Внешняя
|
Внутренняя
|
Директивы и нормативные документы
|
о работе с педагогическими кадрами;
|
Общественная
|
о качестве преподавания
|
научно-педагогическая
|
о внешних связях учреждения
|
|
о качестве обучения по программам
|
ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ:
Оперативная - включает в себя данные, необходимые
для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.
Стратегическая - включает в себя данные о реализации
программы развития и перспективах развития учреждения.
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния
методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению
целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов
по переводу исследуемой системы в новое состояние.
ПРИНЦИПЫ:
·
индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной
траектории;
·
полнота и интегральность анализа информации;
·
открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей
его субъектов;
·
непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности
его использования;
·
экономичность используемой информации.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ - выявление проблем отдельных
педагогов, проблем в учреждении в целом.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ - выявление факторов
и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.
3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Является основой деятельности методической службы. Она направлена
на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.
ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:
·
социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение
через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании
для корректировки стратегии развития учреждения;
·
будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое
обеспечение;
реализация образовательных программ; контингент обучающихся;
средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса;
·
ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых
нововведений;
·
последствия конкретных управленческих решений;
УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:
·
четкое определение целей и задач;
·
учет уровня и состояния методической службы;
·
выбор путей и средств деятельности.
4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ
Направлена на разработку содержания и создание различных проектов
деятельности учреждения, которое включает:
·
программу развития учреждения и другие стратегические документы;
·
программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные,
адаптационные,
технологии их реализации;
·
нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения
дополнительного образования детей;
·
методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый,
инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
·
технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
·
наиболее продуктивные методы и приемы обучения.
Уточняется миссия учреждения дополнительного
образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого
она служит.
РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет
собой будущее состояние учреждения.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ
Организация деятельности методической службы носит гибкий характер,
учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу
повысить свой профессиональный уровень.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
Ø создание и
организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
Ø рациональное
распределение функционала между организаторами методической службы;
Ø научно-методическое
обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
Ø организация
системы повышения квалификации педагогических работников;
Ø организация
системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений;
Ø координация
совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной
деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей
других организаций;
Ø координация
деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования
детей и УДО области;
Ø организация
редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий.
6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Направлена на повышения профессионального уровня конкретного
педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными
педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога
свойств и качеств личности.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:
Ø организация
работы на диагностической основе;
Ø добровольность
педагога в повышении профессионального мастерства;
Ø выбор оптимального
объема изучаемого материала.
7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется
по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие
функционирования и развития методической деятельности учреждения.
Процесс управления методической деятельностью требует надежной
обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне.
Обратная связь - это обмен информацией между взаимодействующими
участниками педагогического процесса.
Методическая работа
в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических
работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального
мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:
Ø
деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как
мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;
Ø
содержательный аспект представлен тремя взаимосвязанными направлениями
методической работы: методической, научно-теоретической и психолого-педагогической
подготовки;
Ø
управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический
анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.
Цель методической
работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального
мастерства педагогических работников.
Задачи методической
работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов
и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации
и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников
УДОД.
Структура методической работы разрабатывается в каждом
учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический
совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить:
творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный
совет и др.
Организация деятельности методической работы может осуществляться
через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие
отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные
лаборатории.
Все направления методической работы осуществляются в соответствии
с общими принципами:
актуальность - востребованность педагогом информации,
ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании",
Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества,
учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость
ребенка;
научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия
всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в
различных областях деятельности;
системность - этот принцип требует подхода к методической
работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач,
содержания, форм и методов работы с педагогами;
комплексный характер - принцип предусматривает единство
и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная
методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика
и развитие общей культуры);
оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован
на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому
приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности
педагогов;
творческий характер - способность найти интересные, оригинальные
идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и
взаимодействия;
последовательность, преемственность, непрерывность - методическая
работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами
методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного
труда;
конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей,
запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение
главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого
педагога;
единство теории и практики - принцип предусматривает единство
и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.
Изучив особенности организации методической работы в учреждениях
дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию
в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма
зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора
тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких
условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными
возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает
методическая служба
Методическая служба
должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом
и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации:
планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих
эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения
в целом.
Основными элементами
методической деятельности при таком подходе являются:
Ø
оказание организационно-методической и технической помощи педагогу
в обучении и воспитании детей;
Ø
внедрение в практику научных исследований и достижений передового
опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;
Ø
доведение до сведения педагогов нормативных документов;
Ø
организация системы повышения квалификации педагогов;
Ø
руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.
Особую значимость
деятельности методической службы придают следующие задачи:
Ø
обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;
Ø
развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта
лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;
Ø
разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение
высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической
парадигме;
Ø
разработка образовательных программ дополнительного образования нового
поколения;
Ø
организация проведения опытно-экспериментальной работы.
Педагог дополнительного
образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:
Ø
отсутствие жесткой регламентации в работе;
Ø
значительное расширение возможностей получения информации;
Ø
модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей,
развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения
профессиональных качеств.
Для творческого
педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии,
если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.
Методическая служба
нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование,
прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.