Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Из опыта работы
Детское творчество научает
ребенка овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит
психику восхождению.
Л.С. Выготский
С 1992-1996 г. я обучалась в
Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. В
течение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мне
привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили
понимать искусство и красоту окружающего мира. И уже в течение 13 лет я
увлекаюсь творчеством (живопись, природный материал, бумага, ткань, нить,
бисер, декоративно - прикладное искусство).
Искусство играет огромную роль в
формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии
явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие
действительность и сферу человеческих чувств, способствует формированию
эстетического сознания.
Формирование творческой личности
- одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее
эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей
является художественно - творческая деятельность.
Что представляет собой
художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно
творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и
развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников
центральным является способность к восприятию художественного произведения и
самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации,
конструировании).
Каждый педагог знает: способность
детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и
целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда
целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной
деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
По моему мнению, каждый человек ежедневно
сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все
живое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности я
стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой
опыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работы
необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это результат
практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.
По эмоциям можно судить о том,
что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его
сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей
способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные
эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать
себя в изобразительной деятельности и творческой работе - дар, о котором можно
только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в
ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.
Чтобы вызвать интерес к
художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству,
развивать детское творчество я на занятиях использую нетрадиционные методы и
приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы. Например, свои
авторские работы, что приводит детей в восторг, у них появляется желание
выполнить работу, увидеть и осознать полученный результат.
Возвращаясь в свое детство,
вспоминаю, как я по крупицам собирала свои "драгоценности" (камешки,
ракушки, кусочки кружева и ткани, бусинки, пуговицы, фантики). На взгляд взрослого
это "ненужные вещи и предметы", а для ребенка они ценны и значимы,
как настоящие дорогие игрушки. А почему эти "необычные материалы" не
включить в детское творчество? Каждая новая и использованная вещь открытие,
каждый новый навык достижение и предмет гордости.
Ребенок не рождается фантазером.
Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области
воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе
художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным
мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для
изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
во-первых, эстетическое
восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание
цветов);
во-вторых, образное
мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое
мышления);
в-третьих, воображение,
без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое
развивается на основе воспринимаемых образов;
в-четвертых, эмоциональное
отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к
художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих
способностей и эстетического воспитания;
в-пятых; мелкую моторику
рук.
Залогом успешного развития
творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая
комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком,
раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в
ребенке.
Создание условий для
самостоятельной деятельности и развития представлений многообразии окружающего
мира - непременное условие развития творческих способностей детей.