Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанский
гуманитарный колледж
Технология
развивающего обучения (Г.К. Селевко)
Выполнила:
учащаяся гр. 3-ин.яз.-1
Тойгамбаева Г.А.
г.
Усть-Каменогорск
2008
Селевко Герман
Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской
«Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).
Технология
саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО
и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
Деятельность ребенка
организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и
целого ряда других потребностей саморазвития личности:
• в самоутверждении
(самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении
(общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и
сил);
• в защищенности
(самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
• в самоактуализации
(достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме,
социальные пробы).
Целью и средством в педагогическом
процессе становится
доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на
самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение,
саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования
доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А.
Ухтомскому
Технология обучения,
основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности,
представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа
саморазвивающим обучением.
Классификационная
характеристика
По уровню применения:
общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая, антропософская. По
основному фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная +
развивающая.
По ориентации на
личностные структуры:
нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.
По характеру
содержания:
обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления
познавательной деятельностью: система малых групп + программная.
По организационным
формам:
классно-урочная + клубная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему
методу: развивающая
+ саморазвивающая.
По категории
обучающихся:
массовая.
Акценты целей
• Формирование человека
самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).
• Формирование СУМ -
самоуправляющих механизмов личности.
• Воспитание доминанты
самосовершенствования, саморазвития личности.
• Формирование
индивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальные
положения
• Ученик - субъект, а не
объект процесса обучения
• Обучение приоритетно по
отношению к развитию
• Обучение направлено на
всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ
• Ведущая роль теоретических,
методологических знаний
Дополнительные
гипотезы
• Все высшие духовные
потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в
самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию.
Использовать эти потребности для мотивации учения - значит открыть путь к
повышению качества школьного образования.
• Доминанта
самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение
личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей
саморазвития.
• На внутренние процессы
самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части
педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и
средства.
• Система
саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования
личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является
наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на
познавательных мотивах.
Особенности содержания
1. «Теория» - освоение
теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится
существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование
личности» с I по XI класс.
2. «Практика» -
формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность
представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.
3. «Методика» -
реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
ЗУН. Содержание основ
наук определяется действующими образовательными стандартами.
Вариации дидактической
структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление,
погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими
подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое
значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.
Особую группу ЗУН
представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит
системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного
образования.
Курс дает ребенку базовую
психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного
управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели,
программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического
роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли
теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных
предметов.
Курс построен с учетом
возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.
I-IV классы - Начала
этики (саморегуляция поведения);
V кл. - Познай себя
(психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам
(самовоспитание);
VII кл - Учись учиться
(самообразование);
VIII кл. - Культура
общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. - Саморегуляция;
XI кл. -
Самоактуализация.
СУД. Способы умственных
действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют,
применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в
осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические,
оценочные и мировоззренческие.
В технологии СРО этим
знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и
при изучении основ наук.
В учебном процессе
используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические
(классические логические) способы умственных действий применяются наравне с
теоретическими (диалектическими логическими).
Внутри каждого учебного
предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».
СУМ. Важнейшим качеством
самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности
человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой
господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим
процессам и поведению личности определенную направленность и активность в
данной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория
доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного
нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:
- осознание ребенком
целей, задач и возможностей своего развития;
- участие личности в
самостоятельной и творческой деятельности;
- адекватные стиль и
методы внешних воздействий.
Одним из концентров
формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе
занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и
тренинговой формам работы, включающим
• психолого-педагогическую
диагностику и самодиагностику учащихся;
• осмысливание, рефлексию
жизнедеятельности;
• тренинги и упражнения
по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Другим концентром
формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера
самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности,
способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие
личности.
Творческая деятельность
учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего
творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по
предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по
обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.
Клубное пространство дает
незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в
огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я
свободен, Я выбираю, Я оцениваю).
СЭН. Сфера эстетики и
нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во
внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое
главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе
обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как
смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться
идейной основой новой системы воспитания и образования.
Особенности методики
Основная мотивация:
нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший
товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора,
самоопределение.
Сверхзадачей частных
методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической
установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют
адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности
ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и
методической организацией учебного процесса.
Межличностные отношения
«учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать,
принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование
(педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения
сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей
самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных
творческих доминант поведения.
Организация учебного
процесса по предметам основана на
• перенесение акцента с
преподавания на учение;
• превращение
педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при
приоритете организации учебно-воспитательного процесса;
• использовании
нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
• приоритет
самостоятельных методов и приемов.
Общий методический
уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием
применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей
самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется
система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник
на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических
режимах (технологиях).
В технологии СРО большое
значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей
и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики
и методики.
Литература
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться.
- М., 1987.
2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и
воспитание - М., 1986.
3.Газман О.С. и др. Новые ценности
образования. Вып. 2. - М., 1996.
4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает
себя. - М., 1989.
5. Кочетов А.И. Педагогические основы
самовоспитания - Минск, 1974.
6.Крылова Н.Б. Социокультурный
контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.
7 Маркова А.К.. и др. Формирование
мотивации ученья. - М., 1990.
8.Орлов Ю.М. Восхождение к
индивидуальности. - М., 1991.
9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии
личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;
10.Селевко Г.К. Саморазвивающее
обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|
11. Ухтомский А.Л. Собрание
сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950.
12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.
Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.
13. Шадриков В.Д. Психология
деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.