Время
|
Дело
|
Форма и способы
реализации
|
Задачи и задания для
детей
|
Отметки о результатах
|
9.00 – 10.30
|
Сбор в отрядной комнате
|
Отрядная линейка
|
Организованно
построиться, внимательно слушать воспитателя
|
Все прошло
организованно
|
10.45 – 11.00
|
Линейка открытия смены
|
Общая линейка
|
Организованно выйти на
линейку, построиться, быть внимательными и
|
Старались быть организованными,
внимательными.
|
11.05 – 11.55
|
Операция «Уют»
|
Совместная деятельность
педагога и детей
|
Аккуратно разложить
свои вещи, навести порядок в комнатах
|
С помощью воспитателей
все дети справились с заданием
|
12.00 – 13.00
|
Обед
|
|
Организованность и
аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, убрать за собой посуду.
|
Были замечания
|
13.30 – 14.30
|
Концерт первого дня в
лагере.
Провели конкурс «Самый
наблюдатель-ный в лагере»
|
Концерт и конкурс
на полянке
|
Время закладки традиции
собираться всем вместе. Показать план лагеря. Задать вопросы: какого цвета
скамейки в лагере? сколько пожарных щитов и где они находятся? какие
спортивные сооружения имеются на спортплощадке? какие деревья растут на
территории лагеря? какой кабинет в школе самый красивый?
|
Все прошло
организованно
|
15.00 – 16.30
|
Огонек знакомств
|
Игры на сплочение
|
Познакомиться,
запомнить имена всех детей и воспитателей
|
Игры прошли весело и
дружно, без конфликтов и ссор
|
16.30 – 17.00
|
Ужин
|
|
Организованность и
аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, покушать, убрать за
собой.
|
Были замечания
|
17.00 – 18.00
|
Свободное время, игры
|
Свободная деятельность
|
Дать возможность детям
пообщаться между собой, найти общие интересы
|
Уход детей домой
|
Беседы с родителями
|
|
|
Основные
этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы
1 этап – организационный.
Ведущие
направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта;
согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение.
Задачи:
-
Знакомство
участников с возможностями ЛОЛ «Радуга».
-
Формирование
малых групп, клубов, творческих групп, органов самоуправления.
-
Выявление
уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников.
-
Знакомство
с программой смены.
-
Планирование
деятельности малых групп.
Средства и
формы деятельности: Коллективно-творческие дела. Игра – экскурсия «Здравствуй,
лагерь!». День знакомств. Планирование работы малых групп. Презентация клубов. Открытие
смены.
Результаты
деятельности: положительное мотивирование включения детей в деятельность;
организационная готовность к деятельности во всех структурах детского лагеря;
запись в кружки и клубы; актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях
детского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены на
деятельность, на требования детского лагеря.
2 этап –
основной.
Ведущие
направления деятельности участников: творчески-практическое; самореализация;
самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместная
деятельность; деятельностное общение.
Задачи:
-
Обеспечение
реализации программы смены;
-
Предоставление
возможностей творческой, лидерской самореализации каждого участника;
-
Помощь
в решении личностных проблем участников;
-
Включение
детей в различные виды деятельности;
-
Качественная
организация совместной деятельности детей;
-
Создание
условий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого к
своему здоровью
Средства и
формы деятельности: Кружки. Тематические дни или дела по различным видам деятельности.
Система «Минутка здоровья». Органы детского самоуправления. Конкурсная
программа «Кругосветное путешествие…». Детские творческие группы. Коллективные
творческие дела. Экскурсии.
Результаты
деятельности: Проявление каждого участника смены соответствующим образом. Обогащение
личного опыта каждого ребёнка социально и лично значимым содержанием. Максимально
возможные практические результаты в различных видах деятельности
(познавательной, спортивной, творческой и др.)
3 этап –
заключительный.
Ведущие
направления деятельности участников: творчески-практическое; обобщающее. Демонстрация
и реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность.
Задачи:
-
Специально
организуемая, совместная разнообразная деятельность подростков;
-
формирование
программ последействия участников смены;
-
анализ
качественных изменений, происходящих с детьми.
Средства и
формы деятельности: Аналитическая работа и коллективные творческие дела в малых
группах. Церемония закрытия лагерной смены. Итоговая игра. Подведение итогов
работы кружков, клубов.
Результаты
деятельности: Благополучное состояние каждого участника смены; успешная
реализация программы смены; положительная динамика проявления ценных личностных
качеств детей.
Анализ организационного периода
Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации (первые
3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений,
процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.
В эти дни дети испытывали самое значительное психологическое
напряжение, которое обуславливается непознанностью новой сферы
жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и
установки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они только
познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.
Важно
уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в
детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического
климата в отрядах).
В
организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке
целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов,
формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей
деятельности по программе.
В
этот период важно:
1.
Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
2. Обеспечение
детям чувства защищенности, самостоятельности;
3. Принятие в
коллективе сверстниками и взрослым;
4. Определение
места (статуса) в коллективе;
5. Формирование
умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и
реализацией общественных интересов;
6. Формирование
чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
7. Формирование групповых норм, ценностей и
традиций.
Основной
способ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их в
систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – это
отряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить
индивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены заинтересовать и
увлечь детей интересной деятельностью.
На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены,
сообщили ее название, цели и задачи.
1-й отрядный
сбор:
– выбрано
название отряда, девиз, отрядной песни;
– распределение
поручений (командир, помощник командира, помощник воспитателя);
– составление
графиков дежурств в столовой, в комнате, на территории лагеря.
Ни для кого
не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем
быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. Одной из
наиболее простых форм знакомства является игра. Были подобраны и проведены в
соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие
коллектива: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком». Дети активно и с
желанием в них участвовали.
Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого
места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным
действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом
необычную активность.
Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаются
диффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно
понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные
отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки.
Каждый старался раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны.
Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведения
детей. Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новым
условиям проживания, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены.
Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа,
рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры,
тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.
Адаптация к условиям пришкольного лагеря «Радуга» прошла успешно.
Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В
формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети
посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов,
которые сразу же пытались разрешить воспитатели.
Анализ основного периода.
Цель основного этапа – реализация
деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение
успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.
Задачи:
создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.
В
этот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развивать
свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на
развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути
трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к
пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом
пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического
климата в отрядах.
Формы
работы в период основного этапа:
1.
Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом
участников.
2. Совместное
планирование, проведение дел.
3.
Организация равноправного диалога с детьми.
4.
Совместное обсуждение возникающих проблем.
Этот этап занимает большую
часть времени – 10–11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные
индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:
-
дружить
и контактировать.
-
участие
в межотрядных и дружинных делах.
-
самореализоваться,
как личность.
-
проявить
себя в необычных формах проведения свободного времени.
-
проявление
своей самостоятельности.
Основное внимание в этот период было отведено развитию детского
коллектива, реализации темы смены.
Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы,
тематические огоньки.
Первая половина основного периода (5–11 дни смены) деятельность
в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Он состоит из
двух ступеней, соответствующих уровням развития группы-кооперации и
группы-автономии. Незначительная часть ВО останавливается в своём развитии на
стадии группы-кооперации (15–20%). До 50–55% ВО завершают своё развитие на
стадии группы-автономии. Достижение в процессе группы-коллектива в условиях ВО
редко и возможно при специальной педагогическом управлении.
В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды
деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д., межличностная структура
группы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становится
деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы
оставить после себя добрую память в лагере.
Эмоциональные группировки характеризовались определённой
статичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх до
семи человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.
Выразительнее стала поляризация межличностной структуры,
увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностной
дифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловая
направленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранее
скрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп
Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В
педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в
соответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке к
праздникам и конкурсам.
Проблем, организационного характера не возникало. Лишь небольшие
межличностные конфликты. Основной период – это время конфликтов, личностных
самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Это период скрытых
внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как
одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо было:
1.
Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого
обсуждения.
2.
Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и
отношений в отряде.
3.
Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной
ситуации для каждого и для всех.
4.
Способствовать успеху деятельности.
Таким образом, детский коллектив прошел все стадии своего
развития. Поставленные задачи были выполнены и реализованы. Возникшие проблемы
проанализированы и на будущее будут более тщательно прорабатываться при подготовке
к работе.
Проанализировав работу лагеря, педагогический состав пришёл к
выводу, что общее оздоровление и укрепление здоровья детей прошло успешно,
жизненный опыт детей пополнился социально-культурными событиями. Повысились их
творческие способности. Ребятам удалось проявить свою инициативу и активность.
В своей работе мы использовали методики массовых, групповых и
индивидуальных форм работы с детьми. У вожатых повысился уровень
педагогического мастерства. Воспитателям удалось реализовать свои идеи и раскрыть
свой потенциал.
Методические
материалы и разработки на смену приведены в Приложениях.
Методическая
разработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги»
Цель: создание благоприятной среды для реализации творческого
потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание
чувства коллективизма, самостоятельности.
Подготовка.
1. Подбор участников. Разделить детей по группам.
2. Разработка сценария. Подбираем материал, конкурсы, задания
соответственно возрастным группам. Обдумываем образы персонажей, сказочного
героя, ведущего. Лучше всего подойдет отрицательный образ. В процессе
мероприятия герой становится другом взрослых и детей. Все вместе учатся,
спорят, радуются. Костюм героя продуман. Появление будет необычным: на ковре –
самолете.
3. Оформление сцены. В зале, где проходит игра, написать название
игры «Избушка Бабы-Яги» красочно, большими буквами, поставить сказочную
избушку. На стенах повесить сети, паутину, дремучий лес, которые создают
сказочную атмосферу. Страна «Лукоморье» для наглядности изображается на карте –
листе ватмана. Столы и стулья расставить по количеству команд и их участников.
4. Оборудование. Магнитофон, кассеты, фломастеры, карандаши,
краски, ножницы; выставка детских рисунков, призы для победителей, медали;
необходимо вырезать из картона замок с кроссвордом, разгадав который можно
попасть в «лесное царство Бабы-Яги».
5. Подготовка жюри. Разработать оценочный лист для членов жюри. Жюри
и участникам разъяснить критерии, по которым будут оцениваться конкурсы.
6. Подготовка детей. В команде – не более 6–7 человек, из них один
человек представляет образ Бабы-Яги в костюме. В качестве домашнего задания
командам предлагается: подготовить название команды, эмблему.
Перед игрой проводится жеребьевка участников.
СЦЕНАРИЙ
Б-Я.: Я Баба-Яга, костяная нога, Мне всего-то две тысячи лет!
Я совсем молода, не страшна мне пурга. У меня еще стройный скелет!
Физкультпривет! Я поняла – окончательно, жить просто замечательно,
когда здоровый дух в здоровом теле! Ух! Ах, какие умницы.
Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей. – У нас на носу что?
Лето на носу, а это значит, что всем надо выглядеть на «5».
Будем заниматься физкультурой и все будет хорошо! Мне в лесу стало
скучно, всю зиму вьюга да пурга мои подружки. Скучно мне с ними. Хоть бы вы
меня порадовали, лето приблизили. Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте мое
сердечко.
Покажись первая Баба-Ежка ….
I. Конкурс: Образ Бабы-Яги.
Домашнее задание – каждая участница показывает образ Бабы – Яги.
П. Конкурс «Заклинание»:
Б-Я.: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо разгадать заклинание. А
для этого вам необходимо расшифровать знаки и прочитать заклинание, обращенное
к избушке на курьих ножках (раздаются кроссворды).
III. Конкурс «Следы нечистой силы».
Б-Я.: Чем дальше в лес, тем больше загадок. В моем лесу, по соседству
живет много разной нечисти. Зимой они все спят в своих норах, скоро проснутся.
Помните у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»
Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами
невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте как
выглядят следы:
1. Водяного;
2. Кощея Бессмертного;
3. Лешего;
4. Кикиморы;
5. Бабы-Яги.
Вот по этим следам, ребята, можем узнать, кто по тропке прошел,
где и кто живет, кто в лесу хозяин.
IV. Конкурс «Костюм для Бабы-Яги».
Б-Я.: Ребята, вам нравиться мой прикид? Это платье от Юдашкина, по
цене Брынцалова. Сегодня одна из крутых профессий – модельер. А начинается путь
к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Внимание!
Задание!
Изобразите и расскажите о костюме:
1. Рабочий костюм Бабы-Яги;
2. Парадно-выходной костюм Бабы-Яги;
3. Домашний костюм Бабы-Яги;
4. Спортивный костюм Бабы-Яги;
5. Школьная форма Бабы-Яги;
Б-Я.: Сколько талантов пропадает в Нижнекамске! Вот где живут будущие
Зайцевы, Юдашкины, Кардены, Версачи! Защищайте, расскажите о вашем костюме.
V. Конкурс. «Лучший проект жилья для Бабы-Яги»
Б-Я.: Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит
ветхое жилье, в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи. Это
несправедливо. Такая красивенькая Баба-Яга, а избушка неблагоустроенная.
Задание: Каждая команда из подручных средств и из самих членов
команды «строит» избушку Бабы-Яги.
Б-Я.: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами.
Ведь я здесь самая главная волшебница. Что, не верите? Ну вот, что это,
по-вашему? Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу
и танцует). Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая
трудолюбивая! Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать. Кому-нибудь бант
развязать что ли, или штаны порвать?
В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой и
устроим шуточные состязания.
VI. Конкурс «Эстафета на метле».
Члены команды строятся в колону, каждая команда получает метлу.
Оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время.
Сбитая кегля – штрафное очко.
Игра со зрителями.
А теперь загадаю для зрителей загадки.
Много-много я их знаю, Вам сегодня загадаю.
Кто внимательным бывает – Тот их быстро разгадает.
1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Все ж попался (колобок).
2. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоял среди травы,
Уши больше головы (заяц).
3. Стоит столбом,
Горит огнем:
Ни жару, ни пару
Ни угольков (свеча).
4. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
VII. Конкурс «Бал Бабы-Яги».
Б-Я.: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют.
Осталось зазвучать оркестру. Маэстро! Музыку. Приглашаю танцевать на бал
подружек Баб-Ежек. Лучшую плясунью награжу.
Игра заканчивается награждением победителей.
Выводы
Атмосфера в лагере доброжелательная. Дети с большим удовольствием
приходили каждый день в лагерь. Дети хорошие и очень веселые. Было приятно с
ними общаться. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство
игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и
укрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и
отдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получали
не только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины и
обогащенные витаминами лакомства. Дважды в неделю дети посещали бассейн.
В каждом
отряде велась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о
безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных
местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе и
взаимопомощи.
В дни
торжественного открытия и закрытия лагеря состоялись концерты. Дети исполняли
песни, читали стихи, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
За время
работы лагеря организованы: выход детей в ММВЦ г. Зеленогорска, в
городской парк, кинотеатр, в Зоосад, а также просмотр кино и мультфильмов.
В течение
смены ребята принимали участие в веселых стартах, викторинах, конкурсах. 12
июня на День России проведена акция, посвященная государственной символике РФ,
в рамках которой дети рисовали флаг и герб РФ, учили гимн РФ.
На закрытии
лагеря состоялась линейка, на которой были награждены дети, отличившиеся в
проведенных в течение смены мероприятиях. Им вручены грамоты, диски с
фотографиями и презентацией с самыми запоминающимися моментами лагерной жизни.
Также в лагере была организована выставка индивидуальных и коллективных работ
детей, выполненных в кружках по интересам.
Основными показателями результативности работы коллектива педагогов
и воспитателей детского летнего лагеря стало:
-
улучшение
состояния здоровья детей;
-
осознание
ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;
-
комфортность
личности ребенка;
-
увеличение
спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений,
повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов
творческой деятельности и работы лагеря в целом;
-
развитие
индивидуальных творческих способностей детей.
После
окончания учебной практики:
-
научилась ориентироваться в
содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего
оздоровительного лагеря;
-
научилась
проектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическими
навыками в условиях летнего оздоровительного лагеря.