Развитие образования в Азии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История развития образования в
странах Азии
2. Образование в странах Азии на
современном этапе
2.1 Кризис системы образования
2.2 Начальное и среднее образование
2.3 Высшее образование
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
А́зия — самая
большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию.
Основные сведения
Площадь: 43475 тыс.
км² (включая острова)
Площадь островов: 2001
тыс. км²
Средняя высота над
уровнем моря: 960 метров
Наибольшая высота над
уровнем моря: 8 848 метров (г. Эверест)
Наименьшая высота над
уровнем моря: −405 метров (уровень Мёртвого моря)
Положение и границы
Граница Европы и Азии
признанная Международным Географическим Обществом (под буквой A, под другими буквами отвергнутые
варианты)
Располагается в основном
в восточном полушарии (исключением является Чукотский полуостров), к северу от
экватора. Границу с Европой обычно проводят по восточному подножью Уральских
гор, Мугоджарам, реке Эмбе, далее по Каспийскому морю, реке Аракс, по Чёрному и
Мраморному морям, проливам Босфор и Дарданеллы. С Африкой Азия соединена Суэцким
перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.
Три дополнительные линии
границ на карте демонстрируют альтернативные, большей частью негеографические,
определения границ:
Линия B — проходит по Кумо-Манычской впадине
и, далее, по Азовскому морю
Линия C — следует по водоразделу Кавказских
гор
Геополитическая граница
Азии несколько отличается от природной. Её проводят по восточным границам
Архангельской области, республики Коми, западным границам Свердловской и
Челябинской областей, по Казахстану и далее по предгорьям северного Кавказа до
Азовского моря.
Происхождение названия
В хеттскую эпоху в
северо-западной части Малой Азии располагалось царство Ассува. Победа хеттов
над ним упомянута в анналах царя Тудхалияса IV. В греческом эпосе это царство
персонифицируется в образе царя Асия, союзника троянцев. Имя Асия в греческой
мифологии носит океанида, жена Прометея, от которой, согласно мифологической
традиции, и произошло название части света. Ко времени Геродота обозначение
целой части света как Асия (Азия) было у греков общепринятым.
Физико-географическое
районирование
В Азии принято выделять
следующие физико-географические районы:
Западная Азия (Южный
Кавказ и Переднеазиатские нагорья);
Юго-Западная Азия
(Аравийский полуостров и Левант);
Южная Азия (полуостров
Индостан и остров Шри-Ланка (архипелагМальдивы);
Юго-Восточная Азия
(полуостров Индокитай и Малайский архипелаг);
Восточная Азия (Корейский
полуостров, Японские острова, восточная часть Китая);
Северная Азия (Сибирь и
северо-восток Евразии);
Средняя Азия (Памир,
Тянь-Шань, Туранская низменность).
На территории Азии к
настоящему времени полностью или частично расположено 54 государства, из них
четыре (Абхазия, Китайская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра,
Южная Осетия) признаны только частично. Из непризнанных государств —
Нагорно-Карабахская Республика.
1.
История развития образования в странах Азии
Страны Азии в период
колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии
империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются
политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического
хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными
"партнёрами" высокоразвитых капиталистических государств.
В капиталистическую эпоху
колониализм становится всемирным явлением. Начало его роста приходится на конец
XV - начало XVI вв. и связано с историческими переменами в Европе, которые
принято называть переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Эти
перемены растянулись на десятилетия. Проявлениями их были рост промышленного
производства, развитие науки, расширение торговли, увеличение спроса на рабочую
силу, на золото. Последнее обстоятельство сыграло особенно важную роль в
стремлении европейцев к поискам новых земель.
Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле
слова, т.е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы
самоуправления, так и полуколонии, в том, или ином виде сохранившие свои
традиционные системы управления. Следует отметить, что по численности меньшая
группа стран-полуколоний сохраняла суверенитет лишь формально. По своей
социально-экономической структуре полуколонии не отличались от колоний. Дальнейший процесс превращения стран Азии в источники сырья для
капиталистической промышленности подрывал основы натурального хозяйства и при
этом связывал, эти страны с мировым рынком, насильственно втягивал в мировое
капиталистическое хозяйство. Иностранные компании захватывали не
только внутренний рынок, но и внешнюю торговлю стран Востока. Само по себе
превращение зависимой страны в страну монокультуры и в источник сырья не было
столь эффективным для финансового капитала без господства в сфере экспортных и
импортных операций. Рост влияния Европы и европейской культуры на образованных
азиатов протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала
и соответствующих изменений в ее экономике.
Финансово-промышленные
монополии изменили традиционное производство и аграрную структуру, вызывая в то
же время кардинальные изменения в социальных структурах восточных стран.
Расширялись и инвестиции
английского капитала в Азии — европейские банки все более охотно вкладывали
деньги в экономику страны. Все это создавало новые предпосылки для подъема
антиколониального движения.
И португальская, и
испанская, а впоследствии голландская, британская, французская и другие
колониальные системы утверждались в конечном итоге насильственным путём. На Востоке
европейцы столкнулись с разными по уровню развития обществами - от доклассовых,
родоплеменных до феодальных и так называемых азиатских. В военно-техническом
отношении эти общества уступали европейцам, превосходство которых росло по мере
быстрого развития промышленности, науки и техники в Европе.
Во
второй половине XIX в. в Азии
открылось немало университетов, где обучение велось на европейских языках и по европейским
программам. Кроме того, дети из зажиточных семей имели возможность получить
блестящее образование в лучших университетах Англии — Кембридже и Оксфорде.
Знакомство с достижениями европейской цивилизации оказало огромное влияние на европейских
интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом было незначительным, их роль
в политике и общественной жизни была определяющей.
Активное внедрение
элементов европейской политической культуры и практики и европейского
образования способствовало проникновению в Азию многих европейских идей и
идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими
науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по
преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов,
но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование европейских
языков как официальных способствовало распространению среди интеллектуальной
элиты ориентации на европейские духовные ценности. Книги, газеты, журналы и
иные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Азии, публиковались
только на европейских языков.
2.
Образование в странах Азии на современном этапе
2.1 Кризис системы образования
С момента обретения независимости
каждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательную
модель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальной
открытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше других
продвинувшиеся в проведении рыночных реформ, были склонны к проведению более
глубоких реформ в образовании в сравнении со странами, сохранившими большое
количество элементов старой командной экономики.
Однако во всех
государствах система образования находится в сложном положении и сталкивается с
тремя взаимосвязанными проблемами: кризисом начального и среднего образования,
серьезными вызовами перед высшим образованием, а также растущими языковыми
барьерами. Как и в случае с системой здравоохранения, региональное
сотрудничество в области образования могло бы способствовать обмену опытом,
установлению региональных стандартов и - в некоторых случаях - взаимовыгодному
объединению ограниченных ресурсов.
2.2 Начальное и
среднее образование
После обретения независимости
в странах Центральной Азии сократился набор в начальную школу, упали
посещаемость и доля закончивших школу по всему региону. Целый ряд факторов
повлиял на низкий уровень посещаемости: бедность и рост детского труда,
ограниченный доступ к безопасному транспорту, проблемы с отоплением,
официальные и неофициальные платежи, которые школьная администрация вынуждена
требовать для поддержания инфраструктуры и стимулирования учителей.
Существуют еще две
тревожные тенденции. Во-первых, хорошо организованная раньше система
дошкольного воспитания распалась, что оказывает влияние на детей в критическом
возрасте и ограничивает участие женщин в социальной и экономической жизни.
Во-вторых, за последнее десятилетие произошло существенное ослабление
профессионального и технического среднего образования.
Государственные расходы
на образование в странах Центральной Азии резко сократились после получения
странами независимости. Все это происходило на фоне сокращения самого ВВП, что
делало снижение в абсолютных цифрах еще более разительным. Сокращение
финансирования в области образования привело к падению качества школьного
образования и сокращению посещаемости, а также ухудшению образовательной
инфраструктуры. Это также привело к значительному снижению доходов учителей и
снижению престижа учительской профессии. Поэтому учителя меняют профессию,
работают сразу в нескольких местах или эмигрируют.
В результате достигнутые
успехи в области образования теряются. Растет уровень безграмотности среди
детей из бедных семей, особенно в сельской местности. Гендерные проблемы стали
также более серьезными, при этом обеднение и возвращение гендерной
дискриминации способствует непропорциональному сокращению посещаемости средней
школы у девочек. Часто девочек-подростков в сельской местности склоняют к
раннему замужеству или уходу из школы для работы по дому. А так как наличные
выплаты на образование увеличились, бедные семьи в первую очередь сокращают
расходы на образование дочерей. Растущее гендерное неравенство будет иметь
серьезные долгосрочные последствия для экономического и социального статуса и
благосостояния женщин в Центральной Азии, а также более негативное общее воздействие
на человеческое развитие, поскольку существует связь между уровнем образования
женщин и здоровьем, образованием, с одной стороны, и показателями человеческого
развития - с другой.
Еще одна проблема,
которая связана с бедностью, падением уровня образования и системы социального
обеспечения, - это растущее число уязвимых детей. Достоверные статистические
данные труднодоступны, однако некоторые свидетельства рисуют серьезную
негативную тенденцию. Есть также сообщения прессы о растущем количестве детской
проституции.
Уязвимые дети часто
становятся жертвами преступников и полиции, и только небольшое количество НПО
пытаются оказать им помощь, но их возможности весьма ограничены.
2.3 Высшее образование
Задачи реформы высшего
образования очень серьезны в целом регионе, при этом существует значительное
расхождение в подходах в разных странах. Несмотря на сильное сокращение
государственного бюджета, в регионе растет количество университетов. Вводимая
за университетское образование плата, которой не существовало до получения независимости,
ограничивает доступ к образованию бедным молодым людям, особенно девочкам.
Быстро растет разрыв в образовании между обеспеченными и бедными семьями, а
также между жителями больших городов и сельской местности. Несмотря на введение
платы за обучение, реальные заработки преподавателей в нескольких странах
Центральной Азии все еще очень низкие, что негативно отражается на качестве
обучения: многие университетские преподаватели вынуждены работать на нескольких
работах. Коррупция в университетах оказывает негативное воздействие на
образовательные стандарты, и это заставило руководство университетов ввести
систему единого вступительного экзамена как средство борьбы с взятками.
В настоящее время новые
барьеры в области образования, различные алфавиты, визовый режим и бедность
сводят к минимуму возможность обучения в других республиках и обмен студентами.
Закрытие доступа к университетам и прекращение признания дипломов других
республик угрожают подорвать перспективы создания современного общества,
основанного на знаниях, которое стимулирует инновации и конкурентность.
В ответ на некоторые из
вызовов на свет появились новые университеты и образовательные учреждения. На
региональном рынке образования университеты предлагают традиционные государственные
и западные дипломы; они все очень сильно зависят от платы за обучение,
поскольку и государственные, и частные университеты ведут борьбу за
финансирование и студентов. В то же время крах государственного атеизма и
возрождение религии, особенно ислама, привели к появлению новых религиозных
образовательных учреждений по всему региону. Студенты из Центральной Азии также
обучаются в медресе или религиозных школах на Ближнем Востоке и в Южной Азии.
ЮНИСЕФ, Агентство США по международному развитию и Институт Открытого общества
и другие организации приняли участие в создании профессиональных сообществ и
ассоциаций для вузов и специалистов, среди которых можно назвать
Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента, а также международную
образовательную сеть (EDNET). EDNET объединяет 266 университетов в Центральной
Азии и осуществляет программу по обмену международных профессоров из соседних
стран. Это эффективное и высококачественное решение проблемы дефицита
преподавателей по определенным предметам во многих университетах региона.
Другая инициатива носит название Центрально-Азиатская сеть сотрудничества в
области образования и осуществляется при поддержке Азиатского банка развития и
Института Открытого общества. Сеть помогает укрепить связи между отдельными
людьми, группами и образовательными учреждениями при помощи системы электронных
сетей.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
http://www.dorogadomoj.com/z41kol.html
4.
europeandcis.undp.org/files/uploads/_rbec
web…rus…