентрируется непринципиально новом объекте интереса
теоретиков политики - роли бессознательного в детерминации политических
процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается как
результат неосознаваемых влечений, возникающих в подсознании человека под воздействием
детских впечатлений, в семейных контактах, в воспитании. Формируется установка
на выявление подсознательной мотивации политического поведения, его
неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, нарциссизм,
сексуальное утверждение, чувство вины.
Системный
подход
Большое значение имело становление системного
анализа политической жизни и формирование понятия политической системы,
произошедшее благодаря новаторским работам американского политолога Д. Истона.
В значительной степени эта методология основана на использовании принципов и
методик сформировавшейся к тому времени общей теории систем.
Системный анализ политики предполагает выявление
механизма, способов поддержания равновесия как внутри системы, так и с внешним
миром. Смысл ее функционирования - в реагировании в виде решений и действий на
воздействие внешней среды, которое осуществляется прежде всего в виде
требований и поддержки. Центральным звеном этого механизма служит перевод
потребностей в требования (неосознаваемых импульсов - в импульсы осознаваемые,
сформулированные и четко выраженные). Перевод этот осуществляется прежде всего
лидерами, использующими для этого нормы культуры и ценности, а правила и цели
политического взаимодействия составляют сущность важнейшего компонента
политической системы - политического режима.
Синергетика
Широкие перспективы для познания и объяснения
политических явлений открывает использование в политическом познании методов и
представлений синергетики - науки о самоорганизации в сложных системах. \
Благодаря синергетике формируется новый облик политического порядка и новое
видение механизмов его возникновения и поддержания.
Утверждается представление об упорядоченности
как результате сложного взаимодействия разнонаправленных тенденций бытия, соотношения
стохастических и целесообразных механизмов в его становлении. Становится ясно,
что установление политического порядка просто невозможно осуществить только за
счет целенаправленных усилий, без учета и использования действующих в системе
собственных процессов самоорганизации.
Среди этих процессов наибольшей значимостью как
для упорядочения, так и для слома привнесенных извне форм организации обладают:
· необратимость движения системы к
более вероятному состоянию, это состояние соответствует максимуму вероятности;
· установление упорядоченности через
флуктуации - случайные отклонения;
· наличие множества возможных путей
развития системы, здесь возникают точки бифуркации, характеризующиеся
множественным расслоением последствий, наступающих в результате того или иного
события или действия;
· признание конструктивной роли хаоса,
который рассматривается не только как предел неупорядоченности и сугубо
нежелательное для управления и бытия системы состояние, порог, за которым
начинается ее разрушение, но и как толчок, движение к новому порядку, новому
равновесному состоянию.
Постбихевиористская
революция
В 60-70-х гг. XX
в. в политической науке формируется устойчивое стремление к преодолению
ограничений, связанных с преобладанием психологических и формализованных
методов изучения политики, воспринятых политической наукой под влиянием
позитивизма и прагматизма. Обращение к точным, ориентированным на фиксацию
объективной стороны политических процессов и их результатов методикам,
несомненно, много дало для расширения возможностей политического управления и
прогнозирования, принятия решения. В ходе «постбихевиористской революции» как
раз выдвигаются концепции, придающие большое значение ценностным, культурным
аспектам социальной действительности и необходимости их учета и изучения.
К важнейшим методологическим постулатам
постбихевиоризма Д. Истон относил:
· приоритет сущности, а не техники:
важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве
владеть техникой исследования;
· упор на описание фактов ограничивает
понимание этих фактов: чрезмерное увлечение исследованием поведения
препятствует тому, чтобы политическая наука стала на службу насущным
потребностям человечества;
· изучение и конструктивная разработка
ценностей является неотъемлемой частью политики;
· задача исследователей мира
политического состоит в защите человеческих ценностей;
· знать - значит действовать, а
действовать - значит участвовать в перестройке общества.
В рамках данной методологической позиции в
качестве первостепенных выступают задачи исследования намерений и значений
субъектов - участников политического процесса, представления о политических
явлениях как предпосылках и результатах социальной деятельности. В ходе ее
реализации удается представить различные модификации политического поведения,
связанные как с разными формами исключения из политических отношений
(иммобильность, апатия, аномия, пассивность, отчуждение), так и с активными,
самостоятельными, целенаправленными действиями в этой сфере.
Новый
институционализм
В конце XX
в. стремление к интеграции, понимание взаимодополнительности разных
методологических подходов к изучению политики возрастает, что ведет к
преодолению как противопоставления институционального и поведенческого
подходов, так и разрыва между описанием политического поведения и исследованием
его мотивации. Большое значение при этом придается изучению символических,
неформальных аспектов деятельности государственного механизма.
Человек, его мотивы, действия, средства
регуляции политического поведения ставятся в центр исследовательского внимания,
а его активное действие в политике, исходящее из знания реальных
социально-политических проблем и средств их решения, рассматривается в качестве
исходной и наиболее результативной компоненты политического процесса, служит
источником и институциональных форм его организации.
Гендерный
подход
Естественно, что специфика этого человека, его
половозрастные, соматические особенности, связанные, например, с состоянием его
здоровья, уровнем трудоспособности должны учитываться как в исследовании
политики, так и в ее организации, проведении. Ведь последовательная
демократизация общественных отношений, защита прав человека предполагают учет
многообразия интересов, предоставление возможностей активного участия в
политике всем людям, независимо от их пола, возраста, трудоспособности.
Рассмотренная с этой точки зрения политическая реальность оказывается сугубо
асимметричной конструкцией, и такие ее важнейшие атрибуты, как власть, влияние,
активность, возможность самореализации, престиж, карьера, оказываются
прерогативой в основном здоровых мужчин среднего возраста.
Логика тендерного подхода наиболее рельефно
выражена в феминизме, который формируется не только как политическое движение,
борющееся за утверждение прав и влияние женщин во всех сферах социальной жизни,
но и как методологическая позиция, предполагающая необходимость учета
особенностей влияния женской специфики на политику, на все ее проявления. Пока
же, как полагают феминисты, социально-политические институты отражают интересы
мужчин, приспособлены для реализации мужских качеств, таких как индивидуализм,
насилие, соперничество.
Преобразование политики под воздействием
феминного начала и женского социального опыта предполагает существенное
изменение, как ее фундаментальных целей, так и средств их осуществления. Оно
означает ориентацию политики:
· на реализацию требований этики
заботы, а не этики справедливости;
· отказ от индивидуализма, служащего
выражением андрогенного начала в социальной жизни;
· на приоритет не автономии и
независимости, а взаимосвязи и взаимозависимости в отношениях между людьми;
· на понимание власти как способности
что-то сделать, а не что-то преодолеть;
· на видение в равенстве не
одинаковости, а признания право мерности многообразия.
Постмодернизм
Постмодернизм - это не столько методология,
система принципов и вытекающих из них методик исследования, сколько сложное
интеллектуальное движение, совокупность познавательных и практических
ориентации, появление которых связано с рядом тенденций, характерных для всего
социального познания. Ведь очевидно, что разнообразная и изощренная техника
исследования социально-политической реальности и ее развитие все более
диссонируют с наличием критической массы проблем (экология, терроризм,
наркомания, нищета, преступность и т.д.), состояние которых становится все
менее контролируемым и предсказуемым. Поэтому оправданно стремление к выработке
позиции, способной если не оградить, то по крайней мере защитить индивида от
тяжести этих проблем и той манипулятивной техники, которая все более широко
применяется в политике.
Достаточно выраженными чертами постмодернизма
служат также:
· отказ от жестких детерминистских
схем;
· убеждение, что различные
исследовательские парадигмы должны не исключать, а дополнять друг друга, ведь
степень сложности политической реальности такова, что требуется именно их
взаимодействие;
· признание невозможности исключения
оценочного момента при изучении политики и необходимости обеспечения единства
каузального и аксиологического подходов;
· понимание, что в этой сфере
действительности рациональность, способность движения к истине органически
связаны с социальными условиями: свободой, автономией, благосостоянием , что
именно соблюдение этих параметров политического развития позволяет найти
возможности и основания решения наиболее фундаментальных социальных проблем;
· уважительное, заинтересованное
отношение ко всем проявлениям многообразия исторического и политического опыта
человечества.
Список
использованной литературы
1.Демидов.А.И., Долгов В.М., Малько
А.В. Политология: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 397 с.
2.Гаджиев К.С. Политология: Учебник
для высших заведений. - М.: Логос, 2003. - 488 с.: ил.