Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Перспективы
развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Контаев С.С. – ректор Карагандинского
института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих
работников образования
Кудайбердиев Т.К. – проректор
карагандинского института повышения квалификации и переподготовки
государственных служащих и работников образования
Успешная реализация
государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом
успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности
к изменениям управленческих и педагогических кадров.
Готовность к изменениям –
это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное
качество педагога и руководителя новой формации.
Постепенно складывающаяся
система непрерывного образования в Республике включает в себя подсистемы воспитания
и обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации
педагогических и управленческих кадров.
В связи с этим возникает
вопрос, какая же из данных подсистем направлена на развитие готовности к
изменениям педагогических и управленческих кадров в большей степени (не
вдаваясь в детали).
Цель воспитания и
обучения – развитие личности и функциональной грамотности - способности
применять усвоенные знания в реальных учебных и жизненных ситуациях.
Цель и результат
профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека,
квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную
производственную среду. В отношении педагога – формирование профессиональной
компетентности педагога, то есть владение педагогом необходимой суммой
знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической
деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных
ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Цель повышения
квалификации – использование педагогом знания как средства решения актуальных
проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы
становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала
личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и
технологии, но и разрабатывать их. Т.е. педагог и руководитель новой формации,
это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня
сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и
деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную
профессиональную деятельность в контексте этих тенденций.
В этом заключается специфика
системы повышения квалификации - она находится на пересечении двух сфер: развивающейся
педагогической и управленческой деятельности и наук, исследующих и
устанавливающих закономерности развития общественных систем, обеспечивающих
непрерывность образования.
Такое положение
устанавливает новое соотношение повышения квалификации, образовательной
практики и науки.
И действительно, традиционно
наука добывает новые знания, а педагог превращает их в учебный материал и
передает обучающемуся. В такой системе содержание обучения отражает прошлые
социально-педагогические явления, не связанные с ситуациями современной
развивающейся практики. Если в школьном и вузовском образовании такая традиция
может быть в той или иной мере оправдана, то в системе повышения квалификации
она приводит к негативным последствиям. Это обстоятельство требует, чтобы
система повышения квалификации брала на себя часть функций науки по добыванию
новых знаний, формированию новых целей, ценностей и способов профессиональной
педагогической и управленческой деятельности.
Такое положение системы
повышения квалификации предъявляет особые требования к ее организации, структуре,
содержанию и технологиям обучения.
И в этом плане повышение
квалификации педагогических и управленческих кадров является наиболее гибкой
и бурно развивающейся подсистемой непрерывного образования Республики.
Судите сами,
предшествующая практика институтов усовершенствования учителей в основном
сводилась к необходимости совершенствования специалиста в конкретном
направлении, к профессиональному росту и углублению специализации. Она скорее
представляла собой закрепление (усовершенствование) квалификации за счет
углубления уже имеющихся знаний в решении профессиональных задач. Само
“повышение квалификации” осуществлялось в наиболее доступных формах за счет
передачи суммы знаний.
Сейчас в институтах
повышения квалификации Республики, в том числе и Карагандинском, создаются и
апробируются модели повышения квалификации, ведущим принципом которых является
принцип личностного развития взрослых людей. В таких моделях педагоги и
руководители образования учатся технологии процесса, механизму действия и
мышления. Ими приобретаются способности действовать, строить знания о действии,
создавать проекты действий, использовать интеллектуальные средства
самоорганизации деятельности. Ведущей формой при этом выступает моделирование/проектирование
индивидуальной деятельности и деятельности организаций образования.
Переход от целей
усовершенствования традиционной практики образования к целям качественного ее
изменения, от разовых воздействий на практику — к устойчивому и постоянному
взаимодействию с ней, от удовлетворения отдельных потребностей практики — к
системному обеспечению целостных ее участков потребовал создания новой системы
методической работы с педагогами и руководителями образования.
Новая система интегрирует
уровни методической работы областного института повышения квалификации,
методических кабинетов районных/городских отделов образования и методических
объединений/кафедр организаций образования. А наиболее распространённой формой
горизонтальной интеграции становится сетевая организация методической работы и повышения
квалификации. Содержание методической работы, ориентированной на результат направлено,
на выявление образовательных потребностей работников образования, организаций
образования, системы образования региона и их уровневое удовлетворение.
Так, на уровне ИПК
приоритетными становятся следующие функции: научное проектирование нового
содержания и инновационных педагогических технологий, научно-методическое
обеспечение экспериментальной деятельности организаций образования, разработка
критериев экспертизы инновационного опыта, внедрение инновационных моделей в
массовую практику, методологическое обеспечение управленческой и педагогической
деятельности, создание учебных площадок для развития деятельности и мышления
педагога и руководителя.
Основным в деятельности
методических объединений/кафедр становится развитие содержания учебных
предметов и педагогических технологий. Результатом здесь являются коллективные
проекты-разработки, которые проходят практическую проверку, обобщаются и
используются на практике. Главной целью творческих объединений педагогов
является разработка технологий перевода обучаемых в режим саморазвития.
Таким образом, уже многое
сделано для того, чтобы система повышения квалификации стала центром
инновационного движения. Накапливается значительный опыт социального
проектирования, сопровождающийся приобщением его участников к научным и
методическим знаниям, формирующий способности к исследованию и проектированию
процессов развития личности и организаций.
Развитие этих направлений
деятельности, на наш взгляд, будет способствовать превращению системы повышения
квалификации в центр развития образования. Новые технологии обучения взрослых,
используемые в ИПК, и наметившиеся тенденции к упрочению корпоративных и
кооперативных связей с вузами области в перспективе будут способствовать
организации региональной сети повышения квалификации.
Наш опыт показывает, что
такая система может снять ряд проблем, а именно: дублирование, нерациональное
распределение ресурсов, слабое влияние на результаты образовательной практики,
медленное распространение инноваций и др.
По существу система
повышения квалификации Республики выходит на новую парадигму (методологию,
логику, образец) деятельности – научно-методическое и кадровое сопровождение
развития образования через научно-методическое и кадровое обеспечение
развивающего компонента образования. Парадигма, которая включает в себя прежде
всего:
·
мониторинг
развивающего компонента образования: образовательной среды и развития
обучающихся;
·
проектирование развития
образования: программ и концепций развития образования, образовательной среды,
индивидуального образовательного маршрута обучающегося, …
·
экспертизу развивающего
компонента образования: образовательных программ, учебников, программ
подготовки, переподготовки и повышения квалификации, образовательной среды (в
том числе игр и игрушек), региональных программ развития образования инновационных
проектов, коррекционно-развивающих программ, индивидуального маршрута
обучающегося и аттестация работников образования.
·
разработку
механизма внедрения развивающего компонента образования в массовую практику.
Таким образом, «де-факто»
мы становимся институтами развития образования в регионах. Но чтобы стать ими
«де-юре» мы должны отказаться от монополии на повышение квалификации.
Современная система
повышения квалификации помимо областных институтов повышения квалификации,
методических кабинетов и методических объединений видимо должна включать в себя
организации высшего и дополнительного профессионального образования, имеющие
лицензии, разрешающие повышение квалификации. Такая система будет
способствовать созданию рынка услуг повышения квалификации и обеспечит работникам
образования возможности выбора программ и организаций повышения квалификации. И
только в такой системе повышения квалификации возможна реализация ваучерной
системы финансирования.
Но в этом варианте
модернизации системы повышения квалификации есть и свои риски: разрушение
системы повышения квалификации; невозможность спланировать бюджет учреждения,
что приведет к финансовым проблемам; и, как следствие, к оттоку
высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров из системы
повышения квалификации.
Но боятся этого не стоит,
так как международный опыт модернизации системы повышения квалификации в этом
направлении показал обратное. Компенсировать эти риски возможно через регулирование
рынка образовательных услуг повышения квалификации.
Каким образом? Управления
образования областей и региональные институты развития образования в контексте
новой модели повышения квалификации и методической работы способны и могут
взять на себя функции экспертной оценки спроса педагогов и предложений
организаций повышения квалификации (вузов, центров развития образования,
центров профессионального обучения, институтов повышения квалификации и других).
Экспертизы и утверждения их программ повышения квалификации, а так же оценки
уровня удовлетворённости потребностей потребителей и их достижений.
Функции насколько
объёмные, настолько и сложные. Но реализация их будет качественной и
способствовать удовлетворению образовательных потребностей работников
образования, организаций образования и систем образования, если преобразовать
методические служб отделов образования районов и городов в ресурсные центры
институтов развития регионального образования.
Важнейшей функцией
подобных ресурсных центров, которую не реализовали и не реализуют методические
кабинеты, является функция организатора повышения квалификации и переподготовки
работников образования района/города, в рамках которой он выступает посредником
между организациями образования, с одной стороны, и организациями повышения
квалификации, с другой.
В целом же для того чтобы
модернизация системы повышения квалификации Республики осуществлялась системно
и целенаправленно – необходимы:
·
разработка концепции
и программы развития системы повышения квалификации;
·
организация более
тесного сотрудничества всех субъектов системы повышения квалификации работников
образования не только в сфере собственно повышения квалификации, но и
мониторинга, проектирования, экспертизы и внедрения развивающего компонента
образования в массовую практику.
В этой системной работе по
модернизации повышения квалификации в Республике, как вы, коллеги сами
убедились, организующая, регулирующая и координирующая роль должна принадлежать
институтам развития образования – структурам,
·
по природе своей,
т.е. по организации, структуре, содержанию и технологиям обучения,
ориентированным на развитие у работников образования готовности к изменениям,
главного качества педагога и руководителя новой формации;
·
и являющиеся наиболее
гибкими, адаптивными и бурно развивающимися структурами системы непрерывного
образования Республики.
Уважаемые коллеги, это
наше обоснование перспектив развития системы повышения квалификации
педагогических и управленческих кадров в Республике. Есть уверенность, что эти
перспективы реализуемы. С приходом нового министра образования и науки –
Жумагулова Бахытжана Турсыновича данной подсистеме системы образования
Республики уделяется пристальное внимание.
Мы открыты для обсуждения
совместного проектирования будущего системы повышения квалификации
педагогических кадров в Республике.