№
|
Вопросы по теме
|
До изучения темы
|
После изучения темы
|
1.
|
Как ты понимаешь, что такое организм?
|
·
знают - 21%
·
не знают - 79%
|
·
знают - 58%
·
не знают - 42%
|
2.
|
Какие части тела ты знаешь?
|
·
знают - 74%
·
не знают - 26%
|
·
знают - 95%
·
не знают - 5%
|
3.
|
Из каких маленьких частичек состоит наш организм?
|
·
знают - 0%
·
не знают - 100%
|
·
знают - 37%
·
не знают - 63%
|
4.
|
Какие органы ты можешь назвать?
|
·
знают - 74%
·
не знают - 26%
|
·
знают - 89%
·
не знают - 11%
|
5.
|
Для чего человек должен знать свой организм?
|
·
знают - 58%
·
не знают - 42%
|
·
знают - 79%
·
не знают - 21%
|
6.
|
Как можно использовать знания об организме в жизни?
|
·
знают - 47%
·
не знают - 53%
|
·
знают - 79%
·
не знают - 21%
|
Диагностика показала, что в результате работы у детей
значительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе
наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего
здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных
материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье.
Тестирование родителей показало следующие результаты:
Представления родителей о факторе, в наибольшей степени
влияющем на здоровье человека (до изучения и после изучения темы)
|
экологическая обстановка
|
наследственность
|
образ жизни
|
нет ответа
|
до
|
5
|
3
|
3
|
5
|
после
|
3
|
3
|
9
|
1
|
Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе в
выходные дни
|
1-2 ч.
|
2-3 ч.
|
3-4ч.
|
более 4 ч.
|
другие ответы
|
до
|
8
|
5
|
1
|
1
|
1
|
после
|
5
|
5
|
3
|
2
|
1
|
Подчеркнем в заключении существенные педагогические условия
реализуемости приводимой системы работы:
система
работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных в
области валеологии, но и компетентных в практическом отношении.
система
работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса:
педагогов, детей и их родителей.
взаимодействие
педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:
- актуальны для конкретного дошкольного учреждения в
соответствии со спецификой учреждения;
- востребованы родителями.
основная
работа по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится в
семье, родителями при условии оказания им своевременной методической помощи.
сотрудничество
педагогов дошкольного учреждения и родителей осуществляется на позициях
диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.
1.
Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое
изд-во, 1998.
2.
Дмитриев А. А. , Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения
валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические
чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии.
1999.
3.
Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения», ОАО «Дом печати-ВЯТКА»,2005.
4.
Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни
у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.
Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.
5.
Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для
дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
6.
Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового
образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. -Психолог в
детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.
7.
Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.
: ДЕАМ, 1998.
8.
Кряжева Н.Л.Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: Академия развития.2000.-176с.
9.
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского.
М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.
10.
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития.
- СПб: Петроградский и К°,1995.
11.
Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999.
12.
Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическое
агентство, 1997.
Содержание
1. Перспективный план работы для
старшего дошкольного возраста.
2. Блоки системы работы по
формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция –
быть здоровыми!»
3. Конспекты занятий в
подготовительной к школе группе детского сада по блоку «Следи за датчиком
настроения» Программы «Наша традиция – быть здоровыми!»
4. Тест "Можно ли Ваш образ
жизни назвать здоровым?" (для педагогов и родителей)
5. Валеологическая газета для
родителей "Будь здоров, малыш!"
6. Структурная модель работы по
системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть
здоровыми!»
Приложение 1
Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Задача.
1. Познакомить детей с внешним строением тела, с
возможностями тела, организма: "Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать,
есть, дышать, думать...
2. Воспитывать чувство гордости, что я - человек.
3. Вызвать интерес к дальнейшему познанию".
Дидактическая игра: "Умею - не умею" по
типу "Съедобное не съедобное".
Цель: Поддерживать у детей радостное настроение и
чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями.
Занятие "Из чего я сделан".
Цель: Познакомить детей с клетками, их разнообразием
и выполняемыми функциями.
Рисование на тему: "Из чего сделан Я?".
Цель: Выяснить, как дети представляют себе своё Я,
свой организм, свои органы.
Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский
"Мойдодыр", Агния и Павел Барто "Девочка Чумазая".
Цель: Закрепить с детьми культурно – гигиенические
навыки
Октябрь
Задача.
1.Дать детям представление о том, что кожа - это кожный
покров тела человека, она постепенно обновляется, а также выполняет много функций.
Основное - это защита, высокая чувствительность.
2. Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть
чистоплотным.
Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи,
мерах профилактики.
Цель: Подвести детей к пониманию прямой зависимости
чистоты и здоровья.
Изодеятельность на тему прочитанных произведений.
Выставка рисунков.
Цель: Выразить своё отношение к грязнулям, как
косвенными средствами, так и словесно.
Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе.
Цель: Воспитывать трудолюбие, негативное отношение к
беспорядку, грязи в помещении.
Досуг на тему: "Кожа - помощница".
Цель: Закрепить, углубить полученные знания,
развивать логическое мышление.
Ноябрь
Задача.
1. Вызвать у детей желание совершенствовать физическое
развитие.
2. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями,
спортом.
Занятие "Скелет и мышцы".
Цель: Дать детям представление о том, что у каждого
человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию - скелет
нашего тела.
Дидактическая игра: "Опасно - неопасно".
Цель:
Развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия
своих поступков.
Чтение художественной литературы: А. Барто "Я
расту", С.Марша "Великан".
Цель: Воспитывать чувство сострадания к несчастию
ближнего, желание помочь, доставить радость.
Конструирование и лепка из книги Г.Юдина "Главное
чудо света".
Цель: Закрепить полученные знания и представления о скелете
человека; умение анализировать и обобщать.
Декабрь
Задача.
1. Дать детям представление о работе сердца, его положение,
строение.
2. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной
работы всего организма вообще.
Рисование на тему "Моё сердце!".
Цель: Поддерживать интерес к познанию своего тела;
выяснить, как представляют дети своё сердце.
Сюжетно-ролевая игра "Больница".
Цель: Воспитывать уважение к профессии врача,
понимать её огромную роль и важность для каждого из нас.
Чтение художественной литературы. Г.Х.Андерсен "Снежная
королева".
Цель: Дать детям представление о людях с крепким и
"живым" сердцем; вызвать желание быть похожими на людей с
"живым", отзывчивым сердцем.
Коллективная аппликация "Правила здорового
сердца".
Цель: Помочь детям красиво и правильно оформить стену
"Правила здорового сердца".
Январь
Задача.
1. Выяснить объём полученных знаний, степень их
осознанности, умение руководствоваться ими на практике, скорректировать.
Игра — занятие "В стране Лёгких" или
"Путешествие воздушных человечков".
Цель: Дать детям представление о том, что дыхание -
это одна из важнейших функций организма.
Практические упражнения и простейшее экспериментирование.
Цель: Учить детей прислушиваться к себе, уметь
определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения.
Составить "Правила безопасного дыхания" вместе
с детьми.
Экскурсия "За здоровьем в зимний лес".
Цель: Закрепить представления о "чистом" и
"грязном" воздухе; поддерживать желание заниматься зимними видами
спорта.
Февраль
Задача.
1. Поддерживать интерес к дальнейшему "путешествованию"
по организму человека;
2. Познакомить с пищеварительным трактом и его основными
отделами;
3. Показать возможность выполняемой каждым отделом работы.
Игра-занятие "Об удивительных превращениях пищи
внутри нас".
Цель: Познакомить детей с пищеварительным трактом и
его основными отделами; Установить связь между сердечно-сосудистой системой и пищеварением.
Игра "Путешествие на кухню".
Цель: Познакомить детей с трудоёмким процессом
приготовления пищи; Воспитывать чувство уважения и благодарности к людям труда.
"В гости к тёте Зубной щётке". Рассказ о
зубах, правилах ухода за ними.
Цель: Познакомить детей с техникой чистки зубов, с
правилами ухода за зубами.
Чтение художественной литературы: Б.Заходер "Ма
Пари-Кари", С.Маршак "Робин - Бобин".
Цель: Воспитывать в детях силу воли и чувство
ответственности за других.
Март
Задача.
1. Дать детям представление о том, что мозг - важный орган
человеческого организма.
2. Познакомить со строением, расположением, с его
помощниками, с принципами их работы.
Изодеятельность "Придумываю сны"
Цель: Развивать воображение, память.
Занятие "Про царя в голове" или
"Суперсоветчик - суперответчик".
Цель:
Познакомить с важным органом - мозгом, с его помощниками - нервными
волокнами и спинным мозгом, с природой сновидений.
Занимательный досуг "Что может делать мой
мозг?"
Цель: Закрепить и расширить представления о том, что
всё, что они могут делать, они могут делать только благодаря тому, что у нас
есть чудо-мозг.
Дидактические игры, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Цель: Уточнить знания детей о строении,
жизнедеятельности, возможности человеческого организма.
Апрель
Задача.
Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни,
человеколюбия для счастливого будущего.
Рассказ детей на тему: "Каким я хочу быть".
Цель:
Выяснить, желают ли дети быть здоровыми, заниматься спортом;
быть милосердными, сочувствовать, помогать людям; стремиться никогда не
унывать, быть весёлыми.
Наблюдение за поведением детей, анализ детских
высказываний, суждений.
Цель: Выяснить, насколько осознаны полученные
представления, опираются ли они на них в реальной жизни.
Индивидуальный опрос по разработанной методике.
Цель: Выявить полноту, глубину, достоверность
представлений о человеческом организме, осознанности полученных знаний.
Май
Задача.
1. Выяснить, насколько осознаны полученные представления;
опираются ли они на них при решении возникшей проблемы;
2. Используют ли в качестве проекта;
3. Прослеживается ли в поведении детей направленность на
здоровый образ жизни.
а. Обобщённые занятия по теме: "Я и моё
тело".
б. Дидактические, сюжетно-ролевые игры,
в. Подвижные игры.
г. Обсуждение прочитанных рассказов по темам: "Я
и моё тело", "Как сохранить здоровье", "Правила
безопасности жизни".
Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить
полученные знания о строении тела человека, основных функциях органов тела, о
возможностях человеческого организма.
Приложение 2
Блоки системы работы по формированию культуры здорового образа
жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!»
Приложение 3
Конспекты занятий в подготовительной к школе группе
детского сада по блоку «Следи за датчиком настроения» Программы «Наша традиция
– быть здоровыми!»
Основные цели занятий:
1.
формирование и укрепление психологического здоровья дошкольников;
2.
повышение психоэмоциональной устойчивости;
3.
развитие эмпатии у дошкольников.
Занятие 1.
Тема: Настроение и здоровье.
Задачи:
1.
актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья;
2.
развивать у дошкольников умение понимать и объяснять свое эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние окружающих людей.
Оборудование: плоскостные или объемные куклы
Неболейка (мальчик) и Хворайка (девочка) – персонажи взяты из книги
И.И.Соковни-Семеновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинская
помощь» (4); датчик настроения (описание см. в предыдущей статье); листы А4,
карандаши (по количеству детей); магнитофон (CD-проигрыватель),
аудиокассеты (диски) с записью музыки для релаксации.
Ход занятия.
1.
Гимнастика
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие с гимнастики,
займите на ковре места так, чтобы Вам было удобно. Итак, сначала мы будем Добрыми
кошками. Кто покажет как выполнить это упражнение? (вызывается один ребенок, по
желанию.
Добрая кошка (по Н.Л.Кряжевой (2), упражнения
адаптированы автором)
Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить
перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову,
максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка
подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать как добрая кошка.
Взрослый в это время гладит ребенка по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.
- А теперь наши кошки рассердились! Покажите, как они
сердятся.
Сердитая кошка(по Н.Л.Кряжевой (2), упражнения
адаптированы автором)
Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение
тоже, Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание
произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит, можно «порычать»
и «поцарапать коготками пол». Удерживать позу 10-15 секунд.
- Тише, тише, киски! Успокойтесь! Сейчас я буду гладить Вас
по спинке и Вы успокоитесь…
Педагог гладит каждого ребенка по спине и все возвращаются к
упражнению «Добрая кошка».
2.
Беседа с элементами игры «Настроение и здоровье».
- Хорошо. Ребята! Посмотрите, кто это к нам пришел? (педагог
показывает куклы)
Дети : К нам пришли Неболейка и Хворайка.
Педагог разыгрывает диалог кукол:
Хворайка: - Кто это тут так злился и кричал? Я думала,
только у меня плохое настроение!
Неболейка: - А что случилось с твоим настроением?
Хворайка: - Мы на занятии аппликацию делали, у меня не
получилось: клей повылез, домик криво приклеился, вот я и расстроилась!
- Ребята! Давайте попробуем помочь нашим друзьям! Вы
помните, как настроение влияет на здоровье? (если у человека часто плохое
настроение, он чаще болеет, он не может добиться в жизни успехов,
расстраивается больше, и его здоровье становится еще хуже).
- Какое настроение у Неболейки? (хорошее)
- Какое настроение у Хворайки? (плохое)
- Помните, какую рожицу мы рисуем на наших занятиях около
того, что полезно для здоровья? (веселую) Около того, что вредно для здоровья?
(грустную)
- Назовите полезные для здоровья эмоции и чувства. (любовь,
дружба, щедрость и т.п.)
- Назовите вредные для здоровья эмоции и чувства. (злость,
страх, ненависть и т.п.)
- Вот видишь, Хворайка, как настроение на здоровье влияет!
Сейчас мы тебе один прибор очень нужный покажем!
3.
Работа с Датчиком настроения.
- Вам знаком этот прибор? (Да. Это Датчик настроения)
- Какое у Вас сейчас настроение? Почему?
Дети отвечают, стрелка устанавливается на соответствующем
делении датчика (как правило, это Веселая рожица).
- Какое настроение у Хворайки? (Плохое).
Датчик устанавливается на Грустную рожицу.
Хворайка : - Ой! А как мне исправить настроение? Подскажите,
пожалуйста! (надо быть внимательнее на занятиях, стараться, если что-то не получается
попросить помощи у воспитателя или товарищей).
Хворайка: - Как я сама не догадалась?! Кажется стрелка моего
датчика переместилась на Хорошее настроение (переводит стрелку). Спасибо Вам!
Какой хороший приборчик! А давайте его нарисуем? Садитесь за
столы.
4.
Индивидуальная работа – рисунок.
На индивидуальных листах дети рисуют Датчик настроения, при
необходимости оказывают помощь друг другу. После занятия рисунки вшиваются в
альбомы индивидуальной работы.
- Какие замечательные Датчики настроения у Вас получились!
Как Вы считаете, нужно ли каждому из нас следить за своим внутренним Датчиком
для того, чтобы быть здоровым? (Да) Почему? (потому что плохое настроение плохо
сказывается на здоровье). Верно, именно поэтому Правило Нашей традиции - быть
здоровыми гласит : «Следи за датчиком настроения».
5.
Релаксация под музыку и звуки природы.
Хворайка: - Я столько нового узнала сегодня! Спасибо Вам,
ребята! Нам пора, до свидания! (куклы уходят).
-Гости ушли, а мы с Вами снова займем места на ковре.
Устраивайтесь поудобнее, закройте глаза, слушайте Волшебную музыку, отдыхаем.
Занятие 2.
Тема: Профилактика негативных эмоций (страх,
агрессия, зависть и т.п.)
Задача: закрепить умение детей регулировать свое
поведение и эмоциональное состояние.
Оборудование : куклы Неболейка и Хворайка; карточки
различных цветов размером 15*15см; Датчик настроения; карточки с изображением
различных эмоций (из дидактической игры Т.Н.Ждановой «Театр настроений» ( ) или
изготовленные самостоятельно).
Ход занятия.
1.
Гимнастика.
-Добрый день, ребята! Как всегда наше занятие начинаем с
гимнастики.
·
Добрая кошка
·
Сердитая кошка
·
Прыгающий кузнечик (Н.Л.Кряжева (2))
Ребенок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Руки
вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно как
можно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5-10 секунд.
Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лежа ни
животе; можно повторить 2-3 раза.
2.
Дидактическая игра «Настроение и цвет».
Появляются Неболейка и Хворайка.
Неболейка: - Здравствуйте, ребята! Мы наблюдали как Вы гимнастику
делали. Молодцы! А как называется последнее упражнений? (прыгающий кузнечик)
Неболейка: - Помните у Чуковского в «Мухе-Цокотухе» были
такие слова «а кузнечик, а кузнечик, ну совсем как человечек: скок-скок, за кусток,
под мосток и молчок!»? почему он так поступил? Что случилось? (он испугался
паука).
Хворайка: - Ой! Я тоже пауков боюсь!
Неболейка: - Друзья! Как Датчик настроения покажет Страх? (грустная
рожица)
Неболейка: - Значит он вреден для здоровья? (да). А какого
цвета страх?
Дети выбираю карточку соответствующего цвета и объясняют
свой выбор.
Неболейка: - Часто мы боимся того, что не может причинить
нам никакого вреда (темнота, тараканы, мыши). Многие дети боятся отвечать на
занятии воспитателю. Но если стараться, быть внимательным, то это не так уж
страшно, правда? Лучший способ бороться со страхом – это учиться и узнавать
новое. Что-то хорошо знакомое никогда не вызывает у нас такого сильного страха,
как совершенно неизвестные предметы. (по Роттенбергу (3)).
Хворайка: - Да. Ты прав, Неболейка. Ребята, а Вы чего-нибудь
боитесь?
Дети называют свои страхи и все вместе ищут пути их
преодоления.
Неболейка: - Молодцы! С одни вредным для здоровья чувством
мы покончили, а какие еще вредные чувства Вы знаете? (гнев, злоба, зависть,
ненависть) Какого они цвета?
Дети подбирают карточки соответствующего цвета и объясняют
свой выбор.
Неболейка: - Давайте вспомним, чем вредны эти чувства и как
с ними бороться.
Зависть - очень плохое чувство, оно вредит нашему
здоровью. Не стоит завидовать ребенку, у которого много игрушек, но нет
настоящих друзей. Лучше развивать в себе хорошие черты и общаться с людьми.
Гнев и злоба – очень вредны. Нужно научиться их
сдерживать и решать вопросы мирным путем.
Ненависть одно из самых плохих чувств. Старайтесь в
жизни обходиться без нее. Если какой-то человек тебе не нравится, попытайся понять
его: может быть его нужно пожалеть? В крайнем случае проводи меньше времени с
этим человеком, избегай его компании, но только удержись от ненависти.
(описание чувств дано по Роттенбергу (3).
Хворайка: - Ой! А полезные для здоровья эмоции кто-нибудь помнит?
Давайте скорее переводить Датчик настроения на Веселую рожицу! Какого цвета
полезные эмоции?
Дети называют эмоции (любовь, дружба, щедрость и т.п.),
выбирают цвет и объясняют свой выбор.
- Молодцы! Вы перевели Датчик настроения. Нужно научиться следить
за таким Датчиком внутри себя и стараться поддерживать его на отметке «Хорошее
настроение», тогда Вы будите легко справляться с трудностями и Ваше здоровье не
будет страдать из-за плохого настроения.
3.
Игра на закрепление «Следи за Датчиком настроения».
- Сейчас каждый из Вас выберет карточку, на которой
нарисовано настроение или эмоция, назовет что там изображено. Затем мы разделим
эти карточки на две кучки (рядом с Датчиком): что полезно для здоровья, а что
вредно.
- Ну что, Хворайка, ты поняла, как следить за Датчиком
настроения?
Хворайка: - Да! Спасибо! До свидания, ребята! До новых
встреч!
Куклы уходят.
4.
Релаксация под музыку и звуки природы.
- Вы хорошо занимались сегодня, молодцы! Давайте отдохнем! Устраивайтесь
поудобнее, закрывайте глаза, слушайте Волшебную музыку.
Занятие 3.
Тема: Театр настроений.
Задачи:
1.
закрепить у детей умение изображать различные эмоциональные состояния;
2.
закрепить умение работать в коллективе.
Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; Датчик
настроения; дидактическая игра «Театр настроений» Т.Н.Ждановой (1) (или маски с
изображением различных эмоциональных состояний; большой лист бумаги, краски.
Ход занятия.
1.
Гимнастика.
- Здравствуйте, ребята! Вы готовы начать наше занятие? (Да)
Тогда приступим к гимнастике.
·
Добрая кошка,
·
Сердитая кошка,
·
Красивый цветок (дыхательное упражнение)
Сидя, спина прямая, ноги подогнуть «по-турецки», поднимаем
руки вверх - вдох, опускаем – выдох. Повторить несколько раз.
2.
Следи за Датчиком настроения.
Хворайка: - Привет, ребята! Какие тут красивые цветы сейчас
цвели! Даже у меня настроение от этого хорошим стало! Вот! (показывает на
Датчик настроения) а у Вас какое настроение? Расскажите и покажите!
Дети рассказывают о своем настроении и устанавливают Датчик
в соответствующем положении. Если настроение отрицательное все вместе пытаемся
найти пути его исправления.
3.
Театр настроений.
Неболейка: - Друзья, Вы были когда-нибудь в театре? (Да)
актеры могут изобразить любую эмоцию. Давайте и мы с Вами на время станем
актерами! Каждая маска изображает какую-то эмоцию, попробуйте угадать какую!
Детям поочередно демонстрируются маски из дидактической игры
«Театр настроений» (1).
-Эти маски не простые, они волшебные! Если их примерить на
себя, Вы сможете показать ту же эмоцию, что изображает маска. Попробуем? (Да)
дети изображают эмоции, при необходимости педагог оказывает
помощь, демонстрирует образец.
4.
Картина настроений.
- Вот такой Театр настроений у нас получился! А сейчас мы
будем рисовать Картину настроений. Каждый из Вас может выбрать любое место на
листе и изобразить красками свое настроение на данный момент. Помните, что мы
РИСУЕМ ВМЕСТЕ, а значит нужно уметь помогать друг другу, уступать и ни в коем
случае не ссориться!
Дети рисуют под релаксационную музыку и звуки природы.
- Вот какая замечательная картина у нас получилась!
Расскажите, что Вы нарисовали!
Если настроение какого-либо ребенка отрицательное – пробуем
найти способ его исправления.
Неболейка и Хворайка: Спасибо, друзья! Мы как всегда узнали
много интересного. До скорых встреч!
5.
Релаксация под музыку и звуки природы.
- Вы хорошо занимались сегодня, молодцы! Давайте отдохнем!
Устраивайтесь поудобнее, закрывайте глаза, слушайте Волшебную музыку.
Занятие 4.
Тема: Урок для родителей.
Задачи:
1.
закрепить умение изображать различные эмоциональные состояния;
2.
формировать у родителей положительную мотивацию к воспитанию у детей
здорового образа жизни.
Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; Датчик
настроения; дидактическая игра «Театр настроений» Т.Н.Ждановой ( ) (или маски с
изображением различных эмоциональных состояний; большой лист бумаги, краски.
Ход занятия.
1.
Гимнастика.
- Ребята! Сегодня у нас в гостях Ваши родители. Научим их
делать гимнастику? (Да) кто покажет как правильно выполнять упражнения?
По желанию вызывается один ребенок, родители выполняют
гимнастику вместе с детьми.
·
Добрая кошка,
·
Сердитая кошка,
·
Красивый цветок (дыхательное упражнение)
2.
Следи за датчиком настроения.
- Спасибо, уважаемые родители! Вы старались, у Вас
замечательно получилось! А сейчас мы покажем Вам очень интересный прибор –
Датчик настроения. Он показывает наше настроение: хорошее или плохое (демонстрируется
положение стрелки Датчика). Сейчас ребята расскажут Вам о том, как настроение влияет
на здоровье.
По желанию вызываются дети.
- Назовите полезные для здоровья эмоции (любовь, дружба,
щедрость).
- Назовите вредные для здоровья эмоции (страх, зависть,
ненависть).
- Как избавиться от отрицательных эмоций? (стараться
узнавать новое, помогать друзьям, быть щедрым и т.п.)
3.
Театр настроений.
- Уважаемые родители! Вы были когда-нибудь в театре? Актеры
могут изобразить любую эмоцию. Давайте и мы с Вами на время станем актерами!
Каждая маска изображает какую-то эмоцию, попробуйте угадать какую!
Поочередно демонстрируются маски из дидактической игры
«Театр настроений» (1).
-Эти маски не простые, они волшебные! Если их примерить на
себя, Вы сможете показать ту же эмоцию, что изображает маска. Попробуем? (Да)
Родители и дети изображают эмоции, при необходимости педагог
оказывает помощь, демонстрирует образец.
4.
Коллективное упражнение «Ладошки».
- Вот такой замечательный Театр настроений у нас получился!
А сейчас мы будем рисовать не менее замечательную картину …из наших ладошек.
«Ладошки»
1)
Беседа о различных цветах красок:
·
Какой цвет веселый?
·
Какой грустный?
·
Каким цветом рисует здоровая кисточка?
·
Каким цветом рисует больная кисточка?
2)
Каждый участник выбирает цвет краски по желанию, объясняет (по
возможности) свой выбор, называет предметы такого же цвета
3)
Каждый участник оставляет на большом листе отпечаток своей ладони
выбранного цвета (очередность рисования каждый участник упражнения выбирает
сам.
4)
«Ладошки» подписываются
5)
Анализируется коллективный рисунок:
·
Веселый или грустный?
·
Почему?
·
Каких красок больше?
- Какие веселые ладошки! Они украсят наш холл, пусть весь
детский сад увидит их. Вы не против?
5.
Релаксация под музыку и звуки природы.
- Уважаемые родители, спасибо, что пришли на наше занятие.
Надеемся, что Вы увидели на нем что-то интересное для себя. Сейчас мы
предлагаем Вам отдохнуть вместе с нами, устраивайтесь поудобнее, закрывайте
глаза, слушайте Волшебную музыку.
После занятия проводится небольшая беседа с родителями с
целью выявления их мнения и впечатлений от занятия.
Занятие 5.
Тема: Закрепление знаний, умений, навыков по блоку
«Следи за Датчиком настроения».
Задача: закрепить знания, умения, навыки по блоку
«Следи за Датчиком настроения».
Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; Датчик
настроения; мяч; коробка, цветная и оберточная бумага, картинки с изображением
улыбающихся людей, сказочных персонажей, животных, клей (для изготовления
Копилки положительных эмоций).
Ход занятия.
1.
Гимнастика.
- Ребята! Сегодня мы повторим, что же нужно делать для того,
чтобы соблюдать Правило «Следи за Датчиком настроения». Начнем занятие с гимнастики.
·
Добрая кошка,
·
Сердитая кошка,
·
Красивый цветок (дыхательное упражнение)
2.
«Вопрос - ответ» (игра с мячом).
Неболейка: - Здравствуйте, друзья! Да, а Вы знаете, почему
при встрече говорят «здравствуйте»? это означает «будьте здоровы». Вот так люди
желают друг другу здоровья. Не забудете здороваться при встрече? (Нет)
- Здравствуйте, здравствуйте, Неболейка и Хворайка! Давайте
поиграем в игру с мячом. Я буду бросать мяч кому-то из ребят и задавать вопрос,
а ребята - отвечать и бросать мяч мне. Попробуем? (Да)
- влияет ли настроение на здоровье?
- какие полезные для здоровья эмоции Вы знаете?
- какие вредные для здоровья эмоции Вы знаете?
- как нужно следить за Датчиком настроения внутри нас?
- что можно посоветовать Хворайке, которая завидует девочке,
у которой есть красивая кукла?
- что можно посоветовать Хворайке, которая боится темноты?
- что можно посоветовать Хворайке, которая злиться, что ее
не пустили гулять?
И другие вопросы по материалам занятий данного блока.
3.
Упражнение «Зеркало».
Хворайка: - Вот спасибо за советы! Помните, мы учились
изображать эмоции в «Театре настроений»? (Да). Я придумала новую игру –
«Зеркало»! надо разделиться на пары: один человек в паре показывает эмоцию,
второй – угадывает ее и как «зеркало» повторяет эту эмоцию, потом меняемся местами.
Работа в парах.
4.
Копилка положительных эмоций.
- Ребята! Предлагаю Вам сделать вот из этой обыкновенной
коробки необыкновенную вещь – «копилку положительных эмоций».
Совместно с детьми коробка обклеивается цветной и оберточной
бумагой, картинками и т.п.
- Эта копилка останется в нашей группе. В ней мы будем
копить положительные эмоции: добрые дела, праздники, радостные события; о них
можно рассказать или нарисовать. Может кто-то хочет уже сейчас опустить в копилку
частичку своего хорошего настроения?
По желанию высказываются дети.
Неболейка и Хворайка: - Замечательная Копилка у Вас
получилась! Мы тоже в ней будем копить свои положительные эмоции, а сейчас нам
пора, до свидания!
5.
Релаксация под музыку и звуки природы.
- Мы славно потрудились сегодня! Вспомнили все, что нужно
делать для того, чтобы соблюдать Правило Нашей традиции – быть здоровыми:
«Следи за датчиком настроения». Теперь можно и отдохнуть: устраивайтесь
поудобнее, закрывайте глаза, слушайте Волшебную музыку.
Список аудиоматериалов.
Серия RELAX «Музыка для релаксации»;
Квадро; Creative attraction, 2001
·
Голубая лагуна
·
Магия волн
·
Остров мечты
·
Музыка прибоя
·
Тропический рай
·
Коралловый риф
Серия «Музыка для релаксации», Targert hit international music publishing
·
Магия волн
·
Музыка прибоя
·
Волшебство леса
·
Морской бриз
·
Дыхание весны
·
Тайны джунглей
·
Тропический остров
·
Океанский пляж
Приложение 4
Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать
здоровым?"
(для педагогов и родителей)
Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от
недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест
покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами
ответ.
1.
Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
o
непривычная утомляемость
o
зимняя простуда
o
хроническое несварение в желудке.
2.
Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
o
не включаю на полную громкость;
o
в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости,
раздражающей слух;
o
не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних
разговоров.
3.
Как часто Вы меняете зубную щетку?
o
два раза в год
o
каждые 3 -6 месяцев
o
как только она обретет потрепанный вид.
4.
Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
o
частое мытье рук
o
противогриппозная прививка
o
отказ от прогулок в холодное время года.
5.
В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?
o
ранним вечером
o
с восходом солнца
o
в середине дня.
6.
Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или
занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
o
каждый час;
o
каждые полчаса;
o
каждые 10 минут.
7.
Какое из утверждений соответствует истине?
o
можно загореть даже в облачный денек
o
если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными
средствами с фактором ниже 10
o
смуглым людям не нужна защита от солнца
8.
Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
o
отказ от завтрака, обеда или ужина
o
сокращение потребления алкоголя
o
исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9.
Как правильно дышать?
o
ртом
o
носом
o
ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10.
Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
o
химическая завивка
o
сушка волос феном
o
обесцвечивание волос.
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных
ответов 1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),сложите
полученные очки.
8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует
здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими
знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие
вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все
потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной
жизни.
Приложение 5
Валеологическая газета для родителей "Будь здоров, малыш!"
Семь родительских заблуждений о морозной погоде
1.
Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых кутают,
увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих
ходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь "ста
одежек" излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он
перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.
2.
Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к
телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода - воздух.
Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг
тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная
одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка,
который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но
плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги - шерстяные носки и теплые
ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги
мог легко двигаться внутри.
3.
Многие считают: если малышу холодно, он обязательно даст об этом знать.
Ребенок еще не может сказать "Мне холодно", не умеет стучать зубами и
дрожать. Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и система
теплорегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильно
замерзшего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте в
виду: момент, когда тело ребёнка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и
"умилительная" зимняя картинка - спящий в санках ребёнок. Ведь он не
движется - он отдан в неласковые руки мороза.
4.
Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счет
нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры.
Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой - особенное тепло
дает пища, богатая углеводами и жирами.
5.
Многие считают - беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный мороз,
боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков,
шапок - ушанок, шапок - шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это
вовсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь поплотнее закрыть
шею и затылок ребенка - именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.
[1]
Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998.
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб:
Петроградский и К°,1995.
[2]
Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999.
[3]
Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология:
Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток:
Дальнаука, 1996. с. 148-153.
[4]
Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическое
агентство, 1997.
[5]
Дмитриев А. А. , Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической
работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные
проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 – 193.