Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье
Методика
развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье
1. Актуальность темы
Творчество означает
созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в
сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает
другим. (Ярошевский, 1985). (3,8).
Творческие
способности -
это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и
повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора
человека.
Считается, что все люди
обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке
распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно
утверждать что он станет творчески одаренным. Зачастую такие дети рано
распознаются в семье и характеризуются как "странный".
Нередко раздражает взрослых
неистребимая жажда познания и непреодолимое любопытство таких детей. Проблема
заключается в том, что если родители будут одергивать и ограничивать своих
неординарных детей, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности
ребенка. Иногда взрослые попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени
или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую
категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут
обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря
уже о занятиях по музыке или посещении изостудии. Также в эту группу входят
родители, которых пугают необычные способности ребенка.
Продолжительное
насильственное подавление творческих способностей ребенка может привести к
эмоциональным сложностям, нервозу и даже к психозу. Когда серьезно блокируется
творческая энергия школьника, мышление может оказаться парализованным. Семья
может дать ребенку психологическую защиту и укрепить самопонимание и
самоприятие ребенка с творческими способностями (6,111).
Каждый родитель хочет
увидеть в своем ребенке то, чего не смог достичь сам. Иногда это желание принимает
гипертрофированные формы: я не стал спортсменом, значит, мой ребенок им
обязательно станет, я не научился играть на скрипке, а
его научу. И вот на этой почве возникают различного рода конфликты.
Ребенка не интересует
скрипка, ему больше нравятся точные науки, а родители продолжают давить на него
своим авторитетом, заставляя заниматься нелюбимым делом.
Ребенок не может заниматься
нелюбимым делом и при этом показать выдающиеся результаты, и тут у взрослых
наступает разочарование: они не получили того, чего ожидали.
Именно в этот момент у
родителей начинает развиваться чувство, что их ребенок бездарь. Ребенок и в
правду может счесть себя неудачником, ведь так сказали его родители, которые
для него непререкаемые авторитеты. (8).
Еще одной проблемой
творчески одаренных детей является их эксплуатация, с целью получения дохода.
Эксплуатации могут быть положительными, например, ранние концерты Моцарта, так
и отрицательными, когда чрезмерные амбиции взрослых приводят к уничтожению
детской непосредственности или к искажению развития личности ребенка. Ярким
примером отрицательной эксплуатации может являться реклама с участием детей. (3,69)
Эти несчастные дети, таланты которых неумеренно преувеличиваются, чтобы дороже
продать (не обязательно за деньги, а, например, за право быть матерью или
наставником гениального ребенка), к
зрелому возрасту оказываются в ужасном положении, когда выясняется, что
раздутые доброжелательными взрослыми способности были ценны в сочетании с
юностью их обладателя и не могут быть конкурентоспособными во взрослой жизни.
Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие
и чаще всего не идет ребенку на пользу.
У ребенка должно быть
свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, социальные и
творческие потребности. Со свободным временем напрямую понятие – досуга. Досуг
– понятие социально-культурное связанное с осуществлением активной социальной и
лично значимой деятельности в свободное время может включать в себя
неформальное общение, творческую деятельность. Одной из функций досуга является
рекреационная функция, то есть восстановление физических и эмоциональных сил. В
младшем школьном возрасте ребенок еще не способен сам полностью организовать
свой досуг.
В сфере досуга творчески
одаренный ребенок может "раскрыться" полностью потому, что только
здесь он может применять свои неординарные возможности (которые, например, в
школе могут подавляться учителем) . Семья в значительной степени должна
поддерживать ребенка и проводить совместный досуг с тем, чтобы следить в какую
сторону развиваются способности и чем родители могут помочь в реализации
потенциала младшего школьника.
2. Аудитория
Психологическая
характеристика младшего школьного возраста.
На данном возрастном
этапе осуществляются глубокие изменения, происходящие в психологическом облике,
свидетельствующие о широких возможностях развития ребенка. В течение этого
периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как
активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего
собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст
является сензитивным для:
- формирования мотивов
учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных
приемов и навыков учебной работы, "умения учиться";
- развития навыков
самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной
самооценки, развития критичности по отношения к себе и окружающим;
- усвоения социальных
норм, нравственного развития;
- развития навыков
общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования
возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект,
личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом
процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие
виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом,
искусством), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения
ребенка.
Младший школьный возраст
– это период позитивных изменений и преобразований.
Если в этом возрасте
ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих
способностях и возможностях, не приобретет умения учиться, не научится дружить,
сделать это в дальнейшем ( за рамками сензитивного периода) будет значительно
труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. (5,50)
Вместе с тем, в 7 лет,
растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят
относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная
утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их
работоспособность обычно резко падает через 25— 30 минут после начала урока и
после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня,
а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.(7).
Психолог Эрик Эриксон в
своей теории развития личности отвел младшим школьникам 4 стадию.
"Стадия 4.
Трудолюбие – неполноценность. От 6 до 11 лет.
Построив на ранних
стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы
желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен
научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные
умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации:
кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой
стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается
слишком много или слишком мало. У ребенка появляется понятие системы, интерес к
устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм,
последовательным занятиям.
Школа играет несомненно
важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем
самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда
ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для
себя место в этом мире.
Если ребенка поощряют
мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца,
хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности,
"умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело,
развиваются способности к техническому творчеству. Если же родители видят в
трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных
занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и
неадекватности.
В это время ребенок
привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь
полезным и нужным делом". (3,88).
Согласно Л.С. Выготскому,
с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной
деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления,
происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие
познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а
восприятие – думающим". (1,57).
3. Цель и задачи
Цель: развить творческие
способности младших школьников.
Задачи:
1.
Включение
родителей и детей в совместную творческую деятельность.
2.
Создать условия
для реализации творческого потенциала младших школьников.
4.
Знакомство детей
с различными видами искусства.
5.
Развитие
художественной образности у детей.
4. Формы, методы и средства
Формы
|
Методы
|
Средства
|
Содержание
|
1) Информационно – просветительская:
лекции "Жизнь с творческим ребенком"
|
Формирования общественного сознания (информирование,
разъяснение, убеждение). стимулирования социально – культурной активности (
поощрение, порицание, положительный пример).
|
помещение, обустроенный зал, видеоаппаратура,
аудиоаппаратура, лекторы. Аудитория.
|
лекции предназначены для родителей одаренных детей. На них
педагоги расскажут об особенностях таких ребят и как развивать их творческий
потенциал.
|
встречи с психологами
|
Формирования общественного сознания (информирование,
разъяснение, убеждение). стимулирования социально – культурной активности (
поощрение, порицание, положительный пример).
|
помещение, видео - аудиоаппаратура, квалифицированные
психологи. Оборудованный зал. Аудитория.
|
психологи могут дать ответы, на волнующие большинство
родителей, вопросы. Помогут понять ребенка. Его психологические особенности.
|
2) художественно – зрелищная:
театрализованный концерт "Калейдоскоп талантов".
|
вовлечения в социально – культурную деятельность (
самообразование). стимулирования поощрение,
|
концертный зал с оборудование (видео – аудио), ведущие
концерта, оформление сцены.
|
театрализованная эстафета для детей и родителей " По
дороге к Музам"
|
вовлечение в социально – культурную деятельность (
упражнение, самоорганизация).
|
помещение Дворца Культуры, ведущие на каждом этапе,
оформление "старта" и "финиша". Призы участникам.
Реквизит.
|
ребята и родители знакомятся с многообразием различных
видов искусств, ребята принимают непосредственное участие.
|
тематический вечер для детей и родителей "Давайте
творить вместе".
|
стимулирования социально – культурной активности (
поощрение, порицание, положительный пример).
|
оборудованный концертный зал, ведущие, необходимые
реквизиты для конкурсов. Аудитория.
|
вечер проводится для детей и родителей с тем, чтобы
укрепить семейные связи и способствовать проведение совместного досуга.
|
3) рекреативно – игровая:
конкурс талантов " А вы такое видели?!".
|
вовлечения в социально – культурную деятельность (игра,
самообразование).
|
Помещение, видео – аудио оборудование, украшение сцены,
реквизит, подарки конкурсантам.
|
конкурс детских талантов, чтобы ребята могли реализовать
свои творческие способности
|
ролевая игра "Кузница талантов".
|
вовлечения в социально – культурную деятельность
(самоуправление, самообразование). стимулирования социально – культурной
активности ( поощрение, порицание, положительный пример).
|
Помещение Дома Культуры, видео – аудио техника, реквизит,
музыкальные инструменты, ведущие на станциях.
|
предполагает обучение детей друг друга тому, что умеют
сами.
|
|
порицание, положительный пример).
социально – культурной активности (
|
подарки участникам.
|
Список используемой
литературы
1.
Выготский Л.С.
Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224с.
2.
Николаева Е. И.
Психология детского творчества. СПб.: речь, 2006. – 220с.
3.
Обухова Л.Ф.
Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.
4.
Возрастная
психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.
пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов – М.: Академия, 2000.
– 624с.
5.
Возрастная и
педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.:
Академия, 1999. – 320с.
6.
Одаренные дети:
Пер. с анг. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого – М.: Прогресс, 1991. –
376с.
7.
http://ezotera.ariom.ru/2010/03/14/deti.html