Особенности психической деятельности леворуких детей
Московский социально-педагогический
институт
Факультет
коррекционной педагогики и специальной психологии
Заочное отделение
Реферат
Особенности психической деятельности леворуких детей
Москва 2009
Введение
Латерализация функций полушарий головного мозга
Особенности психической деятельности леворуких детей
Заключение
Литература
Введение
Говоря о психических
особенностях леворуких детей, каждый воспитатель отметит две: необыкновенная
способность к творческому переосмыслению действительности и трудности овладения
графическими навыками. Дошкольника приходится учить писать, ведь неизвестно,
как отнесутся в школе к его левшеству, не будет ли ему нанесена психологическая
травма. Но научить его чему-либо достаточно сложно, ведь он всегда предлагает
свои правила игры. Проводишь презентацию обучающего пособия, а он заявляет:
«Нет, няня, сейчас я покажу тебе, как в это правильно играть!» Предлагаешь
раскрасить киску, а он рисует «дождик» и говорит, что киска ушла домой. И вот
уже карандаши, вместо того, чтобы рисовать, играют в динозавров. Маленький
левша представляет собой серьезную задачку для воспитателя, проверку на креативность.
Возможно, понимание механизмов левшества и особенностей психической
деятельности таких детей поможет нам решать педагогические задачи, связанные с
их воспитанием и обучением.
У человека в отличие от
животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация
функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр
С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у
психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании
полученных наблюдений он сформулировал положение о «левополушарных» и
«правополушарных» людях. Функциональное доминирoвaние одного из полушарий
сопровождается aнатoмической асимметрией мозга. Это обнаруживается на
горизонтальном срезе, проведенном через полюсы лобных и полушарий.
Новые важные данные о
структурных основах сознания получены недавно при наблюдениях над больными, у
которых с целью облегчить или хотя 6ы ограничить развитие не поддающихся
консервативному лечению эпилептических судорог одной половиной тела, когда было
произведено рассечение мозолистого тела и передней спайки (расщепленный мозг).
С помощью психологических тестов Р. Сперри и его сотрудники пришли к выводу,
что функции обеих половин мозга существенно различаются. Как показали эти
наблюдения, изолированное левое полушарие и с субъективной точки зрения самого
больного, и объективно (с учетом наблюдения за поведением больного) так же
эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Следовательно, это
полушарие (или какие-то его области) можно считать главным нейронным субстратом
названных функций и у нормальных людей. Изолированное правое полушарие не обеспечивает речь, однако и
его возможности
достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию
форм и в определенной степени к пониманию речи: больные выполняют услышанные
команды, читают простые слова, а в некоторых случаях даже пишут или копируют их (хотя при этом остается неясным, присутствовало
ли такое правополушарное понимание речи до операции или развилось после нее).
Эти исследования позволили заключить, что у
каждого полушария имеются особенности памяти, тонуса, характера мышления, т. е.
левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление), а
правое - преимущественно сигналы первой сигнальной системы
(образное, конкретное мышление). Однако в организме оба
полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. дополняют друг друга. При выработке условного рефлекса в
начальной фазе доминирует правое
полушарие, а во время yпрочения рефлекса - левое. Правое полушарие осуществляет
обработку информации одновременно,
синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному), при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные
признаки предметов. Левое полушарие производит обработку информации
последовательно, аналитически, по принципу индукции (от частного к общему),
лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения. В
эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более
древние, отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом
оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном
положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций. В сенсорной
сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое
полушарие воспринимает
зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу
различения предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно
описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое
полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый
признак (форма, величина и др.) анализируется раздельно, легче опознаются
знакомые предметы. Леворукость
и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций - большинство людей правши. Как
правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых
левшей они находятся там же, а в других случаях либо в правом, либо в обоих
полушариях. Накапливается все больше данных о том, что правое полушарие
справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом,
правильнее говорить не о доминировании полушарий вообще, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как
правило) у левого. Левое
полушарие «специализируется» не только в речи, но и в двигательных актах (так как левая премоторная кора
участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется
оно правой или левой стороной тела). Латерализация функций при обработке
сенсорной информации проявляется в соответствующих изменениях электрической
активности мозга. При сопоставлении событийно связанных ВП на латерализованные
зрительные стимулы, опознание которых основывалось на обобщенном или
аналитическом описании признаков, выявлены определенная общность региональной и
полушарной специализации отдельных операций и различия, зависящие от типа
опознания. Общим явилось преимущественное участие каудальных отделов правого
полушария в осуществлении начальных операций опознания и ассоциативных отделов
левого на этапе классификации. При этом отмечается специфика превалирования
отдельных компонентов ВП.
Особенности психической деятельности
леворуких детей
Негативное отношение к леворуким в
нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А. Капустин в работе «Детская
леворукостьи проблема
воспитания левой руки» представил результаты исследования
левшей в неврологической клинике. Его вывод: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, Т. е. обладать хорошим физи ческим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (при близительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат». Обследование проводилось в неврологической клинике, т. е. среди больных детей, поэто му столь резкая оценка не имела никаких оснований. Представления о связи между леворукостью
и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то что
специальные психологические исследования доказали их несостоятельность. Выраженность праворукости и леворукости
бывает разной. Есть люди, умеющие работать только левой или правой рукой. Их
еще называют «выраженные левши», «выраженные правши». Кто-то использует
преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой
(«невыраженные левши» и «невыраженные правши»). Есть и те, кто одинаково хорошо
выполняет любые действия, даже очень сложные (в том числе письмо, рисование,
вязание и т. п.), и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами
(от лат. ambo — оба, dexter — правый). Попытки объяснить леворукость имеют
долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные
тайны рождают легенды. Некоторые из этих гипотез могут показаться смешными и
нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них - еще один шаг к постижению
этого явления. Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем
только один вид левосторонней
асимметрии - леворукость (вариант асимметрии, когда ведущая рука - левая). Вместе с
тем у человека могут быть ведущими (работающими более активно и эффективно)
левый глаз, левое ухо, левая нога, т. е. левша может быть не только леворук.
Однако такие случаи, когда у человека ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо -
левые, чрезвычайно редки. Чаще это сочетание левосторонней и правосторонней
асимметрии. Археологические и палеоантропологические данные дают основания
считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во
множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные
изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние «художники»
работали правой рукой. Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие,
и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о
леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было
семьсот человек отборных, которые
были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», Т. е.
леворукие были ловкими, меткими, умелыми воинами. Теории и гипотезы
происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют
леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые
выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости. Многие исследователи выделяли в качестве
причины леворукости условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды
могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких
мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при
возникновении леворукости мы не можем исключить полностью. Еще один вариант возникновения
леворукости - так называемая патологическая (компенсаторная) леворукость. В
течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве леворуких, страдающих
нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Это
дало основание говорить о патологическом происхождении леворукости. Причем есть
сторонники крайних взглядов (таких, правда, меньшинство), утверждающие, что
любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений леворуких в семье, имеет только патологическое
происхождение, связанное с дисфункцией мозга. Дисфункции, в свою очередь, в
большинстве случаев объясняются родовыми травмами. Действительно, статистика
прослеживает определенную зависимость между отклонениями в протекании беременности
и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот,
затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия
новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких
детей. Леворукость
может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи,
восприятии, в развитии моторных функций. Очень высок
процент леворуких детей среди близнецов (около 20%). По мнению американских
ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так называемого зеркального
отображения, проявляющийся у 25 % однояйцевых близнецов. Суть ero в том, что
один - зеркальное
отображение другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков
пальцев. Один из близнецов может быть левшой, а другой - правшой. Феномен
зеркального отображения позволил предположить существование еще одного варианта
возникновения леворукости. В тех случаях, когда выживает один член однояйцевой
близнецовой пары, которая разделилась в критический для возникновения
зеркального отображения период, должен родиться леворукий ребенок. Наряду
с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо
противоположное представление об уникальных спосо6ностях леворуких людей.
Считается, что леворукие - люди творческие, эмоциональные. Леворукими были
такие известные люди, как математик Пифагор и известный древнегреческий ученый Аристотель,
великие художники Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Леворукими были
Ньютон и Наполеон, Эйнштейн и Чаплин, Черчилль и Пикассо. Возможно, наш
леворукий воспитанник станет таким же успешным, как Билл Гейтс, или известным,
как Джулия Робертс.
В русском языке слово
«левша» ассоциируется со словом «талант». Действительно, эмоциональность и
целостность восприятия этих людей ставит их выше среднего уровня.
Неординарность мышления дает им определенные преимущества. Но в чем-то они
испытывают трудности: в аналитическом восприятии, в зрительно-пространственной
координации, в графических навыках, в овладении грамматикой. Задача педагога –
учитывая особенности психической деятельности леворуких детей, помочь им справиться
с этими трудностями и проявить свои необыкновенные таланты.
1.
Безруких М.М.
Леворукий ребенок. – 2-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 64 с.: ил. –
(Будущий первоклассник)
2.
Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков:
учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С.
Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –
384с.
3.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и
подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е
изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.